- Гражданско правовые способы обеспечения налогового обязательства
- Энциклопедия решений. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов (сборов), страховых взносов
- Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.
Гражданско правовые способы обеспечения налогового обязательства
НК РФ Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, порядок и условия их применения устанавливаются настоящей главой.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных статьями 73 и 77 настоящего Кодекса, и о решениях о принятии обеспечительных мер, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с пунктом 10 статьи 101 настоящего Кодекса.
Состав размещаемых сведений и порядок их размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Источник
Энциклопедия решений. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов (сборов), страховых взносов
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения установлены главой 11 НК РФ.
Так, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться:
— залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
— поручительством (ст. 74 НК РФ);
— банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ);
— приостановлением операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств (далее — ЭДС) организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 76 НК РФ);
— наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ).
Сведения о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые будут применены к участнику налоговых правоотношений в случае неисполнения им требования об уплате налога, содержатся непосредственно в требовании, направленном ему налоговым органом (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Основные особенности применения обеспечительных мер и их последствия в случае, если налогоплательщик в срок не исполнил обязанность по уплате причитающихся сумм налога (сбора) и соответствующих пеней:
В каких случаях применяется
Особенность оформления (расчета)
Обязательными не являются.
Допускаются в отдельных случаях, предусмотренных НК РФ, в т.ч.:
— при обеспечении исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п.п. 10, 11 ст. 101 НК РФ) (если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в нем)
Заключается договор между налоговым органом (залогодержателем) и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ, § 3 ГК РФ «Залог»)
Задолженность по налогу погашается за счет стоимости заложенного имущества
Оформляется договором между налоговым органом и поручителем в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 74 НК РФ, § 5 ГК РФ «Поручительство»).
Поручителем вправе выступать как юридическое, так физическое лицо
Поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.
При этом обязанность налогоплательщика по уплате налогов в полном объеме может быть исполнена поручителем.
При этом принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом только в судебном порядке
Может обеспечивать исполнение обязанности по уплате налога, а также сбора, пени и штрафа, в частности:
— при обеспечении исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п.п. 10, 11 ст. 101 НК РФ);
— при применении заявительного характера возмещения НДС (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ);
— в целях освобождения от уплаты акциза или авансового платежа по акцизу (пп. 4 п. 1 ст. 183, п. 2 ст. 184, п. 11 ст. 204 НК РФ)
Предоставляется банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (п. 3 ст. 74.1 НК РФ). Соответствующий перечень ведется Минфином России на основе данных, полученных от ЦБ РФ, и обновляется ежемесячно. См. письмо Минфина России от 28.04.2010 N 05-07-12/4
При поступлении соответствующего требования от налогового органа гарант (банк) обязан в течение 5 дней с момента получения этого требования в полном объеме исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налога и соответствующих пеней (п.п. 2, 7, 8 ст. 74.1 НК РФ)
Является обязательной мерой в случае уплаты налога (сбора) в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ)
Уплата производится исходя из самостоятельного расчета либо требования (расчета) налогового органа (п. 4 ст. 69, п. 5 ст. 75, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ)
Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой или после уплаты сумм налога:
— помимо причитающихся к уплате сумм налога;
— независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Приостановление операций по счетам в банке, а также переводов ЭДС
Применяется (может применяться):
— для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п. 1 ст. 76 НК РФ);
— в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ);*(1)
— при обеспечении исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п. 10 ст. 101 НК РФ)
Основанием является соответствующее решение, принимаемое руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и направляемое налоговым органом в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ).
Указанное решение подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ)
Банком прекращаются все расходные операции по данному счету (операции, влекущие уменьшение остатка ЭДС):
— в пределах суммы, указанной в решении;
— с учетом очередности исполнения платежей в соответствии со ст. 855 ГК РФ. Т.е. приостановление банковских операций не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (по списанию и перечислению денежных средств в счет уплаты налогов).
Как правило, снимается (отменяется) решением налогового органа, направляемым в банк после исполнения обязанности по уплате налога (представлению налоговой декларации) (п.п. 3, 4, 8, 9.1 ст. 76 НК РФ)
Арест имущества налогоплательщика
Применяется в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов с организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (п.п. 1, 3, 14 ст. 77 НК РФ):
— при недостаточности или отсутствии денежных средств на его счетах (или ЭДС);
— либо при отсутствии информации о счетах или реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов ЭДС
Руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа
выносится постановление о наложении ареста на имущество (п. 6 ст. 76 НК РФ).
Для снятия ареста имущества также принимается соответствующее постановление
С санкции прокурора налоговый или таможенный орган совершает действия по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества вплоть до прекращения обязанности по уплате налога (отмены решения об аресте) (п. п. 1, 9, 13 ст. 77 НК РФ, см. приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 22.03.2010 N 122).
