Характеристики способа познавательной деятельности

Характеристика учебно-познавательной деятельности

Масютина Татьяна
Характеристика учебно-познавательной деятельности

Игра — ведущий вид деятельности, в которой дети усваивают моральные нормы и правила, мотивы отношения между людьми, а учебная деятельность способствует усвоению общественно выработанных способов действий с предметами и эталонами, что развивает интеллектуально-познавательные возможности ребенка.

По мнению В. В. Давыдова, учебная деятельность способствует усвоению системы теоретических знаний, формирует способы решения умственных и практических задач. В педагогике учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, осуществляемой способами предметных и познавательных действий.

Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное ее применение. (При ответе желательно дать определения познавательным психическим процессам: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.)

Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний, вместе с переживанием и отношением. Познание осуществляется посредством познавательных психических процессов, его целью является достижение объективной истины. Первая ступень познания — ощущение, восприятие и представления, вторая — выявление общего, существенного. На основе практического действия появляется мышление. С помощью суждений, умозаключений и понятий ребенок познает окружающий мир. Постепенно развиваются такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, воображение, интуиция.

В начале формирования учебной деятельности взрослый ставит перед обучающим учебную задачу, контролирует его действия и оценивает их. Развитие учебной деятельности предполагает переход контроля и оценки в самоконтроль и самооценку, самостоятельную конкретизацию ребенком поставленных взрослым целей, поэтому главной задачей педагога ДОУ является первоначальное обучение ребенка практическим действиям. Л. С. Выготский установил первенство практического действия ребенка по отношению к его психическому развитию.

Формирование ориентировочных действий в дошкольной педагогике рассматривается в сенсорном воспитании, а развитие познавательных процессов — в умственном.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста включает: педагогическое руководство процессом освоения знаний; формирование умственных способностей ребенка; воспитание у него познавательного отношения к окружающей действительности; формирование навыков культуры умственного труда.

В программах «Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» методологические основы познавательного развития базируются на современных психологических исследованиях. Естественно-научную основу умственного воспитания составляет ориентировочный рефлекс «что такое?» (по И. П. Павлову). Он носит врожденный характер и обладает познавательной направленностью. Под влиянием взрослого постепенно развивается познавательная активность ребенка, которая находит свое выражение в мотивах обуславливающих внутреннюю готовность к познавательной деятельности, развиваются познавательные интересы, потребности и способности.

Структура познавательной деятельности:

• потребности, мотивы, цели;

• содержание предметной деятельности;

• соответствие предмета и мотива, их соподчинение;

• средство осуществления (действия и операции).

Главная задача педагога — развить познавательную активность и интересы ребенка. Интерес — это активная познавательная направленность на тот или иной предмет или явление действительности, связанный с положительным, эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью.

В процессе обучения происходит умственное развитие ребенка. При развивающем обучении ребенок рассматривается как субъект обучения, имеющий определенный опыт, желания, интересы и потребности. Умственное развитие детей раннего и дошкольного возраста обеспечивается на занятиях. Основные характеристики занятия — наличие дидактических принципов, всех элементов учебной деятельности, регламентированность, взаимообучаемость. В процессе обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность. Занятия имеют три основные части неразрывно связанные общим содержанием и методикой,а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

В процессе занятий происходит формирование предпосылок учебной деятельности: развитие различного вида мотиваций (игровой, познавательной, учебной, личностной); развитие произвольности поведения с использованием игровых тренингов, игры, упражнений для обучения детей приемам саморасслабления; различные виды оценивания результатов детской деятельности; использования различных методов обучения (проблемные вопросы и ситуации, моделирование, экспериментирование);использование средств умственного развития и обучения: развивающие игры, разные виды деятельности (игра, конструирование, изобразительная, практическая деятельность, компьютер, развивающая деятельность педагога.

Игра «Фотоаппараты» вырабатывают навыки доверительных отношений с партнером по игре и умение внимательно наблюдать. Прививать детям навык эстетического восприятия природы.

