- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Урок по русскому языку в 11 классе «Обобщение изученного по теме: «Словосочетание. Виды связи в словосочетании» (стр. 3 )
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Источник
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Источник
Урок по русскому языку в 11 классе «Обобщение изученного по теме: «Словосочетание. Виды связи в словосочетании» (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
б)Словосочетание – два … , связанных по смыслу и ……..
Словосочетание произошло от древнерусского слова …. , что значит “два”.
В словосочетании два компонента: главное и …. слово.
В словосочетании от ……….. слова к …………. задаётся вопрос.
2)Заполните таблицу примерами : распределите словосочетания по группам.
Ходила на дорогу, край любимый, отправил величаво, горько видеть, бесценный дар, с белых яблонь, тронутое холодком, незадолго до встречи,
дух бродяжий, близко к дому, на розовом коне, сшибли с ног, воскликнул громко, иззябнуть на ветру, прочтешь письмо, по-прежнему нежный, слишком рано.
3)Распределить словосочетания по видам связи
Громкий шорох, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, горячо спорить, листьев медь, золотая роща, говоришь шёпотом, раскорчёванные пни, приснилась мне, буйная молодость, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.
4)Рисунок. Поясните эти рисунки, указав способ связи между словами в словосочетаниях.
Приведите свои примеры подобных словосочетаний.
а) звуки речи г) Два или несколько самостоятельных слов,
объединённых по смыслу и грамматически
б) чередование звуков д) интонация
2.В каком разделе науки о языке изучается словосочетание
а) морфологии в) лексике б) синтаксисе г) этимологии
3. Согласование – это связь, при которой
а) зависимое слово находится в каком-либо падеже
б) с изменением главного слова меняется и зависимое
в) зависимое слово-наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола
4. В каком столбике все словосочетания со связью управление?
хотел написать уехать лечиться случилось в походе
вышел на улицу говорить правду встретить его
сказал неправду работать над проектом прийти в школу
5. В каком столбике все словосочетания со связью согласование?
должен написать хочу уехать невероятный случай
вышел погулять искать правду знакомая улица
сказал тихо работать над сочинением школьный товарищ
6.В каком столбике все словосочетания со связью примыкание?
уехать лечиться писать о работе вышел на улицу
говорить громко невероятный случай пришёл познакомить
отправил, написав сказал, неподумав говорить громко
7.Раздел языкознания, который изучает два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически – это …
б) морфология г) словосочетание
8. Управление – это связь, при которой
а) с изменением главного слова меняется и зависимое
б) зависимое слово находится в каком-либо падеже
в) зависимое слово-наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола.
9. В каком столбике все словосочетания со связью согласование?
хотел написать лечебный корпус невероятный случай
вышел на улицу правдивый рассказ знакомая улица
сказал неправду наш институт школьный товарищ
10. В каком столбике все словосочетания со связью управление?
хотел написать увидел его произошло чудо
вышел на улицу говорить правду уехать лечиться
сказал неправду работать над проектом прийти в школу
11. Примыкание-это связь
а) при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.
б) при которой зависимое слово находится в каком-либо падеже.
в) при которой зависимое слово неизменяемая часть речи.
12.В каком столбике все словосочетания со связью примыкание?
учиться хорошо работать над проектом вышел на улицу
говорить невпопад невероятный случай пришёл познакомить
отправил, написав сказал неправду говорить громко
13. Синтаксис изучает
а) словосочетание в) предложение
б) части речи г) словосочетание и предложение
14. Примыкание-это связь
а) при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.
б) при которой зависимое слово неизменяемая часть речи.
в) при которой зависимое слово находится в каком-либо падеже.
15.В каком столбике все словосочетания со связью согласование?
хотел написать больничная палата первый экзамен
вышел на улицу правдивый рассказ наша школа
сказал неправду проектный институт пятый элемент
16. В каком столбике все словосочетания со связью управление?
хотел написать уехать лечиться спрятаться за ширмой
вышел на улицу говорить правду найти друга
сказал неправду работать над проектом пойти за ним
Распределить словосочетания по видам связи
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлечённый взгляд, говоришь шёпотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.
Громкий шорох, холщёвый мешок, золочёное кольцо, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, раскорчёванные пни, серый пиджачок.
Сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночёвка в лесу, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом.
Горячо спорить, говоришь шёпотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.
1. Тест по интерактивной доске
1. Составить с данными словами словосочетания, добавив уточнение названия предмета или действия; указать главные и зависимые слова. Какими частями речи они выражены? Определите грамматическое значение словосочетаний.
Образец: (какое?) старинное, прервать ( что?), (как?) разговор, неожиданно.
Преподаватель, преимущество, привилегия, приспособиться, приткнуться.
2. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
а) медведь заревел;
б) заревел неистово;
в) заревел и схватил;
г) схватил за комбинезон.
3. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ВЗГЛЯД?
а) умный, б) смышленый, в) разумный, г) башковитый.
4. Найдите слово, в котором пишется буква И:
а) об. лиск, б) ген. альный, в) атт. стат, г) с. кретарь, д) д. путат.
5. Произведите синтаксический разбор.
Эпитеты — определения создают цветовую гамму золотой осени4.
6.Выписать из предложения( зад.6 второго уровня) все возможные словосочетания.
2 уровень-,,4’’.
1. Произвести разбор словосочетания красивая школа.
