Характеристика приемов способов вырезания

Альбом по аппликации. Способы и приемы вырезывания, рекомендуемые для дошкольников.
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Скачать:

Вложение Размер
applikaciya.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Альбом по аппликации. Способы и приемы вырезывания, рекомендуемые для дошкольников.

Виды занятий по аппликации в детском саду.

Дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения. Изображения носят несколько обобщенный, и даже условный характер, т.к. рекомендуются для дошкольников. Предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов, затем отдельные детали наклеивают. Размеры заготовок предусматривает воспитатель и готовит их для каждого ребенка. С 3 до 4 лет проводится наклеивание полностью готовых форм, отрабатываются навыки намазывания и наклеивания фигур на фон.

Предполагается научить детей вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (« Цыпленок клюет зерна», « Колобок отдыхает на пеньке», « Рыбки плавают в аквариуме»). Необходимо вырезать и подобрать персонажей, передать позу героя, создать композицию сюжета. Нужно более разнообразно использовать цвет и его оттенки.

Это вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умениями вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические и растительные формы, обобщенные

фигурки птиц и животных) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях стилизуются , декоративно перерабатываются реальные предметы. Обобщается их строение, образы наделяются новым качеством. Художник- орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертвния растений, птиц. Животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются.

Орнаментальные композиции применяют для оформления альбомов. Пригласительных билетов, поздравительных открыток, сценических декораций, костюмов

В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться в виде фриза, каймы или бордюра, элементы могут чередоваться. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через 2-3 элемента

В центрально – лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, какая форма предмета: круглая, прямоугольная , квадратная, овальная

Получила широкое распространение в практической деятельности, создавая некоторую видимость объема. Она увеличивает художественные возможности работ, расширяет творческие возможности детей. По правилам изготовления ее можно разделить на четыре группы:

Отдельные элементы наклеиваются на фон только частью своей плоскости.

На развернутой обложке – сувенире приклеивают детали частью своей плоскости в два- три плана.

На фон ( основание аппликации) наклеивают какую-нибудь объемную деталь ( коробку изображающую скворечник, автомобиль), соломинки, изображающие бревна, вату вместо снега и др.

Некоторые детали (сердцевину цветка или лепестки) приклеивают несколько помятыми или выполненными из гофрированной бумаги, чтобы показать объем игрой материала.

Художник или ребенок выбирает натуру, сюжет или узор, вероятно нужно сделать зарисовку –эскиз цветными карандашами или ручками. Подбираются цвета и оттенки Аппликации могут быть монохромными или одноцветными и полихромными (многоцветными ). Одноцветные композиции отличаются графичностью, много цветные – красочностью.

Вырезание деталей изображения

Вырезать детали изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому , чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу (чаще всего это бывает от тупых ножниц).

Заготовленные детали изображения располагаются на наклеиваемой поверхности – фоне- так, чтобы получилась задуманная композиция. Если композиция не нравится, детали располагают иначе. В силу этой особенности аппликация для детей более доступна, чем рисование.

В аппликации сначала наклеивают наиболее удаленные детали и предметы, а затем постепенно приближающиеся к переднему плану, при этом можно показать , как один предмет заслоняет другой.

Последний этап выполнения работы. Наклеенную аппликацию кладут под груз. Следует помнить, что клеящие составы обладают коварным свойством – стягивать бумагу при высыхании, поэтому груз (несколько книг) накладывают на предметную аппликацию сразу по окончании работы. Сюжетная аппликация, где наряду с крупными деталями много мелких, выполняется в несколько приемов. Поэтому и груз накладывается в несколько приемов ( по мере наклеивания деталей) и не снимают его до полного завершения работы.

Методика ознакомления детей с ножницами

Детям загадываю загадку : « Два конца, два кольца, посередине- гвоздик» Загадка рассказывает детям в лаконичной форме о внешнем виде инструмента – ножниц. С детьми внимательно рассматриваю ножницы, объясняют что кольца существуют для того, чтобы в них вставлять пальцы. Разводим в стороны пальцы, расходятся также и кольца и концы ножниц, а при соединении концы и кольца соединяются . Все пробуют произвести движение несколько раз, раскрывая и закрывая ножницы. Здесь же рассказывается о технике безопасности, что надо держать ножницы только кольцами вверх.

