Гуманитарные науки представляют собой рациональный универсальный способ постижения мира

Содержание
  1. Концепции современного естествознания. Тест 3
  2. Ответы к тесту: Основные принципы естествознания
  3. Тестовый вопрос: Картина мира, рисуемая классическим разумом, — …
  4. Тестовый вопрос: Кто провозгласил «Знание — сила»?
  5. Тестовый вопрос: Укажите верное утверждение:проблема двух культур …
  6. Тестовый вопрос: Ущербность антропоцентризма заключается:
  7. Тестовый вопрос: Естественные науки представляют собой…
  8. Тестовый вопрос: Гуманитарные науки представляют собой…
  9. Тестовый вопрос: Что называют внутренним единством объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды?
  10. Тестовый вопрос: В природе «полная» причина любого превращения эквивалентна его «полному» следствию. Как называется этот принцип?
  11. Тестовый вопрос: Что обеспечивает целостность атомов, молекул, макротел?
  12. Тестовый вопрос: Какое происходит взаимодействие в мегамире?
  13. Тестовый вопрос: Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Что это?
  14. Тестовый вопрос: К наиболее общим свойствам пространства относят?
  15. Тестовый вопрос: Что из ниже перечисленного выступает стороной основного диалектического противоречия первичной субстанции?
  16. Тестовый вопрос: Какой принцип утверждает, что никакое значение не может быть самодостаточным, и требует дополнения?
  17. Гуманитарные науки
  18. Гуманитарные науки представляют собой рациональный универсальный способ постижения мира

Концепции современного естествознания. Тест 3

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Что занимает лидирующее место в культуре нашей эпохи
компьютерные достижения
живопись
наука
музыка

2. Картина мира, рисуемая классическим разумом
мир, лишенный всяческих благ
мир, не лишенный мечтания
мир, жестко связанный причинно-следственными связями
нет верного ответа

3. Парадигма – это
непрерывная форма материи, описываемая силовой и энергетической характеристикой
общий способ видения мира
совокупность энергетических возможностей, необходимых для акта действия в системе
наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы

4. Ущербность антропоцентризма заключается
забыты принципы единства с окружающим миром; человечество на грани самоуничтожения
человечество осознало свою миссию соавторства на пути космической эволюции
человечество вернулось к духовно здоровому социуму, живущему в гармонии с природой
позабыты исторические корни человечества

5. Гуманитарные науки представляют собой
рациональный, универсальный способ постижения мира
интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира
духовно-нравственный способ постижения мира
правильного ответа нет

6. Что называют внутренним единством объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды
дополнительность
неопределенность
вероятность
целостность

7. Что обеспечивает целостность атомов, молекул, макротел
гравитационные силы
ядерные силы
природные силы
электромагнитные силы

8. Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Что это
время
пространство
вселенная
скорость

9. Что из ниже перечисленного выступает стороной основного диалектического противоречия первичной субстанции
асимметрия
параллелизм
перпендикулярность
симметрия

10. Кем был сформулирован принцип дополнительности
Ньютоном
Д. Менделеевым
Максвеллом
Н. Бором

11. Лапласовский детерминизм основан
на понимании причинной связи как однозначной и постоянной
на понимании окружающей действительности
на связи между природой и человеком
на принципе отбора

12. Основу классической механики составляют
три закона Ньютон
дарвинская триада
лапласовский детерминизм
нет верного ответа

13. О чём гласит первый закон Ньютона
если нет никакой силы, ускорение равно нулю, и движение происходит прямолинейно и с постоянной скоростью
ускорение тела пропорционально просто силе, действующей на это тело, и коэффициент пропорциональности не зависит от природы силы
два тела действуют друг на друга силами, которые численно равны направлены в противоположные стороны вдоль прямой, соединяющей точки приложения этих сил
о взаимности механического воздействия сил друг на друга

14. О чём гласит третий закон Ньютона
ускорение тела пропорционально просто силе, действующей на это тело, и коэффициент пропорциональности не зависит от природы силы
два тела действуют друг на друга силами, которые численно равны направлены в противоположные стороны вдоль прямой, соединяющей точки приложения этих сил
если нет никакой силы, ускорение равно нулю, и движение происходит прямолинейно и с постоянной скоростью
нет верного ответа

