Характерные признаки коллективного способа обучения
Балмаганбетова А.М., к.п.н. Кушнир М.П.
Карагандинский государственный университет имени академика
Е.А.Букетова, Республика Казахстан
Об актуальности организации коллективных способов обучения в современной начальной школе
Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предопределяют формирование модели учебного процесса на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности [1].
«Новая модель системы среднего образования, реализующая компетентностный подход, ориентированный на результат, обеспечивает усиление роли учения, как ключевого процесса школьной деятельности, что предусматривает перенос акцента с обучающегося как пассивного «получателя готовых знаний» на обучающегося — «активного субъекта» познавательного процесса [2].
В современных условиях совершенствования системы образования Республики Казахстан и перехода к 12-летнему образования начальной ступени отводится главная роль в процессе становления личности ребенка.
Обучение в начальной школе рассматривается как благоприятный период формирования учебной деятельности, который закладывает фундамент как развития личности, в целом, так и развития интеллекта, в частности. Развитие интеллекта, в первую очередь, предполагает выработку дисциплины ума, формирование основных психических свойств личности и системы мыслительных операций.
В настоящее время в начальной школе используется множество способов организации работы учащихся на уроке, и все они преследуют единую цель – наиболее эффективное усвоение учащимися материала на уроке. В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные способы ее организации: коллективную, групповую и индивидуальную. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Использование только одного из этих способов не способствует развитию всесторонне развитой личности, поэтому современный учебный процесс должен использовать все способы организации обучения [3].
Актуальность организации коллективных способов обучения определяется тем, что такая форма обучения предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
— противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Коллективные способы обучения будут способствовать формированию и развитию мотивации учеников в сотрудничестве;
— между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Коллективные способы обучения включают каждого ученика в активную работу на весь урок в сменных парах и микрогруппах;
— между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс;
— между воспитанием и обучением. На уроках коллективного способа обучения приветствуются совместные беседы, обсуждения, оценки друг друга;
— между индивидуальным развитием и стандартами обучения: 1 сентября в класс пришли 30 человек, и все они к 1 июня должны перейти в следующий класс. При коллективном обучении ученик может прийти в класс в любом месяце учебного года и сдать экзамен по учебной дисциплине в любое время;
— между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями. Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения [4] .
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Признаками коллективного способа обучения являются:
1) общая цель, поставленная перед всем классом, которая обязательно предполагает самостоятельное нахождение (открытие) учеником новых знаний или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия;
2) учащиеся выполняют одинаковые по содержанию задания, которые должны удовлетворять следующим требованиям:
— задание должно обладать достаточной степенью проблемности;
— задание должно позволять учащимся сделать какое-либо обобщение;
— задание должно предусматривать применение полученных результатов к решению других задач;
— основу таких заданий должны составлять поисковые и проблемные задачи;
— для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке самостоятельные работы эвристического и творческого типов;
3) основная функция учителя — направление деятельности учащихся в правильное русло, поддержка и поощрение их самостоятельной работы. Коллективная деятельность требует от учащихся самостоятельного поиска при достижении поставленной перед ними задачи. Она выполняется на творческом уровне, ее можно отнести к коллективным действиям, подбору соответствующих дополнительных заданий и вопросов, направляющих деятельность учащихся к достижению цели. Сами учащиеся также оказывают друг другу помощь;
4) учитель задает цель, ставит проблему, но не указывает пути и средства достижения этой цели;
5) учитель подводит итоги деятельности не отдельных учеников, а всего класса в целом [5] .
Совместная деятельность в коллективе учащихся является исходной формой учебной деятельности. Включение каждого ребенка в коллективный учебный процесс позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку через развитие мыслительных операций.
Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.
На коллективных учебных занятиях у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки. При коллективных способах обучения у каждого ученика появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития.
Практический опыт применения коллективных способов обучения позволяет выделить следующие его преимущества:
1. В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
2. В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
3. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха.
4. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
5. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение [6].
Также коллективные способы обучения создают благотворную для занятий атмосферу творческих поисков, споров, дискуссий, приучают учащихся следить за основаниями своих рассуждений, помогает развивать правильную логическую речь. А развитие смысловой стороны речи оказывается основным и решающим процессом в развитии мышления и речи ребенка [7].
Таким образом, актуальность организации в современной начальной школе коллективных способов обучения не вызывает сомнения, т.к. их организация способствует созданию условий для развития личности младшего школьника и его индивидуальности.
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010. – 57 с.
2. Государственный общеобразовательный стандарт образования. Среднее образование. Основные положения. — http://www.ayalyalakansko.kz/ru/legal/goso.shtml
3. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия/ под ред. О.А.Абдуллиной. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 512 с.
4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. — М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
5. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. – 320 с.
Источник
Доклад «Коллективный способ обучения»
Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать педагога. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать.
Ян Амос К оменский.
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества.
«Образование в течение жизни»- вот направление сегодняшнего дня.
Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся.
Одной из таких форм является коллективная.
Технология коллективного способа обучения (КСО) имеет различные названия:
-обучение в сотрудничестве.
