Группы животных по способу питания растительноядные хищные всеядные паразиты

Группы животных по способу питания растительноядные хищные всеядные паразиты

Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.

Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).

Пищей в этом случае являются другие животные.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.

Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.

Трупоеды – питаются остатками организмов.

Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.

Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.

В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).

Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.

Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.

В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.

Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек

Источник

Особенности питания разных животных

Урок 11. Окружающий мир 3 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Особенности питания разных животных»

Здравствуйте ребята! Я очень рад снова встретиться с вами. Сегодня мы продолжим знакомство с животными, и рассмотрим особенности их питания.

Вы уже знаете, что растения сами создают себе органические вещества из неорганических при воздействии солнечного света. Животные так не могут. Для питания они используют готовые органические вещества других организмов: растений и животных.

Животные питаются разнообразной пищей. Среди них есть растительноядные, насекомоядные, плотоядные (или хищные) и всеядные виды.

Растительноядные животные питаются растительной пищей. Это, например, заяц, жираф, антилопа.

Насекомоядные животные едят насекомых.

Плотоядные, или хищные животные, питаются другими животными.

Хищник — это, например, пума, преследующая зайца. Животные, на которых охотятся хищники — их жертвы. Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Например, паук плетёт ловчую сеть, крокодил имеет острые зубы. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы – всё это помогает лисе охотиться. Огромные глаза совы помогают хорошо видеть добычу и днём, и ночью. Мягкое оперение делает её полёт бесшумным, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Но и те животные, на которых охотятся хищники, приспособлены к защите. У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, а зимой белая. Ежа защищают иголки. Ящерица в момент опасности способна отбрасывать хвост. Он остаётся в лапах у хищника, а само животное убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост. Кузнечик окрашен в зелёный цвет и в траве он становится почти незаметен для хищников. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Божьи коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы не съедобные! Не прикасайтесь!»

Всеядные животные питаются растениями и животными. Это, например, шимпанзе и медведь.

Рассмотрим, как питаются различные группы животных.

Среди насекомых есть растительноядные и плотоядные. Растительной пищей питаются многие жуки. Они имеют сильные челюсти и способны отрывать части растений. Бабочки питаются цветочным нектаром. При сосании нектара бабочка расправляет закрученный в спираль хоботок и запускает его в цветок. Божьи коровки – хищники. Они поедают тлю – мелких насекомых, которые поселяются на листьях растений и высасывают из них сок.

Среди рыб также есть хищники. Это, например, акулы. Добычу – других рыб – акула захватывает длинными острыми зубами.

Все земноводные — хищники, они питаются подвижной добычей: червями, насекомыми, пауками. Например, лягушки, захватывают пищу с помощью длинного и липкого языка. Язык прикрепляется ко рту своим передним концом. Задний конец свободный. Заметив какое-нибудь насекомое, лягушка широко раскрывает рот и выбрасывает язык далеко вперёд. К нему и прилипает добыча.

Большинство представителей пресмыкающихся также хищники. Только сухопутные черепахи питаются растениями, капустой и разными фруктами.

Ужи охотятся на лягушек. Они подстерегают свою добычу, а затем бросаются на неё. Большинство видов глотают добычу целиком. Например, яичная змея заглатывает яйца в два раза толще собственной головы. Гадюка, прежде чем проглотить свою добычу, убивает её ядом. В голове у гадюки находятся железы, которые вырабатывают сильный яд. На верхних челюстях располагаются длинные и острые зубы. При укусе гадюка широко раскрывает пасть, выбрасывает голову вперёд и вонзает зубы в добычу. От укуса образуется ранка, в которую попадает яд.

Читайте также:  Какие есть способы общения с людьми

Человеку, которого укусила змея, необходимо срочно оказать первую медицинскую помощь. Его нужно уложить, обеспечить неподвижность, дать ему обильное и тёплое питьё и как можно скорее отправить в лечебное заведение.

Среди птиц есть виды, питающиеся частями растений (это гуси, лебеди, утки). Клювы насекомоядных птиц приспособлены для поедания насекомых. У одних, например, у скворцов, клюв тонкий и острый. С помощью такого клюва птицы легко склёвывают мелких насекомых с земли или с растений. Другие насекомоядные птицы, например ласточка, имеют короткий, но широко раскрывающийся клюв. Такой клюв позволяет ловить насекомых прямо в воздухе.