15. Открытая система – это
система, которая не обменивается с окружающей средой только энергией
система, которая не обменивается с окружающей средой только веществом
система, которая не обменивается с окружающей средой ни энергией, ни веществом
система, которая обменивается с окружающей средой энергией и веществом

Источник

Ответы к тесту: Основные принципы естествознания

⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Тестовый вопрос: Картина мира, рисуемая классическим разумом, — …

Выберите правильный ответ:

[неверно] мир, лишенный всяческих благ;

[неверно] мир, не лишенный мечтания;

[ верно ] мир, жестко связанный причинно-следственными связями;

[неверно] нет верного ответа.

Тестовый вопрос: Кто провозгласил «Знание — сила»?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Ф. Бэкон;

[неверно] 4.5. Парадигма – это:

[неверно] непрерывная форма материи, описываемая силовой и энергетической характеристикой;

[ верно ] общий способ видения мира;

[неверно] совокупность энергетических возможностей, необходимых для акта действия в системе;

[неверно] наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы.

Тестовый вопрос: Укажите верное утверждение:проблема двух культур …

Выберите правильный ответ:

[неверно] проблема культуры запада и востока

[неверно] проблема взаимопонимания ислама и христианства

[ верно ] проблема взаимопонимания естественника и гуманитария

[неверно] проблема, не существующая в современном мире.

Тестовый вопрос: Ущербность антропоцентризма заключается:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] забыты принципы единства с окружающим миром; человечество на грани самоуничтожения;

[неверно] человечество осознало свою миссию соавторства на пути космической эволюции;

[неверно] человечество вернулось к духовно здоровому социуму, живущему в гармонии с природой;

[неверно] позабыты исторические корни человечества.

Тестовый вопрос: Естественные науки представляют собой…

Выберите правильный ответ:

[неверно] интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира;

[неверно] духовный, моральный способ постижения мира;

[ верно ] рациональный, универсальный способ постижения мира;

[неверно] опытный, доказуемый только на фактах способ постижения мира.

Тестовый вопрос: Гуманитарные науки представляют собой…

Выберите правильный ответ:

Читайте также:  Способы запустить командную строку

[неверно] рациональный, универсальный способ постижения мира;

[ верно ] интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира;

[неверно] духовно-нравственный способ постижения мира;

[неверно] правильного ответа нет.

Тестовый вопрос: Что называют внутренним единством объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] целостность.

Тестовый вопрос: В природе «полная» причина любого превращения эквивалентна его «полному» следствию. Как называется этот принцип?

Выберите правильный ответ:

[неверно] эволюционной характеристики;

[ верно ] достаточного основания;

[неверно] целостности в естествознании.

Тестовый вопрос: Что обеспечивает целостность атомов, молекул, макротел?

Выберите правильный ответ:

[неверно] гравитационные силы;

[неверно] ядерные силы;

[неверно] природные силы;

[ верно ] электромагнитные силы.

Тестовый вопрос: Какое происходит взаимодействие в мегамире?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] гравитационное;

Тестовый вопрос: Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Что это?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] пространство;

Тестовый вопрос: К наиболее общим свойствам пространства относят?

Выберите правильный ответ:

[неверно] структурность и протяженность;

[неверно] трехмерность пространства;

[неверно] однонаправленность и необратимость;

[ верно ] все вышеперечисленное.

Тестовый вопрос: Что из ниже перечисленного выступает стороной основного диалектического противоречия первичной субстанции?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] асимметрия;

Тестовый вопрос: Какой принцип утверждает, что никакое значение не может быть самодостаточным, и требует дополнения?

Выберите правильный ответ:

[ верно ] дополнительности;

Источник

Гуманитарные науки

  • Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания этого события. В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).

Гуманитарные науки включают некоторые разделы философии, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историю, психологию, антропологию, этнографию, когнитивистику, а также ряд других, неконвенциональных дисциплин, например, изучающих метаморфозы человека и человечества под воздействием техносреды (техногуманистика) .

