Способы выражения грамматических значений
Тоже вот нет единства мнений по этому поводу у наших лингвистов:
Способы образования форм слова.
Синтетический способ
Аналитический способ.
2. Способы выражения грамматических значений
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.
А вот Кочерган М. П. дает более развернутую характеристику:
Способы выражения грамматических значений
Грамматические значения выражаются различными материальными средствами (суффиксами, приставками, окончаниями и т.п.) Эти средства объединяются на основе общих характеристик в группы, которые называются способами Для я всех языков мира грамматические способы сводятся к следующим: 1) аффиксация 2) чередование 3) упор 4) повторы 5) словоскладення 6) супплетивизм 7) способ служебных слов, 8) способ порядка слов, 9) ру интонации Способы, выражающие грамматические значения средствами, находящимися в пределах слова, называют синтетическими, а способы, выражающие грамматические значения средствами, находящимися вне слов ом, — аналитическимими.
Синтетические способы выражения грамматических значений
К синтетическим способов выражения грамматических значений относятся аффиксация, чередование, ударение, редупликация, словоскладення и супплетивизм
аффиксации — это выражение грамматических значений с помощью аффиксов (суффиксов, префиксов, окончаний и т.д.) Поскольку в языках мира используются разнообразные аффиксальные средства, то в Аффиксальные способ би выделяют такие его разновидности:
а) суффиксация — выражение грамматических значений с помощью суффиксов Это один из наиболее распространенных способов выражения грамматических значений в индоевропейских и семитских языках Пор укр перечитать — перечитуваты (несовершенный вид), спать — баиньки (значение ласки), красивый — красивее (высшая степень) рус стучать — стукнут (совершенный вид), веселый — веселее (высшая степень), сололиа — соломинка (значение единичности) нем Arbeit \»работа\» — Arbeiter \»рабочий\» — Arbeiterin \»работница\», krank \»больной\» — Krankheit \»болезнь\»; англ write \»писать\» — writing \»пишущий\»ороба»; англ. write «писати» — writing «який пише»;
б) префиксация — выражение грамматических значений с помощью префиксов Это основной способ выражения лексико-грамматических значений глаголов в индоевропейской языковой семье: укр нести — занести, внести, пр ринесты, преподнести, перенести; рус читать — прочитать, писать-написать; нем gehen \»идти\» — vergehen \»проходить\», entgehen \»отходить\»; болг червен \»красный\» — почервен \»краснее\»»червоний» — почервен «червоніший»;
в) конфиксация — выражения грамматических значений комбинацией из двух аффиксов — префикса и суффикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, но действуют совокупно, вместе В немецком языке с помощью конфиксаци ии возникают пассивные причастия: machen \»работа\» — gemacht \»сделан\», schreiben \»писать\» — geschrieben \»написан\», fahren \»ехать\» — gefahren \»приехавший\»fahren «їхати» — gefahren «який приїхав»;
г) инфиксация — выражение грамматических значений с помощью ИНФИКС, т.е. морфем, вставленных в середину корня Лат vici \»победил\» — vinco \»побеждаю\», fidi \»колол\» — findo \»колю\», тагальский sulat \»пи исьмо \»- sumulat\» писать \»гальськ. sulat «письмо» — sumulat «писати»;
г) трансфиксация — выражение грамматических значений с помощью трансфиксив, т.е. аффиксов, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат \»прослойкой\» гласных х среди согласных, определяя словоформу и оформляя ее грамматически Трансфиксация характерна для семитских языков Дав-ньоевр гноб \»воровать\» — Ганаба \»воровал\», гонеб \»то, что ворует; вор\», Гануб \»Украденный е \»; араб, катаба\» написал \», кутиба\» написан \», Катиби\» пишущий \», Китаб\» написания \», уктуб\» пиши \»написаний», катібу «той, що пише», кітабу «написання», уктуб «пиши»;
д) нуль-аффиксация, т.е. отсутствие аффикса в одной из форм парадигмы при наличии аффиксов в других формах Укр стена — стен, работа — работ; рус бел — бела, вода — вод, крестьянин — крестьяне В тюркски их языках нулевой аффикс является показателем именительного падежа единственного числа существительных: казах, балла \»ребенок\», Балага \»ребенку\», баллада \»на ребенке\», балалар \»дети\», балаларга \»детям\», балаларда \»на детяхot;, балаларга «дітям», балаларда «на дітях».