2. Составить словарный диктант из 15 слов с приставками пре-, при-, с одним из них составить словосочетание, указать его вид связи.
3. Найдите словосочетание по его грамматическому значению -,, действие и его признак”:
а) спуститься с горы;
в) легко преодолеть;
г) ходить по лесу.
4. Найдите ошибки в,, управлении’’.
а) директор магазина;
в) верящий в победу;
5. Найдите слово, в котором пишется одна н.
а) предан. ость; б) багрян. ый; в) истин. ый; г) отчаян. ый.
6.Солнце, (не)видимое уже за г. ризонтом, где(то) (с)права еле(еле) освещает кусочек неба4.
1. Выписать из предложения (зад.6 второго уровня) все возможные словосочетания. Одного словосочетания произвести разбор.
2. Составить словосочетания со словами истина, идеал, подлинный. Работая со словарем, дать их историческую справку.
3. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи “согласование” могут быть выражены:
а) наречия; б) сущ.; в) прилаг.; г) дееприч.; д) прич.; е) порядковыми числит.
4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ОТВЕТ ( в значении “ответ на урок”)?
5. Найдите слово, в котором пишется буква О.
а) иде. лист; б) тр. диция; в) иде. логия; г) т. лантливый; д)трансп. рант.
6. Составьте слова по данным схемам:
Cущ.- ; глагол —
; причастие-
; слово с нулевым окончанием.
Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, типах подчинительной связи слов в словосочетаниях; 2) отработка умения определять главные и зависимые слова в словосочетаниях; 3) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях 4) закрепление навыков правописания Развивающие:1) развитие общеучебных навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний;
Слово учителя: Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ и сегодня отрабатываем задания из части В, связанные с синтаксисом. Наша цель изучения сегодня — словосочетание, типы подчинительной связи в словосочетаниях.
Слово учителя: Давайте вспомним об основных понятиях синтаксиса. Запишите на листочках правильные ответы.
Какое предложение является побудительным по цели высказывания?
1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.
2. «То-то, — сказал я, — не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?
1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!
2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!
Определите в предложениях цель высказывания.
1. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.
2. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу!
А. Сообщение. Б. Вопрос. В. Побуждение.
Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.
1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.
2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.
А. Словосочетание. Б. Предложение.
Какой знак стоит в конце предложения?
1. От кого у тебя перстенёк золотой
2. Не падай духом Не умирай раньше времени
3. Ах, это ты, Чернушка
А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак.
Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.
1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?
2. Я плавать не мастак. В. Садись ко мне на спину. 4. Журка в воду — и поплыл через море.
А. Распространённое. Б. Нераспространённое.
Что является признаком вопросительного предложения?
1. А ты берёшься помочь царевичу?
2. Съешь ли ты меня?
3. Чем же. ты. провинился?
А. Интонация. Б. Вопросительное слово — местоимение. В. Вопросительное слово — частица.
Определите подлежащее в предложениях.
1. Враги нам лучшие друзья. (А. Враги. Б. Друзья)
2. Что ветры мне и сине море? ( А. Ветры и море. Б. Что.)
3. О чём ты воешь, ветер ночной? ( А. Ветер. Б. Ты.)
Какое предложение не имеет подлежащего?
1. И этот звон люблю я! .
2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!
Определите сказуемое в предложениях.
1. Кто ж этот путник? (А. Кто. Б. Путник.)
2. Их круг тесней уж становился ( А. Становился. Б. Становился тесней.)
Определите, ставится ли тире в простых предложениях.
1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.
3. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.
А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.
Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:
1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.
2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме местоимений): существительными, глаголами, числительными.
3. Перед указательными словами это, вот, это значит.
Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между
подлежащим и сказуемым. Всем известно, что сорока —
1. Самая болтливая птица на свете.
2. В мороз летает у самой земли.
3. Как надоедливая трещотка.
Какое предложение соответствует схеме: числительное + существительное глагол
1. Однажды в столицу приехали двое обманщиков.
2. Двум обманщикам отвели большую комнату.
3. Оба министра ни в чём не сознались.
Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.
1. Мне слышался вечерний звон, гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
2. И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый, непреклонный взор и молодых моих сестёр.
А. Запятая ставится. Б. Запятая не ставится.
Выберите предложение с правильно расставленными знаками препинания при
однородных членах с обобщающим словом.
1. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
2. В Обломовке верили всему — и оборотням, и мертвецам.
Определите предложение с обращением.
1. — Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! —закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)
2. — Эй ты, оловянный солдатик! — крикнул тролль.— Не заглядывайся на плясунью.
Слово учителя: Передайте свои листочки с ответами рядом сидящим ученикам и проверьте работы (способ взаимопроверки).
III. Проверка домашнего задания.
Слово учителя: Дома вы повторили тему «Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях». Проверим ваши знания.
Вопросы из теории. Решение кроссворда.
1. Соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически — это слово.
1.Раздел грамматики, к которому относится словосочетание
2.Тип связи в подчинительных словосочетаниях, в которых зависимое слово может быть выражено именем существительным, отвечающим на вопросы косвенных падежей, с предлогом или без предлога.
3.Тип связи в подчинительных словосочетаниях, в которых главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже.
4. Тип связи в подчинительных словосочетаниях, в которых зависимое слово выражено неизменяемой частью речи.
Источник