Хищные птицы, например соколы и орлы, благодаря длинным острым когтям и острому загнутому вниз клюву могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу на части. Немало всеядных птиц. Вороны, грачи, сороки используют как растительную, так и животную пищу.

Среди млекопитающих также есть растительноядные, плотоядные и всеядные виды. Зубы млекопитающих подразделены на передние – резцы, средние – клыки, и задние – коренные. Резцами они отгрызают пищу. С помощью клыков они могут хватать и разрывать крупных животных. А коренными зубами тщательно перетирают пищу.

У растительноядных млекопитающих, например у белки и бобра, хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцы у этих животных крупные и острые. Клыков у этих млекопитающих нет.

У насекомоядных млекопитающих, например у крота и летучей мыши, все зубы почти одинаковые. Они позволяют только схватить и перемять добычу. У хищников, например льва, большие острые клыки и когти.

Всеядные млекопитающие, например бурый медведь, питается растительной и животной пищей.

Живые существа тесно связаны между собой в цепи питания. Рассмотрим пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина – заяц – волк. Ещё пример. В лесу растёт дуб. Желудями дуба кормятся лесные мыши. А сами мыши – добыча сов. Получается такая цепь питания: дуб – лесная мышь – сова.

Как видно из примеров, цепи питания начинаются с растений. Это – первое звено. Второе звено цепи – это животные, которые питаются растениями (растительноядные животные). Третья звенонасекомоядные или хищные животные.

Значит, живые организмы связаны друг с другом пищевыми связями. Растения используют солнечный свет и создают органические вещества из неорганических. А органические вещества служат пищей другим живым организмам.

Подведём итог. Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Источник

Технологическая карта, презентация, конспект урока биологии в 6 классе по теме Гетеротрофное питание организмов

Выбранный для просмотра документ Презентация Гетеротрофное питание.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Самый тяжкий грех перед братьями нашими меньшими – это не ненависть к ним, а равнодушие. В этом и состоит суть бесчеловечного» Бернард Шоу – ирландский писатель

Тема урока «Гетеротрофное питание» «Группы животных по способу питания»

«Группы животных по способу питания» Растительноядные Хищники Паразиты Трупоеды Мертвоеды Всеядные Животными Останками Растениями

Могут ли растения питаться гетеротрофно? Работа с учебником с. 106 прочитать текст, составить рассказ по плану План 1. Название растения 2.Особенности внешнего строения растения 3. Как привлекает жертву 4. Зачем привлекает жертву

Прокомментируйте телеграммы 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только … 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку! 4. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

Зубы: острые , тупые Кишечник: длинный, короткий Составьте рассказ по рисункам

Составьте рассказ по рисункам Зубы: острые , тупые Кишечник: длинный, короткий

Знаю… Умею… Понимаю… Понимаю…

Домашнее задание §28; с. 107 Кто больше ест: слон или мышь? Составьте рейтинг Исчезающих хищных животных России

Выбранный для просмотра документ Слова транспаранты 1.docx

Выбранный для просмотра документ Тест Гетеротрофное питание.docx

ТЕСТ «Гетеротрофное питание» Вариант 1

1. Выберите НЕверные утверждения:

А) жертвами хищников обычно становятся больные или ослабленные животные Б) хищники питаются другими животными, в том числе падалью В) растения не могут питаться гетеротрофно

Г) всех хищников необходимо уничтожить

Д) у хищников короткая пищеварительная система

2. Установите соответствие между животными и способами добывания пищи

Способ добывания пищи

3) олень пятнистый

4) бурый медведь

5) черный коршун

6) капустница обыкновенная

3. Гетеротрофы – это организмы:

А) создающие органические вещества

Б) употребляющие готовые органические вещества

В) создающие и разлагающие органические вещества

Г) разлагающие органические вещества

4. Питаются за счет другого организма (его тканями или уже переваренной организмом пищей)

А) падальщики Б) хищники В) паразиты Г) всеядные

ТЕСТ «Гетеротрофное питание» Вариант 2

1. У растительноядных животных: А) длинный кишечник Б) клыки В) короткий кишечник Г) острые когти

2. Среди перечисленных организмов выберите хищников:

А) бычий цепень Б) одуванчик лекарственный В) паук-крестовик

3. Из перечисленных утверждений выберите правильные:

А) все хищники – вредные животные

Б) все животные – гетеротрофные организмы

В) уничтожение хищников наносит вред природе Г) у всех животных есть специализированные органы пищеварения Д) всеядные животные питаются только падалью

4. Острые когти и зубы, короткая пищеварительная система – это признаки А) падальщиков(трупоедов) Б) всеядных В) растительноядных Г) плотоядных

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока Гетеротрофное питание.docx

Технологическая карта урока биологии в 6 классе

Тема урока тема « Гетеротрофное питание»

Учитель Шальнова Ира Геннадьевна

Организовать деятельность учащихся на изучение информации об особенностях питания растительноядных, плотоядных, всеядных, паразитических животных, хищных растений;

о способах добывания пищи, о биологическом значении питания; осмысление и анализ данной информации

Научить различать органы, участвующие в процессе пищеварения, соотносить информацию о строении ротового аппарата со способами питания животных

Развивать умение работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками, схемами, фотографиями и текстовым материалом

Осуществлять эстетическое, экологическое, природоохранное воспитание

Урок «открытия» новых знаний

В.В. Пасечник, «Линия жизни»

Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В.

Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы.

Рабочая тетрадь. Биология. 5 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.

Рабочая тетрадь. Биология. 6 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.

Уроки биологии. 5—6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.

Самоопределение к деятельности

Проверка подготовленности к уроку, организация внимания

Эпиграф к уроку

«Самый тяжкий грех перед братьями нашими меньшими – это не ненависть к ним, а равнодушие. В этом и состоит суть бесчеловечного»

Проводят анализ эпиграфа к уроку

Вывод: Братья наши меньшие – это животные. К миру живой природы нужно бережное отношение

Личностные: у учащихся формируются ценностносмысловые установки по отношению к животному миру,

происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны

Р егулятивные : оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Актуализация изученного материала

1) Организация терминологической работы по теме «Питание живых организмов»

2) Организация фронтальной работы с классом

В: Объясните, что обозначают слова: дышит, двигается, растет, развивается, размножается, умирает

В: Какие признаки живых организмов вы еще могли бы назвать? (Питание)

В: Почему живые организмы питаются по-разному?

Запись темы урока на доске «Гетеротрофное питание»

Решают учебную задачу, составляют рассказ «Питание живых организмов»

Групповая работа со словами-транспарантами у доски (3 человека)

Записывают тему урока в тетрадь

Умения применять термины: Сапротрофы, Паразиты, Грибы Растения, Автотрофы

Животные для составления рассказа

К оммуникативные : планирование учебного сотрудничества определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Постановка цели и задач

Демонстрация картинок различных животных (заяц, волк, лиса, орел, шмель, лось и др), фотографии пищевого поведения диких животных в природе

Читайте также:  Сколькими разными способами можно рассадить

В: Что связывает все эти изображения?

В. Что вы знаете о питании животных? А что хотите и можете узнать ?

Цель: изучить особенности питания животных, заполнить схему и дополнить новыми структурными элементами, отражающими биологическую информацию

Учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи растительноядными животными; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи

Р егулятивные : планирование, определение цели, способов взаимодействия;
составление плана и последовательности действий;
Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Первичное усвоение новых знаний

1. Работа с картинками, рисунками, схемами фотографиями отражающими тему питание и органы пищеварения живых организмов

А) Иллюстрации бурундука, оленя и бабочки. СЛАЙД 3

В: Как вы думаете, что объединяет этих абсолютно разных животных?

Чем питаются эти животные?

Как их пищу можно назвать одним словом?

Б) Иллюстрации ястреба – тетеревятника, тигра, аллигатора, волка СЛАЙД 4

В: Что общего у этих животных?

Постановка проблемного вопроса

В: Всегда ли полезны хищники?

Кто является самым опасным хищником на Земле?

При входе в зоопарк города Бронкса (США)есть такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» (Дать в руки зеркало)

В: Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек? Что о пользе волка мы узнали из экологической сказки?

В) Иллюстрация медведя, барсука аиста, ежа

В какую группу вы бы поместили данное животное?