Говоря о аффиксацию, нужно различать фузию и агглютинацию. При фузии аффиксы неоднозначные (пор стена, вола, рукава, где окончание-а выражает именительный падеж единственного числа женского рода, родовое различие единственного числа мужского рода и именительный падеж множественного мужского рода), нестандартные (стены, песни, имена, здесь окончание-и,-и,-а выражают одно и то же значение именительного падежа множественного числа), осн овы без аффиксов, как правило, не употребляются (дверных и, граб-и, ручк-и, красный-й), происходит как бы сплав основы и аффикса (казацкий с казак ск (ий) рус проезда — проезжей, лысый м корень может изменяться в фонетическом составе (сон — сна /, друг — друзьязі).
При агглютинации, что является присущей тюркским и финно-угорским языкам, аффиксы однозначны (казах,-я всегда обозначает дательный падеж,-лар — множество др.), стандартные, они механически приклеиваются к основы, причем основа употребляется без аффикса (am \»конь\», балла \»ребенок\», бат \»голова\») и никогда не меняет свой фонетический склад.
Чередование (внутренняя флексия) — средство выражения грамматических значений, характерный для индоевропейских языков Так, в частности, в украинском и русском языках с помощью чередования выражается грамматически кое значение вида (собрать — собирать, набрать можно — нарыву), в английском и немецком — времени и числа (sing \»петь\», \»пою\» — sang \»пел\», drink \»пить\», \»пью\» — drank оги \», tooth\» зуб \»- teeth\» зубы \»; Mutter\» мать \»- Mutter\» матери \», Bruder\» брат \»- Br семьей Например: рус спросить — спрашивать, укр ходить — хожу; нем Hand \»рука\» — Hспрашивать, укр. ходити — ходжу; нім. Hand «рука» — Hände «руки», Gast «гость» — Gäste «гості», singen «співати» — gesungen «заспіваний».
Ударение — фонетический средство выражения грамматического значения Такую функцию он может выполнять только тогда, когда он подвижен и нефиксированный Таким он в украинской, российской, белорусской, болгарской т и других языках В этих языках изменение места ударения в парадигме слова является способом различения форм этого слова Например: руки (род отм единственного)-руки (наз отм множества), вырезать, насыпать, выносить (недо ден вид) — вырезать, насыпать, выносить (совершенный вид) Упор как грамматический способ может сочетаться с аффиксацией: (руки — рукам, лес — леса) и с чередованием (кричать — крикнуть, рус стучать — стукнут)стукнуть)»
Редупликация — полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичной его изменением Она используется для выражения множественного числа имен в китайской, японс ской и корейской, а также в индонезийских, палеоафриканських, ав-стронезийських языках Так, например, в индонезийском языке orang \»человек\» — orangorang \»люди\», sedulur \»друг\» — sedulur sedulur \»дру со \», kuda\» конь \»- kuda-kuda\» лошади \»у китайской жень\» человек \»- жень-жен-kuda «коні»; у китайській жень «людина» — жень-жень
\»люди\», син \»звезда\» — син-син \»звезды\» В украинском и русском языках четко выраженным грамматическим способом повторы изредка выступают для передачи видовых оттенков глагола (продолжительность действия): говоришь ш-говоришь, работаешь-работаешиш-говориш, работаешь-работаешь.
