- Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
- Содержание:
- Классификация социальных групп
- Разновидность социальных групп
- Виды и характеристика больших социальных групп
- Классификация ПТ групп по критерию «способы реализации цели»
- Глава 2. РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП
- 2.1. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
- Группы по способу реализации
- Глава 2
- РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП
- 2.1. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
- 2.2. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
- 2.3. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РАЗЛИЧНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
- По демографическому признаку (половозрастная структура);
- По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
- По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
- По территориальному размещению;
- По профессиональной деятельности;
- По уровню образования, измеряемого в годах;
- По вероисповеданию;
- По классовому признаку (низший, средний и высший);
- По политическим взглядам.
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
- Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
- Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.
2) Способ организации и регуляции действий:
- Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
- Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.
3) Принадлежность индивидов к группе:
- Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
- Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
- Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
- малый количественный состав (2-30 человек);
- межличностные отношения и близость индивидов;
- длительное время существования;
- наличие общих целей и задач;
- наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
- высокий уровень информативности каждого члена;
- наличие лидера;
- разделение социальных ролей;
- эмоциональное общение индивидов;
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
- общность личностных и общественных интересов;
- общность задач, целей и ценностей.
- предметная – достижение поставленных задач;
- социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
- Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
- Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.
Функции социальной группы:
- первичная и вторичная социализация;
- ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
- даёт ощущение принадлежности к социальной общности.
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
Источник
Классификация ПТ групп по критерию «способы реализации цели»
Энтин 1992 г. подразделил на:
1. Группы самопомощи
2. Группы поддержки
3. Группы психологического просвещения
4. Группы, ориентированные на процесс
5. Клинические ПТ группы
Группы самопомощи (пациенты делятся своими проблемами, помогают советом др пациентам – СС заболевания, рак, ЖКТ, эпилепсия, СПИД, секс насилие, алкоголизм, наркомания). стремление проникнуться проблемами, одни и те же люди и помощники, и получатели помощи.
Группа поддержки ( участники уделяют внимание организации общественной деятельности, обмен информацией (жизнен и эмоц кризисы), сочетание психол просвещения и обмен эмоц опытом участников. Вопросы социального характера.
Группы психологического просвещения. Говорят на определённые темы, которые предлагаются самими участниками. Широко используются упражнения, домашние задания.
Классификация психотерапевтических групп по теоретическому обоснованию.
Зависит от теоретической базы метода ПТ:
— психодрама и т.д.
Требования к групповому психотерапевту.
Требования включают в себя личностные характеристики + профессиональные качества.
Личностные характеристики, как положительные факторы для психотерапии:
1. Открытая позиция психотерапевта в отношении пациента.
2. Умение воспринимать отличные от своих взгляды.
3. Отсутствие оценочного подхода.
4. Гибкость, терпимость, эмпатичность.
6. Уважение к другому.
7. Желание помочь.
8. Умение создавать доброжелательную атмосферу в группе.
При систематизации возможных типов поведения Г. п. обычно используют такие категории, как «роль», «ориентация», «терапевтический стиль».
выделяет 2 основные роли Г. П.:
технический эксперт и эталонный участник.
Кратохвил (Kratochvil S., 1978) выделяет 5 основных ролей Г. п.:
1. активный лидер (руководитель)
5. истинный член группы.
Относительно категории «ориентация» Гольдштейн и др. (Goldstein A. P. et al., 1966) характеризуют Г. п. исходя из того, кто и на кого терапевтически воздействует в группе. Выделяют ориентацию на индивида и лечение индивида на фоне группы и ориентацию на группу и лечение посредством ее воздействия.
4 основных стиля руководства группой (Либерман):
1. Эмоциональная стимуляция (на ровне).
3. Познавательно-ориентированная (объясняет)
4. Исполнительная (устанавливает правила).
Основные задачи психотерапевта в группе:
1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и т.д.
2. Предоставление информации, обратной связи, анализ групповых ситуаций и проблем отдельных пациентов.
3. Создание в группе атмосферы взаимного уважения, принятия, раскрепощения.
4. Разработка и поддержание группой норм, выбор методов.
