- Губная гармошка способы звукоизвлечения
- Три фундаментальных правила красивого звучания
- Упражнения
- ОПИСАНИЕ
- Приемы извлечения звука
- Как играть на губной гармошке? Статья для новичков
- Выбор инструмента
- Правильное положение губной гармоники
- Дыхание
- Как играть на губной гармошке одиночные ноты и аккорды
- Базовые техники
- Заключительные рекомендации
Губная гармошка способы звукоизвлечения
Три фундаментальных правила красивого звучания
Рекомендуем также записаться на наш 15-дневный бесплатный онлайн курс «БЫСТРЫЙ СТАРТ», на котором мы поможем вам хорошо проработать звукоизвлечение, правильное дыхание и вы научитесь уверенно играть одиночными нотами.
Упражнения
Упражнение 1.
Максимально расслабиться, отбросив всё лишнее напряжение и начать придерживаться трёх главных правил во время игры на гармонике.
Фокус внимания поочередно перемещать на мышцы, камеру, дыхание и т.д. по кругу, каждый раз улучшая каждый из показателей (ещё больше расслаблять мышцы, увеличивать камеру в ротовой полости, делать более тёплым и расслабленным дыхание).
Задание:
Играть на средней громкости. Чередовать аккорды на вдох и на выдох на первых трёх отверстиях: -(123)+(123)
Упражнение 2.
Научиться плавно выводить звук на губной гармошке (без рывков и как можно с минимальным дрожанием звука), используя три главных правила во время игры на гармонике.
Задание:
Играть от тихого к среднему (выводя звук с минимальной громкости до средней). Чередовать аккорды на вдох и на выдох на первых трёх отверстиях: -(123)+(123)
Внимание!
Гармонисты почти никогда не играют на 100% громкости губной гармоники, так как тогда очень сильно портится звук. Самый комфортный уровень игры — это игра на уровне 70-80% громкости губной гармошки, поэтому, плавно выводя звук, в этом упражнении не нужно выводить звук до самого максимума.
Упражнение 3.
Научиться играть максимально тихо и расслабленно (стараться, чтобы звук не дрожал), используя три главных правила во время игры на гармонике.
Задание:
Играть на минимальной громкости.
Внимание!
Если у вас играют не все три отверстия, постарайтесь ещё больше расслабиться и абсолютно расслабленно вдыхать и выдыхать как-будто бы сразу глубоко-глубоко в горло и из горла. Если это не помогло, попробуйте ещё больше увеличить камеру в ротовой полости (в районе гортани).
Упражнение 4. (для тех, кто уже освоил одиночные ноты и продолжает работать над звукоизвлечением)
Научиться плавно выводить звук на губной гармошке (без рывков и как можно с минимальным дрожанием звука), используя три главных правила во время игры на гармонике.
Задание:
Играть от тихого к среднему (выводя звук с минимальной громкости до средней). Играть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7
Внимание!
Гармонисты почти никогда не играют на 100% громкости губной гармоники, так как тогда очень сильно портится звук. Самый комфортный уровень игры — это игра на уровне 70-80% громкости губной гармошки, поэтому, плавно выводя звук, в этом упражнении не нужно выводить звук до самого максимума.
ОПИСАНИЕ
В игре на музыкальных инструментах, да и в музыке в целом, пожалуй, самым важным является звук (звучание).
Бывают музыкальные произведения с красивой мелодией, с очень интересными и продуманными аранжировками, но если нам не нравится звучание основного инструмента, то вряд ли нам понравится и вся эта композиция.
А бывает услышишь, казалось бы, обычную мелодию, ничего вычурного, но как заиграет какой-то инструмент в ней, да так, что аж замираешь и мурашки по коже… Вот такую силу имеет настоящий звук и красивое звучание.
Во время игры на губной гармошке вся магия усиления и преобразования звука происходит не в губной гармошке, а в нашем теле и нам с вами предстоит научиться управлять этим звуком, его качеством, его тембром, объёмностью, чтобы найти максимально красивое звучание.