Затем берем полоску бумаги размером 16х4 или 12х3 см, чтобы ее можно было разрезать одним слитным движением ножниц, т.е. за один шаг ножниц. Полоску зрительно делим приблизительно пополам, вставляем в треугольник раскрытых ножниц и читаем стихотворение : « Смотрите, мы раскрыли пасть, в нее бумагу можно класть, бумага в нашей пасти разделится на части» и одним смелым движение разрезаем бумагу пополам. А затем также делим первый прямоугольник на два квадрата и второй. Для закрепления действий ножницами, можно предложить детям порезать полоску на тонкие ленточки и сделать из них какие- нибудь предметы ( заборчики, лесенки, елочки, самолетики и др.)

Задание : резание полоски на глаз, на одинаковые четырехугольники (билетики, платочки, брусочки). С 3,5 лет проводится такая работа по рекомендациям современных программ ( Д.И.Воробьева

Видоизменение геометрических форм

Самой первой формой для видоизменения дается прямоугольник, так как на этой форме лучше всего ориентироваться. Для анализа прямоугольника используется информационно- рецептивный метод по формуле: глаза + речь + рука. Таким образом ребенок получает информацию с помощью разных рецепторов. Воспитатель показывает прямоугольник и у детей на столе тоже есть эта пластиковая форма. Сейчас мой пальчик пойдет гулять по краю прямоугольника, а помогать ему будут глазки и язычок: глазки будут смотреть куда идти, а язычок говорить. Вот пальчик встал на край дорожки и пошел, долго шел пальчик, почему? Правильно, дорожка длинная, и вдруг пальчик упал, почему ? Дорожка закончилась! Стал пальчик искать, что же там есть, где закончилась дорожка, И нашел уголок, а уголок какой ? Острый . (хотя у детей есть личный опыт об этом понятии, воспитатель дает им попробовать, что уголок острый)

И нашел пальчик опять дорожку, глазки посмотрели, куда она идет , а язычок сказал: «Вниз». И прошел пальчик эту дорожку очень быстро, почему ? Она короткая, Опять дорожка кончилась, но пальчик не упал ,а быстро нашел острый угол и дорожку. Какая опять дорожка? Длинная, Закончилась длинная дорожка, пальчик нашел острый уголок, глазки посмотрели, а язычок сказал: Вверх и опять пошел и быстро прошел дорожку, почему ?

Прямоугольник можно положить по разному. Если положить его к себе длинной стороной, то его стороны будут называться:

Если прямоугольник положить к себе короткой стороной, то «имена» сторон изменяться и станут называться так: Пусть дети выполнят этот поворот и снова назовут стороны

Деление квадрата, прямоугольника по сгибу. Получение нескольких одинаковых форм.

Получение квадрата из полоски, сложенной пополам. Резание по сгибу . Воспитатель дает полоски 4 х 8 или 3 х 6 .

Рекомендации детям – складываем пополам, значит, совмещаем уголок с уголком и стороны заготовки, потом хорошенько проглаживаем сгиб и разрезаем по сгибу. Тематику придумайте и изобразите самостоятельно.

Самостоятельно выполните аппликации тем для занятий

Из прямоугольника можно получить трапецию, но детям это понятие не дается, а форму называют лодочкой или крышей для домика. Вырезается она так: Прямоугольник берем рукой за длинную сторону, Надо посмотреть на правый верхний угол по длинной верхней стороне, наметить глазами точку, немного отступив от угла, поставить ножницы в нижний правый угол и срезать до намеченной точки. Затем повернуть заготовку белой стороной к себе и срезать таким же образом.

