Рифма Урок 6
Как вы помните, ребята, на прошлых уроках мы научились с вами составлять рисунок или схему рифмы, обозначая созвучные строки одинаковыми буквами.
Мы также узнали с вами, что минимальный повторяющийся набор строк называется в рифме строфой.
А сегодня мы с вами посмотрим, как могут называться строфы.
Строфа имеет своё название в зависимости от количества входящих в неё строк.
Итак, разновидности строф:
Моностих – это однострочный волне самостоятельный стих. Чаще всего это афоризмы, пословицы и поговорки.
Дистих – строфа из двух строк (двустишие)
Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,
И хладную думу терзает печаль
(А.С. Пушкин)
Есть также строфа с названием терцет или терцина, конечно же состоящая из трёх строк.
Терцина от итальянского слова terza – третья.
***
Земную жизнь пройдя до половины, А
Я очутился в сумрачном лесу, Б
Утратив правый путь во тьме долины. А
Каков он был, о, как произнесу, В
Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Г
Чей давний ужас в памяти несу! В
Так горек он, что смерть едва ль не слаще. Д
Но, благо в нем обретши навсегда, Е
Скажу про все, что видел в этой чаще. Д
(Данте, перевод М. Лозинского)
***
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
(А. Пушкин)
Катрен – самая распространённая форма строфы – четверостишье.
Квинтет – строфа в пять строчек – пятистишье.
«Золото, золото падает с неба», —
Дети кричат и бегут за дождём.
«Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба».
( А. Майков)
Секстина и септима – строфы в шесть и семь строк.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Есть также строфа – октава.
***
Четырехстопный ямб мне надоел: А
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Б
Пора б его оставить. Я хотел А
Давным–давно приняться за октаву. Б
А в самом деле: я бы совладел А
С тройным созвучием. Пущусь на славу! Б
Ведь рифмы запросто со мной живут; В
Две придут сами, третью приведут. В
(А. С. Пушкин, «Домик в Коломне»)
***
Гармонии стиха божественные тайны А
Не думай разгадать по книгам мудрецов: Б
У брега сонных вод, один бродя, случайно, А
Прислушайся душой к шептанью тростников, Б
Дубравы говору; их звук необычайный А
Прочувствуй и пойми. В созвучии стихов Б
Невольно с уст твоих размерные октавы В
Польются, звучные, как музыка дубравы. В
(А. Майков)
Нона и децима – строфы из девяти и десяти строк.
Например известна одическая строфа – так называемое десятистишие.
***
Шекснинска стерлядь золотая, А
Каймак и борщ уже стоят; б
В крафинах вина, пунш, блистая А
То льдом, то искрами, манят; б
С курильниц благовоньи льются, В
Плоды среди корзин смеются, В
Не смеют слуги и дохнуть, г
Тебя стола вкруг ожидая; Д
Хозяйка статная, младая Д
Готова руку протянуть. г
(Гавриил Державин)
Онегинская строфа имеет 14 строк:
Зима. Крестьянин, торжествуя, А
На дровнях обновляет путь; б
Его лошадка, снег почуя, А
Плетется рысью как-нибудь; б
Бразды пушистые взрывая, В
Летит кибитка удалая; В
Ямщик сидит на облучке г
В тулупе, в красном кушаке. г
Вот бегает дворовый мальчик, Д
В салазки жучку посадив, е
Себя в коня преобразив; е
Шалун уж заморозил пальчик: Д
Ему и больно и смешно, Ж
А мать грозит ему в окно. Ж
(А. Пушкин)
А теперь мы с вами познакомимся с очень сложными и красивыми строфами, которые называются сонеты.
