ЕГЭ. Человек
Тема 5.Способности
Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.
Способности
Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков , возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.
Формирование способностей
- В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
- Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
- Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.
Типы способностей
- Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
- Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.
Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.
Одновременно выделяют следующие типы способностей.
- Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
- Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
- Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.
В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?
Виды способностей по направленности на деятельность.
Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.
Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.
Уровни способностей
- Одарённость— это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность.
- Одаренность– это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.
Выделяют следующие виды одаренности:
- художественная (высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве);
- общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высокоразвитыми способностями к переработке информации, проявляется в успешности обучения);
- творческая (порождается способностью выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
- социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
- практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, знанием сильных и слабых сторон и способностью использовать это знание; это способность менеджера, посредника).
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
- Талант— это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.
- Талант — это высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других.
- Гениальность—это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Гениальные люди открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Они в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества.Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.
В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.
Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.
Уровни способностей
- Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества.
- Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.
Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.
Показатели способностей:
- высокий темп усвоения и обучения;
- широта переноса навыков внутри деятельности;
- низкая утомляемость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
- индивидуальное своеобразие деятельности;
- выраженный интерес к деятельности и высокая мотивация.
Пути развития способностей:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Характеристика уровней развития способностей.
Способности. Виды и уровни развития способностей
Слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Выдвинутый С.Л. Рубинштейном принцип единства сознания и деятельности и постановка вопроса о развитии способностей в деятельности исходят из представления о способностях как индивидуально-психологических качествах, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности. Способности, по С.Л. Рубинштейну, представляют собой синтетическое образование личности, в основе которых лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.
Б. М. Теплов в своем классическом определении способностей указывает на три признака, характеризующих понятие «способность».
— Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности.
— Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
— В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности (Теплов)- индивидуально психологические особенности человека, только те, которые обеспечивают успешное (эффективное) выполнение какой-либо деятельности. Они не сводятся к приобретенным знаниям, умениям и навыкам, но облегчают их усвоение.
Шадриков: способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и осуществления деятельности.
Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности, необходимо отметить, что она может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность.
Знания, умения и навыки формируются в определённой ситуации, при разрешении определённых теоретических и практических задач. Если в новой ситуации при разрешении новых задач человек достигает успешных результатов, и ещё не были усвоены определенные навыки и умения, то условием успеха можно считать его способности. От способностей, согласно М.В. Гамезо И.А. Домашенко зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
А.Г. Ковалёв указывает, что способность можно определить как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней. Выражение «ансамбль свойств» используется автором потому, что он имеет в виду не простое сосуществование свойств, а их органическую связь между собой, их взаимодействие в определённой системе, в которой одни выдвигаются на первый план и являются ведущими, другие опорными, а третьи играют вспомогательную роль.
Мерлин В.С. даёт следующее определение способностей. Способности – это продуктивные индивидуально своеобразные приёмы и способы работы. В качестве способностей могут выступать не только свойства индивида, но и свойства личности.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.
Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от ка-кой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б. М. Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».
Характеристика уровней развития способностей.
По степени развития способностей подразделяют одарённость, талант и гениальность.
Одарённость – уровень, позволяющий легко и быстро добиваться успехов. Одарённость многогранна, она может проявляться в различных видах деятельности. Различают: интеллектуальную, моторную, музыкальную одарённость. Одарённость считают хорошей предпосылкой для достижения успехов в разных областях. Одарённость проявляется рано, но не синхронно. Одарённость довольно отчётливо может проявляться в дошкольном возрасте, часто одарённость проявляется в следующих формах:
— об одарённости свидетельствует ранняя речь
— большой словарный запас
Одарённость у нас долгое время не изучалась. На западе одарённость изучается; учителей для одарённых детей готовят специально. В последние 15 — 20 лет у нас стали говорить об этой проблеме. Первая лаборатория, изучавшая проблему, была под руководством Матюшкина А.Н. Сейчас реализуется гос. программа «Одарённые дети».
О возможной одарённости можно говорить в следующих случаях:
1) если ребёнок научился ходить, говорить, читать раньше своих сверстников.
2) если ребёнок проявляет интерес к вещам: зачем, как сделаны, где и каким образом используются.
3) запоминает информацию, долго хранит её в памяти.
4) строит гипотезы, необычные для его возраста.
5) если требователен к себе.
6) проявляет заботу, остро реагирует на несправедливость.
7) демонстрирует значительные достижения в какой-то области.
Талант – позволяет человеку легко и быстро добиваться значительных успехов в какой-либо деятельности. Люди добиваются значительных успехов.
«Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.
Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия, зависит от потребностей эпохи и государства. В войну развиваются полководческие таланты, в мирное время – инженерные и др.
Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая способность, даже сильно развитая не может быть аналогом таланта.
Структура умственной одарённости (по Петровскому А.В.):
1. внимательность, собранность, постоянная готовность к напряжённой работе.
3. интеллектуальная деятельность: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.
Структура специальной одарённости включает ансамбль вышеперечисленных качеств и дополняется рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности.
Гениальность – это такой уровень развития способностей, который позволяет добиваться выдающихся успехов в какой либо деятельности.
О гениальности говорят, когда достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей мало. Принято считать, что за 5000 историю цивилизации их было около 400 человек (например: Аристотель, Ломоносов М.В.).
Продукт, созданный гением известен не только народу или нации, он известен всему миру.
Основоположником экспериментального подхода к решению проблемы способностей, одарённости и таланта является Фрэнсис Гальтон. Заложил основы дифференциальной психологии, психологии способностей. Одарённость в 19 -20 веке понималась как высокий уровень интеллекта (IQ — 140). Считалось, что одарённость проявляется в ряде поколений. Спирмен считал, что в основе интеллекта особый вид энергии, который обусловлен кортикальной активностью.
Айзенк полагал, что 80% интеллекта заданы генетически, а 20% — определяются обучением и воспитанием.
Штерн: одарённость = интеллект + познавательные процессы.
Гилфорд, Торенс, Тейлор, Баронс: на основе наблюдений выделили конвергентный и дивергентный типы. Креативность включает в себя: беглость, гибкость, оригинальность.
Хеллер выделяет компоненты одарённости: когнитивный, мотивационный, социальный.
Фельдхъюсен включает в одарённость общие способности: спсобность хорошо мыслить, перерабатывать информацию, решать проблемы.
Стернберг: пентагональная имплицитная теория одарённости (1997). 5 критериев:
1. критерий превосходства
2. критерий редкости
3. критерий продуктивности
4. критерий демонстративности (неоднократное повторение одного и того же результата).
5. критерий ценности (имеет ценность в данной культуре).
Понятие способностей в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.
К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят еще и способности.
Способности характеризуют различия между людьми по уровню выполнения деятельности.
В зарубежной литературе акцент ставится либо на достижения (часто отождествляются достижения и способности), либо на задатки.
1. Способности свобятся к достижениям.
Способность = успех/«цена».
НО: Влияют еще и др. факторы (в т.ч. характер).
=> способности достижения (не тождество).
«–» зарубежной психологии – недостаток теории.
2. Отождествление способностей и задатков.
Не все способности наследуются. 95% определяется средой.
Источник