- Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
- Содержание:
- Классификация социальных групп
- Разновидность социальных групп
- Виды и характеристика больших социальных групп
- Социальные группы и организации
- Отличительные особенности социальных групп
- Малые социальные группы
- Социальная организация
- Отличительные черты социальной организации
- Адаптация
- Коммуникация
- Идентификация
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
- По демографическому признаку (половозрастная структура);
- По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
- По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
- По территориальному размещению;
- По профессиональной деятельности;
- По уровню образования, измеряемого в годах;
- По вероисповеданию;
- По классовому признаку (низший, средний и высший);
- По политическим взглядам.
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
- Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
- Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.
2) Способ организации и регуляции действий:
- Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
- Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.
3) Принадлежность индивидов к группе:
- Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
- Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
- Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
- малый количественный состав (2-30 человек);
- межличностные отношения и близость индивидов;
- длительное время существования;
- наличие общих целей и задач;
- наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
- высокий уровень информативности каждого члена;
- наличие лидера;
- разделение социальных ролей;
- эмоциональное общение индивидов;
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
- общность личностных и общественных интересов;
- общность задач, целей и ценностей.
- предметная – достижение поставленных задач;
- социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
- Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
- Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.
Функции социальной группы:
- первичная и вторичная социализация;
- ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
- даёт ощущение принадлежности к социальной общности.
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
Источник
Социальные группы и организации
В социологии значение имеют такие понятия как «социальная группа» и «социальная организация». Большинство социологов сходятся во мнении, что «социальная группа» – совокупность людей, объединенная одним социальным признаком. Это самое простое и краткое из всех существующих определений.
Отличительные особенности социальных групп
Социальную группу необходимо отличать от массовой общности.
Она имеет следующие характерные черты:
- Прочную, надежную закрепленность в пространственно-временной системе координат.
- Сплоченность внутри группы.
- Однородный состав: все члены обладают одинаковыми признаками.
- Включается в более крупные социальные объединения как структурный элемент.
Социальная группа проходит несколько периодов формирования:
- диффузная: нет никакой общей деятельности, ценностей, целей, задач, интересов;
- ассоциативная: происходит осознание общих ценностей, интересов, начало совместного действия;
- кооперация: характеризуется четко поставленной общей целью;
- коллектив отличается объединением и в труде, и в общей жизнедеятельности.
Социальной группе присущи следующие функции:
- Социализация индивидуума (происходит его ознакомление c действующими в обществе ценностями, правилами, нормами и приобщение к ним).
- Определение места и видов деятельности.
- Формирование ощущения принадлежности к конкретному сообществу, получения поддержки от него.
В современном обществе создано огромное количество социальных групп с разнообразными признаками, задачами.
- научно-исследовательские;
- хозяйственные;
- политические;
- образовательные;
- информационные
- иные.
В дальнейшем группы могут становиться организациями со свойственными им характеристиками.
Малые социальные группы
В составе таких социальных групп находится от 2-х до 20-ти человек. Это главные объекты исследований в социально-психологической сфере, поэтому стоит поговорить о них отдельно. Объединяются на основе общей деятельности.
- небольшой количественный состав;
- продолжительный период существования;
- близкая расположенность членов группы;
- одинаковые для всех ценности, поведенческие нормы и образцы;
- добровольный вход;
- поведенческий контроль, носящий неформальный характер.
Одна из разновидностей – первичные группы. В основе взаимодействия участников –высокий эмоциональный уровень. Яркий пример – дружеские группы, одноклассники, семья. Такие «общности» – первое звено между социумом и личностью. В них индивид получает первый опыт социализации, осваивает нормы общества, ценности, идеалы.
Социальная организация
Социальная организация представляет собой объединение, создаваемое с конкретной целью. Все ее члены иерархически взаимосвязаны по степени выполняемых функций и административных задач.
- общая цель и план действий;
- функциональное распределение, а также ролей и обязанностей;
- определение иерархических позиций, должностей;
- руководящая система;
- руководство работой социальной организации проводится специальными работниками;
- создание сети в отношении позиций и ролей, где у каждой личности есть собственное место, положение, а также ответственность за осуществление функций и задач.
К социальной организации применим термин «организационный эффект».
Его основные элементы:
- объединение усилий множества членов организации в один момент, что приводит к заметному энергетическому приросту;
- выполнение индивидами специализированный функций (направленность на одну функцию усиливает общий энергетический эффект);
- синхронизация действий индивидов (мощный способ улучшения продуктивности всей организации).
Отличительные черты социальной организации
Социальные организации подразделяются на формальные и неформальные структуры. В основе формальной находится разделение труда, что приводит к появлению должностей с определенными функциями, наделяющими статусом тех лиц, которые их выполняют.
