Группировка как способ запоминания

Методика «Группировка»

Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп, по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).

Перед каждым воспроизведением дается инструкция.

Инструкция для первого воспроизведения: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!»

Инструкция для второго воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты первый раз говорил, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»

Инструкции для третьего воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты говорил первый и второй раз, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»

Последовательность предъявляемых слов:

Правила проведения методики:

  1. Слова читаются с паузой в 1 с между произнесением элементов ряда.
  2. По окончании чтения всего ряда начинается его воспроизведение. Воспроизведение свободное, так как испытуемый должен уловить, что слова можно объединять в группы.
  3. Все воспроизведенные ребенком слова записываются в порядке их называния. Затем предлагается послушать еще раз весь ряд слов.
  4. Читается вновь исходный ряд слов. Затем испытуемый его воспроизводит в свободном порядке. Слова, воспроизведенные им, записываются. Затем идет третье чтение ряда и третье воспроизведение.

Обработка и анализ результатов

Воспроизведенные слова фиксируются в порядке их называния ребенком; определяется объединенность слов в группы, относящиеся к категориям: «животные», «деревья», «одежда», «посуда», «небосвод».

Нормальное течение мнемической деятельности со способностью к смысловой обработке материала выглядит так: при первом воспроизведении предъявленных слов объем кратковременной памяти равен 1-4 слово для детей 6-7 лет (в среднем 3 слова). Сгруппированных слов, за редким исключением, не наблюдается. При втором воспроизведении общий объем воспроизведенных слов увеличивается на 2-4 слова; появляются 1-2 частично сформированные группы, состоящие обычно из 2 слов. При третьем воспроизведении появляются 3-4 группы по 2-3 слова, может возникнуть одна или две группы из всех 4 слов.

У детей младшего школьного возраста, как правило, не встречается больше 3 смысловых групп, в старшем возрасте – 4 групп.

Источник

Как быстро запомнить большие объёмы информации

Как работает наша память и какие приёмы запоминания самые эффективные.

Быстро выучить иностранные слова, даты, формулы, теоремы и другую важную информацию для учёбы или экзамена помогут специальные методики, основанные на знании законов нашей памяти.

Интервальное повторение

Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.

На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.

Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.

Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20 минут после первого повторения,
  • через 8 часов после второго,
  • через 24 часа после третьего.

Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20–30 минут после первого повторения,
  • через 1 день после второго,
  • через 2–3 недели после третьего,
  • через 2–3 месяца после четвёртого повторения.

Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.

Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.

Читайте также:  Как лечить ангину народные способы

После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.

Мнемотехники

Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.

Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.

Метод Цицерона

Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника.

Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.

Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:

  1. Задать опорную систему, то есть выбрать пространство, которое будет связано с информацией для запоминания. Это может быть, например, квартира, комната или любое помещение со знакомой обстановкой.
  2. Выбрать последовательность, с которой мы будем мысленно обходить это пространство: например, по часовой стрелке.
  3. Связать информацию, которую нужно запомнить, с расположением предметов в этом пространстве. Желательно и здесь соблюдать определённую последовательность. Если нужно запомнить доклад, начать следует со вступления: связать основные тезисы из него с предметом, который находится первым на пути, например, со шкафом в прихожей. Переходя к основной части доклада, каждую следующую мысль необходимо проассоциировать со следующим предметом мебели или деталью интерьера.
  4. Закрепить связь с помощью двух или трёх повторений.

Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.

Метод пиктограмм

Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков.

Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.

Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:

Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб

Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.

Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх

Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.

Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.

Использование рифм

Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.

Рифмованные строки наш мозг запоминает куда быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. На этом эффекте основаны многие рекламные сообщения. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько фраз из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша»; «Свежее дыхание облегчает понимание!»

Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

А ещё смотреть, вертеть.

Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:

Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)

Он в окошко fly-flew-flown, (летать)

Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)

К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)

До сих пор я удивлен —

Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)

При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.

Сочинение аббревиатур

Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.

Читайте также:  Способы как стать моделью

Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.

А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.

Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!

Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания

  1. Лучше всего информация запоминается перед сном. Прежде чем отправиться в кровать, найдите время для повторения важного материала. Не используйте время перед засыпанием для чтения новостей в соцсетях и игр на телефоне.
  2. Двигайтесь, когда что-то изучаете. Можно расхаживать туда-сюда по комнате, приседать, делать простые гимнастические упражнения.
  3. Задействуйте зрительную память. Запишите нужную информацию на карточках и повесьте в разных местах квартиры, где она будет часто попадаться на глаза: над столом, у зеркала в коридоре, на двери туалета, на холодильнике.
  4. Пишите конспекты. Небольшие заметки в процессе чтения нового материала стимулируют запоминание. Конспект можно выполнять в виде схемы, диаграммы, графика или интеллект-карты. Графические элементы, использование цветов и изображений создаёт в мозгу систему образов и помогает лучше усвоить информацию.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Группировка и схематизация как приемы развития памяти школьников на уроках истории

Классы: 6 , 7 , 8

В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые способны нестандартно мыслить, осуществлять поиск обдуманных решений, основанных на самостоятельном исследовании. Современная система образования выдвигает особые требования к уровню развития личности. В качестве одной из задач выступает развитие универсальных учебных действий обучающихся, учебных компетенций, реализации творческого потенциала школьников. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания можно применить в реальном мире, уметь видеть возникающие трудности, а также искать пути их преодоления.

