- 26. Личность и характер.
- Характер человека — его черты и качества
- Что такое характер человека
- Черты характера: общие сведения
- 1 группа черт – отношение к самому себе
- 2 группа – отношение к окружающим
- 3 группа черт – отношение к деятельности
- Особенности формирования характера человека
- Взаимосвязь между темпераментом и характером
- Какие бывают типы характера
- Психологический характер человека
- Социальный характер личности
- Неплодотворные
- Плодотворный тип
- Скрытая и явная акцентуация характера личности
26. Личность и характер.
Характер как форма поведения. Характер как индивидуальный, жизненный стиль личности. Современное состояние исследований характера.
К инструментальным проявлениям индивидуальности как субъекта деятельности относятся характер и способности.
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обуславливают типичный для данного субъекта способ поведения в определенных ситуациях.
Рубинштейн: характер человека — существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий.
Характер — это общий строй человека. В характере сосредоточены самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.
К характеру относятся не все относительно устойчивые свойства, а только те, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения, именно по ним нередко определяют характер человека. По Рубинштейну, способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера, но характер определяет и сам способ поведения.
Основные проблемы психологии характера
К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, потому что: — тенденция отождествлять характер с личностью в целом (она более изучена); — характер многие относят к области этики, а не психологии. — сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще.
При исследовании характера в психологии индивидуальности выявляются следующие проблемы:
1) проблема выделения и описания феноменологии характера;
2) проблема типологии характера индивидуальности,
3) проблема единиц анализа характера индивидуальности;
4) проблема формирования характера;
5) проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера.
Соотношение темперамента и характера.
А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы: 1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Антагонистические отношения. 3. Темперамент является элементом характера. 4. Темперамент признается основной природой характера (в отечественной).
Г. Оллпорт, один из создателей эго-психологии, характер — то, что человек может контролировать, изменять и развивать. Характер формируется на протяжении жизни человека, и, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке.
В. Кречмер: Темперамент — это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же — это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе.
Отеч.: Характер отражает содержание отношений личности— предпочтения, значимые отношения и даже тенденции психического нездоровья. Так, Б.Г. Ананьев считал, что каждая черта характера представляет собой определенное существенное отношение личности к окружающему миру, 1) к природе, обществу и общественным идеям (идеология), 2) к труду как способу существования человека, 3) другие
Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.
Система отношений личности является основным ее качеством.
1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям. Они определяют одну из основных совокупностей черт личности — ее моральную направленность: чуткость, гуманность, альтруизм или асоциальность, агрессивность, эгоизм;
3. Отношение к труду и другим видам деятельности — трудолюбие, настойчивость, инициативность, способность к преодолению трудностей в работе, целеустремленность, добросовестность или антиподы этих качеств. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характерные черты личности.
4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда — аккуратность, бережливость, скромность, бескорыстие и др.
Все сферы отношений личности взаимосвязаны. Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера. Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности (манеры, жесты, типичные словечки, фразы..)
Понятие черт личности как устойчивых тенденций поведения.
Самый яркий представитель — Г.Олпорт, Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. В основе теорий черт в изучении Л лежат 2 общие идеи: 1. Люди обладают широким набором черт Л, есть определённое постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях. 2. Нет двух людей, в точности похожих друг на друга — рассматривается проблема индивидуальных различий.
Г.Олпорт: каждая личность уникальна и ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт Л. Темперамент+умственные способности+конституция =материал для построения личности.
1. Общие (измеряемые) – любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Напр, одни люди более упорны, чем другие, одни вежливее, чем др.
2. Индивидуальные черты проявляются уникально у каждого, наиболее точно отражают его структуру Л. Напр, пунктуальность, ответственность, внимательность.
В последние годы своей карьеры Ол пришел к выводу, что использование термина «черта Л» для описания как общих, так и индивидуальных черт вызывает затруднение. Поэтому общие черты он называет чертами, а инд-е – диспозициями.
Концепция функциональной автономии: По Олпорту, для личности более важен вопрос о том, что индивид намеревается или стремится сделать в будущем. Ключ к пониманию настоящего, по Олпорту, лежит в изучении интенций, намерений личности (сходство с позициями Адлера и Юнга). Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, это организующая установки, оценки, мотивы, ощущения и др., и объединяющая сила Л. Олпорт отстаивал подход к изучению Л, направленный на раскрытие уникальности каждого человека.
Факторный подход к исследованию Л
Применяется метод факторного анализа. Р.Кеттел, Г.Ю.Айзенк, Дж.П.Гилфорд, Л.Л.Терстоун. Основные идеи факторного анализа были предложены Спирменом. Процедура: сбор множества данных (опросники, оценки и т.д.) – ФА.
Р.Кеттел Л – это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель исследования личности – установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуациях среды. Черты – это гипотетические психические структуры, которые обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Поведение человека определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных.
