- Группы млекопитающих по способу питания
- Конспект урока окружающего мира на тему «Звери-млекопитающие. Классификация зверей по способу питания: растительноядные, хищники, всеядные»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
Группы млекопитающих по способу питания
Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.
Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.
У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).
Пищей в этом случае являются другие животные.
Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.
Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.
Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.
Трупоеды – питаются остатками организмов.
Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.
Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)
Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.
К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.
К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.
В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).
Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.
Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.
В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.
Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек
Источник
Конспект урока окружающего мира на тему «Звери-млекопитающие. Классификация зверей по способу питания: растительноядные, хищники, всеядные»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
урока окружающего мира
учителя начальных классов
Огородниковой Ольги Анатольевны
Дата проведения «22» апреля 2019 г.
Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»
Тема: « Звери-млекопитающие. Классификация зверей по способу питания: растительноядные, хищники, всеядные »
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование понятия «звери». Введение понятий: млекопитающие, растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.
определять принадлежность животного к своей группе;
ввести понятие «млекопитающие»;
воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому .
Метапредметные результаты — формирование УУД:
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; формулировать познавательную цель;
находить ответы на вопросы; сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков; проводить простейшую классификацию; делать коллективные выводы.
Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; работать по предложенному учителем плану; давать оценку своим действиям.
Коммуникативные УУД: формировать умение строить речевое высказывание, оформлять свою мысль в устной речи (описание. рассуждение); высказывать свою точку зрения; сотрудничать в парах, выслушивать мнение одноклассников, договариваться с учителем о правилах поведения и следовать им.
формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания;
стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности;
Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки для групповой работы, иллюстрации зверей.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Диалог учителя и учащихся:
У. – Прозвенел уже звонок?
У. – Уже закончился урок?
У. Урок наш только начался?
У. — А хотите вы учиться?
У. – Значит, можете садиться.
— Нет ничего увлекательнее, загадочней, интереснее окружающего нас мира, в частности мира природы. Я надеюсь, что и на этом уроке каждый из вас откроет для себя что-то новое. Будьте внимательны, запоминайте информацию, а после поделитесь своими впечатлениями с родителями.
Диалог учителя и учащихся:
У. – Прозвенел уже звонок?
У. – Уже закончился урок?
У. Урок наш только начался?
У. — А хотите вы учиться?
У. – Значит, можете садиться.
умения договариваться с учителем о правилах поведения и следовать им.
формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания;
стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности;
Актуализация опорных знаний и постановка темы, цели
— Как одним словом можно назвать всех птиц, зверей, насекомых, рыб, т.е. ярких представителей живой природы? (животные)
— Животный мир очень разнообразен, но сегодня на уроке мы поговорим об одной группе. А как эта группа называется, вы узнаете из загадки.
Что за чудо? Вот так чудо!
Когда в клетке, то приятен,
С виду милый, но не верь
Страшен в гневе любой …
— Сегодня мы поговорим с вами о этой группе .
— Какую цель мы можем поставить перед собой на уроке?
Отвечают на вопросы учителя.
Отгадывают загадку, формулируют тему, цель урока
(выяснить, кто такие «звери», в чем их особенности)
— умения формулировать познавательную цель;
формировать умение строить речевое высказывание
определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
Этап выявления места и причины затруднения
— Обратите внимание на многообразие зверей, в них множество сходств и различий.
— О сходствах нам расскажет Исаев Руслан, который специально к нашему уроку подготовил сообщение. Ваша задача запомнить сходства зверей, а после мы проверим, что вы смогли запомнить.
— Какие сходства вы запомнили?
— А теперь вам необходимо найти различия. По каким признакам можно разделить всех млекопитающих на группы? (Обучающиеся испытывают затруднения при ответах на вопрос).
— Если вы испытываете затруднения, значит, появилась проблема, которую мы решим в течение урока.
сообщения ученика, запоминают сходства зверей для последующей совместной работы.
Царство зверей очень многообразно, оно самое многочисленное, насчитывает около 2 миллионов видов. Звери разнообразны по размеру и форме тела. Они распространены по всей территории планеты.
Самки вскармливают своих детенышей молоком, именно благодаря этому факту млекопитающие получили свое название. Раньше молоко называли «млеко». Вот и получилось общее название из 2 слов (млеко и питание).
Туловище млекопитающих не касается земли, поэтому они могут передвигаться с высокой скоростью.
Учащиеся пытаются назвать различия
ориентироваться в своей системе знаний;
оформлять свою мысль в устной речи (описание. рассуждение); высказывать свою точку зрения;
работать по предложенному учителем плану
Этап построения выхода из затруднения
Обратите внимание на слайд. Чем покрыты тела животных?
— Чем покрыто тело ежа? ( иглами)
— Чем покрыто тело медведя? (шерстью)
— Чем покрыто тело кита? (кожей и жиром)
— Как покров тела помогает зверям в жизни? (защищает от холода, а у некоторых служит способом защиты)
— Итак, мы определили по какому признаку можно различать зверей. И этот признак – покров тела .
