Образование (учреждение) юридических лиц
1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК ( ст. ст. 50.1 — 52 ), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих ( п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих ( п. 3 ст. 50 ГК) организаций.
В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц.
1. Явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания. В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены — производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации.
2. Распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.
3. Разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд. руб. ( п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).
2. В процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы:
1) принятие решения об учреждении юридического лица;
2) государственная регистрация юридического лица.
При создании юридического лица одним лицом решение об учреждении принимается учредителем единолично. В случае если юридическое лицо учреждается несколькими учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно.
В решении об учреждении юридического лица указываются следующие сведения:
— об учреждении юридического лица;
— об утверждении его устава;
— о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;
— об избрании (назначении) его органов;
— о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц корпоративного типа) ( ст. 50.1 ГК).
3. Принятие решения об учреждении юридического лица сопровождается созданием и утверждением учредительного документа, который определяет его правовое положение.
Учредительным документом юридического лица в соответствии с ГК является устав. Исключением являются хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава ( абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).
В учредительных документах должны содержаться сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов. Сведения, необходимые для включения в устав юридического лица, таким образом, могут конкретизироваться в соответствии с ГК и иными федеральными законами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах в устав акционерного общества, помимо указанных выше сведений, включаются сведения о правах акционеров, о размере уставного капитала, о размещаемых обществом акциях и др.
В уставе некоммерческой организации, а также в уставе унитарного предприятия в силу особого статуса таких юридических лиц должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности. По общему правилу сведения о предмете и целях деятельности коммерческой организации необязательны для включения в ее устав (но могут быть, а иногда должны быть включены).
Юридическое лицо может быть зарегистрировано, если представлен типовой устав. Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным государственным органом. При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны включаться в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При использовании юридическим лицом типового устава сведения о наименовании, фирменном наименовании и месте нахождения юридического лица указываются только в ЕГРЮЛ.
Примерами могут служить Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная компания «Российские автомобильные дороги», Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и др. Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность со дня занесения данных о нем в ЕГРЮЛ.
4. Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственным органом, уполномоченным в области регистрации юридических лиц, являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — в отношении коммерческих организаций. В отношении некоммерческих организаций таким уполномоченным органом выступают Министерство юстиции РФ и его территориальные органы ( ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях); в отношении кредитных организаций — Банк России ( ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности).
5. Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).
Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы, исчерпывающим образом определенные законом. Требование государственного органа о представлении иных документов признается незаконным. Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК до государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности. Таким образом, проверка документов осуществляется не только по формальному признаку (соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности). Несоответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений действительности должно являться основанием для отказа в регистрации. Например, одним из оснований для отказа в государственной регистрации является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица ( подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
6. Сведения о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления. При этом ГК в п. 2 ст. 51 закрепляет принцип публичной достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо, действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте — юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовестным. Юридическое лицо по общему правилу не вправе ссылаться на недостоверность таких данных, например на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.
Юридическое лицо освобождается от ответственности перед контрагентом за недостоверность или недостаточность сведений, включенных в реестр, в случаях, если: 1) контрагент заведомо знал или должен был знать о недостоверности сведений; 2) недостоверные сведения включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица, например в результате недобросовестного поведения должностных лиц регистрирующих органов.
Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 23) . Отказ в государственной регистрации может быть оспорен в судебном порядке.
Источник
Создание и прекращение юридических лиц
Создание юридического лица
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет три способа образования юридических лиц.
1. Распорядительный способ. Предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления. Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. В настоящее время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др.
2. Разрешительный способ. Инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание.
В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности.
3. Явочно-нормативный способ. Согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После подготовки учредительных документов достаточно лишь обращения в регистрирующий орган. Последний проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом. При этом в Российской Федерации действует нормативноявочный порядок создания юридических лиц.
Формы (порядки) образования юридического лица в РФ:
- создание юридического лица впервые;
- создание юридического лица в процессе реорганизации.
Создание юридического лица впервые предполагает соблюдение нижеследующих требований.
1. Юридическое лицо может быть создано в организационноправовой форме, предусмотренной ГК РФ. Как правило, решение о выборе организационно-правовой формы юридического лица законодатель оставляет на усмотрение учредителей. Однако из этого правила бывают исключения. Так, например, согласно закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация может создаваться только в форме хозяйственного общества.