Д) Иллюстрации дождевого червя, гиен, грифов, СЛАЙД 6

Как называют этих животных? — «Санитарами»

Е) Иллюстрации блохи, клопа. СЛАЙД 7

Как вы думаете, что объединяет этих животных?

Вывод: Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему).

Общая схема «Группы животных по способу питания»

Постановка проблемного вопроса

Могут ли растения питаться гетеротрофно? Почему они так питаются СЛАЙД 9, 10

Анализ иллюстраций, составление выводов, заполнение схемы «Группы животных по способу питания»

Вывод: Бурундук, олень и бабочка питаются растениями — это растительноядные животные (запись в схему)

Вывод: Ястреб, тигр, аллигатор, волк питаются другими животными — это хищники (запись в схему)

Чтение экологической сказки о пользе и вреде волка в окружающей среде

Вывод: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания

Вывод: Медведь, барсук, еж, аист питаются как растениями, так и животными, т.е. они – всеядны

Вывод: Дождевые черви, гиены, грифы — питаются мёртвыми (гниющими) остатками растений и животных, т. е. они мертвоеды (запись в схему). СЛАЙД

Вывод: Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему). СЛАЙД

Ввод: У животных есть определённые приспособления к виду питания

Работа с учебником с. 106 прочитать текст, составить рассказ по плану

1. Название растения

2.Особенности внешнего строения растения

3. Как привлекает жертву

4. Зачем привлекает жертву

Вывод: питаясь гетеротрофно растения получают дополнительные минеральные вещества

Учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи растительноядными животными; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи

Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новой информации

— устанавливать связь между целью деятельности и результатом

Регулятивные: определять цели и задачи урока

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Познавательные: работать картинками, схемами, фотографиями, текстом учебника, справочника,

— объяснять значения терминов

-составлять рассказ по плану

— использовать графические символы

для структурирования информации

— составлять опорные схемы

— анализировать информацию и делать выводы

— работать в коллективе по обсуждению информации

— слушать товарища и обосновывать свое мнение

— выражать свои мысли и идеи

Первичная проверка понимания

Представители всех групп животных прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм, объяснить смысл текста телеграммы

Чтение с комментариями

№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! (Р)

№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только … (Х)

№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку! (М,Т)

№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! (В)

№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем! (П)

Учащиеся учатся определять способы гетеротрофного питания, способами добывания пищи разными животными; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи

— соотносить уже усвоенные знания с теми, которые неизвестны;

— формировать умение различать известную информацию с вновь изученной;

— осознавать качество и уровень усвоения материала

Познавательные: строить логически грамотные рассуждения и утверждения

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника; умение аргументировать ответ, развитие речи;

— формирование умения формулировать мысль, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других

Первичное закрепление знаний

Задание — биологический плакат

Рассмотреть рисунки, биологические схемы , составить рассказ о питании растительноядных и хищных

Составляют рассказ с использованием биологического плаката

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

— соотносить уже усвоенные знания с теми, которые неизвестны;

— формировать умение различать известную информацию с вновь изученной;

— осознавать качество и уровень усвоения материала

Личностные: формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности

Поскольку сегодня на уроке мы рассматриваем вопрос питания, ответьте еще на один вопрос, связанный с этой темой

Кто больше ест: слон или мышь? (по выбору)

Составьте рейтинг исчезающих хищных животных России (по выбору)

Выбранный для просмотра документ Урок Гетеротрофное питание конспект.docx

Урок 8 Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения

Познакомить учащихся с особенностями питания плотоядных, всеядных животных, хищных растений;

Научить различать животных по способам добывания пищи;

Формировать интерес к изучению животного мира.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные : учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, в биологических словарях и справочниках, Интернете, интерпретировать ее.

Личностные: учащиеся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, парная, групповая, индивидуальная

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

«Самый тяжкий грех перед братьями нашими меньшими – это не ненависть к ним, а равнодушие. В этом и состоит суть бесчеловечного»

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1) Организация терминологической работы по теме «Питание живых организмов»

Работа со словами-транспарантами у доски сапротрофы, паразиты, грибы, растения, автотрофы, гетеротрофы, бактерии, животные

2) Фронтальная работа с классом

Объясните, что обозначают слова: дышит, двигается, растет, развивается, размножается, умирает

Что обозначают слова-транспаранты?