Гуманистика — это область самопознания и самосозидания человека и человечества. О чем бы ни писались гуманитарные сочинения: об эстетике итальянского Возрождения или об эпических сказаниях древней Индии, о взаимовлиянии романских и германских языков или о кантовской философии времени и пространства, — всюду перед нами предстает образ человека в разных его воплощениях. Мы сопоставляем себя с ними, находим общность и отличия, а значит, глубже познаем себя и одновременно становимся более человечными.

Гуманитарные науки учат:

понимать и выражать себя;

понимать других людей и общаться с ними;

понимать другие культуры и эпохи;

понимать цели человечества и ход истории;

сознательно строить свою личность в творческом взаимодействии с другими индивидами и культурами;

Источник

Гуманитарные науки представляют собой рациональный универсальный способ постижения мира

Наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука по определению способ постижения бытия имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле наука это построение рациональной картины мира с этой точки зрения мы можем сказать, что наука возникает уже в античности. В более узком смысле наука предполагает развитую систему методов эксперимента и наблюдения, в этом значении термин наука применим только к системе мировоззрения и познания сложившейся в Европе Нового времени.

Наука сложным образом взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции осмысления мира. Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, в той или иной степени обобщенное знание, она оперирует понятиями, а мифология образами. В тоже время некоторые сведения, накопленные в форме мифов, иногда поддаются научному осмыслению. С другой стороны данные науки преломляясь в сознании людей могут творить своеобразную научную мифологию.

Граница между религией и наукой определяется соотношением в них разума и веры, это не означает, что в науке полностью отсутствует такая форма отношения к действительности как вера (как знания имеющего прочную субъективную основу, внутреннюю убежденность человека, но имеющего прочной объективной основы то есть достоверных доказательств исходящих из эмпирической реальности). Но религия ориентирована на область внечувственного, а наука на эмпирическую реальность, данное различие было выявлено еще в эпоху средневековья, что позволило провести границу между наукой и религией и обособить эти две области знания. Все сказанное не относится к области суеверий, которая не связанна ни с наукой, ни с религией.

Не менее сложными, чем с религией были взаимоотношения науки с философией, Существует несколько трактовок соотношения науки и философии, философия рассматривалась как методологическая база научного исследования (то есть науки заимствуют из философии общие понятия и принципы), как результат предельного обобщения эмпирических (то есть опытных) данных прикладных дисциплин, как способ интеграции частных наук в нечто единое, как основу для создания целостной картины мира. И то и другое и третье, несомненно, верно, но это не должно стирать границу, между философией и наукой, данные науки могут быть отправной точкой для создания философской концепции, наука может оперировать предельно обобщенными категориями, сформулированными философией (пространство, время и т.д.), но проблематика философии всегда принципиально иная чем у науки, наука задается вопросами о формах и способах существования явлений окружающего мира, философия о причинах и целях.

Наука отличается от идеологии (т.е. системы взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности и друг другу), тем что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. В то же время наука способна порождать определенный тип идеологии, оказывая воздействие на мировосприятие больших групп населения.

Читайте также:  Способы экранирования электромагнитного поля

Исходя из этого, можно выделить ряд характерных черт отличающих науку от других связанных с ней феноменов культуры:

  1. Наука универсальна: с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей вселенной при тех условиях, при которых получены исследователем.
  2. Наука фрагментарна – она изучает не бытие в целом, различные компоненты или параметры реальности, в структуре самой науки этот признак раскрывается через ее деление на особые научные дисциплины.
  3. Наука общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности.
  4. Наука безлична – индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.
  5. Наука систематична – она представляет собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.
  6. Наука принципиально незавершенна – в основе мировосприятия характерного для нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.
  7. Наука преемственна – новые знания определенным образом всегда связанны с прежними. Ни одно положение не возникает в науке на пустом месте, даже если оно сформулировано как критика предшествующих теорий.
  8. Наука критична – сомнение один из основных принципов науки Нового времени, в науке нет таких положений, даже среди самых фундаментальных, которые не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.
  9. Наука достоверна – ее данные могут и должны быть проверены по определенным, сформулированным в ней правилам.
  10. Наука внеморальна – сами по себе научные истины нейтральны в морально—этическом смысле. Нравственной оценке подлежат только те действия, которые ученый предпринимает для получения данных, или применение полученных результатов научного исследования.
  11. Наука рациональна: она оперирует эмпирическими данными. Наука опирается на данные опыта, результаты воздействия явлений объективной действительности на наши органы чувств, непосредственно или через посредство приборов), но оперирует на основе рациональных процедур и законов логики (т.е. средствами разума наука поднимается над уровнем исследования конкретного предмета или явления и создает обобщенные понятия, концепции, теории).
  12. Наука чувственна – проверка результатов научного исследования осуществляется эмпирически, средствами чувственного восприятия и только на этом основании признаются вполне достоверными.