2. В соответствии с требованиями закона должен быть определен состав учредителей применительно к виду создаваемого юридического лица.
Во-первых, эти требования касаются возраста физических лиц – учредителей. Например, для коммерческих организаций, создаваемых гражданами, снижен возраст (16 лет) только для членов производственного кооператива (ст. 7 закона «О производственных кооперативах»). Остальные коммерческие организации могут создаваться физическими лицами, которые приобрели полную дееспособность.
Во-вторых, в законодательстве определены случаи, когда физические лица с полной дееспособностью либо отдельные юридические лица не могут быть учредителями определенных видов юридических лиц. Так, физические лица – учредители полного товарищества не могут быть учредителями другого полного товарищества (п. 2 ст. 69 ГК); общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88 ГК).
3. Воля учредителей на создание юридического лица должна быть выражена вовне в предусмотренной законом форме. Такой формой являются решение учредителей и учредительные документы юридического лица. Согласно ст. 50.1 ГК РФ «Решение об учреждении юридического лица» юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. В решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
Согласно ст. 52 ГК единственным учредительным документом для всех юридических лиц является устав. Исключение составляют только хозяйственные товарищества, учредительным документом которых является учредительный договор. Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения. Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Как правило, устав подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей).
При создании хозяйственных обществ имеет место и договор о создании общества. Такой договор не является учредительным, он представляет собой разновидность договора простого товарищества и прекращается с момента регистрации общества в связи с достигнутой целью.
4. Завершается создание юридического лица его государственной регистрацией.
Юридическое лицо может быть создано и путем реорганизации (регулируется ст. 57–60.2 ГК РФ). Реорганизация юридического лица – это преобразование юридического лица, при котором одно юридическое лицо (одни юридические лица) прекращает (прекращают) свое существование, а другое (другие) – появляется (появляются), и при этом происходит универсальное правопреемство.
Выделяют виды и формы реорганизации. Виды реорганизации: добровольная и принудительная; формы: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. К созданию юридического лица имеют отношение четыре формы, такая форма, как присоединение, не предполагает образования нового юридического лица.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. При этом допускается выбор любой формы реорганизации: реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм; реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких форм. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Это возможно в случаях, установленных законом. Прежде всего по ГК РФ это касается таких форм, как разделение или выделение (однако для кредитных организаций, например, это могут быть и слияние, и присоединение). При этом если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица.
Вне зависимости от вида реорганизации (добровольная или принудительная) в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов, например Федеральной антимонопольной службы, Центрального банка РФ.
Основной юридической характеристикой реорганизации является правопреемство. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к возникшему в результате слияния юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к новым возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Государственная регистрация юридического лица
До 2001 г. действовало Временное положение о регистрации юридических лиц; они регистрировались в местных администрациях, и отказать в регистрации можно было в связи с нарушениями, допущенными при создании (это так называемые основания для отказа в регистрации «по существу»: если порядок создания или учредительные документы не соответствовали требованиям закона). Затем был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (такое название он получил только с 2004 г., когда в предмет его регулирования включили государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей). Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, стало с 2002 г. Министерство РФ по налогам и сборам (с 2004 г. это Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы).
Закон реализовал концепцию упрощенного порядка регистрации, т. е. нормативно-явочный порядок регистрации фактически менялся на заявительный. Достаточно было прийти в регистрирующий орган, подать необходимые для регистрации учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. После этого в срок до пяти дней заявителю выдавали свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Было предусмотрено только два, сугубо формальных, основания для отказа в регистрации: не все документы представлены и не в тот орган обратились.
Упрощение порядка регистрации, работавшее на развитие предпринимательства в России, привело к утрате контроля со стороны государства за созданием юридических лиц, а также к снижению достоверности и надежности представляемых документов.
Появлялись компании-однодневки, юридические лица регистрировались по подложным документам учредителей и т. п. В связи с этим в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» постепенно начали вноситься изменения, которые значительно расширили перечень оснований для отказа в государственной регистрации, полномочия органов государственной регистрации по проверке документов, а также по исключению из реестра фактически не действующих компаний, ввели негативные последствия представления для регистрации недостоверных сведений.
Наряду с этим вносились изменения, работавшие на дальнейшее упрощение процедур регистрации, связанные, например, с идеей «единого окна» для регистрации и постановки на учет в различных государственных фондах, с введением разных способов подачи документов, включающих подачу в портал государственных услуг и в многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, со снижением срока регистрации. Порядок регистрации приобретал все большую актуальность и порождал многочисленные судебные иски, что привело к введению досудебного порядка урегулирования споров о государственной регистрации.