В тюркских языках редупликация служит средством выражения высшей степени прилагательных Казахское Кызыл \»красный\» — кызыл-кызыл \»самый красный\», Жак сы \»хороший\» — жаксы-жаксы \»лучший\» Подобное имеем мо и в славянских языках, хотя это явление интерпретируется здесь как усиления признаки Пор укр чистый-чистый, светлый-светлый, большой-пребольшой (с префикса) рус белый-белый, синий-синий тощфіксацією); рос. белый-белый, синий-синий тощо.
В некоторых языках (преимущественно тюркских) для выражения соборности используются неполные повторы (первый согласный замещается губным б, п или м) Например: казахское \»верблюд\» — туйё-муйё \»верблюды и а другая скотина \», кулак\» богач, кулак \»- кулак-Мулаку\» кулачный \»Такое же явление наблюдается в украинском и русском языках, однако повторы здесь выступают средством выражения грамматических значений: тар и-бары, туры-муры, фигли-мигли, гоголь-моголь, шурум-бурум Заметим также, что в современных языках редупликация чаще всего используется в звукоподражательных словах: укр и рус ку-ку, хрю-хрю, тук-тук, хлоп-хлоп; персидские хор-хор \»хрюкать\», таг-таг \»стучать\»; тамильские кубу-кубу \»булькать\», сала-сала \»шлепать, хлопать;; тамільські кубу-кубу «булькати», сала-сала «шльопати, ляскати».
Словообразование — сочетание корневой морфемы с корневой, в результате чего появляется новое слово. Словообразование — способ передачи только деривационного грамматического значения Оно напоминает аффиксацию, потому что здесь и там сочетаются морфемы, но при словосложении сочетаются только корневые морфемы.
Сочетаться могут полные корни и усеченные, основы и целые слова В языках мира прослеживаются две тенденции составления:
1) механическая (агглютинирующих), когда значение сложного слова равно сумме значений с составляющих его частей (например укр стенгазета, рус профработа, нем Kopfschmerz \»головная боль\», Augenapfel \»глазное яблоко\»)
2) органический (фузионные), когда значение целого не равно сумме значений стекла довых частей (англ typewriter = не «шрифт\» \»писец\», а \»печатная машинка\», killjoy = не «убей\» \»радость\», а \»человек, который портит всем настроение\», франц cachnez = не «прячь\» \» на, яка псує всім настрій», франц. cachnez = не «ховай» + «ніс», а «шарф, кашне»).
не для всех языков в равной степени характерно составления Отличается из всех языков богатством складень немецкий язык: Taschenworterbuch \»карманный словарь\», Kaufmann \»купец\», Handschuh \»перчатка\», Wand duhr \»стенные часы\», Stundenplan \»расписание уроков\», Vergiлад уроків», Vergißmeinnicht «незабудка».
С историческим развитием языка один из элементов сложного слова может потерять свое лексическое значение, превратиться в суффикс или префикс Так, немецкий суффикс-heit (Schonheit \»красота\», Wahrhe eit \»правда\» и др.) ранее был существительным со значением \»вид, способ\», суффикс schaft (Wissenschaft \»наука\», Gesellschaft \»общество\») означал \»свойство, состояние, качество\» Английские суффиксы-ful (useful \»полезный\», beautiful \»хороший\»), \»less (helpless\» беспомощный \», endless\» бесконечный \»),-able (suitable\» соответствующий \», companionable\» компанейский, общительный \», valuable\» ценный \») и теперь имеют омонимические знаменательные слова full \»полный\», less \»меньше\», able \»способный\» В украинском языке суффикс ин (киевлянин, мещанин, крестьянин и т.д.) когда-то был местоимением инь со значением \»тот, один\», из-за чего этот суффикс не выступает в формах множественного числа (киевляне, мещане, крестьяне) В немецком языке есть приставка ein-(einfahren \»въезжать\», einlegen \»вкладывать\», einkaufen \»покупать\», einschlafen \»засыпать\», eindecken \»покрыл ать \») и числительное ein\» одинляни). У німецькій мові є префікс ein- (einfahren «в’їжджати», einlegen «вкладати», einkaufen «купувати», einschlafen «засинати», eindecken «вкривати») і числівник ein «один».