Психотерапевт должен знать:
1. Возрастную психологию
2. Психологию групп
3. основы патопсихологии и психиатрии
4. Основные теории групповой психотерапии, их понятия
5. Основные принципы динамики групповых процессов
6. Знаком с индивидуальной ПТ
7. Основные задачи ПТ на различных этапах развития группы
9.навыки индивидуальной работы
10. Терапевт должен знать себя
Групповой терапевт должен уметь:
1. Доступно объяснять
2. Оценивать пригодность к работе в группе
3. Использовать потенциал группы
4. Быть примером продуктивного учения в группе
5. Понимать невербальное общение
6. Правильно использовать техники групповой работы
7. Завершать встречу/и
Клинический опыт группового психотерапевта приобретается через:
Источник
Глава 2. РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП
Помочь лучше разобраться в разнообразии психотерапевтических групп может та или иная классификация групп. Возможны три критерия такой классификации: (1) основная цель группы (совершенствование личности, развитие навыков, решение личностных жизненных проблем, лечение расстройств; (2) способы реализации целей группы (самопомощь, оказание поддержки, психологическое просвещение, анализ группового процесса, клиническая психотерапия); (3) теоретическое основание группы (психоанализ, индивидуальная психология, психодрама, экзистенциальная терапия, клиентоцентрированная терапия, гештальттерапия, трансакционный анализ, поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия). В этой главе мы обсудим основные принципы работы различных психотерапевтических групп.
2.1. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
Исходя из основной цели, направляющей работу психотерапевтической группы, среди разнообразия существующих групп, можно выделить 3 типа групп.
§ Группы совершенствования личности и обучающие группы (участники – здоровые люди).
§ Группы решения проблем (участники – люди, имеющие жизненные и личностные трудности).
§ Лечебные группы (клиническая психотерапия) (участники – люди с различными психическими расстройствами, проявляющимися в поведении и эмоциональной сфере).
Группы первого типа лучше всего представляют так называемые группы встреч и Т-группы.
Группы встреч (encounter)
Это наиболее распространенный тип групп совершенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах нашего столетия и были важнейшим стимулом движения гуманистической психологии, призывающей к реализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных возможностей человека, спонтанность жизни, преодоление барьеров, мешающих самовыражению и открытости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возникли в США, но потом получили распространение во всем мире.
Источник
Группы по способу реализации
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Глава 2
РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП
Помочь лучше разобраться в разнообразии психотерапевтических групп может та или иная классификация групп. Возможны три критерия такой классификации: (1) основная цель группы (совершенствование личности, развитие навыков, решение личностных жизненных проблем, лечение расстройств; (2) способы реализации целей группы (самопомощь, оказание поддержки, психологическое просвещение, анализ группового процесса, клиническая психотерапия); (3) теоретическое основание группы (психоанализ, индивидуальная психология, психодрама, экзистенциальная терапия, клиентоцентрированная терапия, гештальттерапия, трансакционный анализ, поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия). В этой главе мы обсудим основные принципы работы различных психотерапевтических групп.
2.1. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
Исходя из основной цели, направляющей работу психотерапевтической группы, среди разнообразия существующих групп, можно выделить 3 типа групп.
Группы совершенствования личности и обучающие группы (участники здоровые люди).
Группы решения проблем (участники люди, имеющие жизненные и личностные трудности).
Группы первого типа лучше всего представляют так называемые группы встреч и Т-группы.
Группы встреч (encounter)
Это наиболее распространенный тип групп совершенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах нашего столетия и были важнейшим стимулом движения гуманистической психологии, призывающей к реализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных возможностей человека, спонтанность жизни, преодоление барьеров, мешающих самовыражению и открытости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возникли в США, но потом получили распространение во всем мире.
Эти группы предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью группового опыта лучше познать себя, завязать более тесные и искренние отношения с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спонтанность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками группы. Процесс группы встреч развивается в пространстве «здесь и теперь», т.е. обсуждаются появляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосредственный опыт. Продолжительность групп встреч обычно бывает ограничена несколькими десятками часов.