Можно говорить о научной культуре, как специфической области или сфере культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов является познание мира вместе с обществом и человеком на основе эмпирических данных и рациональных форм знания. Однако как существуют специфические формы культуры или если рассматривать ее как нечто единое этапы ее развития, так и научная культура проходит по мере всего развития определенную трансформацию.

Все названные выше черты в полной мере характерны только для современного этапа развития науки, но в качестве части культуры наука имела различные формы в процессе развития самой культуры. Можно выделить несколько этапов развития культуры или их можно так же рассматривать как самостоятельные культуры. Карл Ясперс в работе «Смысл истории», в которой он выделил специфические черты современной науки, связывает возникновение науки вообще как компонента культуры с периодом «осевого времени», эпохой когда были заложены важнейшие фундаментальные особенности всей современной культуры. Осевое время охватывает период между 800 и 200 гг. до нашей эры, в этот с исторической точки зрения короткий промежуток времени в трех отдаленных регионах (Средиземноморье, Индия и Китай) формируются идеи, представления, культурные институты, которые оказывают определяющее влияние на развитие человечества в дальнейшем. К числу таких культурных институтов Ясперс относит науку.

Однако античной науке не были свойственны все те черты, которые мы отметили для современной науки. Греческая наука была по преимуществу умозрительной дисциплиной (слово теория в переводе с греческого означает умозрение), научные представления древних греков не предполагали их эмпирической проверки или практического использования. Для античности характерна негативная оценка, любых прикладных исследований, идеалом было чистое незаинтересованное познание не ориентированное ни на какую выгоду. Представления об эксперименте отсутствовали вообще, а метод наблюдения, хотя и использовался, но не применялся систематически.

По преимуществу религиозный характер средневековой культуры накладывал значительный отпечаток на развитие научного знания, поскольку контроль над образованием был фактически монополизирован церковью, наука в значительной степени была сведена к роли института обслуживающего нужды богословия. Развитие средневековой науки в значительной степени определялось, тем представление, согласно которому Бог не только существо всемогущее, но и всеведущее. Поэтому изучение природы может быть безболезненно заменено изучением откровения. Средневековые ученые по преимуществу занимались комментированием Библии и некоторых античных авторов (прежде всего Аристотеля). Сама вселенная представлялась им колоссальной книгой, которая требует правильного прочтения и толкования.

В эпоху Возрождения формируется новое отношение к миру, утверждающее самоценность его изучения. В этот период возникает новая интерпретация теории «двух истин», утверждающая самостоятельную ценность научного знания. По мере развития промышленности, мореплавания, совершения географических открытий, все большее значение приобретает прикладная сторона научного знания, наука стала рассматриваться как способ облегчения и улучшения человеческой жизни, установления власти человека над природой. Все эти изменения были обобщены философами XVII века. Декарт писал: «Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему, наступает на него, с тем, что бы мы добыли знания о силе и действиях огня, воды воздуха, звезд, небесного свода и всех прочих окружающих нас тел, причем это познание будет столь же точным, как наше знание разнообразных вдов деятельности наших ремесленников. Затем мы таким же путем сможем реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания сделают нас хозяевами природы».

Современник Декарта английский философ Ф. Бекон разработал основные положения экспериментальной науки, именно к Бекону принято возводить такие характерные особенности современной науки как, опора на эксперимент, поставляющий начальные данные научного исследования и проверяющий его результаты и господство аналитического подхода к действительности, направленного на поиск простейших. Далее неразложимых первоэлементов реальности.