Эта технология разрабатывалась Александром Георгиевичем Ривиным в 30-е годы нашего века и Виталием Кузьмичом Дьяченко в 90-е годы, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения.
В чём особенности организации работы учащихся при коллективном способе обучения, разработанном В.К.Дьяченко? Коллективный способ обучения использует достижения психологии, педагогики и методики. К трём традиционным организационным формам: индивидуальная, парная и групповая при КСО присоединяется четвёртая (коллективная) – работа в парах сменного состава. Она становится ведущей формой работы.
Организационная форма обучения
1.Опосредованное общение через письменную речь (один человек)
Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником
2. Общение в паре (два человека)
Индивидуально — парная (один учит другого)
Индивидуальный способ обучения (ИСО) –включает две формы: парную и индивидуальную
3. Групповое общение (три и более человека)
Групповая(один одновременно учит многих)
Групповой способ обучения (ГСО)
включает три формы: групповую, парную и индивидуальную
4. Общение в парах сменного состава
Коллективная (каждый учит каждого)
Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
При коллективном способе обучения совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений обучающихся с педагогами и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, дети лучше узнают друг друга.
В.К.Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
-наличие у всех общей цели;
-разделение труда, функций и обязанностей;
-работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;
-участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;
-работа каждого приобретает общественную значимость;
-эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;
-деятельность каждого становится общественно полезной.
Организация коллективной работы на занятии представляет для педагога определённые трудности. Ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка. На первом этапе дети должны изучить правила общения:
отвечая на вопрос педагога, воспитанник обращается ко всему коллективу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом;
обучающийся, отвечавший на вопрос и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать товарища для её исправления;
исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);
для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.
Обучающимся также необходимо приобрести навыки:
читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст и чтобы партнёр его понимал;
говорить вполголоса, но внятно;
слушать внимательно партнёра, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысль;
задавать вопросы по существу, обсуждая тему;
управлять процессом работы пары и группы.
Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет коллективный способ обучения в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важную задачу дополнительного образования – научить детей строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены обучающимся.
В. К. Дьяченко рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО. ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – педагог может быть консультантом; при КСО одновременно несколько обучащихся воздействуют на всех остальных, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Перед Вами распечатана таблица « Особенности методики КСО в сравнении с ГСО», где вы можете наглядно увидеть разницу между двумя этими способами обучения.
Таблица. Особенности методики КСО в сравнении с ГСО
(по В. К. Дьяченко)
В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
-принцип завершенности обучения: обучающийся имеет право переходить к изучению нового материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
-дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
-всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой ребенок, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать;
-разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в процессе;
-разнообразия тем: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
-педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
-непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
На протяжении многих десятилетий педагоги делают попытки наладить сотрудничество обучающихся в процессе обучения. Чтобы ввести в ежедневную практику сотрудничества, взаимопомощь и взаимопроверку, необходимо организовать их совместную деятельность, через коллективный способ обучения. Известно, что человек запоминает:
— 20% — от услышанного;
— 30% — от увиденного;
— 50% — от услышанного и увиденного;
— 70% — от того, что обсудил с другими;
— 90% — от того, что освоил на практике, научил ещё кого-то.
Суть коллективного способа обучения – каждый обучает всех, все обучают каждого. Применение этого способа на занятиях помогает педагогу добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди обучающихся. Повышает качество успеваемости. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает такие качества, как взаимоконтроль, самоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности. Включение обучающихся в различные виды деятельности посредством коллективного способа позволяет развить у них межличностное отношение, которое вскоре станет духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности.
Из личного опыта работы на базе детского сада № 12 считаю, что дети 5-6 лет могут осваивать только азы коллективного способа обучения. На своих занятиях я часто использую работу в парах. В паре они могут помогать друг другу, усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ребенок получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Детей соединяю в пары с учётом их личных склонностей, самому «слабому» ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Но из опыта знаю, что развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Поэтому нельзя часто объединять двух озорников или тихонь. Один обучает многих, многие обучают одного. Между детьми устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности.
Совместно-последовательная работа моего объединения «Мастер на все руки» вовлекает в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей. На занятиях группа делится на микрогруппы и выполняет свои творческие задачи. Например, первая группа выполняет фон пейзажа, вторая – архитектуру, третья – фигуры людей и т.д. Такое занятие позволяет выявить индивидуальные творческие способности каждого, но уже в коллективной деятельности. И у более способных ребят появляется возможность чему-либо научить более слабых детей, но при этом в учебный процесс вовлечены все дети независимо от их способностей.
Из моего опыта могу сказать, что при коллективном способе обучения есть один негативный момент — шумовые помехи во время занятия. Дети дошкольного возраста не всегда могут общаться тихо или в полголоса, слышать друг друга и не мешать другим, но длительное раздражение перестает ощущаться по истечении непродолжительного времени.
Я считаю, что коллективный способ обучения позволяет повысить интерес детей к изобразительной деятельности, улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения. Полученные результаты могут быть разными, но при этом качество художественной деятельности детей повысится несомненно, так как коллективный способ обучения эффективен в процессе обучения и позволяет педагогу выйти на новый уровень исследования или эксперимента.
Источник