Грибов мы с дедом набрали аж три корзины укажи способ выражения подлежащего

Содержание
  1. Способы выражения подлежащего
  2. Таблица
  3. Выражение подлежащего в простом предложении
  4. Выражение подлежащего инфинитивом
  5. Выражение подлежащего словосочетанием
  6. Подлежащее выражено фразеологизмом
  7. Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
  8. Тестовые задания по теме «Предложение»
  9. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  10. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  11. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  12. Оставьте свой комментарий
  13. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  14. Подарочные сертификаты
  15. Подлежащее — что это такое
  16. Подлежащее как часть предложения
  17. Вопросы и обозначения
  18. Как найти подлежащее в предложении
  19. Способы выражения подлежащего
  20. Словосочетание в качестве подлежащего

Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъекта.

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

Таблица

Способ Пример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя числительное Семеро одно­го не ждут.
Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле предложения) Грубить — пло­хая привычка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, прилагательное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
Вошедший при­вет­ство­вал присутствовавших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии существительного Наше зав­тра туманно.
Грянуло ура .
7. Различные соче­та­ния слов:
а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские названия;
Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная магистраль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обороты; В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
в) количественно-именные сочетания; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.; На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми прилагательными; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впереди.

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го выступает

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопределенные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в существительное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступками.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли существительного

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное значение

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на театра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфинитивом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли подлежащего.

К упать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся .

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Осознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство .

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфинитива

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состояния

Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но .

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Дарить сча­стье дру­гим — быть самом у счаст­ли­вым .

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых укажем

а) име­на собственные

б) име­на нарицательные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — термины

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с существительным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа

(Кто?) Я с бра­том , вой­дя в дом, сня­ли шапки.

Я (с кем?) с бра­том пошел на охоту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли существительного:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калитку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле ветра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла .

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют предикативность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся подлежащим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лабиринта.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Источник

Тестовые задания по теме «Предложение»

Укажите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным.

а) Набрали полную корзину грибов.

б) Что-то будто придерживало Извекова.

в) Антон – ученик нашего класса.

г) В его фигуре было что-то беспомощное.

Укажите пример с ошибкой в характеристике предложения.

а) Имена Георгиевских кавалеров увековечены занесением на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. (Повест., невоскл., прост., двусост., распрост)

б) Еще в гимназии я начал зачитываться Буниным. (Повест., невоскл., прост., двусост., распрост, сказуемое – составное глагольное)

в) Рядом строится дом. (Повест., невоскл., прост., двусост., распрост., сказуемое – рядом строится)

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире (знаки не расставлены)

а) Жизнь прекрасна и удивительна!

б) Севастополь очевидно город чудес.

в) Ты полевая ромашка никем не любимый цветок.

г) Хотеть значит победить.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Собор (1) посвященный святому (2) был заложен еще в 11 веке.

а) 1,2 – выделяют причастный оборот.

б) 2 – отделяет причастный оборот.

в) 1,2 – выделяют деепричастный оборот.

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Поспешно умываясь (1) и (2) с смирением одеваясь в самое свое дурное платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещенные утреннею зарей.

Укажите сложное предложение с бессоюзной связью

а) Мы очутились у водопада – вид был необыкновенный.

б) Все: деревья, кусты, цветы – радовали нас первозданной зеленью.

в) Особенно любили мы этот парк и его тенистые аллеи.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 314 человек из 58 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 926 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-619375

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Подлежащее — что это такое

В каждом предложении есть грамматическая основа, состоящая из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Это его каркас и мы в общих чертах рассмотрели его в одном из наших предыдущих уроков. Сегодня же поговорим о составляющих этого каркаса и узнаем что такое подлежащее.

Подлежащее как часть предложения

Этот термин ввёл М.В. Ломоносов: подлежащее – значит «лежащее в основе».

Слово/Словосочетание, которое представляет собой главный предмет или объект в предложении и отвечает на вопросы «кто?», «что?», называется Подлежащим и относится к главным членам предложения.

Подлежащее в двусоставном предложении указывает на то, к чему относится информация, содержащаяся в сказуемом:

  • Засмеятьсядобрым, светлым смехом может только глубокая, добрая (кто? что?) душа (Н.В. Гоголь).
  • Сначала в семействе чувствовалась (кто? что?)неловкостьв обращении с князем Андреем (Л. Толстой).

В односоставных предложениях, где нет сказуемого, подлежащее в одиночку играет роль основы и указывает обычно на место, время событий:

  • Земская больница. Утро (А.П. Чехов).
  • Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет (А.Блок).

Вопросы и обозначения

К подлежащему задают вопросы именительного падежа кто? что? Оно обозначает предмет (одушевлённый или неодушевлённый), лицо, явление, отвлечённое понятие:

  1. Птицывсё громче и хлопотливее щебетали в чаще (Л. Толстой).
  2. Солотча – извилистая неглубокая река (К. Паустовский).
  3. Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле… (И.С. Тургенев).
  4. Установилась хорошая погода (А.М. Горький).
  5. Приятные думы, пёстро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод (А.М. Горький).

