- Как делается гжельская посуда
- Фарфор и майолика
- Заготовки
- Подготовка к росписи
- Контроль и отсев
- Роспись
- Второй обжиг
- Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи
- Что такое роспись гжель?
- История гжельской росписи
- Гжель особенности росписи
- Чем выполняется роспись гжели
- Роспись гжель основные цвета
- Приемы росписи гжели
- Элементы гжельской росписи
- Гжель техника росписи
- Как сделать трафарет для росписи под гжель?
- Роспись гжель изделия
- Гжель: технология изготовления
- Сахарница гжель
- 1 этап: заготовка
- 2 этап: подготовка
- 3 этап: брак
- 4 этап: роспись
- 5 этап: финальный
Как делается гжельская посуда
Гжельский фарфор и гжельская роспись известны в России издавна, а производство такой посуды было поставлено на поток еще в XVII веке. На территории Гжельской волости находились глиняные месторождения, именно этот материал послужил основой для развития керамического производства. Мы расскажем об основных этапах производства гжельской посуды, которую сейчас изготавливают в Раменском районе Московской области.
Фарфор и майолика
Все гжельские изделия можно разделить на фарфор и майолику. Отличает их то, что фарфор производят из белой глины, а майолику – из красной. Причем фарфоровые изделия всегда более нежные и хрупкие (наверное, многим из нас доводилось разбивать фарфоровую посуду), а изделия из майолики намного крепче. Различается и сама гжельская роспись — она бывает надглазурная и подглазурная. Надглазурная роспись наносится уже после запекания изделия прямо на глазурь, а подглазурная наносится перед нанесением слоя глазури и запеканием. Подглазурная посуда более практична, ведь на ней можно греть блюда в микроволновой печи, а также мыть ее в посудомоечной машине. Посуде с надглазурной росписью такое применение может нанести вред, и часть рисунка может испортиться или смыться.
Заготовки
Первый этап включает в себя создание заготовок для посуды. Из гипса вытачиваются модели для будущих изделий, они создаются по эскизам художников. Гипсовая форма изготавливается на специальном гончарном круге, затем в эту форму заливается шликер (жидкая фарфоровая масса), который постепенно застывает.
Гипсовая форма впитывает излишки влаги, благодаря чему при высыхании фарфоровое изделие становится более крепким. Интересно, что каждая деталь изделия, будь то ручка для кувшина или рельефные украшения, изготавливается отдельно в различных формах. Работа по соединению этих частей очень кропотливая и требует большой точности и аккуратности мастера.
Подготовка к росписи
На втором этапе заготовка готовится к росписи. Для начала каждое изделие вручную зачищается специальным ножичком, тщательно шлифуется. После чего все швы, которые получились при склейке элементов, тщательно замываются. А все неровности устраняются при помощи поролонового валика.
Только после этих процедур посуда отправляется в печь, на обжиг. Запекаться изделия едут на вагонетках, в них же они завозятся в печи. Первый обжиг длится довольно долго — фарфор запекается около восьми часов.
Контроль и отсев
Третий этап включает в себя контроль за изготовлением и отбраковку изделий. Для того чтобы определить наличие на посуде дефектов, ее опускают в раствор фуксина.
После этого изделия приобретают нежно-розовый цвет, а все швы и неровности становятся ярко-розовыми и заметными. Это происходит благодаря способности раствора фуксина впитываться. Вещество проникает в материал и скапливается на неровных или уплотненных участках. После чего обнаруженный брак либо исправляют, вновь замывая губкой и полируя валиком, либо, если дефект не удается устранить, посуда отправляется в брак и переплавляется.
Роспись
Следующим, четвертым, этапом становится роспись изделия. Именно на этом этапе происходит чудесное преображение посуды. Роспись происходит вручную, и каждый мастер, который занимается росписью, имеет свою уникальную и неповторимую манеру. Кроме того, на каждом изделии мастер ставит свою подпись, так тарелка или кувшин становятся авторским произведением искусства.
Специальной беличьей кистью на посуду наносится раствор окиси кобальта. Этот раствор изначально имеет темно-серый цвет и только в результате второго обжига становится насыщенно-синим.
После росписи опорные поверхности изделий покрываются парафином. Мастер вручную окунает изделие в специальную емкость, наполненную горячим парафином.
На пятом этапе изделие приобретает свой конечный облик. После того как посуда «искупалась» в парафине, ее опускают в глазурь. После чего всю посуду снова на специальных вагонетках отправляют на второй обжиг. Он длится намного дольше, чем первый, — целых восемнадцать часов.
Второй обжиг
После этого на свет появляются известные на весь мир изделия гжельских мастеров. Интересно, что почти все этапы труда выполняются вручную и трудятся на таких заводах в основном женщины. Ведь работа эта очень тонкая и кропотливая. Правда, на некоторых заводах существует специальный аппарат для производства чашек, но они имеют весьма простую цилиндрическую форму. Да и ручки для этих чашек все равно производятся вручную и отливаются в гипсовых формах. Дальше изделия фасуются и отправляются на продажу в разные уголки страны и мира. Обычно при цехах также существуют фирменные магазины, где все изделия возможно приобрести по специальной цене.
Источник
Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи
Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?
Что такое роспись гжель?
Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.
История гжельской росписи
Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.
Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.
Гжель особенности росписи
Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:
- исключительно ручная работа;
- неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
- узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
- цветовые переходы отличаются резкостью;
- выдерживание строгой последовательности оттенков;
- предмет и его декор составляют цельную композицию;
- элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.
Чем выполняется роспись гжели
Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.
Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.
Роспись гжель основные цвета
Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:
- фоновый цвет фарфора – белый;
- разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
- темный кобальтовый;
- белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
- золотой или платиновый декор.
Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:
- направлений наносимых линий;
- положения кисти при рисовании;
- длины ворса применяемого инструмента.
Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:
- Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
- Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:
- Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
Животные в основном представлены пернатыми
Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»
Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.
Гжель техника росписи
Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:
- плотность и ширина наносимого кистью мазка;
- направление движения ворса;
- толщина краски на инструменте художника.
Основные стадии освоения техники:
- Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
- Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
- Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
- Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
- лист бумаги формата А4;
- краска гуашь;
- кисти номерами 1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:
- На палитре шпателем размешать краску.
- Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
- Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
- Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
- Волнообразными движениями формируют хвост.
- №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
- Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
- Эскиз переносят с бумаги на предмет.
Роспись гжель изделия
Разнообразие майолики этого промысла поражает, но традиционным стилем остается бело-голубой рисунок. «Синью России» называют в народе творения мастеров гжели. Продукция представлена несколькими направлениями:
- лубочная (например, роспись матрешки гжель);
- цветная надглазурная (самый старинный вид);
- глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);
- фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Гжель: технология изготовления
главная / Традиции / Гжель: технология изготовления
Сахарница гжель
Народный гжельский промысел появился в России много веков назад. История его полна взлетов и падений, а после революции в 20 веке он едва не исчез совсем. Но, к счастью, нашлись те, кто восстановил народное искусство. И сегодня чайник, молочник, кувшин или сахарница, гжель в которых сохранилась в мельчайших деталях, к счастью, есть в свободной продаже. И приобрести отдельные предметы или целые наборы может любой желающий.
Гжель удивительная по красоте роспись. Более того, удивительны не только рисунки и тонкая вязь синих узоров, но и сам материал. Дело в том, что все предметы делаются из особой, очень жирной, огнеупорной глины белого и красного цвета. Глина белого цвета — элитная, из нее получается шикарный тончайший фарфор. И расписанные под гжель сахарницы, и другие предметы посуды выглядят по-королевски. Глина красная — майолика, более практичная, изделия из нее прочнее, чем из фарфора. Поэтому фарфоровую посуду обычно приобретают для торжественных случаев, а посуду из майолики для повседневных нужд.
Технология превращения куска глины в произведение искусства сложная и долгая и состоит из нескольких этапов.
1 этап: заготовка
Любой предмет, прежде чем появиться на свет, сначала до мельчайших подробностей продумывается и рисуется художником. Затем, по рисунку, создается заготовка для будущего шедевра. Для этого из гипса вытачивается форма. Потом в нее заливается жидкая масса фарфоровая или майолика, которая постепенно затвердевает. Любопытно, что форма изготавливается именно из гипса еще и потому, что он способен впитать в себя излишки жидкости, отчего изделие становится максимально прочным. Каждая деталь будущего сувенира, подноса или сахарницы из гжели (например, крышечки, ручки и пр.) заливаются в отдельные формы. А затем мастера их очень аккуратно склеивают.
2 этап: подготовка
Следующим этапом становится подготовка к собственно росписи. Каждый предмет скрупулезно зачищают особым ножичком, а затем шлифуют. Если в изделии были склейки элементов, то швы замывают, а специальным поролоновым валиком делают поверхность идеально гладкой. Затем изделие отправляется в печь на первый обжиг. Длится он, в среднем, восемь часов.
3 этап: брак
После обжига будущие гжельские сахарницы, медовницы и другие предметы проверяют на наличие брака. Для этого каждое из них по очереди опускают в красный раствор фуксина. Изделия становятся розовыми, а все швы и трещинки, если они были некачественно замазаны и зачищены, проявляются ярко-розовым цветом. Если дефект небольшой, то его исправляют, если исправить не удается, то предмет отправляется на переплавку.
4 этап: роспись
Это самый красивый этап работы, который всегда выполняется вручную и обязательно только самыми опытными мастерами. Рисунок наносится специальной краской: окисью кобальта, которая на самом деле очень темного, почти черного цвета. И нужно обладать истинным талантом, нанося узоры одним колором так, чтобы после обжига они стали не просто синими, а вобрали в себя все оттенки этого цвета.
5 этап: финальный
На финальной стадии салатницы, сахарницы и чашки из гжели окунают в горячий парафин, а затем в глазурь. И после этого изделия отправляются в печь на второй обжиг. После 18 часов, проведенных в печи, на свет появляется та самая, великолепная и неподражаемая гжель. Фантастическая, с белоснежным фоном и всеми мыслимыми оттенками и переходами от светло- к темно-синему цвету.
На фабриках в основном работают женщины: труд кропотливый, требующий особого внимания. Почти все операции проводятся вручную и должны быть проделаны с максимальной точностью.
Но зато результат! Народный промысел шикарнее, оригинальнее и роскошнее гжельской росписи, сложно себе представить.
Источник