Группы встреч неоднородны их характер различается в зависимости от теоретической ориентации, установок, ценности терапевта. Так, например, по мнению одного из самых основных теоретиков и практиков групп встреч C.Rogers (1970), ход работы, содержание группового процесса должны определяться самими участниками. Будучи терапевтом группы, он не указывал никакого направления группе, не определял правил работы, а заботился лишь о создании атмосферы взаимного доверия и заботы друг о друге. C.Rogers никогда не использовал упражнений и техник для повышения интенсивности жизни группы, полагаясь на «мудрость» группы и способность творить жизнь и направлять ее в конструктивное русло.
Другой классик групп встреч, W.Schutz (1971, 1973), наоборот, был сторонником более строгого руководства группой. Для интенсификации групповых процессов и поощрения интенсивных чувств и столкновений участников между собой он широко использовал различные групповые игры и приемы.
G.M.Gazda (1989) выразил мнение, что опыт групп встреч, способы повышения интенсивности жизни могут успешно применяться и в терапевтических группах других типов.
Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их еще называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности (sensitivity training). Группы такого типа возникли под непосредственным влиянием теории групп K.Levin’a. В этих группах, как и в группах встреч, также не ставятся лечебные цели. Но в отличие от групп встреч в Т-группах акцентируется не столько совершенствование личности (хотя это может быть одним из результатов работы группы), сколько анализ развития группы что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-группы указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредственно в свою жизненную среду.
R.T.Golembiewski и A.Blumberg (1977) выделяют три основные черты Т-групп.
Т-группа это учебная лаборатория. Ее цель помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми. Т-группа:
создает миниатюрную модель общества.
подчеркивает постоянное стремление искать новые способы поведения;
помогает участникам понять, как учиться.
создает безопасную атмосферу, благоприятную для обучения.
Обычно в Т-группу приходят с неопределенным желанием стать более чуткими в общении. Т-группа предоставляет возможность узнать, как этому научиться. Участникам показывают, что каждый член группы, помогающий учиться, является учителем.
Опыт Т-групп также можно успешно применять в группах решения проблем и в клинических группах.
Группы решения проблем (консультирования )
Их выделение связано с происходящим в последние десятилетия отделением психологического консультирования от психотерапии. В группах консультирования решаются различные психологические проблемы, а психотерапия понимается как лечение эмоциональных и поведенческих нарушений.
В данных группах обсуждаются личные, социально-психологические и профессиональные проблемы. Обычно они организуются в определенных учреждениях, например, в школах, центрах консультирования и т.п. Группы решения проблем отличаются от клинических психотерапевтических групп тем, что в своей работе они не стремятся к структурным изменениям личности, работают с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного времени (например, года или более). В них ставятся больше профилактические и восстановительные цели. Проблемы, «приносимые» участниками в группы такого рода, чаще всего касаются трудностей в личной или профессиональной жизни, кризисных ситуаций. Многие проблемы такого рода, как правило, имеют межличностный контекст, и группа является идеальным местом для их обсуждения и решения. В группе словно воссоздается жизнь участников вне ее, так как участники приносят и реализуют в ней стиль своей жизни, и в особенности стиль общения, попадают в конфликтные ситуации, аналогичные встречающимся в повседневной жизни. Участники группы, реагируя друг на друга, помогают друг другу в контексте группы заново пережить свою реальную жизнь, ошибки общения, конфликты с близкими и значимыми людьми в жизни вне группы. Тем самым в группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержке группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми.
Группы клинической психотерапии (лечебные группы )
В них ставятся более радикальные цели, чем в вышеописанных группах, главнейшая из которых большее или меньшее изменение личности клиентов. Степень и характер изменений зависит от теоретической ориентации терапевта. Например, психоаналитически, психодинамически ориентированные психотерапевты стремятся к глубокой реконструкции личности. В клинической психотерапевтической группе работают как с осознанными, так и со скрытыми в подсознании проблемами участников. Любое значительное изменение личности требует времени, поэтому клинически ориентированные группы, в особенности амбулаторные, чаще всего длятся долго (от полугода до двух-трех лет). Участниками этих групп обычно бывают лица с тяжелыми эмоциональными проблемами, испытывающие глубокие невротические конфликты, психотические состояния, имеющие психосоматические расстройства, пограничные расстройства личности и т.п. Таким образом, группы клинической психотерапии ориентированы на более глубокие терапевтические инсайты, прозорливость, на лечение и устранение симптомов.