Супплетивизм-образования грамматических форм одного и того же слова от разных корней или от разных основ Например: братья (несовершенный вид) — взять (совершенный вид), говорить (несовершенный вид) — сказать (д совершенный вид) рус сажается (несовершенный вид) — сесть (совершенный вид), класть (несовершенный вид) — положить (совершенный вид), человек (единственное число) — люди (множественное) нем Der Mensch \»человек\» — die Leute и Leute «люди».
Супплетивизм как единственный способ выражения грамматических значений характерен для парадигмы личных местоимений в индоевропейских языках: укр я — меня, она — ее, мы — нас; нем ich — mich, sie — ihr, wir — uns, англ / — me, she — her, we — us; фр je — т- те.
В индоевропейских языках способ суплетивизму используется также при создании степеней сравнения прилагательных со значением \»хороший\» и \»плохой\»: укр хороший — лучший, рус хороший — лучше, нем gut — — besser, англ good — better, фр, bon — meilleutter, фр, bon — meilleur.
04.02.2016, 65966 просмотров.
Источник
Грамматические значения, способы их выражения.
Грамматическое значение – это общее несамостоятельное формально выраженное значение, которое сопровождает лексическое значение слова и может изменяться вместе с изменением синтаксической роли слова. Отличия от лексических: 1. грамматическое значение характерно не для одного слова, а для многих слов языка (сопровождают, уточняют и конкретизируют лексическое значение.). 2. Грамматическое значение обобщает свойства слов, абстрагируется от лексического. 3. Слова – средство номинации, формы слов организуют мысль. Грамматическое значение выражается формальными средствами.
Способы выражения грамматического значения:
1. Аффиксация (присоединение к основе слова аффиксов, т.е. морфем с грамматическим значением). Суффикс может выражать значение причастий, деепричастий. Постфикс – это аффикс – расположенный после флексии. Еще один тип морфемы – интерфикс, между корнями в сложном слове. Инфикс – аффикс, который ставится внутри корня. Конфикс – комбинация из двух аффиксов, которые присоединяются к корню одновременно и выражают одно грамматическое значение. Трансфикс – это аффикс, пронизывающий аффикс насквозь, разрывая его на отдельные звуковые элементы, и сам при этом распадается на отдельные компоненты.
2. Внутренняя флексия – чередование звуков, которое различает грамматическое значение слов (забирать – забрать(совершенный и несовершенный вид), man-men(единственное и множественное число)).
3. Служебные слова – вспомогательные глаголы. Частицы, предлоги, артикли, которые выражают грам.значение
4. Редупликация –повтор слова или основы, которые выражают грам.значение(в казахс. Кызыл –красный, кызыл-кызыл – очень красный)
5. Супплетивизм – образование разных форм слова от разных корней (плохой – хуже).
6. В ряде языков особое значение имеет порядок слов.
7. Ударение может различать формы слова (высыпать).
8. Интонация также может различать синтаксическое значение.
37. Грамматическая форма слова – это единство грамматического значения и способа выражения слова. В зависимости от способа образования грам. формы делятся на: синтетичесикие ( простые) и аналитические (составные).
· Синтетич. образуются с помощью аффиксов. Существует два способа аффиксации:
1) флексийный –этот способ представляет собой прочное соединение основы, к-я может менять свой звуковой состав и многозначных аффиксов (книга-книзі; красный-красная-красные). Он присущен русс., укр., хинди, латинскому и т.д.
2) агглютинация –это последовательное присоединение однозначных стандартных аффиксов к неизменным корням; здесь будет сколько грамм. значений, сколько аффиксов. Характерно для тюркских, угро-финских языков( ара-аралад-араларга(пила-пилы-пилам)).
· Аналит. Образуется с помощью служебных слов (буду читать, читал бы, самый умный и т.д.) В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть.В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах. Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.