Арест может быть заменен на залог имущества по просьбе налогоплательщика (п. 12.1 ст. 77 НК РФ)
*(1) С 1 января 2015 года основанием для приостановления операций по счетам в банке (перевода ЭДС) могут являться случаи неисполнения налогоплательщиком-организацией обязанности (также устанавливаемой с 1 января 2015 года пп. 5.1 ст. 23 НК РФ) по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган — в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.
Источник
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Правовое регулирование обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов регулируется в первую очередь гл. 11 Налогового кодекса РФ. Здесь содержатся следующие способы: залог имущества, поручительств, пеня, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика и банковская гарантия (ст. 72 НК РФ). Пункт 2 ст. 72 Налогового кодекса РФ ориентирует на то, что в гл. 11 Налогового кодекса РФ должен содержаться исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В то же время ст. 101 Налогового кодекса РФ фактически дополняет указанный перечень еще одним способом — запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (п. 10 ст. 101 НК РФ).
В литературе имеются различные подходы к определению способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов определяется как установленная законом мера по созданию условий для гарантированного взимания налогов и сборов, предотвращению и восполнению ущерба от его неуплаты, неполной или несвоевременной уплаты, а также побуждению налогоплательщика к точному и полному выполнению обязанности по уплате налогов и сборов [2].
Отдельные авторы, используя инструментальный подход к механизму правового регулирования, определяют понятия «способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов» через общеправовую категорию «правовые средства» и рассматривают их как предусмотренные налоговым законодательством правовые средства, направленные на побуждение налогоплательщика (плательщика сборов) совершить действия по уплате в установленном законом размере, порядке и сроке, суммы денежных средств, а также на защиту интересов государства и общества в случае несовершения таких действий [3].
В литературе осуществляется классификация способов по различным основаниям. «Сущностные особенности способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов наиболее полно раскрываются при их классификации на основании двух признаков: признака инициатора применения способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и признака возможности выбора налогоплательщиком способа обеспечения рассматриваемой обязанности. На основании предлагаемого комбинированного критерия способы подразделяются на диспозитивные и императивные. К диспозитивным способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов налогов и сборов относятся залог и поручительство. Основанием для характеристики этих способов в качестве диспозитивных является то, что они применяются по инициативе и по усмотрению налогоплательщика. Диспозитивность, как свобода выбора, в данном случае является не абсолютной, а проявляется в рамках и на условиях, определенных налоговым законодательством. Пеня, приостановление операций по счетам в банке, арест имущества относятся к императивным способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Инициаторами и основными исполнителями императивных способов являются налоговые органы, применяющие их исключительно по своему усмотрению. Свободой выбора в отношении вступления в правоотношения, связанные с пеней, приостановлением операций по счетам и арестом имущества, налогоплательщик не располагает» [2].
Среди предложенных в работе классификаций способов налогового обеспечения наиболее существенным является их разграничение по объекту воздействия на способы обеспечения уплаты налогов и сборов и их взыскания. К первой группе относятся залог имущества, поручительство и пеня, ко второй — арест имущества и приостановление операций по счетам в банке. При этом отмечается некоторая условность в обозначении первой группы как содействующей только добровольному исполнению налоговой обязанности (уплате налога), поскольку все способы обеспечения так или иначе направлены, в конечном счете, на взыскание налоговых платежей. В основу указанной классификации положен тезис о специальной направленности ареста имущества и приостановления операций по счетам в банке на взыскание налоговых платежей [1].
Имеется дискуссия относительно отраслевой принадлежности норм, регулирующих обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Одни авторы указывают, что «обеспечение налоговых платежей является институтом налогового законодательства. Данный институт представляет собой совокупность норм налогового законодательства, регулирующей отношения по установлению и реализации дополнительных гарантий исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Такие гарантии направлены на защиту финансовых интересов общественно-территориальных образований путем предупреждения возможных нарушений и восстановления их имущественных потерь, вызванных неуплатой или неполной уплатой налогов и сборов обязанными лицами» [1]. В то же время есть точка зрения, что «обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является комплексным институтом законодательства, включающим в себя нормы налогового, гражданского и административного законодательства. Исследуемый институт отвечает основным признакам выработанного наукой общей теории права учения о комплексных институтах законодательства» [2].
1. Имыкшенова Е.А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Томск, 2003.
2. Латыпова Е.У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: финансово-правовой аспект: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2004.
3. Нажесткин А.С. Правовое регулирование способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2011.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.
Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).
Источник