На звук во время игры на губной гармошке влияет три основных параметра:
1) Первым и, пожалуй, основным элементом, влияющим на звучание, является дыхание.
Важно помнить о трёх главных характеристиках дыхания, которые больше всего влияют на звук во время игры на губной гармошке:
Во-первых, дыхание должно быть тёплым. Таким дыханием мы греем зимой руки. И когда мы так дышим наша гортань как-будто бы открывается. При вдохе, во время игры на губной гармошке, необходимо также сохранять это открытое положение гортани.
Во-вторых, дыхание должно быть очень спокойным и расслабленным. Самый простой способ расслабить дыхание — это начать играть в 2 или даже в 3 раза тише.
Стараясь играть тише, мы неосознанно расслабляем наше дыхание, а это делает звук более красивым. Научившись играть с максимально расслабленным дыханием, вы сможете впоследствии его применять и в громкой игре.
В-третьих, дыхание должно быть тихим. Как если бы вам необходимо было дышать так, чтобы рядом находящийся человек, не слышал, как вы дышите.
Сделайте своё дыхание незаметным и используйте такой тип дыхания в игре на губной гармошке.
2) Вторым секретом качественного звука является расслабленность мышц.
Чтобы добиться звонкого и красивого звучания, важно сохранять мышцы лица, горла, да и вообще всего тела, в максимально расслабленном и естественном состоянии, включая даже губы, которые также должны оставаться в какой-то степени расслабленными и мягкими.
3) Использование третьего секрета красивого звукоизвлечения придаст вашему звуку объёмности.
Играя на губной гармонике, нам необходимо в ротовой полости создавать максимально большую резонаторную камеру. Представьте, что Вам нужно спеть букву “О”, только так, как это делают оперные певцы — звонким и объёмным звуком “О”.
Это положение ротовой полости чем-то похоже на полузевок, когда мягкое нёбо подымается, язык расслабленно лежит на дне и в результате создаётся большая резонаторная камера в ротовой полости.
Итак, если вы хотите звучать красиво, проверьте:
- используете ли вы максимально тёплое, расслабленное и тихое дыхание?
- сохраняете ли вы в расслабленном состоянии мышцы лица, шеи и всего тела?
- и придаёте ли вы объёмности вашему звуку, играя с большой камерой в ротовой полости?
Мы рекомендуем вам самостоятельно поочерёдно проверить влияние каждого из этих параметров на ваш звук, во время игры на губной гармошке.
Закрепите эти главные навыки звукоизвлечения сначала поиграв аккорды и выполняя упражнения из нашего самоучителя игры на губной гармошке. А затем используйте эти секреты и в игре одиночными нотами.
И тогда при исполнении вами даже самых простых мелодий, от приятного, красивого звучания у ваших слушателей кожа будет покрываться мурашками.
Источник
Приемы извлечения звука
Существуют три способа извлечения одной отдельной ноты:
1. Метод свистка (или как его еще называют “губы трубочкой”);
2. Метод “блокирования языком” (у вас во рту находится 3 или 4 отверстия и все кроме одного перекрываются языком);
3. Метод под названием “язык трубочкой” (язык сворачивается трубочкой и располагается точно над отверстием, из которого будет извлекаться нота.
В начале имеет смысл сосредоточиться на 1-м способе, поскольку он проще. 2-й метод также необходимо будет освоить, но уже на более поздних этапах обучения. 3-й же требует определенных физиологических особенностей строения организма, которыми обладает 50-70% людей, поэтому он не может быть рекомендован всем. Проще говоря, некоторые из нас просто физически не могут свернуть язык трубочкой, как бы ни старались. Наконец, во 2-м и 3-м методах используется язык, с помощью которого начинающему значительно сложнее освоить прием “бенд”.
Чтобы получить представление о том, как на губной гармошке должна звучать одиночная нота, выберите одно из отверстий, предположим 4-е. Закройте 3-е и 5-е отверстия указательными пальцами обеих рук и дуньте в 4-е изо всей силы. Если ваши пальцы плотно прикрыли указанные отверстия, то вы услышите чистую ноту, звучащую на выдохе через 4-е.
