Характеристика античного способа производства
Античный способ производства – это рабовладельческая формация на основе античной цивилизации, охватывающей Древнюю Грецию и Древний Рим. Их объединяла общая культура, религия и стадия экономического развития. В то же время необходимо заметить, что в Древней Греции одновременно существовали две противоположные хозяйственные системы – афинская (торговая) и спартанская (автаркическая). В связи с этим возникает вопрос: почему в рамках одного этноса и на относительно небольшой территории, причем одновременно, возникли два типа хозяйства ? Причем, этот вопрос касается не только Древней Греции. Аналогичная ситуация была и в России: в XIII – XIV вв. также имели место две противоположные общественно-хозяйственные системы – новгородская и московская.
Традиционные подходы (формационный и стадиальный) не в состоянии ответить на данный вопрос, поскольку и Спарта, и Афины (Москва и Новгород) находились на том же уровне развития производительных сил, той же стадии роста и принадлежали тому же этносу и одной цивилизации.
История Древнего Рима также охватывает несколько этапов: республиканский, ранней и поздней империи. Экономическое развитие Древней Греции и Древнего Рима происходило в четыре фазы: зарождение и подъем, стагнация, спад и развал. Это при том, что производительные силы развивались все время по линейно-поступательной траектории.
Полисная система Древней Греции и Древнего Рима внесла особый вклад в экономическую историю. Античная форма земельной собственности, когда земля одновременно принадлежала и государству – обществу, и индивидуально-семейным хозяйствам, была спецификой полиса. Таким образом здесь появились тенденции к эволюции земли как фактора производства.
В связи с тем, что в Древнегреческих Афинах успешно развивались торговые отношения и частная собственность (горизонтальные экономические связи), там возникли и новые общественные отношения, невозможные в общинном и азиатском способах производства. Возникла особая социально-политическая система, заложившая основы будущей демократии. Основой древнегреческой демократии является демос – народ, но не просто народ, а сообщество частных собственников. Именно борьба демоса за свои экономические и политические права, за их расширение, усиление их гарантий, придавала динамику историческому развитию всего Юго-Восточного Средиземноморья.
Хотя еще «чувство рода» и преобладало в античном мире, однако все большую значимость начинает приобретать личность по сравнению с общиной, т.к. она получает в полисе экономическую и социально-политическую свободу, точнее, свободу выбора.
В то же время расширяется применение рабского труда. Рабы никакими политическими правами не обладали. Также политических прав были лишены и метеки – чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Среди метеков встречались и богатые рабовладельцы, торговцы, ремесленники.
В Риме, по сравнению с Древней Грецией, отношения частной собственности получили дальнейшее развитие благодаря, во-первых, значительному ее укрупнению и, во-вторых, развитию правовых гарантий. Не случайно в Древнем Риме появилась и получила такое развитие юриспруденция, которая в дальнейшем легла в основу «римского права».
В период расцвета Рима в селськом хозяйстве наибольшее распространение получили латифундии – крупные землевладения с широким применением рабского труда (от лат. latus fundus – обширное земельное владение, поместье). Некоторые латифундии насчитывали сотни тысяч гектаров. Система рабовладения в Древней Греции и Древнем Риме качественно отличалась от системы рабовладения в Древнем Египте: труд рабов применялся во всех сферах хозяйства и являлся экономической основой античного хозяйства.
Источник
Экономика античного мира
Рассмотрим подробнее, как развивалась западная социально-экономическая система в эпоху древнегреческой и древнеримской цивилизаций. В европейской исторической традиции эту эпоху называют античной.
Родовым цивилизационным признаком европейской культуры является индивидуализм. Все остальные цивилизации — коллективистские. И это подтверждается огромным массивом археологических и письменных исторических источников.
Элементы классового общества обнаруживаются на островах Эгейского моря еще в XXI—XVII вв. до н.э. Правда, экономика Крито-Микенской культуры в значительной степени напоминала восточную систему, но она не продержалась здесь, в Европе, столь долго. Государства, возникшие в бассейне Эгейского моря во II тысячелетии до н.э., имеют более выраженные черты классовых обществ. Сама природа здесь давала возможность производить материальные блага на базе кооперации количественно небольших групп людей, даже отдельных семей. Субтропический климат и благоприятные условия для садоводства, пастбищного скотоводства, рыболовства, наличие разнообразных полезных ископаемых приводили к раннему образованию частной собственности отдельных семей и разложению общинных связей. Тысячелетие с XVIII по IX в. до н.э. ознаменовалось переходным характером экономики в островной и материковой Греции. Здесь постепенно развивается домашнее рабство и аренда земли (частными лицами у общин и городов-государств). Появляются и факты применения наемного труда, различные формы которого, как видим, практически всегда существовали в европейских цивилизациях.