Из прямоугольника можно получить полукруг или овал. Ножницы ставятся на середину короткой стороны ( поворачивается только бумага, ножницы держим концами вверх) и плавным поворотом срезаем уголок, доходя до середины другой стороны. Уголок при этом должен упасть обязательно. Если этого не произойдет, движение будет бесконечным, а в результате получится спираль.

Источник

Способы вырезывания из бумаги. Основные приемы вырезывания

Приемы вырезывания можно расположить в определенной системе по трудности их применения: вырезывание правильных геометрических форм, вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой», вырезывание по частям, силуэтное вырезывание, вырезывание по кон- гуру, обрывание краев бумаги.

Вырезывание правильных геометрических форм. Геометрические формы используются в основном в декоративных работах, причем важно, чтобы все они сочетались друг с другом по размерам. Так, прямоугольник должен соответствовать или двум квадратам или половине большого квадрата; треугольник – квадрату, разделенному по диагонали; сторона ромба должна быть равна стороне квадрата и т.д. Такое соответствие на­до соблюдать и тогда, когда используются одинаковые формы, но в разных размерах: большой квадрат должен включать в себя четыре маленьких и т. д.

Округлые формы получаются из прямоугольных путем закругления уг­лов. При этом также должны сохраняться их размеры, например, диа­метр круга должен быть равен стороне квадрата, из которого вырезывает­ся круг.

Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое. Этот прием применяется при вырезывании предметов симметричной формы: листьев, цветов, посуды (кувшины, вазы и др.). При вырезывании фигур сложной формы этим же способом надо выбрать такое положение, при котором части будут расположены симметрично. Для фигуры человека это положение фас, для животного — спереди или сзади, бабочки, стрекозы – с распростертыми крыльями. Ис­пользуя данный прием, необходимо соблюдать правильные пропорцио­нальные соотношения по ширине предмета, так как, вырезывая из бумаги, надо представить только половину предмета.

Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз. Этот прием дает возможность вырезывать формы некоторых предметов, имеющих также симметричную форму, но более сложную: все части расположены вокруг центра (салфетка, снежинка, ромашка; василек, лютик и др.).

Квадратный лист бумаги складывается по диагонали в три-четыре ра­за (в зависимости от того, какой предмет вырезывается). Следует пом­нить, что часть, приходящуюся на сгибе, надо вырезывать вдвое уже, чтобы она соответствовала другим таким же по форме частям, вырезы­ваемым без сгиба (вырезыванием ромашки, василька).

Существует специальный прием складывания бумаги для вырезыва­ния предметов, имеющих пять частей, — звезда, лютик, полевая гвоздика. Этот прием следует освоить по чертежу.

Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. Этот прием исполь­зуется, когда надо сделать несколько одинаковых форм и для вырезывания гирлянд. При выполнении одинаковых форм бумага складывается по ширине так, чтобы согнутая часть соответствовала по ширине половине вырезываемой формы; сгибов должно быть столько, сколько требуется форм. Вырезывают так же, как из бумаги, сложенной вдвое. При выпол­нении гирлянд надо помнить, что формы должны остаться соединенными между собой. Поэтому на местах сгибов и с одной и с другой стороны должны остаться неразрезанные места – перемычки, соединяющие всю гирлянду в единое целое. На сгибах с одной или с двух сторон вырезы­вают изображения половины предмета.

При вырезывании только с одной сто­роны сгиба получается фриз с повторением одной формы, если на сгибах разные формы, в гирлянде получится их чередо­вание.

Вырезывание по частям. Для вырезы­вания предметов сложной конструкции или для получения частей разного цвета применяется вырезывание каждой части отдельно. Здесь важно предусмотреть раз­меры бумаги для каждой части, чтобы сохранить правильные пропорциональные соотношения. Вырезывается каждая часть соответственно своей форме или сложен­ной бумаги, или другим приемом.

Силуэтное вырезывание. Силуэты пред­метов несимметричной формы могут быть вырезаны на глаз, без заранее нарисован­ного контура. Для удобства вырезывание проводится в два этапа. Сначала выпол­няется обобщенная форма больших размеров, чем требуется, а затем по краю ее вырезываются все детали, присущие данному предмету, — иголки у ежа, плавники у рыбки и т. п. По мере овладения этими приемами можно вырезывать всю форму сразу.

