Р. Акофф о четырех способах решения проблем
Вы будете перенаправлены на Автор24
Решение проблемы – это использование системы инструментов для осуществления выбора оптимального из всех возможных вариантов поведения в ситуации преодоления угроз среды, позволяющего достичь поставленной цели с минимальными затратами ресурсов.
Понятие проблемы и значение решения проблемы
Проблема во всякой человеческой деятельности, в том числе управленческой деятельности, представляет собой ситуацию, связанную с использованием возможностей внешней и внутренней среды или преодоления угроз внешней и внутренней среды посредством выбора того или иного варианта поведения, который обеспечит достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным образом.
Теорией и практикой управления разрабатываются и анализируются системы действий по преодолению проблемных ситуаций, то есть рассматриваются алгоритмы действий для наиболее эффективного преодоления проблемы. Значение алгоритмов решения проблемы заключается в том, что они позволяют достичь желаемых результатов при использовании минимально возможного объема ресурсов, а также позволяют выбрать наиболее подходящий инструмент воздействия на проблему в конкретных условиях внутренней и внешней среды.
Характеристика способов решения проблемы по Р. Акоффу
Р. Акофф разработал четыре способа преодоления проблемы, при этом он расположил эти способы в иерархическом порядке, то есть от наиболее эффективного к наименее эффективному. Итак, по Р. Акоффу для преодоления проблемы используются следующие способы:
- absolution. Этот способ преодоления проблемы заключается в фактическом игнорировании субъектом управления проблемной ситуации, необходимости выбора определенного алгоритма действий для ее преодоления. Здесь субъект управления предполагает, что разрешение проблемной ситуации будет обеспечена естественным ходом событий и не требует вмешательства со стороны субъекта управления;
- resolution. Это способ преодоления проблемы, который предполагает использование системы действий, применяемых ранее в подобных ситуациях, то есть, иными словами, в ходе управленческой деятельности у субъекта управления накапливается определенный опыт, который позволяет ему использовать ранее применяемые варианты поведения, незначительно адаптируя их под специфику конкретной ситуации. Это наиболее востребованный метод решения проблем, как в сфере частного бизнеса, так и в сфере публичного управления. Однако необходимо отметить, что названный способ предполагает кратковременно положительный эффект, поскольку фактически усилия субъекта управления направлены на устранение последствий проблемы, а не на ее причины;
- solution. Названый метод преодоления проблемной ситуации предполагает разработку и реализацию системы мероприятий, которые позволят достигнуть оптимального эффекта в конкретных условиях внешней и внутренней ситуации. Иными словами, названный способ предполагает разработку наиболее эффективных инструментов преодоления проблемы. Этот способ, в свою очередь, требует тщательного анализа, проведения экспериментов и, в отличие от способа resolution, не предполагает опоры исключительно на прежний опыт и здравый смысл. При этом необходимо отметить, что оптимальное решение проблемы – это условная характеристика рассматриваемого способа, поскольку в связи с постоянными изменениями внутренней и внешней среды окончательно решить проблемную ситуацию не представляется возможным, в любом случае она будет требовать дальнейших управленческих усилий;
- dissolution. Названный способ преодоления проблемной ситуации заключается в том, чтобы перестроить, преобразовать систему в связи с выявленными проблемными аспектами. Это касается как оказания воздействия на внутреннюю, так и на внешнюю по отношению к системе среду. Иными словами, данный способ предполагает качественное воздействие на внутреннюю или внешнюю среду для устранения причин проблемы и оптимизации функционирования системы в целом.
Готовые работы на аналогичную тему
Характеристика эффективности способов решения проблемы по Р. Акоффу
Итак, рассмотренные выше способы решения проблем расположены от наиболее эффективного к наименее эффективному. Так, если первые три способа преодоления проблемной ситуации не предполагают качественного воздействия на объект управления как систему, преобразования структуры или функциональной составляющей, то четвертый способ предполагает системное воздействие на проблему, устранение причин и условий ее возникновения за счет реализации качественного воздействия на факторы внутренней и внешней среды. Не вызывает сомнения, что наиболее эффективный способ решения проблемы – это способ, который позволяет разрешить проблему во взаимосвязи с другими процессами, не предполагает изолированного воздействия на отдельные аспекты функционирования управляемого объекта.
