Характеристика нагрузки способы ее регулирования

Билет №14. 1. Понятие «физическая нагрузка»

1. Понятие «физическая нагрузка». Основные способы её регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой

Физическая нагрузка (тренировочная нагрузка) — это степень воздействия физических упражнений на организм человека. Высо­кие результаты занятий физическими упражнениями зависят от правйльного выбора и строгого соблюдения объёма и интенсивности тре­нировочной нагрузки. Развитие двигательных (физических) качеств происходит при повторном применении тренировочной нагрузки, по­степенном её увеличении и чередовании с отдыхом.

Объём тренировочной нагрузки — это количество физической на­грузки за одну тренировку. Он выражается в мерах времени, длины, веса, в количестве упражнений и т. д.

Интенсивность — это объём нагрузки, выполненный в единицу времени.

Интенсивность и объём физических нагрузок во время самосто­ятельных занятий физической культурой и спортом должны соответ­ствовать возрасту и физическому состоянию обучающихся. Нагрузка чрезмерная может привести к перетренированности. Перетрениро­ванность или переутомление выражается в неестественном покрасне­нии или побледнении кожных покровов, выделении обильного пота появлении одышки, нарушении координации движений, потери ин­тереса к занятиям. Чтобы подобных явлений не допустить, следите, чтобы тренировочная нагрузка соответствовала функциональному состоянию организма, которое определяется по пульсу.

Порядок определения пульса:

1) в положении сидя отдохнуть 3-5 минут;

2) число сердечных сокращений подсчитать за 1 минуту;

3) величину пульса оценить: 50-60 уд./мин — отличная, 61-75 уд./мин — хорошая,

76-90 уд./мин — удовлетворительная.

Если по истечении трёх минут пульс успевает прийти в норму и количество ударов в минуту перед каждым новым упражнением при­мерно одинаково, значит организм находится в нормальном состоя­нии. В противном случае надо увеличить время отдыха или снизить интенсивность и объём последующих упражнений.

Оптимальность интенсивности физической нагрузки и объёма можно определить по частоте сердечных сокращений во время за­нятий:

100-130 уд./мин — небольшая нагрузка;

130-150 уд./мин — нагрузка средней интенсивности;

150-170 уд./мин — высокая нагрузка;

170-200 уд./мин — предельная нагрузка.

2. Как и каким образом происходит влияние занятий физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)?

О вреде табакокурения, употребления наркотиков и алкого­ля -знают все, но эти пагубные привычки для многих людей цо сих пор остаются привлекательными со школьного возраста. Чтобы по­лучить более полное представление о влиянии занятий физической культурой на вредные привычки, давайте сравним воздействие этих факторов на организм человека.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями
презентация по физкультуре на тему

Материал представлен в виде презентации

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_regulirovaniya_i_kontrolya_fizicheskih_nagruzok_vo_vremya.pptx 1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятиями физическими упражнениями.

Физическая нагрузка это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки – это определенная её величина, измеряемая параметрами объёма и интенсивности. Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать её объём и интенсивность.

Объём нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодолённого расстояния и другими показателями. Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др. Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объём нагрузки, тем меньше её интенсивность, и наоборот.

Показателями реакции организма на нагрузку являются ЧСС и внешние признаки утомления занимающихся (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.).

Наиболее информативным показателям реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышение функциональных возможностей сердечно- сосудистой системы и их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./ мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.

Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами: ● Изменением количества повторений одного и того же упражнения; ● Изменением суммарного количества физических упражнений; ● Изменением скорости выполнения одного и того же упражнения; ● Увеличением или уменьшением амплитуды движении; ● Варьированием величин внешних отягощений ( вес собственного тела, штанга и т. п.) ; ● Выполнение упражнений в усложненных или облегчённых условиях ( бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра и т. д.); ● Изменением исходных положений (выпрыгивания в верх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т. д.); ● Изменением длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах; ● Проведением занятием на обычной , увеличенной или уменьшенной площадке; ● Увеличением или уменьшением времени и характера отдыха между выполнением упражнений .

Величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений определяют: возраст, пол занимающихся , уровень их физической подготовленности , состояние здоровья, атак же цели, поставленные перед уроком физической культуры или тренировочным занятием . Физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений.

Утомление – это состояние организма , возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности . К внешним признакам утомления относят изменение цвета кожи, повышенной выделение пота, нарушение ритма дыхании, нарушение координации движений. Если нагрузка очень большая, то наблюдается чрезмерное покраснение тела , посинение кожи вокруг губ, обильное потоотделение, появляется отдышка, нарушается координация движений при появлении этих не благоприятных признаков надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть. К внутренним признакам утомления относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение. В таких случаях также необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и закончить занятие.

О том, как организм переносит нагрузку, лучше всего судить по частоте сердечных сокращений. Пульс измеряют в начале занятия, в ходе и после выполнения физических нагрузок. Во время легкой физической нагрузки пульс достигает 100-120 уд. \ мин, во время средней нагрузки – 130-150 уд. \ мин. После уроков физической культуры ЧСС у занимающихся возвращается к исходному уровню через 5-10 мин.

Для контроля и самоконтроля за переносимостью физических нагрузок используются и простые функциональные пробы, например проба с приседаниями. У занимающегося измеряется частота пульса в покое (исходный уровень), после чего он выполняет 20 приседаний за 30 с. Время восстановления пульса до исходного уровня к 3-й минуте считается хорошим показателем, к 4-5-й минуте – удовлетворительным, к 6-й минуте и более – неудовлетворительно.

Контролировать физическую нагрузку можно и по частоте дыхания. В покое частота дыхания человека обычно составляет 12-16 раз в мин. При физической работе учащение дыхания: при средней нагрузке до 18-20 раз, при значительной – до 20-30 раз в мин. Подсчитывают частоту дыхания за 30 с, и полученный результат умножат на два.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков.

Многочисленные исследования свидетельствуют: без регулярных занятий физической культурой деятельность функциональных систем организма начинает ухудшаться уже с 7 (!) лет. А наши дети .

Презентация из опыта работы.

Речь – один их самых сложных, многоэтапных психических процессов, которым человек начинает овладевать с момента рождения. Это не только средство о.

консультация для воспитателей.

Данное методическое пособие можно использовать в коррекционно-педагогической работе как с детьми с различными нарушениями слуха (в т.ч. и с детьми после кохлеарной имплантации), так и с детьми с.

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие «Кошка с котятами».

Источник

Характеристика нагрузки способы ее регулирования

1. Понятие «физическая нагрузка». Основные способы ее регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой.

2. Основные требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию во время занятий на открытых площадках.

3. Опишите технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху и объясните последовательность самостоятельного освоения этого технического действия.

1. Понятие «физическая нагрузка». Основные способы ее регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой.

Физическая нагрузка (тренировочная нагрузка) — это степень воздействия физических упражнений на организм человека.

Физическая нагрузка включает объёмом, интенсивность и характер отдыха между упражнениями.

Объём нагрузки — это количество упражнений за одну тренировку. Он выражается в мерах времени, длины, веса, в количестве упражнений и т. д.

Интенсивность — это характер выполнения упражнений. Средняя интенсивность (бег в медленном темпе), высокая интенсивность (бег по пересечённой местности), максимальная интенсивность (бег с предельной скоростью). Между объёмом и интенсивностью связь обратно пропорциональная, чем больше объем, тем меньше интенсивность, и наоборот.

Характер отдыха влияет на физическую нагрузку, является определяющим звеном в развитии физических качеств. В спортивной тренировке различают:

Пассивный отдых (до полного восстановления ЧСС). Используют для развития быстроты.

Активный отдых (частичное восстановление пульса). Используют для развития специальной выносливости.