Обычно разделяют стационарные и амбулаторные клинические психотерапевтические группы.
Группы пациентов с острыми состояниями. Их участниками становятся люди, попавшие в психиатрическую клинику в результате различных острых изменений психического состояния после попыток самоубийства, оказавшиеся в состоянии психоза, утратившие контроль над поведением.
Группы хронических пациентов. Это однородные группы, состоящие из больных шизофренией, эндогенной депрессией. Цель этих групп улучшение контакта пациентов с окружающим миром. В них обсуждаются вопросы, касающиеся навыков повседневной жизни и социального приспособления.
Общая группа персонала и пациентов. Ее составляют все пациенты одной палаты или отделения с лечащим и обслуживающим персоналом. В ней обсуждаются вопросы, касающиеся жизни пациентов в отделении и их сотрудничества с персоналом.
Более подробно с применением групповой психотерапии в психиатрических клиниках, ее возможностями, формами и методами можно познакомиться в книгах I.D.Yalom (1983) и S.Vmogradov, I.D.Yalom (1989).
Межличностные и психодинамические группы (о группах такого рода в основном и пойдет речь при обсуждении вопроса организации и работы психотерапевтических групп). В них решаются различные психологические проблемы, напр., точно не определенные и глобальные, в частности неудовлетворительные взаимоотношения с другими людьми, депрессия, семейные проблемы, неудовлетворенность ходом жизни, проблемы, связанные с выражением чувств и контролем над ними, и т.п. Задача терапевта группы «перевести» эти жалобы на язык межличностного взаимодействия в группе. Эти группы по своему характеру похожи на группы решения проблем.
Группы изменения поведения и обучения. Примером групп такого типа могли бы быть группы лиц, страдающих ожирением, нервной анорексией, булимией, группы алкоголиков и наркоманов, группы больных с инфарктом миокарда, диабетом и т.п. Целью этих групп является поощрение надежды, обучение навыкам поведения, соответствующим статусу больного, предоставление информации о специфических проблемах, связанных с болезнью, и т.п.
Нередко, особенно в условиях стационара, групповая психотерапия применяется вместе с другими методами лечения, чаще всего с индивидуальной психотерапией. Хотя большинство психотерапевтов стремятся быть единственными терапевтами своих клиентов (это вполне понятно, так как лишь тогда можно оценить результаты своей работы), однако в действительности помощь часто бывает комплексной. Индивидуальная и групповая психотерапия могут успешно дополнять друг друга, если выполняющие ее специалисты часто общаются между собой и согласовывают свои усилия, а также когда в индивидуальной психотерапии обсуждаются взаимоотношения клиента с другими людьми, что увеличивает созвучие между проблемами, обсуждаемыми индивидуально и в группе.
Однако следует обратить внимание и на опасности, которые скрыты в одновременном применении этих двух способов психотерапии. Если терапевт группы является одновременно и индивидуальным психотерапевтом некоторых участников группы, могут нарушиться межличностные отношения в группе из-за особого положения некоторых участников и возможности манипулирования терапевтом. И сам терапевт может несколько по-иному реагировать на участников, с которыми дополнительно встречается индивидуально. Как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии могут возникнуть проблемы, когда теоретическая ориентация выполняющих ее специалистов значительно различается. Тогда клиент может быть поставлен в затруднительное положение, получая разное объяснение своих проблем. Кроме того, в такой «двойной психотерапии» у клиентов появляется возможность отбирать, что говорить индивидуальному психотерапевту, а что группе. Важно помнить про эти замечания в случае сочетания групповой и индивидуальной психотерапии как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.
2.2. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ
Разнообразие психотерапевтических групп по способам реализации целей отражено в таблице 1, подготовленной на основе предложенной M.F.Ettin (1992) классификации.
M.A.Lieberman (1990) противопоставляет группы самопомощи группам, руководимым профессионалами. Их участником может быть любой человек, страдающий той или иной болезнью или имеющий те или иные психологические проблемы.