Однако, поскольку как управленческий процесс, осуществляемый человеком, процесс преодоления проблемы не лишен субъективного подхода, Р. Акофф указывает на зависимость выбора конкретного способа преодоления проблемы от реализуемого субъектом управления направления менеджмента. Так, автор выделяют следующие виды управления:
- Реактивное. Эта модель управления связана с отсутствием у субъекта управления удовлетворенности текущей ситуацией и желанием вернуть в прежнее положение объект управления. Здесь усилия субъекта управления направлены на устранение причин, ведущих к изменению функционирования объекта управления. В качестве наиболее распространенного способа решения проблемы применяется resolution, то есть используется прежний опыт и здравый смысл для преодоления проблемных аспектов;
- Пассивное. Это управление, которое предполагает, что субъект управления удовлетворен текущим состоянием и не хочет возвращаться к прежнему состоянию, не желает каких-либо перемен в будущем. Иными словами, усилия субъекта управления направлены на предотвращение, предупреждение каких-либо изменений, на обеспечение стабильного положения. Здесь наиболее востребованным способом решения проблемы выступают absolution, то есть игнорирование проблемы;
- Превентивное. Это управление, которое предполагает, что будущее состояние управляемого объекта будет лучше, чем прошлое или настоящее, поэтому субъект управления форсирует преобразование объекта управления. Здесь происходит планирование, прогнозирование будущего состояния управляемой системы, в качестве наиболее востребованного способа применяется solution, то есть поиск наилучшего решения;
- Интерактивное. Это управление, которое предполагает анализ текущего состояния и восприятие будущего состояния управляемого объекта. При этом субъект управления ориентирован на формирование за счет собственных усилий желаемого будущего состояния объекта управления. Здесь наиболее востребованный метод управления dissolution.
Источник
Общая характеристика проблем, задач и решений
Процесс принятие решения.
- Общая характеристика проблем, задач и решений
- Технология разработки решения.
- Характеристика процессов решения нестандартных проблем.
- Компьютерные системы поддержки принятия решений.
- Использование технических средств в процессе моделирования.
- Задачи оптимизации решения.
- Классификация математических моделей
- Анализ решаемых задач
Общая характеристика проблем, задач и решений
Проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования. Она отражает разницу между существующим и желаемым состоянием системы, между существующим и желаемым выходом системы. Состояние и выход производственной системы характеризуются с помощью показателей. Это обычно отражается названием проблем. Например, если говорят о проблеме производительности труда или текучести кадров, то имеется в виду необходимость изменения показателей производительности труда и текучести кадров.
Для того, чтобы устранить противоречие между существующим и желаемым состоянием системы, надо сначала выбрать цели решения, затем поставить задачу по их достижению. Для одной и той же задачи могут быть найдены разные средства решения и получены разные результаты. Так, задачу увеличения производительности труда на участке на заданную величину можно решать с помощью различных средств:
механизации и автоматизации производственных процессов, повышения квалификации рабочих, создания бригад, улучшения ритмичности поставки материалов и комплектующих изделий и т. п.
Решением данной задачи является вариант, выбранный из многих возможных. Процесс выбора решения задачи из нескольких возможных называется принятием решения. Весь процесс решения проблемы, начиная от его выявления и кончая реализацией решений, называется процессом решения проблемы.
Между целями деятельности производственных коллективов, проблемами, задачами и их решениями существуют следующие взаимосвязи. На основе народнохозяйственных и отраслевых целей и заданий формируются цели деятельности коллектива на планируемый период. Их формирование связано с выбором каких-то целей из множества возможных, т.е. является процессом принятия решений. На пути достижения целей возникают проблемы. В ходе разработки планов развития ставятся конкретные задачи по решению проблем. Результаты решения этих задач фиксируются в виде плановых заданий, программ, мероприятий. На этапе реализации планов возникают новые проблемы, на их основе ставятся новые задачи, находятся соответствующие решения.