Пример итальянского сонета:
О, милые! Пурпурный мотылек А
Над чашечкой невинной повилики, Б
Лилейный стан и звонкий ручеек, — А
Как ласковы, как тонки ваши лики! Б
В весенний день — кукушки дальней клики, Б
Потом — луной овеянный восток, А
Цвет яблони и аромат клубники! Б
Ваш мудрый мир как нежен и глубок! А
Благословен ты, рокот соловьиный! В
Как хорошо опять, еще, еще Г
Внимать тебе с таинственной кузиной, В
Шептать стихи, волнуясь горячо, Д
И в темноте, над дремлющей куртиной, В
Чуть различать склоненное плечо! Д
13 июля 1907
(В. Ходасевич)
Дай руки, в путь! Найдем среди планет А
пленительных такую, где не нужен Б
житейский труд. От хлеба до жемчужин — Б
все купит звон особенных монет. А
И доступа злым и бескрылым нет А
в блаженный край, что музой обнаружен, Б
где нам дадут за рифму целый ужин Б
и целый дом за правильный сонет. А
Там будем мы свободны и богаты. В
Какие дни. Как благостны закаты. В
Кипят ключи кастальские во мгле. Г
И глядя в ночь на лунные оливы Д
в стране стихов, где боги справедливы, Д
как тосковать мы будем о земле! Г
1924 г. (В. Набоков )
***
Суровый Дант не презирал сонета; А
В нем жар любви Петрарка изливал; Б
Игру его любил творец Макбета; А
Им скорбну мысль Камоэнс облекал. Б
И в наши дни пленяет он поэта: А
Вордсворт его орудием избрал, Б
Когда вдали от суетного света А
Природы он рисует идеал. Б
Под сенью гор Тавриды отдаленной В
Певец Литвы в размер его стесненный В
Свои мечты мгновенно заключал. Г
У нас еще его не знали девы, Д
Как для него уж Дельвиг забывал Г
Гекзаметра священные напевы. Д
1830 (А. Пушкин)
Уж если медь, гранит, земля и море А
Не устоят, когда придет им срок, Б
Как может уцелеть, со смертью споря, А
Краса твоя — беспомощный цветок? Б
Как сохранить дыханье розы алой, В
Когда осада тяжкая времен Г
Незыблемые сокрушает скалы В
И рушит бронзу статуй и колонн? Г
О горькое раздумье. Где, какое Д
Для красоты убежище найти? Е
Как, маятник остановив рукою, Д
Цвет времени от времени спасти. Е
Надежды нет. Но светлый облик милый Ж
Спасут, быть может, черные чернила! Ж
(С. Маршак Перевод сонета В. Шекспира)
Есть ещё интересные пятистрочные строфы, называемые лимериками.
Лимерик – это ирландский город, который в своё время посетил английский поэт, художник и путешественник Эдвард Лир. Там он сочинил множество шуточных стишков. Эти стишки и подобные им теперь так и называются лимерики.
Лимерики обычно повествуют о каком-нибудь маловероятном событии, о странных людях, которые нарушают все правила поведения и законы, принятые в обществе.
Строфа лимерика выглядит так: ААББА
Жил один старичок из Марокко,
Видел он удивительно плохо.
– Это ваша нога?
– Сомневаюсь слегка, —
Отвечал старичок из Марокко.
На вершине горы жил старик.
Он на месте стоять не привык.
Вверх и вниз по горе
В платье тещи своей
Удивительный бегал старик.
Жил мальчик вблизи Фермопил,
Который так громко вопил,
Что глохли все тетки,
И дохли селедки,
И сыпалась пыль со стропил
Одна старушонка из Лоха
Себя развлекала неплохо:
Все утро сидела
И в дудку дудела
На кустике чертополоха.
Жил старик на развесистой ветке
У него были волосы редки.
Но галчата напали
И совсем общипали
Старика на развесистой ветке.
(Эдвард Лир)
Я предлагаю вам дома разгадать кроссворд, тема которого посвящена рифме.
(Ребятам выдаются листочки с кроссвордом)
По горизонтали:
1. Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге.
2. Часть поэтического текста, объединённая способом рифмовки и выделенная графически.
3. Восьмистишие АБАБАБВВ.
4. Стихотворец.
5. Созвучие строк в конце строчек.
6. Форма из 14 строк.
7. Наука о стихе.
8. Пропуск ударения на сильном месте.
9. Количество стоп в поэтической строке.
По вертикали:
2. Определённое соединение сильного и слабого мест.
10. Английская форма шутливых стихов, которой писал Э.Лир.
11. Строфа из 10 строк, стихи торжеств.
12. Трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге.
13. Четверостишие.
14. Трёхсложная стопа с ударением на среднем слоге.
15. Строчки в стихотворении.
16. Соединение стоп.
17. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге.
18. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге.
Ответы:
По горизонтали:
1. Дактиль
2. Строфа
3. Октава
4. Поэт
5. Рифма
6. Сонет
7. Стиховедение
8. Пиррихий
9. Размер
По вертикали:
2. Стопа
10. Лимерик
11. Ода
12. Анапест
13. Катрен
14. Амфибрахий
15. Стих
16. Метр
17. Хорей
18. Ямб
Источник
Тест с ответами по теории литературы
1. Какое из перечисленных понятий НЕ относится к элементам сюжета ?
2. Что такое метафора ?