Игра «Что изменилось?» формирует у детей наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происходящие с предметами, сопровождая все свои действия речью.

Игры-шнуровки Марины Монтессори развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивает пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверх», «вниз», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (завязывание шнурков на бант); способствует развитию речи; развивают творческие способности.

Читайте также:  Септолит денталь способ применения

Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что.

Характеристика игровой деятельности Тема Игровая деятельность. План. 1. Характеристика игровой деятельности. 2. Игра – как средство воспитания. 3. Игра – как форма организации.

Интегрированное занятие по познавательной деятельности Программное содержание: 1.) Формировать познавательную компетентность личности, закрепляя представление детей об осеннем времени года,.

Конспект познавательной деятельности «В гости к Лунтику» Конспект познавательной деятельности «В гости к Лунтику» Цель: Систематизировать знания об овощах. Задачи: Образовательные: Активизировать.

Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности Методическая рекомендацияИспользование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности Веремьянина Надежда Анатольевна.

Педсовет «Развитие познавательной деятельности дошкольника» Педсовет «Развитие познавательной деятельности дошкольника» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

План самообразования на тему «Развитие познавательной деятельности» Цель: Формирование экологических знаний у детей в совместной деятельности, в образовательных областях. Задачи: 1. Расширять представления.

Активация познавательной деятельности на уроках биологии МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.

Специфика видов детской деятельности: сущность, характеристика видов и структуры Специфика видов детской деятельности: сущность, характеристика видов и структуры Игровая деятельность Игровая деятельность – форма активности.

Занятие «Я такой» по познавательной деятельности старшей группе «Я такой». Старшая группа. Цель: Формировать представление о себе как о человеке, о его отличительных особенностях (прямохождение, речь,.

Источник

Формы организации познавательной деятельности учащихся

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Как можно больше спрашивать,

спрошенное — усваивать, тому, что

усвоил, обучать других – эти три

правила дают возможность учени­ку

Успешность обучения зависит не только от мето­дов обучения, но и от форм организации познавательной дея­тельности учащихся на уроке, тем более что их реализация проис­ходит как раз в той или иной форме деятельности.

В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и уче­ников, форм их взаимодействия.

Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать «. целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спе­цификой распределения учебно-познавательных функций, после­довательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом — временным и пространственным».

Роль форм организации познавательной деятель­ности в процессе обучения:

Полноценная реализация целей учебного занятия без организации определенной структуры отношений между участниками процесса обучения, без специального планирования этих отношений затруднена, а порой и невозможна

ФОПД во взаимодействии с содержанием учебного материа­ла и методами обучения составляют материальную основу процес­са обучения

Через ФОПД решается задача активизации познавательной деятельности учащихся на любом уровне усвоения: знакомства с новым учебным материалом, репродуктивном, творческом

Разное сочетание ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический ха­рактер деятельности ученика, повысить роль коллективных форм, а в конечном итоге развивать каждого ученика в соответствии с его способностями

ФОПД оказывают влияние на весь ход учебно-воспи­тательного процесса: учащиеся учатся слушать при фронтальной работе, обсуждать проблемы при коллективной работе, организо­вывать свою деятельность при работе индивидуальной

Через ФОПД учащиеся овладевают определенным социальным опытом, прежде всего навыками работы в коллектив

Формы организации познавательной деятель­ности:

Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается ин­дивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивиду­альная форма особенно удачно используется во время самостоя­тельного решения задач по физике, химии, математике, самостоя­тельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.

Педагогическая ценность этой формы организации познава­тельной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учи­теля за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи ученику. Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и представляет большие возмож­ности для самостоятельной работы, способствует воспитанию са­мостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий са­мообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, учений и навыков, но и формирова­нию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответ­ственность за выполнение порученного дела и т. д.

Читайте также:  Способ чтобы быстро отрезветь

Вместе с тем возможность применения индивидуальной формы познавательной деятельности имеет и свои ограничения. Ее орга­низация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся. Здесь ученики работают «рядом, но не вместе», отвечая каждый сам за себя. Если «работа рядом» оказывается в течение всего периода обучения в средней школе преобладающей, то она, естественно, является причиной порождения ярко выраженного индивидуализма в поведении школьника.