В условиях модернизации российского образования идёт усиление роли дисциплин, обеспечивающих становление личности и её успешную социализацию. Одной из таких дисциплин является история, так как знакомит с историческим опытом общества, что позволяет человеку правильно оценить современные политические и социальные процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий настоящего и прошлого. Чтобы быть успешной личностью, нужно научиться реагировать на изменение окружающей действительности, а для этого необходимо владеть навыками мыслительных операций, а также развивать познавательные функции, одной из которых является память.

Память — определяющий аспект детского развития, которое идёт по двум направлениям — непосредственного и опосредованного запоминания. Память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом. Каждый ребенок запоминает и воспроизводит материал по-разному. Ребёнок, который запоминает с помощью вспомогательных средств, строит умственные операции иначе, нежели запоминающий непосредственно. В первом случае требуются не столько сила памяти, сколько умение создавать новые связи, богатое воображение, хорошо развитое мышление, то есть те психические качества, которые при непосредственном запоминании не играют существенной роли. Запоминание становится максимально продуктивным, когда включает активную мыслительную работу, когда на смену механическому повторению приходит способность к логическому преобразованию информации, то есть используются специальные приёмы запоминания [Е.Артамонова, 2005].

Существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают термины, и очень слабо — даты, правила, другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили [О.Л.Подлиняев, 2006].

Нами была проведена диагностика уровня развития памяти у подростков. Напомним, что структура памяти состоит из трех уровней: сенсорная, кратковременная и долговременная. Анализ результатов диагностики показал, что у обучающихся хорошо развита кратковременная память. Многие ребята сталкиваются с проблемой запоминания материала на уроках. Особенно трудности возникают на уроках истории при запоминании дат, событий, терминов, личностей, так как большой объем информации. Обычное заучивание материала, приводит к тому, что через какой-то период времени ученик забывает и не может воспроизвести информацию. Некоторые обучающиеся считают, что в век информационных технологий и гаджетов незачем запоминать большой объем информации, если ее можно найти в любой момент в интернете или записной книжке телефона.

Читайте также:  Бланкетный способ изложения нормы права пример

Успешность обучения школьников будет зависеть от уровня развития памяти. На уроке деятельность учителя должна способствовать развитию памяти обучающихся. Так как память можно тренировать, то для этого существуют различные приемы, с некоторыми из них, мы сегодня познакомимся.

Е.Артамонова утверждает, что при запоминании материала большое значение имеют его эмоциональная окрашенность, объём, личностная или практическая значимость. Конечно, такой материал запомнить легче, но очень важны и установка, мотивы, осмысленность запоминания, его рациональные приёмы Необходимо воспитывать у обучающихся осмысленность запоминания, дети должны понимать, что значит запомнить, т.е. выучить материал, чтобы суметь потом это рассказать, использовать эту информацию. Также нужно учить детей выбору установки, так называемой направленности усилий запоминания. Например, есть установки запоминания на полноту (запомнить весь материал или его главные положения), на точность (запомнить наизусть, близко к тексту или пересказать своими словами), на последовательность (запомнить в данной последовательности или в произвольном порядке), на прочность (запомнить надолго, навсегда или на время) [Е.Артамонова, 2005].

По мнению О.Б.Трапоковой главным принципом запоминания слов является поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его «привязать» к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее [О.Б.Трапокова]. Ольга Борисовна в своей работе представила ряд приемов, используемых на уроках истории для запоминания материала. Один из приемов — похожее к похожему, т.е. запоминание слов с опорой на свободные ассоциации. Данный заключается в том, что при встрече с новым словом возникает произвольная связь «свободная ассоциация», которая станет основой его запоминания. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая [О.Б.Трапокова].

Существуют другие приемы для развития памяти, такие как: опорные пункты, составление плана, группировка, схематизация, мнемотехнические приемы, достраивание запоминаемого материала и другие. На уроках истории для развития памяти мною используются такие приемы как схематизация и группировка.

Схематизация прием, при котором то, что нужно запомнить, описывается или изображается в основных чертах, с помощью схемы, рисунка, таблицы, либо даётся упрощённое представление этой информации. Данный прием позволяет формировать у обучающихся как метапредметный, так и предметный результат. Рассмотрим на примере, ребятам дано задание, составить схему управления государством, используя данные слова: Сенат, Император, обер-прокурор, Синод, провинция, коллегии, генерал-прокурор, губерния. При выполнении этого задания у школьников будет сформированы следующие умения: создавать схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения. На следующем уроке детям предлагается выбрать одно из слов схемы, после чего дети должны выстроиться так, как составлена схема. Таким образом, проверяется уровень усвоения знаний.

При использовании приема группировки, необходимо разбить материал на группы по каким-либо основаниям. Данный прием развивает такие умения как: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.

Для развития памяти на уроках истории, через прием группировки, могут быть даны следующие виды заданий: разбить правителей по следующим группам: Правители XV в., Правители XVI в., Правители XVII в. (Алексей Михайлович, Иван III, Иван Грозный, Василий II, Василий III, Василий Шуйский, Федор Иванович, Михаил Федорович, Василий I), после чего дети называют себя именами правителей, затем рассаживаются по рядам, которые названы по векам. На следующем уроке ребятам, предлагается вспомнить имена правителей и сесть за парту того ряда (века), в котором правил князь, царь.

Таким образом, использование приемов позволяет развивать как логическую, так и зрительную память. Применение приемов группировки и схематизации на уроках истории дает возможность запомнить и воспроизвести материал в правильной последовательности, следовательно, построить нужную причинно-следственную связь. Но хочется отметить, что применять эти методы на уроках истории только при необходимости, в зависимости от содержания материала.

Источник

Оцените статью
Разные способы