а) слово или выражение, употребленное в переносном значении +
б) изобразительное средства языка, основанное на преуменьшении предмета или его свойств
в) замена понятия описательным оборотом
3. Тавтология — это :
а) описательный оборот,меняющий оценку предмета
б)выразительное средство языка ;повторение однокоренных слов +
в)противопоставление резко контрастных понятий
4. Дайте определение сюжета.
а) это предмет изображения в произведении, его материал, указывающий место и время действия.
б)система, порядок развития событий в произведении +
в) последовательность развертывания событий произведения во времени и в пространстве
5. Экспозиция — это :
а) элемент сюжета : обстановка, обстоятельства , положения действующих лиц, в которых они находятся до начала действия в произведении +
б) пословица или цитата, помещаемое автором перед произведением
в) элемент сюжета, описывающий события , происшедшие после окончания действия в произведении
6. Прочитайте стихотворение. Определите где используется прием лексической анафоры.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
а) лес проснулся
б) повтор глагола рассказать +
в) в данном стихотворении не используется эта фигура
7. Что такое коллизия ?
а) построение художественного произведения, определенная система в расположении его частей
б) элемент сюжета, момент возникновения конфликта, изображенного в произведении
в) столкновение противоположных взглядов и интересов героев произведения +
8. Определение какого литературоведческого термина приведено ниже :» предмет изображения в произведении, его материал,указывающий место и время действия «.
9. Что такое «белый стих» ?
а) стих без рифмы +
б) жанр литературы
в) разновидность любовной лирики
10. Как называется созвучие , в котором ударение падает на второй слог от конца стиха ? Пример :
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
а) мужская рифма
б) женская рифма +
в) закрытая рифма
11. Что является характерной приметой онегинской строфы ?
а) употребление четырехстопного ямба +
б) употребление пятистопного ямба
в) употребление хорея
а) двусложный размер стиха +
б) трехсложный рамер стиха
в) шестистрочная строфа с тройным созвучием
13. Как называются образы, художественное значение которых вышло за рамки конкретного литературного произведения и соответствующей им исторической эпохи ?
а) типичные образы
б) вечные образы +
в) литературные образы
14. Как называется лиро-эпическое стихотворение с историческим или героическим сюжетом, с обязательным присутствием фантастического/мистического элемента ?
15. К какому литературному роду принадлежит комедия ?
16. Как в драматическом произведении называются авторские пояснения ?
17. Отметьте все художественно изобразительные средства языка :
18. Что такое стопа ?
а) повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных +
б) группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией
в) строка в стихотворении
19. Какое изобразительное средство чаще всего используется в баснях , например, когда под лисой подразумевается хитрость, осел выступает образом глупости ?
20. Как называется эпитет , употребленный в значении , противоположном определяемым словам , например : «живой труп», грустная радость» ?
21. Сколько существует родов литературы ?
22. К какому жанру относится произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»?
а) исторический роман
23. В чем заключается принцип трех единств ?
а) нет такого принципа
б) единство действия ,времени и места +
в) единство времени , места и содержания
24.Какой элемент сюжета дает представление о возможных путях решения проблемы в произведении ?
б) развитие действия +
25. Как называются слова, употребляемые в переносном значении ?
26. Как называется взаимосвязь и соразмерность основных частей и элементов, составляющих литературное произведение ?
27. Главная мысль произведения, которая неоднократно повторяется и подчеркивается , называется :
28. Тонкая скрытая насмешка -это :
29. Объективное повествование о событиях представлено в таком литературном роде как :
30. Пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная к окружающим — это :
Источник
Занятие 35. Строфа и её виды
Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико — синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа — это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы — повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.
Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова —
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов
ДВУСТИШИЕ — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — ДИСТИХ, в силлабической — ВИРШИ.
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
— Что с тобой? — спросили дома,
Напугавшись пуще грома,
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
ТРЁХСТИШИЯ (терцет) — простая строфа из трёх стихов.
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
ШЕСТИСТИШИЕ — секстина. Строфа из шести стихов.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
СЕМИСТИШИЕ — сентима. Сложная строфа из семи стихов.
Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов
ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) — восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй — с четвёртым и шестым, седьмой — с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
ДЕВЯТИСТИШИЕ — нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
ДЕСЯТИСТИШИЕ — децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.
ОНЕГИНСКАЯ РИФМА — форма строфы, в которой написан роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает — с мужским.
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
БАЛЛАДНАЯ строфа — строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет — стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
ТЕРЦИНЫ — трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т.д.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
ТРИОЛЕТ — встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
РОНДО — стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:
СИЦИЛИАНА — восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.
КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА — семистишие с системой рифмовки АББААВВ.
АСТРОФИЗМЫ — стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Источник