В качестве условного обозначения этот главный член принято подчёркивать одной чертой .

Как найти подлежащее в предложении

Подлежащее указывает на предмет речи. Поэтому чтобы его найти, надо понять, про что говорится в предложении: Солнце скрылось за горою, затуманились речные перекаты (А. Коваленков). Пусть сильнее грянет буря! (А.М. Горький).

  1. В первом предложении сообщается о солнце и перекатах . Проверяем, задав вопросы от сказуемых: скрылось (кто? что?) солнце, затуманились (кто? что?) перекаты.
  2. Второе предложение про бурю :пусть грянет (кто? что?) буря. Лучше задавать именно два вопроса, чтобы не спутать подлежащее с дополнением.

В предложении с похожими формами важен порядок слов. Например: Весло задело платье. Здесь в соответствии с порядком слов весло должно считаться существительным именительного падежа и, следовательно, подлежащим: задело (кто? что?) весло.

Однако никогда не надо забывать и о смысле, который важнее порядка слов: Солнце закрыло облако. Здесь указанное действие может совершать только облако : закрыло (кто? что?) облако.

Бывают случаи, когда для определения подлежащего нужен более широкий контекст. Например, в предложении Вчера приехала сестра Александра подлежащим может быть сестра Александра (т.е. Александра – это имя сестры) или только сестра (если Александр её брат).

Способы выражения подлежащего

В роли подлежащего чаще всего выступают существительные или местоимения именительного падежа. Это связано с тем, что первая из указанных частей речи обладает обобщённым значением предметности и наиболее удобна для выражения предмета мысли и речи, а вторая — является её заместителем:

  • Ничего не понимая и виляя хвостом, Тётка пошла за ним.
  • Через минуту она уже сидела в санях около ног хозяина… (А.П. Чехов).

Но подлежащим может быть также любая другая часть речи, употреблённая в роли существительного, то есть субстантивированная (перешедшая в категорию имён существительных). Представим способы выражения подлежащего в виде таблицы.

Способы выражения Примеры выражения подлежащего в предложении
Имя существительное Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег (Н.Островский).
Местоимения Личные Я ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев).
Неопределённые Кто-то должен любить некрасивых (И. Бродский).
Отрицательные Ничто не сблизит больше нас (М.Ю Лермонтов).
Вопросительно-относительные Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А.С. Пушкин).
Указательные Это было в семидесятых годах (Л.Толстой).
Определительные Этак всякий может петь (А.П. Чехов).
Притяжательные Пускай моё пропадает (Л. Толстой).
Прилагательное Прекрасное должно быть величаво (А.С. Пушкин).
Причастие Танцующие теснились и толкали друг друга (А.И. Куприн).
Числительные Количественные Шестнадцать делится на два.
Порядковые А тот третий что во поле ветер (нар. песня).
Собирательные Двое покинули зал.
Наречие Сегодня – всего лишь завтрашнее Вчера (Р. Рождественский).
Неопределённая форма глагола (инфинитив) Учить – ум точить.
Союзы, Частицы, Междометия Это « если бы », отнесённое им к прошедшему, сбылось (И.С. Тургенев).
И опять слышится « бу-бу-бу » (А.П. Чехов).

Словосочетание в качестве подлежащего

Предложения с подлежащим, представленные ниже, выражены синтаксически цельным словосочетанием.

Сущ.+ сущ. Р.п. Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (М. Шолохов)
Сущ.+ сущ. Т.п. Базаров с Аркадием уехали на второй день (И.С. Тургенев).
Мест. + мест. Р.п. Каждый из нас по-своему лошадь (В.В. Маяковский)
Мест.+ мест. Т.п. Мы с тобой бестолковые люди…(Н.А. Некрасов).
Мест.+ сущ. Т.п. Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (А.М. Горький).
Числ.+ сущ. Р.п. Три танкиста, три весёлых друга – Экипаж машины боевой (Б. Ласкин).
Числ.+ мест. Р.п. И ни один из нас не замёрз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин).
Фразеологизм Муки Тантала были ему не под силу (А.П. Чехов).
Имя собственное Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев)

При нахождении подлежащего в таких предложениях важно обращать внимание на форму сказуемого:

  • Дед с матерьюшли впереди всех (А.М. Горький). В этом предложении глагол-сказуемое множественного числа, поэтому подлежащим следует считать словосочетание дед с матерью .
  • Дедс матерью шёл впереди всех. Подлежащим будет только слово дед , так как глагол-сказумое единственного числа.

Особенностью подлежащих, выражающих приблизительное количество с помощью слов свыше, больше, меньше, около является отсутствие формы именительного падежа: Около десятка книг прочитано за полгода.

Источник

Читайте также:  Лучшим способом выступления признается
Оцените статью
Разные способы