Знаменательные слова ( полнозначные) обычно имеют несколько грам.форм, которые образую парадигму, а появление слова в той или иной гр.ф. называется словоформой. Парадигмы могут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются очень сложными. Например, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа или значением множественного числа, являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из двух, трех, четырех и более частных парадигм. Например, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных . В парадигме слова может отсутствовать какая-либо частная парадигма. Например, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы называют неполными.
38. Граматична категорія— с-ма протиставлених одна одній однорідних грам. величин.Існує ряд форм об’єднаних спільними значеннями, з протиставленнями які мають формальні вираження.Формальне вираження-дуже важлива ознака граматичної категорії, її наявність чи відсутність є основним критерієм виділення граматичної категорії.
Граматичні категорії поділяються на:
Морфологічні- категорія виду,числа, роду, часу, способу
Синтаксичні-категорія активн.,пасивн., комунікативна спрямованість, стверджув.заперечні,катег.синтаксичного часу,синтаксичного способу.
Морфологічні категорії поділяються на:
Класифікаційні-це такі члени яких виступають як рубрики класифікації слів.
Словозмінні- грамат. катег. Яких слово може набувати залежно від іншого слова,з яким воно поєднується в реченні.
Існують такі категорії:
1)катег. Роду- грам.катег.,що полягає в розподілі слів чи форм за двома чи трьома класами
2)катег.відмінка-це грам.катег.імені що виражає його синтаксичні відношення до інших слів висловлювання.
3)катег.числа-грам.катег. яка виражає кількісні характеристики предметів думки.
4)катег.означеності/неозначеності-це грам. Катег.яка вказує на те чи мислиться імя предмета як єдине в описуванні ситуації, чи як таке що належить до класу подібних йому.
5)Катег. Ступеня якості-грам.катег. яка виражає ступінь якості, що характеризує предмет чи дію.
6)Категорія часу-це граматична кат.дієсл.,що є специфічним мовним відображенням об’єкт. Часу і служить для територ.локалізації події або стану,про які йдеться в реченні.
7)Категорія виду-грам.катег.дієсл.,яка узагальнено вказує на протікання дії в часі.
8)Кат.стану-гр.катег.дієсл.,виражає суб’єктно-обєктні відношення.
9)Катег.особи-гр.катег.дієсл.,яка позначає відношення суб’єкта дії до мовця.
10)Кат.способу-…вираж.відношення назв дієслівної дії до дійсності.
39. Морфема-это минимальная значимая часть слова. Все, что в слове имеет к-л значение, является морфемой, либо составляющей морфемы. Основные признаки морфемы: минимальность, значимость, повторяемость с одним и тем же значением, абстрактность.
Морфемы подр. на 2 основных. класса: 1)основные (корневые); 2) служебные(аффиксальные). Отсюда и классификация морфем по функциям в речи.
Основная – диривационная (словообразующая), связанная с внешними формами слова;корневая морфема обяз. для каждого слова.
Служебные – реляционные(формообр), связанные с одной какой-то формой (аффиксом времени и т.д.); служ. морфемы не обяз. для каждого слова. К служ. отн-ся : Корень—это главная значимая часть слова, в кот. заключено общее значение всех родственных слов.Приставка (префикс)—это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов и их форм. Суффикс—это значимая часть слова, кот. находится после корня или другого суффикса и служит для образония новых слов. Окончание (или флексия)—это значимая заменяемая часть слова, кот. указывает на различные формы слова и служит для связи слов словосочетании и предлож.