Высокие результаты развития физических качеств зависят от правильного выбора и строгого соблюдения объёма, интенсивности и характера отдыха тренировочной нагрузки. При неправильном сочетании компонентов физической нагрузки наблюдается снижение работоспособности, перетренированность, функциональные изменения.

Физическую нагрузку определяют по частоте сердечных сокращений во время занятий:

100-130 уд./мин — небольшая нагрузка;

130-150 уд./мин — средняя нагрузка;

150-170 уд./мин — высокая нагрузка;

170-200 уд./мин — предельная нагрузка.

Интенсивность и объём физических нагрузок во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом должны соответствовать возрасту и физическому состоянию обучающихся. Чрезмерная нагрузка во время занятий выражается в неестественном покраснении или побледнении кожных покровов, выделении обильного пота, нарушении координации движений. Контролируют физическую нагрузку подсчётом пульса. Если по истечении трёх минут пульс успевает прийти в норму, значит организм находится в нормальном состоянии. Нагрузка в пределах 140-170 уд./мин считается оптимальной.

2. Основные требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию во время занятий на открытых площадках.

Требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию диктуются видом физических упражнений. Эксплуатационно-технические характеристики спортивного инвентаря, оборудования и мест занятий физической культурой и спортом на открытых площадках должны обеспечивать безопасность и удобство, способствовать максимальному укреплению здоровья и нормальному физическому развитию занимающихся физическими упражнениями.

Футбольные ворота, баскетбольные щиты, гимнастические снаряды (бревно, брусья, перекладины и др.), преграды на полосе препятствий, метательные снаряды не должны иметь в сочленениях и узлах прогибов, люфтов, качаний, а детали крепления (зацепы, крючки, винты, заклёпки и гайки) должны обеспечивать надёжность соединений. При размещении оборудования в местах занятий и проведении соревнований необходимо обеспечивать безопасную зону вокруг него.

3. Опишите технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху

Передача мяча двумя руками сверху представляет собой один из основных технических приёмов в волейболе. Этим способом можно точно передать мяч. Не овладев верхней передачей, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в волейболе.

Обязательным условием правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и принятия стойки готовности. Ноги, согнутые в коленях на ширине плеч, левая нога впереди (для правшей), туловище слегка наклонено вперёд, спина прямая. Руки перед собой, согнуты в локтях. При передаче мяча руки выносятся вверх над лицом, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч, образуя своеобразную воронку «ковш» (момент приёма). Основная нагрузка при передаче мяча падает преимущественно на первые фаланги указательных, средних и больших пальцев. В момент передачи ноги, туловище и руки выпрямляются, мячу придаётся нужное направление.

Высокая положение точки соприкосновения с мячом даёт возможность послать мяч во всех направлениях: вперёд, назад, над собой.

В зависимости от траектории полёта мяча верхняя передача выполняется в средней или низкой стойке.

Источник

Физическая нагрузка реферат

На тему « Что понимается под физической нагрузкой? Охарактеризуйте индивидуальные режимы нагрузок для самостоятельных занятий по развитию физических качеств »

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Физическая нагрузка и основные ее составляющие
  • Глава 2. Основные принципы и методы развития физических качеств на самостоятельных занятиях физическими упражнениями
  • Глава 3. Определение величины нагрузки для развития физических качеств
  • ВЫВОД
  • Список использованных источников

О роли физической нагрузки в жизни сказано много и ее роль в жизни человека неоспорима, ведь без физической нагрузки организм теряет способность к движению, выполнению элементарных ежедневных действий. Отсутствие физической нагрузки приводит к дегенеративным изменениям в организме человека, потери тонуса, эластичности и упругости тканей.

Физическая культура занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занят ия физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет.

Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно, и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами. Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам.

Цель работы : дать определения физической нагрузки. Охарактеризовать индивидуальные режимы нагрузок для самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Дать определение величины нагрузки для развития физических качеств. Рассмотреть составляющие части физической нагрузки.