Таким образом, из всего сказанного можно определить современную науку как – особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Читайте также:  Треонин для роста мышц способ применения

Естествознание – это раздел науки основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Предмет естествознания — факты и явления, воспринимаемые нашими органами чувств. Задача ученого обобщить эти факты и создать теоретическую модель изучаемого явления природы включающую законы управляющие им. Явления, например закон всемирного тяготения, даются нам в опыте, законы науки, например закон всемирного тяготения, представляют собой варианты объяснения этих явлений. Факты, будучи установлены, сохраняют свое значение всегда, законы могут быть пересмотрены или скорректированы в соответствии с новыми данными или новой концепцией их объясняющей. Факты действительности являются необходимой составляющей научного исследования. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это не означает, что научная теория должна немедленно подтверждаться, но каждое ее положение должно быть таким, чтобы такая проверка была возможна в принципе.

От технических наук естествознание отличает то, что оно преимущественно направлено не на преобразование мира, а на его познание. От математики естествознание отличает. То что оно исследует природные, а не знаковые системы. Однако пытаться изолировать естественные, социальные и общественные науки не следует, поскольку существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными. Например, определенные черты естественных и социальных наук соединяет экономическая география, на стыке естественных и технических наук находится бионика. А социальная экология является комплексной дисциплиной, которая включает естественные, социальные и технические разделы.

Человек обладает знанием об окружающей вселенной о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела естественнонаучное и гуманитарное знание. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:

  1. основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные мауки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя узучается разумеется в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.
  2. в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.
  3. Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.
  4. На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно научное знание.

Таким образом можно утверждать закономерно выделения естественно научной и гуманитарной культур как особых типов культуры, они неразрывно связаны между собой

  1. сам человек существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связанно;
  2. оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целостное явление;
  3. имеется целый ряд пограничных проблем;
  4. естествознание часто сталкивается с проблемами социального или этического характера, хотя естество знание изучает преимущественно природу, но второй стороной исследования всегда является человек, поэтому методология исследования всегда включает в себя элементы гуманитарного знания, гуманитарные науки могут дать дополнительные данные подтверждающие истинность теории н-р ее красота внутренняя гармони и т.д.
  5. с другой стороны гуманитарные науки все шире используют методы и данные естественных наук.

Английский писатель Чарльз Сноу (в работе «Две культуры») указывает, что в настоящее время эти две сферы знания научно-техническое и художественно-гуманитарное знание имеют все меньше общего, все больше превращаются в две изолированных области культуры представители, которых все в меньшей степени способны понять друг друга. Разногласия между этими сферами знания по ряду ключевых вопросов (например, этическим аспектам научного поиска) вызывается по мысли Сноу, тем, что и естественники и гуманитарии, как правило, плохо разбираются в чужой области знания, это приводит к выдвижению неоправданных претензий на монопольное обладание истиной. Корни проблемы Сноу видит в сложившейся системе образования, которая по его мнению является излишне специализированной, не дающей людям получить подлинно всестороннее образование.

Противоречия между естественной и гуманитарной культурами дополняются противоречиями внутри самой науки Наука не способна дать исчерпывающих ответов, она решает частные вопросы, создавая концепции наилучшим образом объясняющие явления действительности, но создание таких теорий не представляет собой простого накопления знаний это более сложный процесс, включающий в себя как эволюционное поступательное развитие, так и «научные революции», когда пересмотру подвергаются даже наиболее фундаментальные основы научного знания. И новые теории строятся уже на совершенно иной основе.

Кроме того, противоречия содержит сам способ познания, составляющий сущность науки: природа едина и целостна, а наука разделена на самостоятельные дисциплины,. Объекты действительности – это целостные сложные образования, наука абстрагирует некоторые из них принимаемые за наиболее важные изолируя их от других аспектов того же явления. В настоящее время этот метод, как и метод сведения явления к простейшим элементам, во многих дисциплинах признается ограниченно применимым, но проблема состоит в том, что вся современная наука построена на их основе.

Сама структура науки разделенной на множество самостоятельных дисциплин вытекает именно из этого, но в настоящее время многие исследователи признают, что процесс дифференциации науки зашел слишком далеко, преодолеть эту тенденцию должны комплексные и интегративные дисциплины.

Источник

Оцените статью
Разные способы