На территории Греции рано стало развиваться товарное хозяйство и, соответственно, торговля. Когда последняя из миграционных волн индоевропейцев на запад привела в XII в. до н.э. к заселению Эллады племенами дорийцев, они быстро обнаружили, что эта земля малопригодна для зернового хозяйства. «Средиземноморская триада» — ячмень, виноград и оливы — вот что можно было выращивать здесь наиболее интенсивно. Отсюда появление весьма выгодных экспортных продуктов — вина, пива, оливкового масла. Новоявленные греки объективно вынуждены были колонизовать окрестный мир Средиземноморья, активно развивать торговлю и мореплавание. Понятно, что в отличие от восточной специфики такого рода деятельность не требовала больших масс труда.
Любопытно, что у греков очень рано появились цивилизацион-ные и культуртрегерские амбиции, доходящие до своеобразного грекоцентризма. Письменные источники XI—VII вв. до н.э. свидетельствуют о том, что в сознании феков человечество делилось на эллинов и варваров. А в VII—VI вв. до н.э. феки ощущали и уже фиксировали дихотомию «Восток — Запад», варварский Восток и эллинский (культурный, цивилизованный) Запад. Между тем колониальные захваты феков сыфали значительную позитивную роль для самой эллинской культуры. Греки именно у «варваров» многому научились: у ассирийцев — архитектурному и скульптурному искусству, у финикийцев — азбуке, у египтян— геометрии, у халдеев — астрономии.
В XI—IX вв. до н.э. в феческих общинах еще немного рабов, но среди свободных общинников выделяются многонадельные и малонадельные фаждане. Народная лексика уже называла знатных членов племенных союзов и вельмож первых государственных образований «жирными» и «тучными». Совсем обедневшие свободные — феты — жили наймом, возможно, беря плату вперед в виде займов. В Греции интенсивно развивается ремесло. Во всяком случае, социальный статус ремесленников-демиургов был гораздо выше, чем у фетов.
КХ в. до н.э. в феческих городах-государствах земельные участки уже прочно закрепились за отдельными семьями на правах частной собственности. Правда, в IX в. до н.э. в Спарте была осуществлена попытка уравнительного распределения полисной земли между семьями во временное владение, однако процесс приватизации общинных земель невозможно стало остановить.
Уже в VIII в. до н.э. во всей Греции существовало классическое рабство, хотя основными производителями сельскохозяйственной продукции оставались свободные греческие семьи. VIII—VI вв. до н.э. — это время окончательного формирования социально-экономической системы античной Греции: частнособственнические отношения, частное товарное производство, эксплуатация частных рабов, отсутствие сильной централизованной власти, самоуправление общины полиса — вот характерные результаты этого процесса.
В 621 г. до н.э. в Афинах архонт (высшее должностное лицо в полисе) Драконт составил свод законов, юридически оформлявший право частной собственности. Причем всякие посягательства на частную собственность карались с крайней жестокостью, преимущественно смертной казнью. Уже тогда фекам (европейцам) становилось ясным, что есть один способ приобретения чужой собственности — купить. Уточним: речь шла не только о частной собственности, а о чужой собственности вообще.
В 594 г. до н.э. выдающийся греческий государственный деятель — афинский архонт Солон — провел ряд глубоких экономических реформ, одна из которых была практически революционной. Солон уничтожил долговую кабалу. С этого момента афиняне не могли быть проданы в рабство. Итак, с VI в. до н.э. все греческие рабы были иностранцами, рабство соплеменников было запрещено. И если до реформ Солона в Аттике преобладала эксплуатация закабаленных крестьян, то после реформ — эксплуатация рабов-иностранцев и отработочная рента должников-феков.
Разрешить проблему источников рабского труда грекам долгое время удавалось за счет колониальных захватов. Впрочем, хотя рабы и были абсолютно бесправными, их эксплуатация не была столь жестока, как позже в Римской империи. Во всяком случае, история античной Греции не знает крупных восстаний рабов. И еще одна особенность: даже в самый блестящий период греческой истории — при Александре Македонском и его преемниках (IV в. до н.э.) — значение труда самих греков не падало. Греческий полис оставался коллективом равноправных граждан, чье имущество и достоинство охранялись государством, а частная инициатива, предприимчивость и обогащение поощрялись. В Афинах рабы никогда (до римского завоевания) не превышали 35% населения, хотя и трудились в производственной сфере, в том числе в крупных ремесленных мастерских — эргастериях (в римско-латинской терминологии). Есть свидетельства тому, что в Аттике зажиточные крестьяне, имевшие рабов, работали вместе с ними.
Первое крупное, глобального уровня, столкновение западной и восточной цивилизаций произошло в V в. до н.э.: Греция столкнулась с Персией, великой восточной деспотией, и победила ее, впервые показав преимущества западной экономики и западного политического строя, пусть усеченной, пусть рабовладельческой, но все-таки демократии.
Источник
10.Характеристика Античного способа производства
Античный способ производства основан на применении труда рабов как главной рабочей силы. Целью античного производства являлось производство прибавочного продукта не только для удовлетворения потребностей рабовладельцев, но и для накопления. Основным средством достижения такой цели становилась эксплуатация рабов.