Проделайте эту процедуру несколько раз, пока у вас в памяти не отложится звучание одиночной ноты. Если пальцы вас не слушаются, то заклейте указанные отверстия (3-е и 5-е) скотчем.
Если впоследствии у вас возникнут сомнения, еще раз проделайте эту процедуру.
Когда вы четко выясните для себя, как должна звучать на губной гармошке одиночная нота, попробуйте извлечь ее уже без помощи указательных пальцев или скотча. Наверное, вы обратили внимание на то, что губы у большинства людей имеют горизонтальную ориентацию. К сожалению, это усложняет извлечению одиночных нот на губной гармошке. В результате нам приходится сложить губы так, чтобы они приняли более вертикальную форму. Попробуйте проделать это перед зеркалом. Откройте рот, опустите нижнюю челюсть и сожмите уголки рта пальцами.
Вам когда-нибудь приходилось строить гримасу с втянутыми щеками? Именно так мы будем добиваться вертикального положения губ для извлечения одиночной ноты. Поработайте над этим перед зеркалом (естественно без гармошки). Когда вы поднесете гармошку к губам, следите за тем, чтобы щель между ними не увеличивалась в горизонтальном направлении (проверьте это перед зеркалом). Гармошка должна находиться между губ, а не перед ними, именно так и не иначе. Теперь попробуйте сделать медленный выдох и вдох через 4-е отверстие.
Если даже и в этом случае одиночная нота у вас не получается, попробуйте прикрыть уголки губ пальцами. Зафиксируйте это положение и постарайтесь сохранить его без помощи пальцев. Обычно у человека со средними способностями освоение этого приема занимает несколько недель.
Если вам по какой-то причине не везет с этим, вернитесь на несколько шагов назад и проделайте все то же самое более основательно.
Когда у вас начнет получаться извлечение чистой одиночной ноты на вдохе и выходе через 4-е отверстие, попробуйте повторять ее без перерыва до тех пор, пока ваши губы ослабнут настолько, что не смогут сохранять правильное положение.
Повторяйте это упражнение в медленном темпе вновь и вновь, пока у вас не выработается правильная мышечная память.
После нескольких дней или недель, добившись положительных результатов при извлечении одиночной ноты на вдохе и выдохе через 4-е отверстие, вы можете попробовать сыграть мажорную гамму. Имейте в виду, что при переходе от отверстия к отверстию должна перемещаться гармошка, а не голова. И вновь здесь вам поможет зеркало.
Если при игре гаммы у вас перестают получаться одиночные ноты, попробуйте отработать переход от 4-го отверстия к 5-му, и наоборот. Занимайтесь этим столько, сколько понадобится для получения положительного результата.
Если при движении от отверстия к отверстию ваши губы прилипают к гармошке, оближите их и ту часть инструмента, которую вы в данный момент используете.
При игре старайтесь держать голову приподнятой. Периодически вытряхивайте из инструмента слюну и скопившуюся сконцентрировавшуюся влагу. Для этого можно резко ударить гармошку о ладонь или о бедро. Излишняя, влага затрудняет свободную вибрацию язычков, что может привести к полной потере звука в том или ином отверстии.
На протяжении первых недель занятий вы будете обеспокоены тем, что губы довольно быстро устают и перестают вас слушаться. Это нормальное явление, которое со временем в результате занятий постепенно будет преодолено. Просто на начальном этапе не стоит пересиливать себя или наоборот сдаваться раньше времени. Главное правило – старайтесь, чтобы гармошка располагалась во рту как можно глубже. Естественно, при этом вы должны быть в состоянии извлекать чистую одиночную ноту. Не забывайте об этом во время занятий. Кстати, к работе над этим приемом звукоизвлечения вам в дальнейшем придется неоднократно возвращаться. Азы техники должны быть освоены вами как можно более основательно.
Источник
Как играть на губной гармошке? Статья для новичков
Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом. Неудивительно, что количество желающих играть на губной гармошке растет во всем мире!
