Грамматический способ чередования гласных

Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица

Чередующиеся глас­ные в корне — это заме­на глас­ных «а» и «о», «и» и «е» в раз­ных фор­мах одно­го и того же сло­ва или в род­ствен­ных сло­вах. Таблица с при­ме­ра­ми и исклю­че­ни­я­ми помо­жет усво­ить пра­ви­ло напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся гласных.

Корень Правило Примеры
-Г А Р-
-Г О Р-
Под уда­ре­ни­ем пишет­ся А ,
без уда­ре­ния — О
Уг а́ рный, заг а́ р
заг о ре́лый, пог о ре́лец
Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь
-КЛ А Н-
-КЛ О Н-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О ,
под уда­ре­ни­ем то, что слышится
кл а́ нять­ся
скл о не́ние, укл о́ н,
накл о ни́ться
-ТВ А Р-
-ТВ О Р-
Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О ,
под уда­ре­ни­ем в соот­вет­ствии с произношением
тв а рь, сотв о ри́ть,
затв о́ р, притв о́ р
Исключение: у́тварь
-З А Р-
-З О Р-
Без уда­ре­ния пишет­ся А ,
под уда­ре­ни­ем то, что слышится
з а рни́ца, з а́ рево
з о́ ри, з о́ рень­ка
-ПЛ А В-
-ПЛ О В-
Всегда пишет­ся бук­ва А ,
кро­ме двух слов
спл а вля́ть, попл а во́к, пл а ву́честь
пл о ве́ц, пл о вчи́ха
-К А С-
-К О С-
Буква А пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а- ,
О – в осталь­ных случаях
к а с а ние, к а с а тель­ная
к о снись, прик о сно­ве­ние
-М А К-
-М О К-
Буква А пишет­ся в корне со зна­че­ни­ем «погру­жать в жид­кость»,
бук­ва О — «про­пус­кать, впи­ты­вать жидкость»
м а кать
вым о кнуть, нам о кнуть
-Р А ВН-
-Р О ВН-
А пишет­ся в корне, име­ю­щем зна­че­ние «оди­на­ко­вый, рав­ный, сходный»,
О — при зна­че­нии «ров­ный, пря­мой, гладкий»
р а вно­пра­вие, ср а внять (счет)
подр о внять
Исключение: рав­ни­на,
уро­вень, поравняться,
поровну
-Р А СТ-
-Р А Щ-
-Р О С-
Буква А пишет­ся перед ст, щ,
О — перед осталь­ны­ми буквами
отр а сти, нар а щен­ный, пор о сль
Исключение: отрасль,
росток, ростовщик,
Ростов, Ростислав
-СК А К-
-СК О Ч-
Буква А пишет­ся перед к,
О — перед ч
ск а кал­ка, выск о чка
Исключение: ска­чок,
лич­ные формы
гла­го­ла ска­кать –
ска­чу
и пр.
-Л А Г-
-Л О Ж-
Буква А пишет­ся перед г,
О — перед ж
пол а гать, обл а гать
отл о жить, обл о жение
-Б Е Р-/-Б И Р-
-Д Е Р-/-Д И Р-
-М Е Р-/-М И Р-
-П Е Р-/-П И Р-
-Т Е Р-/-Т И Р-
-Ж Е Г-/-Ж И Г-
-БЛ Е СТ-/-БЛ И СТ-
-СТ Е Л-/-СТ И Л-
-Ч Е Т-/-Ч И Т-
Буква И пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а- ,
Е — в осталь­ных случаях
наб и р а ть — наб е ру
отд и р а ть — отд е решь
отм и р а ть — отм е реть
отп и р а ть — отп е реть
ст и р а ть — ст е реть
приж и г а ть — приж ё г
бл и ст а ть — бл е стя­щий
заст и л а ть — заст е лить
выч и т а ть — выч е ты
— ИМ -/- А ( Я )
— ИН -/- А ( Я )-
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а- переж им а ть — переж а ть
зан им а ть — зан я ть
нач ин а ть — нач а ть

Чередующиеся глас­ные «о» или «а», «и» или «е» в корне слов пишут­ся в зави­си­мо­сти от раз­ных условий:

  • места уда­ре­ния (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
  • нали­чия или отсут­ствия суф­фик­са -а- после кор­ня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
  • конеч­ной бук­вы кор­ня (скак-/скоч-, раст-/ ращ-, рос-);
  • смыс­ло­вых раз­ли­чий (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные глас­ные в корне с чере­до­ва­ни­ем невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, изме­нив грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брав род­ствен­ное сло­во. В таких сло­вах в удар­ном поло­же­нии пишет­ся та глас­ная, кото­рая слышится.