Нулевая морфема —языковая единица, выделяемая при отсутствии аффикса в какой-либо форме, противопоставляемой формам с положительно выраженными аффиксами в той же или в пределах одной оппозиции (ср. «стол — стола — столу. стол — столы»). Так, отсутствие окончания в форме бел рассматривается как нулевая морфема, поскольку эта форма противостоит форме белый и, с другой стороны, формам бела, бело, белы. Нулевая морфема включается в определенной точке речевой цепи в линейную последовательность сегментных морфем: бел|# . В зависимости от того, чему именно противопоставлен нулевой экспонент, различают несколько видов нулевых морфем. Самый известный из них — нулевое окончание, или нулевая флексия (ср. только что приведенный пример). Нулевой суффикс имеем в формах мн. ч. болгары, крестьяне — при ед. ч. болгарин и т. д. с суффиксом -ин-; в формах совершенного вида решу, одолею, оценю, расскажу— при несовершенном виде с суффиксами -а- (решаю), -ва- (одолеваю), -ива-/-ыва- (оцениваю, рассказываю). Нулевых префиксов в русском языке нет, поскольку префиксы не создают у нас таких регулярных противопоставлений, которые позволили бы говорить при отсутствии префикса о нулевой морфеме. В болгарском языке префиксы по- и най- являются обязательными и единственными морфемами, передающими значение сравнительной и превосходной степени соответственно, поэтому в положительной степени с полным правом может быть выделен нуль префикса: #\хубав ‘хороший’—по-хубав—най-хубав. Пример нулевой морфемы, противопоставленной служебному слову: отсутствие вспомогательного глагола в Ему пора идти при наличии такого глагола в Ему было (будет) пора идти. Н. м. имеет определённую грамматическую значимость.
40. Основа —неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение.
В изменяемых словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующего суффикса: сосн-а, пустын-я, восьм-ой, наш-а, занимательн-ый, чита-л. В неизменяемых словах основа равна слову: высоко, мечтая. В некоторых случаях основа может быть прерывистой: — глагольные формы, содержащие постфикс -ся/ -сь учащ-ие-ся; — основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то/ -либо/ -нибудь как-ой-то; — основы некоторых сложно-составных существительных шкаф-а-купе; — основы сложных числительных сем-и-десят-и.
В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводнымиявляются основы, которые состоят из одной морфемы — корня: город, стол, жёлт-ый. Производнымиявляются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н-ый; с одной или несколькими приставками: пере-лет; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н-ый). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.
От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы — основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил-а является производящей для слова сильный.
В процессе развития языка происходят различные изменения в морфемной структуре слова, которые можно свести к трем:
1)опрощение –это такой процесс, при котором количество морфем уменьшается(рубаха-подрубить)
2)осложнение-обратный процесс, при котором количество морфем увеличивается(зонтик, ботаник)
3)переразложение –перераспределение границ между морфемами(облако-обвлако, внутри-вън утроба)
41.Части речи-это грамматическая категория,указывающая на некоторое множество слов, обладающих общим обобщенным лекс.значением(предмет, признак,действие)идентичной системой грамм.формой(падеж,время,лицо)и совпадающими синт.функциями. Части речи делятся на 2 основных класса –знаменательные слова и служебные. Знаменательные слова могут быть членами предложения и обозначают отдельные понятия ; служебные слова не являются отдельными членами предложения и обозначают понятия , которые являются значением знаменательных слов. Знамен. и служеб. слова различаются назначением ,типом значения и словообразовательным свойствами. Основные части речи –имена и глаголы. Имена обозначают предметы и их постоянные признаки . поэтому имена делятся на существительные и прилагательные. Сущ. Обозначают предметность, прилаг.- признаки предметности. Особую лексически заметную группу образуют имена числительные .глаголы обозначают действия и состояния. Делятся на спрягаемые и неспрягаемые. Неспрягаемые формы- причастия, инфинитивы, герундии, деепричастия. Лексико-грамм. Розряд слов на базе предложных и беспредложных форм сущ. и прилаг. – наречие ( признак действия или состояния)
42.Синтаксическая связь— это семантическо-грам.отношения между словами и предложенииями реч.цепи.
Осн.виды связей: паратаксис(сочинительная), гиптаксис(подчинительная).