Вырезывание по контуру. Этот прием применяется в тех случаях, когда форма предмета должна быть точной, без каких-либо изменений (напри­мер, пятиконечная звезда как эмблема), или чрезмерно затейливый орна­мент при выполнении декоративных работ (завитки, сложные листочки и др.), особо сложные положения людей, животных.

Обрывание краев бумаги. Этим приемом легко передать особенности поверхности некоторых предметов (пушистый мех, снег, облака, пенистые гребни волн и т.п.). Форма здесь создается, как и при вырезывании, на глаз или по контуру.

Источник

36.Способы и приемы вырезания

Вырезание деталей изображения

Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу. (Чаще всего это бывает от тупых ножниц.) Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами. Отрезая бумагу по прямой линии, опустить ее вниз, одновременно продвигая ножницы вверх. При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а левой рукой бумага направляется по намеченным линиям изображения . Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следует вырезать небольшими ножницами.

Для того чтобы прорезать отверстие в бумаге, нужно сначала проколоть острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем уже вырезать нужное изображение. Сделать это можно и по-другому: сначала надрезают бумагу, а затем вырезают серединку. После наклеивания линия надреза не будет видна.

Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги.

К симметричным формам можно отнести листья, цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, силуэты бабочек, ваз, посуды, платьев и т. д. В начале целесообразно выполнить несколько заданий, в которых предусмотрена передача отдельных изображений, имеющих симметричное строение, из одноцветной бумаги.Такие изображения будут носить силуэтный характер. Несмотря на это, они дают представление о способе изобразительной техники, развивают умение видеть и передавать форму изображения, соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений, близких по форме, правильно определять на глаз пропорции.

Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз.

Из бумаги, сложенной в несколько раз, или, как условно называют, гармошкой, получаются интересные и полезные вырезки. Их можно использовать как украшения помещений детского сада, костюмов. Прием вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз, используют, когда надо получить много одинаковых изображений, например для разных орнаментов, наглядных пособий, дидактических игр, атрибутов к подвижным или творческим играм.

Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки.

Этот прием вырезания придаст аппликации выразительность и живописность. Делают это следующим образом. Готовят форму какого-либо изображения (цветка, листочка, вазы и т. п.), из этой формы вырезают определенную частичку и подклеивают под нее подкладку, таким образом, подчеркивают форму самого изображения.

Методы и приемы (по возрастным группам).

Младшая группа. При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии. В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения. До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест. Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать. Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям. Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть каждый элемент на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанный элемент, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой, прижать ладонью, промокнуть лишний клей. На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству се выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.

Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей — маленькую).

В средней группе впервые вводится вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используя показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод).

Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезывать овал с серединки маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны, так, чтобы уголок отпал. » В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод — упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить всем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия. .

На занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов. Но если в предыдущей группе воспитатель активизировал детей вопросами, то теперь необходимо предоставлять больше самостоятельности самим детям. К использованию образов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Можно использовать вариативные образцы. Демонстрировать приемы вырезывания на каждом занятии не следует. Необходимо чаще опираться на самих детей, привлекая некоторых из них к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием вырезывания. В тех случаях, когда вводится новый прием вырезывания, показ этапов и способов работы осуществляется самим воспитателем. Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель должен чаще задавать им вопросы не только о том, как вырезать предмет той или иной формы, но и получить выразительную аппликацию: найти удачную композицию, передать несложное движение путем изменения положения отдельных частей, подобрать подходящую бумагу. Нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, предоставляя в их пользование больше вариантов. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний, воспитатель применяет советы, направленные на развитие творческой активности детей. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Не торопясь с подсказкой, педагог старается косвенно подвести ребенка к правильному решению.

Источник

Читайте также:  Гуманистически ориентированные способы воспитания
Оцените статью
Разные способы