Глава 1. Физическая нагрузка и основные ее составляющие

Физическая нагрузка – это двигательная активность человека, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования организма.

Оптимальная, целесообразная нагрузка — это нагрузка, вызывающая желаемые сдвиги в организме. Оценить воздействие нагрузки на организм можно по показателем функционального состояния (например, по величине ЧСС во время занятиям физическим упражнением восстановления после нагрузки; по скорости двигательной реакций или точности воспроизведения движений).

Тренировочные нагрузки определяются следующими компонентами:

а) характером упражнений;

б) интенсивностью работы при их выполнении;

в) объемом (продолжительностью) работы;

г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих компонентов в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

Характер упражнений . По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности.

Интенсивность нагрузки . Она в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии.

Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью выполнения упражнений, скоростью передвижения в видах спорта циклического характера, плотностью проведения тактико-тактических действий в спортивных играх, поединках и схватках в единоборствах.

В разных видах спорта проявляется следующая зависимость – увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к энергетическим системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий.

Данные о реальной интенсивности работы при выполнении различных упражнений должны постоянно находиться в поле зрения тренера и спортсмена, так как даже незначительное на первый взгляд снижение скорости передвижения или уменьшение числа двигательных действий в единицу времени (снижение плотности занятий) может обернуться резким уменьшением нагрузки.

Объем работы . В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности — от нескольких секунд до 2-3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельное упражнение или их комплекс.

Например, продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.

Продолжительность и характер интервалов отдыха . Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность.

Продолжительность пауз отдыха следует строго планировать с учетом периода восстановления после применяемых упражнений и отдельных тренировочных занятий.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать 3 типа интервалов:

  • Полные (ординарные) — гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.
  • Напряженные (неполные), при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного не довосстановления , что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.
  • ‘Минимакс» интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.

При воспитании силы, быстроты и ловкости повторные нагрузки сочетаются обычно с полными и «минимакс» интервалами. При воспитании выносливости используются все типы интервалов отдыха.

По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным.

При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.

Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений.

Глава 2. Основные принципы и методы развития физических качеств на самостоятельных занятиях физическими упражнениями

Самостоятельные тренировочные занятия относятся к крупным формам занятий неурочного типа. Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности» методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки и осуществления самоконтроля.

Такие занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе 3-5 человек. Лучшее время для самостоятельных тренировочных занятий – через 2-3 часа после обеда и не позже, чем за 1 час до ужина или сна. Заниматься можно в сквере, парке, на спортивной площадке, подальше от автодорог. И очень важно – соблюдать правила техники безопасности.

Самостоятельные тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т. е. не только развивать физические качества и повышать работоспособность, но и укреплять здоровье.

Самостоятельные тренировочные занятия строятся в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление занятия на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

  • Подготовительная часть необходима для психической и функциональной подготовки всего организма и опорно-двигательного аппарата к предстоящей нагрузке. Сюда включают упражнения умеренной интенсивности: ходьба, медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на расслабление и дыхательную гимнастику. Продолжительность этой части занятия составляет 10-20 % от общего времени занятия.
  • Основная часть занятия обеспечивает решение поставленных задач: воспитание физических качеств и освоение упражнений или совершенствование техники их выполнения. Продолжительность – 60-70 %.
  • Заключительная часть тренировочного занятия предназначена для постепенного снижения нагрузки, восстановления организма и приведение его в относительно спокойное состояние (упражнения на расслабление, восстановление дыхания, ходьба, самомассаж). Длительность е ё 3-7 минут.

Выбор той или иной направленности самостоятельных занятий физическими упражнениями соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами и является делом индивидуального вкуса и интереса.