В литературе описываются группы самопомощи больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой, диабетом, раком, ревматоидным артритом, болезнями пищеварительного тракта, алкоголизмом, СПИДом, эпилепсией, нарушениями приема пищи, психическими болезнями, испытавших сексуальное или иное насилие, ушедших на пенсию, потерявших супруга или ребенка и т.д. В группах самопомощи участники чаще всего обмениваются жизненным опытом, историями своей жизни и, самое главное, стремятся проникнуться проблемами друг друга. Будучи товарищами по несчастью, участники просто говорят о себе, выслушивают друг друга, обмениваются советами. Все это создает атмосферу сочувствия и сопровождается стремлением сообща преодолевать возникающие трудности и проблемы. Особенно важно в группах самопомощи то, что одни и те же люди являются и помощниками, и получателями помощи. Помочь другому значит помочь и самому себе. Например, анонимные алкоголики говорят, что от возврата к прежней жизни их удерживает именно помощь другим. Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем группы самопомощи станут основным способом поддержки психического здоровья (L.E.Tyler, 1980; J.D.Prochaska, J.C.Norcross, 1982).
Группы поддержки во многом напоминают группы самопомощи, но в них участники меньше делятся личными переживаниями, а больше уделяют внимание организации общей деятельности. Это преимущественно вопросы социального характера. Потребность участников объединиться на основе сходства проблем используется для обмена информацией о том, как более эффективно организовать свою жизнь при наличии болезни, изоляции, эмоциональных травм, жизненных кризисов. Группами поддержки чаще всего руководят профессиональные психологи, психотерапевты или парапрофессионалы. В группах поддержки под руководством профессионалов обычно сочетаются психологическое просвещение и обмен эмоциональным опытом в жизни группы.
В группах психологического просвещения обычно говорят на конкретные темы. Это могут быть конкретные жизненные проблемы, болезни, значительные изменения в жизни, ситуационные кризисы или любые темы, предложенные самими участниками. В работе групп психологического просвещения широко используются упражнения, домашние задания и т.п.
Об ориентированных на групповой процесс и клинических психотерапевтических группах более подробно говорилось выше.
Таблица 1. Психотерапевтические группы с точки зрения способов реализации их целей
(no M.F.Etim, 1992)
Группы самопомощи | Группы поддержки | Группы психологического просвещения | Группы, ориентированные на процесс | Клинические психотерапевтические группы | |
---|---|---|---|---|---|
Цели | Контроль над собой и окружением Помощь Нормализация жизни | Поддержка Обмен информацией Приспособление к окружению Помощь | Обучение Приспособление | Психосоциальные инсайты | Разрядка Структурные/ характерологические изменения личности Поддержка |
Возможные типы групп | Анонимные группы Группы развития самосознания | Клубы Группы какой-либо деятельности Дискуссионные группы | Тематические группы Группы обсуждения симптомов Группы обсуждения проблем Семинары Группы изменения поведения | Тренинговые группы Группы «встреч» Марафоны Группы психодрамы Учебные группы студентов | Смешанные психотерапевтические группы Группы, ориентированные на устранение симптомов |
Характер занятий | Формирование навыков Упражнения Дискуссия | Дискуссия Организация деятельности | Обучение Упражнения Дискуссии Лекции Семинары | Свободная форма Обсуждение непосредственно возникающих событий и процесса | Свободная форма Обсуждение непосредственно возникающих тем Обсуждение повторяющихся или заранее предусмотренных проблем и их динамики |
Ориентация | Контроль над симптомами/ привычками Помощь | Помощь Включение в социальную жизнь Изменение жизни | Понимание темы/проблемы Преодоление кризисов, симптомов, диагнозов, жизненных обстоятельств | Групповая динамика Взаимодействие «здесь и теперь» | Интрапсихическая, межличностная динамика |
Механизмы | Исповедование Социальный контроль Социальные связи | Социальная оценка Социальная активизация Обмен социальной информацией | Социальное научение Социальная приспособленность | Психосоциальное осознание | Психосоциальная трансформация |
Руководство | Сами участники | Сами участники, парапрофессиональное или профессиональное | Профессиональный терапевт | Профессиональный терапевт как помощник | Профессиональный клинический психолог, психиатр или психотерапевт |
Роль терапевта | Старший родственник Лидер Приятель | Дядя/тетя Ведущий дискуссии Эмоциональный лидер | Учитель Эксперт Руководитель семинара Тренер | Помощник Консультант | Психотерапевт |