В социальных организациях отношения носят чисто формальный характер. Здесь не принимаются во внимание индивидуальные особенности. По данной причине такая организация не способна охватить все возникающие взаимосвязи между людьми и контролировать их.
По приходу в социальную организацию новый работник занимает определенное место, приобретает статус, который оказывает воздействие на его дальнейшее поведение, и, по сути, определяет его. Стандарты и предписания не принимают во внимание личные качества. Они требуют простого подчинения работника. Соответствие этим стандартам и определяет успешность члена организации.
Главной отличительной чертой социальной организации является постоянное укрепление формализованного характера. Для этого происходит частое преобразование действующих норм, правил, ролей, статусов. Здесь активно внедрена система поощрения и наказания. Собственно, она и является основным механизмом «мотивации».
Структура в такой организации также очень проста – односторонняя иерархия, направленная сверху вниз. Вся власть сосредоточена в руках лица, занимающего вышестоящий статус в системе. Оно же и принимает все решения.
Так как социальная организация является формализованным объединением, оно редко возникает на добровольной основе. Такие «союзы» создают для достижения определенных целей. Между членами обязательно есть дистанция. На нее влияет статус, занимаемый каждым членом группы.
У человека есть право выбора организации. Пожалуй, в этом и состоит вся свобода. После вступления его поведение попадает под строгое и неукоснительное влияние действующих рамок. Они прописаны в должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка, других постановлениях. Все они действуют исключительно в интересах организации, на повышения степени эффективности ее действия.
В качестве наглядного примера можно привести трудовую организацию. Она также образуется не на добровольной основе. Все контакты носят деловой характер и осуществляются в строго установленных рамках. Часто они обезличены, то есть один человек может приходить на смену другому, а обязанности и роли, несмотря на такое изменение, остаются прежними.
Теперь стоит сказать несколько слов и о неформальной социальной организации. У нее есть свои особенности, механизмы действия. Они успешно применяются для регулирования коллективной деятельности.
Среди таких механизмов выделяют:
Адаптация
Начальный и важный этап неформального включения индивида в организацию. Посредством этого механизма происходит ознакомление и усвоение ценностей, норм, правил, действующих в «группе». То, насколько успешно произойдет адаптация, окажет влияние на дальнейшее развитие индивида в данной общности, на его самореализацию. Это даст возможность развивать свои личностные качества. Любой новый член группы проходит данный этап. Для успешного вхождения даже новый руководитель обязан принимать действующие нормы и традиции с уважением, разделять мнение остальных членов коллектива, бывших и настоящих лидеров.
Коммуникация
Позволяет осуществлять эффективный обмен знаниями. Здоровая коммуникация повышает эффективность функционирования общности, развивает каждого отдельного индивида, делает «группу» более сплоченной. Коммуникация позволяет создавать ценности, убеждения, установки.
Идентификация
В процессе взаимодействия происходит формирование ощущения принадлежности (корпоративного духа).
Данный процесс затрагивает несколько уровней:
- эмоции: способность членов организации к сопереживанию;
- мировоззрение, в том числе, ценности;
- поведение.
В некоторых случаях, например, на предприятии, неформальные объединения могут появляться в противовес поведению руководства. Толчком для создания таких организаций может стать неуважительное отношение работодателя или выше стоящих менеджеров к персоналу, непринятие во внимание мнения подчиненных и т.п. Это основное отличие от формальных организаций. Последние способны эффективно функционировать только там, где возможна простая замена одного работника другим, там, где есть четко прописанные правила. Критерий замены – профессиональные навыки и квалификация.
Формальные организации более устойчивы. Направление деятельности не всегда совпадают с неформальными группами. А иногда находятся в скрытой или явной конфронтации. Начинаются сложные процессы, когда индивиды стремятся приспособить действующую систему организации под собственные потребности. Это отражается на деятельности социальной системы: запутываются организационные связи, снижается качество управления, его эффективность и т.д. Для сведения деструктивного влияния от такого противостояния к минимуму, необходимо уменьшить дистанцию между неформальными и формальными структурными элементами.
Итак, «социальная группа» и «социальная организация» – основные понятия в социологии, которыми часто оперирует данная наука. Группы подразумевают под собой объединение индивидов по общим признакам, например, полу, возрасту. Организации же бывают формальными и неформальными. Создание первых происходит для достижения поставленных целей, на недобровольной основе. Примером может стать трудовой коллектив. Создание вторых происходит не на формальной основе и иногда возникает как противовес формальной организации.
Источник