Упражнения в течение учебного дня нацелены на концентрацию внимания, снятие утомления, поддержание работоспособности. Выполняются в режиме 8 – 10 минут после каждой пары занятий. Небольшие комплексы (3 – 5 упражнений), в виде напряжения и расслабления мышц ног, вращения в голеностопном и лучезапястном суставах могут снять усталость и напряжение, улучшить работоспособность.

Рекомендуется следующая частота повторений по дням для развития основных физических качеств: гибкость, общая выносливость, сила мелких мышц – ежедневно, сила мышц – через день, специальная выносливость при высоких нагрузках – три раза в неделю, для поддержания уровня быстроты, скоростно – силовых качеств – два раза в неделю. Тренировочные занятия должны укреплять здоровье, повышать общую работоспособность организма.

Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий – это ходьба, бег, кросс, плавание, ритмическая и атлетическая гимнастика, спортивные игры, занятия на тренажерах.

Глава 3. Определение величины нагрузки для развития физических качест в

В еличина нагрузки — это мера воздействия физических упражнений на организм.

Величину нагрузки характеризуют:

а) Интенсивность — напряжение, испытываемое организмом при мышечной работе. ( определяется мощностью и сложностью упражнений)

б) Объем – величина мышечной работы, которую выполняет человек. ( определяется кол-вом упражнений)

Условия развития физических качеств:

  • Регулярность и систематичность занятий;
  • Доступность и индивидуальный подход в выборе величины физических нагрузок;
  • Непрерывность и постепенность повышения величины физических нагрузок.

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют степень двигательной одаренности человека. В нашей стране принята классификация, выделяющая пять физических качеств: силу, быстроту, гибкость, ловкость, выносливость. Уровень развития физических качеств в значительной мере определяет всесторонность физического развития и обусловливает высокую работоспособность органов и систем всего организма .

Можно констатировать, что физическая нагрузка (не затрагивая ее динамику) зависит от суммарной величины двигательного действия и отдыха. При постоянной величине отдыха эффект нагрузки про порционален суммарной величине двигательного действия, а при постоянном двигательном действии эффект нагрузки обратно пропорционален суммарной величине отдыха (чем меньше отдых между каждым выполняемым движением, тем выше физическая нагрузка и наоборот).

Однако полное понимание физической на грузки возможно лишь тогда, когда мы сможем выражать интегральной количественно качественной характеристикой величину двигательных действий, интегральной качественной характеристикой отдых, имеющий место при выполнении данного физического упражнения, а также фиксировать способ взаимосвязи этих компонентов.

Только изучив все эти компоненты, мы сможем иметь полную информацию о физической нагрузке, которую спортсмен выполнил или должен выполнить в процессе тренировочного занятия или соревнования. Подводя итог данной работе, хотелось бы отметить, что основные цели данной работы были выполнены, дана общая характеристика нагрузки, рассмотрены различные ее проявления и сочетания. Но, несмотря на это, данный вопрос остается актуальным, и данная работа может послужить основой более широкого исследования.

Список использованн ых источников

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988. – 208 с.
  2. Бойко А. Ф. Бегайте на здоровье! – М.: Знание, 1983. – 64 с.
  3. Купер К. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. / пер.с.англ. – М.: ФиС, 1979. – 230 с.
  4. Физическая культура студента: Учебник/ под ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2001. – 448 с.
  5. Холодов Ж. К. , Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учеб.пособ. для студентов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 480 с.
  6. Искусство быть здоровым. – Авт.-сост. Чайковский А.М., Шенкман С.Б. – М.: ФиС, 1987. – 80 с.
  7. Розенцвейг С. Красота – в здоровье. – М.: ФиС, 1988. – 96 с.
  8. Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры. — М.: Академия, 2012. — 416 с.
  9. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю. А. Физическая культура. — М.: Юрайт, 2013. — 432 с.
  10. Пропастин Г.Н. Физкультура и спорт. — М.: Физкультура и здоровье, 1983. — 192 с.

Источник

Читайте также:  Способы взлома кредитных карт
Оцените статью
Разные способы