Господство античного способа производства начинается с VI в. до н. э. в Греции, с III в. до н. э. в Риме, где достигает расцвета на рубеже тысячелетий. Завершается этот период к III–IV в. н.э. Ремесленная специализация греческих полисов приводила к преимущественному использованию рабского труда в ремесленных мастерских – эргостериях и на рудниках. Рим, являясь аграрной страной, подавляющую часть рабов использовал в сельском хозяйстве.
Коренное отличие производственных отношений античного способа производства состоит в переходе отношений собственности на более высокий уровень. В Эллинском и Римском государствах впервые осуществляется правовое закрепление института частной собственности. Появление такого института означало разрушение общинных отношений, а причину этого сегодня видят в природно-климатических изменениях, выразившихся в глобальном похолодании I тысячелетия до новой эры. Результатом похолодания становится изменение агрокультуры на территории современной Греции. Производство зерновых, требующее высокого напряжения коллективного труда по орошению, севу и сбору урожая, замещается производством овощных, масличных культур, виноградорством и оседлым скотоводством, допускающими самостоятельное семейное хозяйство. Огромную роль сыграли демографические факторы: избыточный рост населения на территории Греции был поглощен греческой колонизаций средиземноморского и черноморского побережья в VIII–VI в. до н. э. Сокращение численности общин позволило перейти к соседской общине. Наряду с перечисленным различие природных условий в греческих колониях-полисах обеспечило территориальную специализацию и возможность обмена, углублявшие отношения собственности.
Растущий товарообмен, объективная слабость территориально разделенных греческих государств, не обремененных необходимостью поддержания системы орошения, способствовали разделению функций власти и собственности. В 111 г. до н.э. бесплатно, скачать, реферат, курсовая, учебник, способ производства, античность, рабовладельчество, эксплуатация рабов, античный способ, Греция, империя, римский сенат принимает закон, который объявлял частной собственностью италийские и провинциальные земли, находившиеся в оккупации частных лиц, и разрешает продажу наделов.
Некоторые российские исследователи для анализа исторических способов производства предлагают использовать показатель социально-экономической эффективности. Под ней понимается соотношение цели производства и средств ее достижения. Социально-экономическая эффективность демонстрирует, с одной стороны, степень устойчивости данной системы, возможность воспроизводства ее на собственной основе, а с другой – ее способность к дальнейшему развитию, движению за собственные пределы. Наиболее удачным, с нашей точки зрения, является предлагаемый показатель социально-экономической эффективности античного способа производства [11]:
Э = (П – К – Ц/Н*В) / К
где: П – произведенный продукт, К – издержки производства, включая затраты по содержанию рабов, амортизации зданий и сооружений, Ц – цена рабов, Н –среднее число лет жизни рабов в трудоспособном возрасте, В – количество рабов в хозяйстве рабовладельца.
Анализ приведенного соотношения убеждает в том, что основное влияние на эффективность хозяйства, основанного на рабском труде, оказывал способ пополнения контингента рабов. Снабжение хозяйства рабами брало на себя государство. Обычная римская практика предполагала отправку на рынки рабов одной третьей части населения захваченных государств, вторую треть превращали в рабов на месте. Наибольший приток рабов на рынок давали территориальные захваты Рима в III в. до н. э. – I в. н. э. В это время от 25 до 33 процентов населения Италии составляли рабы. Высокое предложение рабов приводило к низким рыночным ценам на них, что позволяло создавать сверхкрупные хозяйства – латифундии. На латифундиях римских владельцев в Северной Африке было занято по несколько десятков тысяч рабов, что потенциально обеспечивало получение эффекта от масштаба.
Достижение Римом во II–III в. н.э. пределов территориальной экспансии перекрыло пути поставки на рынки дешевой рабской силы. Эффективность крупных рабовладельческих хозяйств резко падала, так как возникала необходимость дорогостоящего воспроизводства рабской силы внутри хозяйств.
Снижение экономической эффективности рабовладельческих вилл и латифундий сопрягалось с проблемой нехватки свободных римских граждан для нужд армии. Обе проблемы были решены принятием во II в. н. э. законодательных норм о колонате.
Колоном становился римский раб, наделяемый хозяином землей, орудиями труда, получавший возможность создания семьи и самостоятельного труда. Произведенный им прибавочный продукт присваивался землевладельцем в форме близкой земельной ренте. С появлением колонов Рим вступил в феодальный период своей истории. Правовое оформление феодальных отношений связано с выходом эдикта Константина Великого (IV в. н. э.), запретившего свободное перемещение колонов.
Падение Западной Римской империи (конец V в.), оказавшейся не в состоянии противостоять великому переселению народов, с экономических позиций объясняется потерей государством после перехода к колонату почти всех экономических функций, кроме одной – фискальной. Провинции существовали для Рима исключительно как источник налоговых поступлений. Этот факт снижал заинтересованность провинциалов в сохранении империи.
Источник