Продолжительность | Долгосрочные группы | По потребности | Краткосрочные Ограниченные во времени По договоренности | Ограниченные во времени и интенсивные | Долгосрочные По договоренности |
2.3. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
РАЗЛИЧНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ
Хотя групповая психотерапия сформировалась в 40-х годах нашего столетия на основе теории психоанализа, в настоящее время практически все психотерапевтические школы от ортодоксального психоанализа до современных экзистенциальных, гуманистических и трансперсональных теорий создали свои модели групповой работы. Исследования показывают, что эффективность психотерапевтических групп на основе разных теоретических моделей мало отличается, если группы ведут квалифицированные профессионалы. С другой стороны, следует отметить, что группы различной теоретической ориентации распространены неодинаково. Несколько лет назад по инициативе основного издания по групповой психотерапии «International Journal of Group Psychoterapy» был произведен опрос членов Американской ассоциации групповой психотерапии (R.R.Dies, 1992), который показал, что в первую шестерку популярнейших моделей групповой психотерапии попадают психодинамическая/психоаналитическая групповая терапия, сформировавшаяся на основе теории W.Bion Тавистокская школа групповой психотерапии, межличностная групповая психотерапия, представленная I.D.Yalom, гештальттерапия, трансакционный анализ и когнитивно-поведенческая групповая психотерапия. Значительно менее распространены экзистенциально-гуманистические психотерапевтические группы, психодрама, групповой анализ, хотя последний занимает довольно прочные позиции в Европе и успешно расширяет сферу своего влияния.
На основе данных G.Corey (1990) в таблице 2 представлена характеристика основных моделей современной групповой психотерапии.
Таблица 2. Психотерапевтические группы на основе различных теорий личности
Теоретическая ориентация | Цели группы | Роль и функции терапевта | Распределение ответственности между терапевтом и участниками | Используемые техники |
---|---|---|---|---|
Психоаналитические группы | Создаются условия, позволяющие участникам заново пережить ранний опыт жизни в первичной семье. Раскрываются чувства, связанные с прошлыми событиями и переносимые в настоящее поведение. Предоставляется помощь в осознании причин порочного психологического развития и поощряется коррегирующий эмоциональный опыт. | Посредничает взаимодействию участников группы, помогает создавать атмосферу приятия и толерантности. Остается анонимным, чтобы участники могли проецировать на него свои чувства Обращает внимание участников на их сопротивление и реакции переноса, интерпретирует смысл такого поведения. Помогает участникам вернуться к «незавершенным ситуациям прошлого» и завершить их. Определяет нормы и правила группы. | Терапевт: устраняется от прямого руководства группой и позволяет ей самой определять ход работы; интерпретирует поведение участников группы. Участники: представляют проблемы для обсуждения; постепенно принимают на себя ответственность за ход работы, спонтанно общаясь, интерпретируя поведение друг друга; постепенно становятся вспомогательными «психотерапевтами» друг для друга | Интерпретация, анализ сновидений, свободные ассоциации, анализ сопротивления и переноса. |
Группы психодрамы | Освобождаются подавляемые чувства, предоставляется помощь участникам в нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения конфликтов; побуждается переживание доминирующих сторон самости участников | Действует как помощник и режиссер, направляя ролевую игру; помогает создавать психодраму и обсуждать ее последствия. | Терапевт: применяет методы интенсификации чувств, воссоздания ситуаций прошлого, конфликтов; гарантирует, что протагонист психодрамы не будет оставлен в «подвешенном» состоянии и что участники смогут поделиться своим опытом. Участники: дают материал психодрамы в роли протагонистов, режиссируют свои психодрамы | Самопредставление и представление другого, беседа в роли другого и самого себя, монолог; обмен ролями; дополнения Эго; «зеркало»; проекции будущего; техники «сдваивания»; «репетиция жизни». |