Сочинительная связь-синтаксическая связь, при которой компоненты реч.цепи вступают в равноправные грам.отношения.(Он говорил тихо и постоянно оглядывался).Соч.связь бывает откраытой, если реч.цепь можно продолжить.(Девочка хорошо танцует, и поет, и играет).Закрытой, если нельзя сохранить существование грам.отношений.(Он читал быстро, но невнимательно)
Подчинительная связь-это неравноправные грам.отношения, при которых один элемент главный, другой-зависимый.
Виды подчинительной связи:
1)согласование-вид связи, при которой главное слово уподобляет себе зависимое во всех общих для них грам.категориях(интересная книга)
2)управление-тип связи, при кот главное слово требует от зависимого определенной формы(читать(что?)книгу). Бывает предложным и беспредложным, сильным и слабым.
3)примыкание-это вид связи,при которой зависимое слово связано с главным только семантически(по смыслу), потому что примыкают неизменяемые слова: Наречия, инфинитив, деепричастие(желание учиться)
4)замыкание-вид связи, при которой афикс или служеебное словосемантически относится к главному слову, но стоит перед зависимым, объединяя слова, словосочетания. Показателем могут быть артикли, предлоги, ,вспомогальные глаголы(на высоком уровне).
5) изофет- это конструкция из двух существительных, где одно определяет другое, причем формальный показатель зависимости находится при определяемом слове.Констукция изофет характерна для тюркских языков.
6)инкорпорация-это вид связи, при которой основы слов образуют морфологическое целое, инкорплративный комплекс, часть которого не имеют морфологич.показателей.
43.Словосочетание как синтаксическая единица
Словосочетание — это грамматически оформленное единство двух или более самостоятельных (знаменательных) слов, не образующих предложения.
В комнате или на воздухе также представляют собой соединение двух слов, однако подобные соединения не являются словосочетаниями, так как одно из слов в каждой паре оказывается не самостоятельным, а служебным. Словосочетание основывается на единстве не только структурного (формального) но и смыслового моментов.
Словосочетания могут быть именными (сторонники мира, белый снег, ясное небо), глагольными (достигнуть успеха), наречными (громко запеть, неподвижно стоять). Подобная классификация словосочетаний осложняется семантическим сближением между словосочетаниями, находящимися в разных структурных группах. Например, глагольное словосочетание восхищаться кем, чем явно сближается с именным словосочетанием восхищение кем или чем.
44.Предложение , его признаки.Типы предложений
Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием. Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:Повествовательное предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии либо содержит отрицание их. Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения делятся на: собственно вопросительные — заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ (Вы сделали работу? Он уже пришёл?) вопросительно-утвердительные предложения содержат в себе информацию, которая требует подтверждения (Так вы едете? Это уже решено?),вопросительно-побудительные предложения содержат в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе (Итак, может быть, продолжим), в вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Такое предложение не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе. (Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?)
Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть)
Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.
Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.Предложение считается простым если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным.Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе — односоставным.Если предложение содержит все необходимые части речи, то оно считается полным, иначе — неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые части речи опущены в соответствии с контекстом или обстановкой.
45.Член предложе́ния — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложении.Главные члены предложения:подлежащее и сказуемое.Второстепенные-определение,обстоятельство,приложение,дополнение. Подлежа́щее — главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчеркивается одной чертой. Сказу́емое— главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но часто сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями). При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами. Определение в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно относится к прилагательному. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией. Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения) и способами управления и примыкания (несогласованные определения). Обстоя́тельство в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. Обычно обстоятельства выражены существительными в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом.При разборе предложения обстоятельство подчеркивается штрих пунктиром.
Приложение — второстепенный член предложения, дающий дополнительное название характеризуемому предмету. Представляет собой определение, выраженное существительным или словосочетанием, в котором главным составляющим является одно или несколько существительных. Дополнение в синтаксисе русского языка — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоимённым существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей)
Источник