Каким представителям царств живой природы они подходят больше всего?

Какие признаки живых организмов вы еще могли бы назвать? (Питание)

Как вы думаете над какой темой мы будем работать на уроке?

Вывод: Питание животных сложный процесс

Запись темы урока в тетрадь «Гетеротрофное питание»

3. Постановка цели изучения нового материала

Какие вопросы к теме нашего урока вы могли бы задать?

Как питаются разные животные?

Какие приспособления имеют животные для добывания пищи?

Есть ли что-то общее в питании животных?

4. Постановка учебной задачи. Первичное усвоение новых знаний

1) Организация работы по составлению схемы «Группы животных по способу питания»; заполнение схемы

Схема «Группы животных по способу питания»

Читайте также:  Способы крепления двутавра между собой

2) Анализ рисунков с животными

А) Иллюстрации бурундука, оленя и бабочки. СЛАЙД

Как вы думаете, что объединяет этих абсолютно разных животных?

Чем питаются эти животные?

Как их пищу можно назвать одним словом?

Вывод: Бурундук, олень и бабочка питаются растениями — это растительноядные животные СЛАЙД

Б) Иллюстрации ястреба – тетеревятника, тигра, аллигатора, волка СЛАЙД,

Что общего у этих животных?

Вывод: Ястреб, тигр, аллигатор, волк питаются другими животными — это хищники

3) Комментированное чтение экологической сказки

При входе в зоопарк города Бронкса есть такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» (Дать в руки зеркало)

Кто этот хищник?

Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?

Что о пользе волка мы узнали из экологической сказки?

Вывод: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания.

В) Иллюстрация медведя СЛАЙД, Ребус

В какую группу вы бы поместили данное животное?

Вывод: Медведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный СЛАЙД

Д) Иллюстрации дождевого червя, гиен, грифов, СЛАЙД

Как называют этих животных? — «Санитарами»

Вывод: Дождевые черви, гиены, грифы — питаются мёртвыми (гниющими) остатками растений и животных, т. е. они мертвоеды (запись в схему). СЛАЙД

Е) Иллюстрации блохи, клопа. СЛАЙД

Как вы думаете, что объединяет этих животных?

Вывод: Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему). СЛАЙД

Краткий рассказ о вреде паразитов и о приспособлениях к паразитизму

Не так страшны сами паразиты, как те заболевания, которые они переносят: тиф, чума. В XVIII веке во время русско-турецкой войны Россия потеряла погибшими от болезней больше людей, чем убитыми.

Краткий рассказ как животные избавляются от блох

От паразитов животные стараются избавиться, особенно перед тем, как залечь в зимнюю спячку. Ёжики по осени накалывают себе на спину опавшие и подгнившие яблоки. Забродивший в них сок, почти что яблочный уксус, вытекает зверькам на спину и выгоняет блох.

Перед спячкой важно освободиться и от внутренних паразитов – медведи, например, для этого едят клюкву.

А кабаны нашли способ избавления от непрошеных жильцов, купаясь в грязи, – когда она засыхает, то отваливается вместе с блохами и мошками

Птицы купаются в муравейниках, а лиса, взяв в зубы клочок травы, медленно заходит в воду, блохи спасаясь от воды перебираются на траву, и тогда лиса отпускает её.

Зоологи заметили, что в степных районах крупный рогатый скот, овцы, а также дикие копытные животные – куланы и сайгаки – отыскивают и активно поедают горькую полынь. Экспериментально доказано, что ароматические вещества и специфические глюкозиды этого растения помогают им избавиться от глистов .

Итог (подводят учащиеся): животные делятся на 5 групп в зависимости от видов питания – растительноядные, хищники, всеядные, мертвоеды, паразиты. У животных есть определённые приспособления к виду питания.

Могут ли растения питаться гетеротрофно?