Виды черт: 1. Поверхностные – совокупность поведенческих характеристик (неспособность сосредоточиться, нерешительность и беспокойство — поверхностная черта невротизма). Это продукт взаимодействия исходных черт. 2. Исходные – генетические, основополагающие структуры, которые образуют блоки самого здания Л.
Кеттел: структура Л образована примерно 16 исходными чертами. Эти факторы входят в шкалу, которая используется в опроснике Кеттела «16 личностных факторов» (открытый – замкнутый, мягкий – жёсткий, хитрый- прямой и т.д.). Затронуты почти все аспекты, имеющие значение для теории Л – структуру, развитие, мотивацию, психопатологию и др.
Критика Кеттела и факторных теорий:
1) Чрезмерная приверженность ФА-зу. 2) Слишком широкие взгляды, мало конкретики.
3) Субъективность предложенных Кеттелом формулировок основных черт (интерпретации факторов). 4) Субъективность выбора методик. Характерные черты факторных теорий — простота и ясность, объективно.
Черты характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентации и регуляционных особенностей личности. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, объединяются в следующие группы.
1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, мужество (смелость в крайне опасных ситуациях) и т.д. Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад характера личности — цельность характера (согласованность слов и поступков); сила характера (энергичность и выносливость); твердость (сила + принципиальность); уравновешенность (ровность поведения).
2. Эмоциональные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения. По эмоциональным качествам различаются натуры: эмоционально-впечатлительные, страстные, , малоэмоциональные. Также важны чувства!
3. Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей. По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем.
Интеллектуальные черты характера так же, как и его волевые и эмоциональные качества, формируются на основе преобладающих его взаимодействий со средой.
Тесты: миннесотский многофазный личностный тест — MMPI, (выявляющий комплекс характерологических качеств), интеллектуальные тесты Айзенка, Кеттела (выявляющие общие интеллектуальные способности), методики Лаччинза.
Формирование характера. Характер как форма поведения.
Петровский: Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения (нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство). Также отношения в семье, в детском и трудовом коллективе (отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества).
Нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труднее перевоспитываются. Но глубина, устойчивость и постоянство свойств характера зависят также от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются (мировоззрение человека – складывается в юношеском возрасте). Одни и те же социальные условия определяют совершенно разные свойства характера, потому что характер строится на основе отношений.
С.Л.Рубинштейн: Истоки характера человека и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его деятельности. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством человека, он должен генерализоваться (обобщиться) по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространиться на все ситуации, однородные с первой. Характер человека формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни человека (Выготский, Узнадзе, Мерлин).
Типы характера. Акцентуации характера
Акцентуации (Леонгард) — чрезмерно выраженные черты характера. Явная или скрытая. Могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Это не патология! В коллективе выделение акцентуаций необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).
Психодиагностика акцентуаций: Патохарактерологический опросник Личко и Иванов, и личностный опросник ММРI. (выявляющие ригидность мышления), тест агрессии-фрустрации Розенцвейга, проективные тесты, выявляющие установки и ценностные ориентации личности — тесты тематической апперцепции — ТАТ, тесты Роршаха и др.
В психологии типология характера, к сожалению, отсутствует. Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера возникли на стыке психологии и психиатрии (К.Юнг, Э.Кречмер, П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард).
Одна из наиболее полных современных типологий характера (на материале подростков) разработана Е.А.Личко. Достоинство его типологии заключается в том, что она включает в себя описание нормальных, акцентуированных и патологических характеров.
Е.А.Личко выделяет следующие типы характеров (его основные акцентуации):
Гипертимный (шумливый, общительный, неусидчивый, лидерство, не переносит монотонность, повышена деловая активность, может настаивать на покупке, изводить клиента звонками) Циклоидный (смена активности пассивностью) Лабильный (подвижность настроения, любят новую обстановку, не стремятся быть лидером, глубокая привязанность, дружба, кажутся легкомысленными) Астено-невротический (утомляемость, раздражимость, ипохондрия, быстро устают от компании, защита – оградить себя от всех) Сенситивный (впечатлительность и ч-во неполноценности, ищут близкого друга, робкие, застенчивые, объективная самооценка) Психоастенический (нерешительные, любят рассуждать, педантизм, ритуалы, самооценка неадекватная, безапелляционные высказывания) Шизоидный (замкнутость, недостаток интуиции, не понимает других, не может вступить в близкий контакт) Эпилептоидный (ищет на ком сорвать зло, властный, азартные игры, прошибёт стену лбом, очень настойчивы) Истероидный (эгоцентризм, жажда внимания, восхищения, сочувствия, избалованные, играет роль – может подстроиться к любому покупателю) Неустойчивый (трусость, неинициативность, идут за другими, плохо одному, нет глубокой любви) Конформный (приспособляется к окружению, быть как все, не переносит резких перемен) Смешанный.
Практика: Идеи характерологии лежат в основе психодиагностики, много тестов. Полезной характерология оказывается в конфликтологии, в управлении персоналом.