Экзистенциальные группы | Создаются условия для расширения самосознания и устранения препятствий в процессе совершенствования личности; участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы выбора и умении пользоваться ею; побуждается принятие ответственности за свой выбор; предоставляется помощь в понимании своей жизни как «бытия а мире». | Является участником группы; создает партнерские отношения, раскрываясь и заботливо конфронтируя. | Терапевт: ориентирует группу на такие экзистентные темы, как свобода, ответственность, тревога вина; делится своими непосредственно возникающими чувствами. Участники: отвечают за выбор обсуждаемой темы, а вместе с тем и за направление группы. | Используются различные методы для раскрытия и понимания участниками способов «бытия в мире». |
Группы, ориентированные на личность | Создают безопасную атмосферу, в которой участники могут изучать свои чувства, помогают участникам стать более открытыми новому опыту и быть более уверенными в себе и своих решениях; побуждают участников жить настоящим; развивают откровенность, искренность и спонтанность; дают возможность участникам «встретиться» с другими и преодолеть чувство отчуждения. | Помощник группе находит препятствия общению и помогает устранять их, создает атмосферу доверия, помогает группе стать эффективной. Важнейшая задача быть заботливым, уважительным и понимающим; поощряет экспериментирование и обеспечивает атмосферу терпимости в группе; делится чувствами и впечатлениями по отношению к происходящим в группе процессам и реагирует на других участников группы. | Терапевт: придает группе минимальную структуру и направление. Участники: им, как способным, доверяется найти осмысленное направление группы, которое может помочь добиваться конструктивных изменений. | Используется очень мало техник, особенно заранее подобранных и провоцирующих группу на «что-нибудь»; важнейшие техники активное вслушивание, отражение чувств, объяснение, помощь. |
Гештальтные группы | Дают возможность участникам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. | Побуждают интенсификацию опытов участников и чувствительность к реакциям тепа; помогают участникам идентифицировать и закончить «незавершенные ситуации прошлого», имеющие влияние на настоящее поведение. | Терапевт: отвечает за осознание и использование своих опытов «здесь и теперь» в контексте группы; придает структуру группе, применяя техники интенсификации чувств. Участники: обязаны быть активными и интерпретировать свое поведение. | Конфронтация, «пустой стул», игра диалогов, фантазирование, техника репетирования, анализ сновидений, техники регулируемого воображения и многие другие, предназначенные для осознания реакций чувств и тела. |
Группы трансакционного анализа | Помогают участникам избавиться от «сценариев» и «игр» в своих отношениях; заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. | Выполняют дидактическую роль; учат участников узнавать «игры», в которые они играют, стремясь избежать близости, состояния Ego, в котором они бывают во время конкретного межличностного взаимодействия, а также негативные стороны прежних решений. | Разделение ответственности по контракту; в нем перечисляется, что участник хочет изменить и что обсудить в группе. | Анализ «сценариев», моделирование семьи, ролевые игры, структурный анализ. |
Группы поведенческой терапии | Помогают участникам избавиться от непригодного образа поведения и научиться более эффективному поведению; общие цели разукрупняются до очень конкретных целей. | Эксперт модификации поведения; обязан быть активным и директивным, действует как учитель или тренер; дает информацию и учит методам и навыкам самоизменения, чтобы участники могли практиковать их вне группы. | Терапевт: отвечает за активное обучение и реализацию предварительного плана работы группы. Участники: должны быть активными, применять в повседневной жизни то, чему научились. | Системная десенситизация, тренировка доверия, имплозивная терапия, аверсивные техники, метод оперантного обусловливания, техники самопомощи, подкрепление, моделирование, обратная связь. |
Группы рационально-эмоциональной терапии | Помогают участникам оценить свое прежнее поведение и планировать изменения; учат их реалистичному и ответственному поведению. | Работают дидактично: объясняют, учат и переучивают; помогают участникам увидеть свое нелогичное мышление и строго бороться с ним, а также связь между неудачным поведением и иррациональным убеждением; учат менять мышление и поведение. | Как терапевт, так и участники ответственны за устранение поведения последних, поддержанное негодным мышлением. | Активно-директивное обучение; используется много техник терапии поведения устранение условностей, ролевые игры, исследование поведения, домашние задания, тренировка уверенности. |
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
Источник