Фронтальная форма познавательной деятельности

Она пред­полагает одновременное выполнение общих заданий всеми учени­ками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семина­рах, экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Характерные черты фронтальной формы познавательной деятельности:

Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса — рассказывает, объясняет, показывает, вовлека­ет учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.

В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непо­средственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на кол­лектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания.

Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем, стремится ее усвоить.

Общая цель работы достигается за счет индивидуальных уси­лий каждого ученика.

Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учеб­ные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале — обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная про­блемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что соз­дает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только про­блемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимо­действия с учениками, общения одновременно со всем составом, класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.

Педагогическая эффективность фронтальной формы познава­тельной деятельности во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу ка­ждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.

Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определен­ную творческую активность.

Если же эта форма основывается на элементарной, сухой пе­редаче учебной информации, то тогда начинают проявляться ее негативные стороны. Учитель, возлагая надежды в данном случае только на внутреннюю познавательную активность, утрачивает об­ратную связь, т. к. внутренняя познавательная активность без ее внешнего проявления контролю не поддается. Кроме этого, прими­тивная передача учебной информации не способствует проявлению взаимопомощи и сотрудничества учащихся, что отрицательно влияет на развитие их социальной активности.

Существенным недостатком этой формы познавательной дея­тельности является то, что при ее использовании резко ограничива­ется возможность осуществления общественно полезной деятель­ности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех.

Для фронтальной работы обязательной является общая оценка ее результатов, ибо она в определенной степени способствует ста­новлению коллективных интересов.

Групповая форма организации познавательной деятельности

Организация таких учебных занятий, при которых единая по­знавательная задача ставится перед определенной группой школь­ников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить ак­тивную работу всех членов группы.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке:

Предварительная подготовка учащихся к выполнению груп­пового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

Обсуждение и составление плана выполнения учебного зада­ния в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

Работа по выполнению учебного задания.

Читайте также:  Все способы расслабления глаз

Наблюдение учителя и корректировка работы группы и от­дельных учащихся.

Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных ре­зультатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учите­ля и формулировка окончательных выводов.

Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Успех осуществления этой формы познавательной деятельно­сти в первую очередь зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказа­ния реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит, ВСЕ члены коллектива участвуют в обучении? Это значит, что и каждый член группы (коллектива) вы­ступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, — то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно стано­виться достоянием каждого.

Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельно­сти учащихся:

Наличие у всех участников общей цели

Между участниками имеет место разделение труда, функ­ций и обязанностей

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимо­помощи

Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели

Работа каждого участника процесса приобретает обществен­ную значимость

Эта форма познавательной деятельности основывается на ра­венстве объективных условий для каждого

Деятельность каждого участника занятий является общест­венно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллектив­ных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, — писал Я. А. Коменский, — спрошенное — усваивать, тому, что усво­ил, обучать других — эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать — это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слу­шать»

Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика

М. Н. Скаткин в своей книге «Проблемы современной дидакти­ки» писал о том, что коллективная форма организации познава­тельной деятельности учащихся — это «. общение учащихся в про­цессе обучения в динамических парах и парах сменного состава».

Здесь общее задание делится между чле­нами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4 человек, в которую объединяются учащиеся со­седних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а ос­тальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.

Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый ста­новится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь непременно явля­ется то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общест­венно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.

Необходимо отметить, что формам организации познаватель­ной деятельности принадлежит особое место в реализации воспи­тательной функции урока.

Главный источник их воспитательной роли заключается в ха­рактере самопроявления личности при той или иной форме. Лидер­ство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением учебной рабо­ты, горячая заинтересованность и многое другое — все это лишь отдельные примеры нравственного, эстетического, в целом соци­ального воспитания, обусловленного именно разумным сочетанием форм организации познавательной деятельности учащихся.

Источник

Оцените статью
Разные способы