Выбор инструмента
Существует большое количество разновидностей губных гармошек: хроматические, блюзовые, тремоло, басовые, октавные, а также их комбинации. Самым простым вариантом для начинающего будет диатоническая гармошка с десятью отверстиями. Тональность до-мажор.
- Огромное количество курсов и обучающих материалов в книгах и сети Интернет;
- Джазовые и поп-композиции, знакомые всем по фильмам и музыкальным клипам, преимущественно сыграны на диатонике;
- Базовые уроки, освоенные на диатонической гармонике, пригодятся для работы с любой другой моделью;
- По мере продвижения обучения открывается возможность использования большого количества звуковых эффектов, которые завораживают слушателей.
При выборе материала, предпочтение лучше отдать металлу – он наиболее прочный и гигиеничный. Деревянные панели требуют дополнительной защиты от разбухания, а пластик быстро изнашивается и ломается.
К самым распространенным моделям для новичков можно отнести Lee Oskar Major Diatonic, Hohner Golden Melody, Hohner Special 20.
Правильное положение губной гармоники
Звучание инструмента во многом зависит от правильной постановки рук. Держать губную гармошку следует левой рукой, а правой направлять поток звука. Именно полость, образуемая ладонями, создает камеру для резонанса. Плотно смыкая и размыкая кисти можно добиться разных эффектов.
Для того чтобы обеспечить сильный и ровный поток воздуха, голову держать нужно ровно, а лицо, горло, язык и щеки – полностью расслабить. Гармонику нужно плотно и глубоко обхватить губами, а не просто прижать ко рту. При этом с инструментом соприкасается только слизистая часть губ.
Дыхание
Губная гармошка – единственный духовой инструмент, который выдает звук и на вдохе, и на выдохе. Главное, на что стоит обратить внимание – через гармонику нужно именно дышать, а не всасывать и выдувать воздух. Воздушный поток создается за счет работы диафрагмы, а не мышц щек и рта. На первых порах звук может получаться тихим, но по мере практики придет красивое и ровное звучание.
Как играть на губной гармошке одиночные ноты и аккорды
Звуковой ряд диатонической гармоники выстроен таким образом, что три отверстия подряд образуют созвучие. Поэтому извлечь аккорд на гармонике проще, чем ноту.
В процессе игры музыкант сталкивается с необходимостью играть ноты по одной. В таком случае соседние отверстия блокируются губами или языком. Возможно, на первых порах придется помогать себе, надавливая пальцами на уголки рта.
Базовые техники
Изучение аккордов и отдельных звуков позволит играть простые мелодии и немного импровизировать. Но для того, чтобы раскрыть весь потенциал губной гармоники нужно осваивать специальные техники и приемы. Самые распространенные из них:
- Трель – чередование пары соседних нот, один из общих мелизмов в музыке.
- Глиссандо – плавный, скользящий переход трех и более нот в единое созвучие. Аналогичный прием, в котором используются все ноты до конца, называют дроп-офф.
- Тремоло – дрожащий звуковой эффект, который создается за счет сжимания-разжимания ладоней или вибрации губ.
- Бэнд – изменение тональности ноты, за счет корректировки силы и направления потока воздуха.
Заключительные рекомендации
Можно понять, как играть на губной гармошке, совсем не зная нотной грамоты. Однако, потратив время на обучение, музыканту откроется возможность читать и изучать большое количество мелодий, а также записывать собственные наработки.
Не пугайтесь буквенных обозначений музыкальных звуков – их легко понимать (A – это ля, B – си, C – до, D – ре, Е – ми, F – фа, и, наконец, G – соль)
Если обучение происходит самостоятельно, в работе могут пригодиться диктофон, метроном и зеркало – для постоянного контроля над собой. Подготовиться к живому музыкальному сопровождению поможет аккомпанирование готовым музыкальным записям.
Вот вам напоследок позитивное видео.
Блюз на губной гармошке
Автор: Екатерина Науменко
Иллюстрации: М. Белецкая, «Самоучитель игры на губной гармошке».
Источник