Источник
Характер человека — его черты и качества
В повседневной жизни мы часто упоминаем о характере человека: «легкий», «хороший» или, наоборот, «тяжелый». Что же такое характер и можно ли его изменить, расскажем подробно.
Что такое характер человека
В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.
Особенности характера, как черты личности, следующие:
- его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;
- характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.
Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».
Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.
Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».
Черты характера: общие сведения
Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.
В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.
1 группа черт – отношение к самому себе
В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.
Черты характера со знаком «плюс» — внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.
Черты со знаком «минус» — тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).
2 группа – отношение к окружающим
Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми — в семье, в коллективе, в кругу друзей.
Черты характера со знаком «плюс» — отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.
Черты со знаком «минус» — бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.
3 группа черт – отношение к деятельности
В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.
Черты характера со знаком «плюс» — трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.
Черты со знаком «минус» — лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.
На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.
Особенности формирования характера человека
Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.
Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.
Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.
По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:
- трудовое воспитание;
- личный пример;
- физическое воспитание;
- саморазвитие;
- морально-этическое воспитание;
- правильное формирование привычек.
В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:
культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;
личный пример уважаемых для конкретной личности людей;
общественное мнение и распространенные в обществе суждения;
литература, телевидение, кино, театр.
Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.
Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:
- физиологические (пол, темперамент);
- социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
- личностные (саморазвитие, самовоспитание).
Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.
Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.
В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.
Взаимосвязь между темпераментом и характером
Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.
В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:
- оба понятия тождественны;
- темперамент — это часть, ядро характера;
- два понятия является антагонистами;
- темперамент — это природная основа характера.
Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.
Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.
Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.
Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.
Какие бывают типы характера
В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.
Тип характера | Его характеристики |
Оральный | У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка. |
Мазохистский | Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты. |
Истерический | Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания. |
Шизоидный | Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения. |
Психопатический | Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами. |
Нарциссический | Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство. |
Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).
Можно выделить еще одну типологию характеров.
Тип характера | Его характеристики |
Гипертимный | Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя. |
Дистимный | Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны. |
Возбудимый | Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны. |
Застревающий | Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям |
Тревожный | Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку. |
Демонстративный | Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны. |
Психологический характер человека
Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.
Одновременно нужно определить темперамент человека.
Всего их четыре:
- сангвиник. Человек со стабильной нервной системой, достаточно мобилен, уравновешен. Процессы возбуждения и торможения нервной системы быстро появляются и также быстро идут на спад. Оптимистичны, общительны. Из минусов — способны на безответственность и легкомыслие.
- холерик. Очень подвижная нервная система. Возбуждается быстро, а вот остывает медленно. Крайне неусидчивы, всегда должны чем-то заниматься, энергичны. Минусы — конфликтны, агрессивны, вспыльчивы.
- флегматик. Нервная система очень стабильна и уравновешена, но не динамична. Не может переключаться с одной темы на другую, не работает на «высоких скоростях». Но результат будет впечатляющим — все продумано до мелочей. Надежны, ответственны. Минусы — неповоротливы, суховаты в общении.
- меланхолик. Нервная система очень слабая, ранимы, впечатлительны. Мягкие, чувствительные люди. Минусы — низкая работоспособность, мнительность, замкнутость.
В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности:
- общие, сформированные под воздействием интеллекта. Это гибкость ума, трудолюбие, умение адаптироваться.
- специальные, апеллирующие к определенному направлению: на себя лично, на общение, на выполнение задачи.
Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, самооценка.
Социальный характер личности
Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.
Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.
Неплодотворные
Вид социального характера | Его признаки |
Рецептивный | Характеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием. |
Эксплуативный | Присущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие. |
Накопительный | Доминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность, |
Рыночный | Характеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность |
Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.
Плодотворный тип
Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.
Скрытая и явная акцентуация характера личности
Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.
В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.
Усиление отдельных черт:
- обуславливают уязвимость человека, являются его слабым местом, «ахиллесовой пятой»;
- ограничивает способности человека в тех или иных сферах деятельности.
Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.
Акцентуация — это не психологическое или психическое отклонение, а крайний вариант нормы.
Причин тому несколько:
- доминирование одной черты формируется только на отдельных этапах развития, с возрастом может минимизироваться;
- акцентуация проявляется не всегда, а только при определенных обстоятельствах;
- акцентуация никак не мешает человеку адаптироваться в социуме, за исключением ряда ограничений, о которых мы упомянули выше.
В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи:
Тип акцентуации | Характеристика |
Демонстративный | Желание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство. |
Педантичный | Осторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность. |
Возбудимый | Очень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями. |
Гипертемический | Всегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности. |
Застревающий | Долго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен |
Дистимический | Пессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни. |
Циклотимический | Перепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно. |
Экзальтированный | Бурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали. |
Эмотивный | Высокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость. |
Тревожный | Беспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность. |
Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.
Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.
Источник