Отвечают на вопросы
делать коллективные выводы.
выслушивать мнение одноклассников,
работать по предложенному учителем плану;
— Повторяя движения за персонажем, подумайте, о каких различиях мы поговорим дальше? Подсказка находится в самом видео.
— О каком различии мы поговорим? (способ передвижения)
Повторяют движения за персонажем, формулируют ответ на поставленный вопрос
работать по предложенному учителем плану;
Введение новых знаний в систему знаний
— Теперь давайте поговорим о способе передвижения зверей.
— Как передвигается гепард? (бежит)
— Как передвигается летучая мышь? (летит)
— Как передвигается белка? (прыгает)
— Как передвигается тюлень? (ползет, плавает)
— Мы определили еще один признак, по которому можно различать млекопитающих. Это – способ передвижения .
— Сейчас узнаем еще 1 признак, по которому можно различать зверей.
— Третий способ различия – ТИП ПИТАНИЯ.
Показаны муравьед и ёж. Как их можно назвать одним словом? (звери или млекопитающие)
— Чем они питаются?
Какой можем сделать вывод? ( Звери, которые питаются насекомыми, называются насекомоядные .
— Какой тип питания показан здесь? (звери, которые питаются растениями, называются растительноядные )
— Какой можем сделать вывод? (Звери, которые питаются зверями, то есть себе подобными, называются хищниками ).
Чем питается медведь? (малина, рыба, муравей, овес)
Какой сделаем вывод? (Звери, которые питаются и растениями, и животными, и насекомыми, называются всеядными ).
-Теперь давайте посмотрим видео о том, как звери готовятся к весне, после просмотра мы проверим, что вы смогли запомнить.
— Что смогли запомнить?
Определяют способ передвижения зверей, совместно с учителем делают вывод.
ориентироваться в своей системе знаний;
делать коллективные выводы.
выслушивать мнение одноклассников,
высказывать свою точку зрения;
работать по предложенному учителем плану;
— Сейчас ваша задача, работая в парах выполнить 3 задания на листах.
1 задание – обведите в круг млекопитающих, неподходящих животных зачеркните.
2 задание – проведите стрелочку от каждого животного к его пище.
3 задание – обведите хищника красным цветом, растительноядного зверя зеленым, насекомоядное синим, а всеядное – желтым.
Приступим к следующему заданию.
— Сейчас Влад прочитает нам загадки, ваша задача отгадать животное и сказать, какое из них вам нравится больше и почему.
— Вам нужно выбрать любое из отгаданных животных и на следующий урок приготовить о нем сообщение.
Выполняют самостоятельную работу на листах.
Отгадывают загадки которые читает одноклассник и выбирают животное о котором расскажут на следующий урок.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
находить ответы на вопросы; сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков; проводить простейшую классификацию;
высказывать свою точку зрения; сотрудничать в парах, выслушивать мнение одноклассников,
работать по предложенному учителем плану;
Итог урока. Рефлексия
(Итог урока 3-4 минуты)
Подводя итог, предлагаю вам послушать стихотворение, которое выбрала для урока Полина.
— За что в ответе каждый из вас? (за сохранность животных).
— Объясните значение понятия “млекопитающие”? (кормящие своих детенышей молоком)
— Чему учились на уроке? (учились сравнивать зверей, выделять различия и сходства, делить на группы).
Пришло время поделиться впечатлениями от урока.
На столе у вас лежат конверты с котом Персиком. Нужно раскрасить первого кота, если на уроке вам было интересно, все понятно, второго, если тема урока была вам интересна, но понятно не все. Третьего, если тема показалась сложной, многое было непонятно. Теперь прикрепите вашего кота к подходящему варианту на доске.
Спасибо за урок!
Стремись животных защищать,
Они ведь — братья наши!
Стремись чуть— чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше!
Их дружба крепкая верна,
Животные — как люди!
И нам их доброта нужна,
Кем без добра мы будем?
Отвечают на вопросы.
давать оценку своим действиям.
формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС.
Цель: формирование понятия «звери». Введение понятий: млекопитающие, растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.
Планируемые результаты:
Предметные результаты —
- определять принадлежность животного к своей группе;
- ввести понятие «млекопитающие»;
- воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Метапредметные результаты — формирование УУД:
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; формулировать познавательную цель;
находить ответы на вопросы; сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков; проводить простейшую классификацию; делать коллективные выводы.
Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителяцель деятельности на уроке;работать по предложенному учителем плану; давать оценку своим действиям.
Коммуникативные УУД: формировать умение строить речевое высказывание, оформлять свою мысль в устной речи (описание. рассуждение); высказывать свою точку зрения; сотрудничать в парах, выслушивать мнение одноклассников, договариваться с учителем о правилахповедения и следовать им.
Личностные результаты:
- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания;
- стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности;
Источник