Кроме того, в ходе реформы ГК РФ были внесены изменения и в ст. 51, посвященную государственной регистрации, появились правила об ответственности за недостоверность представленных на регистрацию сведений. Правила об административной ответственности за недостоверность сведений появились и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Итак, чтобы зарегистрировать юридическое лицо в настоящее время, необходимо в большинстве случаев представление в регистрирующий орган пакета документов, включающего:
- заявление о государственной регистрации установленной формы, в котором указываются наименование юридического лица, сведения о его учредителях и руководителе, сведения о видах деятельности юридического лица и другие сведения и гарантируется, что порядок создания юридического лица соответствует требованиям закона, что уставный (складочный) капитал оплачен в требуемом размере;
- решение учредителей о создании юридического лица;
- учредительный документ;
- документ об оплате государственной пошлины.
Заявителем при государственной регистрации создаваемого юридического лица являются его учредители, при этом заявление удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Регистрируются юридические лица, как правило, по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа управления. При этом введены подробные правила регистрации при последующей смене адреса юридического лица.
Предусмотрены несколько способов подачи документов на регистрацию:
- непосредственно в регистрирующий орган лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- по почте;
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности);
- в форме электронных документов, заверенных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, и единого портала государственных и муниципальных услуг;
- нотариусом в регистрационный орган по просьбе заявителя (в форме электронных документов, заверенных электронной подписью нотариуса).
В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений регистрирующий орган проводит проверку их достоверности и вправе приостановить государственную регистрацию до дня окончания проведения проверки, но не более чем на один месяц и не может осуществить регистрацию в случае установления недостоверности сведений. Если недостоверность сведений обнаружена после их включения в реестр, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) уведомление о необходимости представления достоверных сведений. Если в течение тридцати дней не представлены достоверные документы или доказательства достоверности, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.
Срок регистрации при учреждении юридического лица составляет три рабочих дня. Отказ в регистрации возможен только по основаниям, предусмотренным законом. Это, например, представление неполного пакета документов; представление документов в ненадлежащий орган; несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона; представление недостоверных сведений об адресе или учредителях юридического лица; наличие судебного запрета на осуществление регистрационных действий; запрет учредителю коммерческой организации на осуществление предпринимательской деятельности; особые случаи недобросовестности учредителей и иные основания, указанные в ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Отказ в государственной регистрации может быть оспорен, при этом предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решения об отказе в государственной регистрации в вышестоящий налоговый орган (срок подачи жалобы – в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, срок рассмотрения – в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения). Только после оставления решения без изменения вышестоящим органом можно обращаться в суд.
В суде кроме требования зарегистрировать юридическое лицо можно предъявить требование о возмещении убытков.
Государственной регистрации кроме создания юридического лица подлежат и другие процедуры: реорганизация, ликвидация, внесение изменений в учредительные документы, внесение изменений в иные сведения Единого государственного реестра юридических лиц.
Способы прекращения юридического лица
Основные способы прекращения юридического лица можно поделить на две группы.
1. Прекращение юридического лица с правопреемством. Это означает, что права и обязанности юридического лица переходят к другим юридическим лицам, оставшимся после реорганизации.
К указанным способам относятся определенные формы реорганизации юридического лица, а именно слияние, присоединение, разделение, преобразование. Такая форма, как выделение, не связана с прекращением юридического лица.
2. Прекращение юридического лица без правопреемства. Эти способы значительно различаются в зависимости от оснований прекращения. К таким основаниям относятся:
- ликвидация юридического лица, осуществляемая по правилам ГК РФ;
- ликвидация в связи с банкротством в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- прекращение недействующего юридического лица по правилам ст. 64.2 ГК РФ и ст. 21.1, 21.2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, можно выделить такие специфические способы прекращения юридического лица, как прекращение унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества; прекращение учреждения в связи с внесением его имущества в уставный капитал акционерного общества; прекращение унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации (ст. 21.2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Ликвидация, осуществляемая по ГК РФ, регулируется его статьями 61–64.1. Выделяют два вида такой ликвидации: добровольную и принудительную.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Примерные причины, названные в ГК РФ: истечение срока, на который создано юридическое лицо; достижение цели, ради которой оно создано. Осуществляют добровольную ликвидацию ликвидационная комиссия или ликвидатор, главная задача которых – собрать долги и расплатиться с кредиторами.
Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Оснований для принудительной ликвидации существует шесть.
1. Признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
2. Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
3. Осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
4. Систематическое осуществление общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
По указанным выше основаниям иск в суд может подать государственный орган или орган местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом. Решением суда обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.
5. Невозможность достижения целей, ради которых юридическое лицо создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется [в этом случае с иском в суд обращается учредитель (участник) юридического лица].
6. В иных случаях, предусмотренных законом.
Осуществляют принудительную ликвидацию ликвидационная комиссия или ликвидатор. В случае неисполнения учредителями юридического лица обязанности по его принудительной ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе требовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.
Отдельным способом прекращения юридического лица является его ликвидация в связи с банкротством в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Юридическое лицо признается банкротом по решению суда.
Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию в порядке конкурсного производства. Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если ГК или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.
Банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность юридического лица удовлетворять денежные требования по денежным обязательствам, оплате труда, обязательным платежам. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник и бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей.
Осуществляет ликвидацию признанного банкротом юридического лица в порядке конкурсного производства конкурсный управляющий.
Прекращение недействующего юридического лица называют административным порядком прекращения юридического лица.
Признаки недействующего юридического лица таковы: это юридическое лицо в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из Единого государственного реестра юридических лиц, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.
Исключение из Единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные применительно к ликвидированным юридическим лицам. Это не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.
При наличии у юридического лица одновременно двух признаков того, что оно недействующее, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (если есть сведения о банкротстве, то решение не принимается). Это решение должно быть опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» в течение трех дней с момента его принятия. Одновременно должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены по утвержденной форме в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
При наличии таких заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Если в течение указанного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Предусмотренный порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в Едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Если рассматривать соотношение основных способов прекращения юридического лица без правопреемства, то необходимо отметить следующее:
– ликвидация по правилам ГК РФ осуществляется только в том случае, если имущество юридического лица достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. Если имущества не достаточно для удовлетворения требований хотя бы одного кредитора, ликвидационная комиссия обязана прекратить ликвидацию по правилам ГК РФ и подать заявление в арбитражный суд о признании юридического лица банкротом;
– ликвидация может осуществляться, если у юридического лица есть средства на проведение процедуры ликвидации. Если у самого юридического лица не хватает средств на проведение ликвидации, расходы должны нести учредители (участники) (принцип «убери за собой»). Если это невозможно, должен вступать в силу административный порядок прекращения юридического лица.
Защита прав кредиторов и участников при прекращении юридического лица
Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 ГК РФ)
1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано уведомить в письменной форме орган государственной регистрации о начале процедуры реорганизации с указанием формы последней. На основании такого уведомления орган государственной регистрации вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц публикует в «Вестнике государственной регистрации» уведомление о своей реорганизации.
2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом. Эти требования могут быть предъявлены кредитором не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица. Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации. Предъявление кредитором требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.
3. Если указанные требования не удовлетворены, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.
4. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.
Способы защиты прав при незаконной реорганизации
- Признание недействительным решения о реорганизации юридического лица (ст. 60.1 ГК РФ).
- Признание реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ).
Признание недействительным решения о реорганизации юридического лица
Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.
Последствия признания судом недействительным решения о реорганизации юридического лица:
– это не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом;
– в случае признания решения о реорганизации юридического лица недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами;
– лица, недобросовестно способствовавшие принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против принятия решения о реорганизации или не принимавшему участия в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. Солидарно с данными лицами, недобросовестно способствовавшими принятию решения о реорганизации, отвечают юридические лица, созданные в результате реорганизации на основании указанного решения;
– если решение о реорганизации юридического лица принималось коллегиальным органом, солидарная ответственность возлагается на членов этого органа, голосовавших за принятие соответствующего решения.
Признание реорганизации корпорации несостоявшейся
Суд принимает решение о признании корпорации несостоявшейся по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.
Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет такие правовые последствия:
– восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в Едином государственном реестре юридических лиц;
– сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;
– переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление (платежи, услуги и т. п.), осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения. Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации;
– участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3. ст. 65.2 ГК РФ (происходит восстановление в правах участия, однако эта возможность во многом зависит от конкретных обстоятельств дела и судебного усмотрения).
Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ)
1. В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.
2. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ.
3. В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.
Источник