Таким образом, решения на предприятиях принимаются в ходе перспективного, текущего и оперативного планирования, в процессе корректировки планов и диспетчирования производства, проектирования производственных процессов и систем управления ими. Решения могут касаться производственной системы в целом или любой ее части. Именно поэтому процессы управления производством рассматриваются в качестве процессов решения проблемы. От того, какие задачи ставятся перед трудовыми коллективами, какие находятся решения, зависит уровень эффективности производства.
Проблемы, возникающие в ходе управления производством, задачи и решения можно классифицировать по разным основаниям или признакам.
По характеру достигаемых целей выделяются экономические, coциальные, организационные, технические задачи. Экономическими (соответственно социальными, организационными, техническими) называются задачи, цели, решения которых и критерии выбора определяются с помощью экономических (соответственно других) показателей. При наличии одной и той же проблемы могут быть сформулированы задачи разного характера. Так, задача совершенствования организационной структуры аппарата управления будет восприниматься как экономическая, если в качестве цели решения принято сокращение затрат на управление. Она же будет восприниматься как организационная задача, если в качестве цели решения принято упрощение связей между подразделениями.
Основные, задачи трудовых коллективов всегда являются экономическими и социальными. Задачи технические и организационные всегда являются подзадачами более общих социально-экономических задач. Действительно, коллективу не нужны технические или организационные результаты, не направленные на улучшение социально-экономических показателей. Поэтому в ходе решения реальных сложных проблем всегда встречаются задачи разного характера.
По степени влияния на производственную систему выделяются задачи стратегические, текущие, оперативные. К стратегическим задачам относятся те задачи, решение которых приводит к радикальным изменениям в той или иной сфере деятельности. Стратегические задачи решаются за длительный период — пять и более лет. Например, задачи значительного сокращения ручного труда, создания хороших жилищных условий для работающих. Текущие задачи связаны как с развитием, так и с поддержанием функционирования производственной системы. Они решаются в течение нескольких месяцев или одного — двух лет. Например, задачи модернизации оборудования, внедрения бригадной формы организации труда на участке. Оперативные задачи в основном связаны с обеспечением функционирования производственной системы на заданном уровне. Например, задачи замены одного вида материала другим, выполнения сменного задания в случае невыхода рабочего. По степени новизны выделяются стандартные и нестандартные задачи. Стандартными считаются те задачи, с которыми данному коллективу приходится встречаться нередко и по которым уже существуют принципиальные решения, часто зафиксированные в производственных инструкциях и других документах. Нестандартными являются задачи, которые решаются впервые или в изменившихся условиях.
По степени определенности результата, ожидаемого от решения задачи,— четко определенные (имеют количественно измеримые цели решения) и плохо очерченные (имеют качественно выраженные цели решения). К первым относится, к примеру, задача увеличения ресурса двигателя на заданное число часов, ко вторым — задача совершенствования стиля руководства. По степени определенности процесса решения задачи делятся на программируемые (алгоритмически разрешимые) и непрограммируемые (алгоритмически не разрешимые). Понятие «программа» в данном случае понимается широко. Это может быть и машинная программа, с помощью которой реализуются задачи на ПК. Программа может представлять собой подборку инструкций (относительно предпринимаемых действий и их последовательности), которые нужно использовать для достижения желаемого результата, т. е. для решения задачи. Не важна форма программы, важно, чтобы ее использование в заданных условиях приводило к единообразному результату. В качестве примеров программируемого решения задач можно назвать: порядок списания изношенного оборудования; порядок открытия титульных листов на объектах капитального строительства, порядок действий оператора в случае возникновения отклонений от планируемого процесса.
Кроме рассмотренных существуют и другие группировки задач и решений. Реальные задачи могут одновременно относиться ко многим классификационным группам. Так, задача может быть одновременно и новой, и непрограммируемой, и технической. Новые, стратегические задачи всегда являются непрограммируемыми. Процессы их решения являются наиболее сложными.
Источник