4) Работа с учебником с. 106 прочитать текст, составить рассказ по плану

1. Название растения

2.Особенности внешнего строения растения

3. Как привлекает жертву

4. Зачем привлекает жертву

Вывод: питаясь гетеротрофно растения получают дополнительные минеральные вещества

4. Построение проекта выхода их затруднений (первичная проверка понимания)

Представители всех групп животных прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм, объяснить смысл текста телеграммы

1) Чтение с комментариями

2) Дополнить предложение

(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов)

№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! (Р)

№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только … (Х)

№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку! (М,Т)

№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! (В)

№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем! (П)

5. Первичное закрепление

1) Работа с рисунками

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

ТЕСТ «Гетеротрофное питание»

1. Выберите НЕверные утверждения:

А) жертвами хищников обычно становятся больные или ослабленные животные Б) хищники питаются другими животными, в том числе падалью В) растения не могут питаться гетеротрофно

Г) всех хищников необходимо уничтожить

Д) у хищников короткая пищеварительная система

2. Установите соответствие между животными и способами добывания пищи

Способ добывания пищи

3) олень пятнистый

4) бурый медведь

5) черный коршун

6) капустница обыкновенная

3. Гетеротрофы – это организмы:

А) создающие органические вещества

Б) употребляющие готовые органические вещества

В) создающие и разлагающие органические вещества

Г) разлагающие органические вещества

4. Питаются за счет другого организма (его тканями или уже переваренной организмом пищей)

А) падальщики Б) хищники В) паразиты Г) всеядные

Ф.И. выполняющего работу

1. У растительноядных животных: А) длинный кишечник Б) клыки В) короткий кишечник Г) острые когти

2. Среди перечисленных организмов выберите хищников:

А) бычий цепень Б) одуванчик лекарственный В) паук-крестовик

3. Из перечисленных утверждений выберите правильные:

А) все хищники – вредные животные

Б) все животные – гетеротрофные организмы

В) уничтожение хищников наносит вред природе Г) у всех животных есть специализированные органы пищеварения Д) всеядные животные питаются только падалью

4. Острые когти и зубы, короткая пищеварительная система – это признаки А) падальщиков Б) всеядных В) растительноядных Г) плотоядных

Ф.И. выполняющего работу

П. 28; с. 107 (1) СЛАЙД

Поскольку сегодня на уроке мы рассматриваем вопрос питания, ответьте еще на один вопрос, связанный с этой темой Кто больше ест: слон или мышь?

Составьте рейтинг исчезающих хищных животных России

Работа со словами -транспарантами

Можно ли слова объединить в группы?

Можно ли со словами составить предложения?

8. Рефлексия деятельности «Лестница успеха»

Выбранный для просмотра документ Экол ск ВОЛК.docx

о пользе и вреде волка в окружающей среде

С давних времен в наших сказочных лесах живет настоящий серый разбойник – Волк. Серый потому, что у него красивая серая шубка. А еще у него чуткий нюх, быстрая реакция и острые клыки. Все лесные жители знают его в лицо.

Вот как-то раз птица спросила у волка:

— А почему тебя все боятся?

— Потому что я хищник! Я ем мясо.

— А почему ты ешь мясо? Можно ведь есть травку или кору с деревьев…

— Э нет, — ответил волк, — вон зайцы, лоси, олени, косули едят кору, а ведь от этого гибнут деревья, а если гибнут деревья, значит гибнет лес. А ведь лес для многих зверей и птиц это родной дом, в котором они живут, едят и заводят друзей. Да и ем я только старых, больных и невыносливых зверюшек, в основном кабанов, лосей, мелких грызунов, бобров, зайцев . За счет этого уменьшается и улучшается популяция. Именно поэтому меня люди санитаром леса прозвали.

— Странно, а зачем уменьшать популяцию? – спросила птица.

— А как иначе? Вот когда нас волков истребляли, думая, что от нас только вред, развелось очень много зайцев, вышли они в поля к людям, потому что на всех еды в лесу уже не хватало и давай посевы есть. Вот поэтому нужно держать с зайцами ухо востро! – рассмеялся волк.

— А что еще в тебе есть такого полезного?

— Ну, например, если меня скрестить с человеческой собакой, то получается очень хороший вид выносливого, ловкого, дисциплинированного и преданного животного. Надеюсь, вы помните, что именно волк является прародителем собак, но со временем собаки стали слабее, так как живут с человеком под одной крышей и им не нужно как мне добывать пищу самим.

— Да, польза от тебя есть, но ведь есть и вред?!

— И вред есть, мы вредим только человеку, едим скот, но это только тогда когда не хватает пищи в природе.

Так и узнала птица от волка о его пользе и вреде в окружающей среде

Источник

Оцените статью
Разные способы