Написание без­удар­ных чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне выби­ра­ем в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го язы­ка. Наглядно пред­ста­вим в таб­ли­це пра­ви­ло, при­ме­ры напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне слов и исключения.

Видеоурок «Чередующиеся безударные гласные в корне»

Источник

Виды чередований: фонетические, морфологические, грамматические чередования

Чередования звуков могут быть:

1. Фонетические, когда изменение звучания обусловлено позицией и чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, или звонких и глухих согласных звуков. Такие фонетические чередования имеют обязательный характер в данном языке. К выражению значений эти чередования не имеют отношения – они вынуждены позицией и изучаются в фонетике.

2. Нефонетические, когда изменение звучаний не зависит от позиций, а чередуются разные фонемы,благодаря чему морфему получают разный фонемный состав в своих различных вариантах. Среди нефонетических чередований следует различать:

А) Морфологические (исторические), когда данное чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не является само по себе выразителем грамматического значения, а лишь сопровождает образование тех или иных грамматических форм, являясь обязательным по традиции, но не для выразительности.К такому типу чередований относятся: чередование гласного с нулем звука, чередования согласных [к — ч], [г — ж], [х — ш] или сочетаний согласных с одной согласной [ск — щ], [ст — щ], [зг — ж], [зд — ж]. Таким образом, при морфологических чередованиях могут чередоваться две фонемы с одной, одна фонема с другой или фонема с нулем.

Морфологические чередования могут быть регулярными, когда они повторяются в разных формах и в разных частях речи (например, [г — ж]) и нерегулярными, встречающимися в считанных случаях (например, [г — ч]), причем в словоизменении присутствуют чаще регулярные чередования, а в словообразовании – нерегулярные. Эти явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка – морфонологию. Традиционными же подобные чередования называются потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.

Б) Грамматические чередования – это те же чередования, что и морфологические, т.к. ни те, ни другие не зависят от фонетических позиций. Однако существенное отличие грамматических чередований состоит в том, что они не просто сопровождают разные словоформы, образованные и различающиеся другими способами, а самостоятельно выражают грамматические значения, и такое чередование само по себе может быть достаточным для различения словоформ, а потому не может быть отменено по аналогии путем унификации фонемного состава корня. В таких случаях мы имеем дело с грамматическим способом, а значит, — с внутренней флексией.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Грамматические способы языков: аффиксация, чередования и внутренняя флексия (виды чередований), ударение как грамматический способ, редупликация, супплетивизм

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение (то, что выражено) и внешнюю, грамматический способ (то, чем выражено).Грамматический способ – это материальное выражение грамматических значений, как реляционных, так и деривационных. В конечном счете, все грамматические различия морфем, показывающие изменения падежей, чисел, лиц, времен и т.п., выражаются фонематическими различиями. В роли грамматического способа выступают также особые служебные слова, нужные как для выражения отношений между членами предложений, так и между предложениями. Таким образом, грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами, а известными техническими комбинациями из фонетического материала.

Грамматических способов, используемых в языках, ограниченное количество, это: аффиксация, внутренняя флексия, повторы, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм. Одни языки (как русский, английский) используют все возможные грамматические способы, другие (как китайский, французский) – только некоторые.

Способ аффиксации состоит в присоединении к корням (или основам) аффиксов. Аффиксы – это морфемы с грамматическим значением. Аффиксы не существуют в языках вне слов, они сопровождают корень, служа для словообразования и словоизменения.

По положению относительно корня аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем, и постфиксы, стоящие после корня. Есть языки, которые не употребляют префиксов, а всю грамматику выражают постфиксами (киргизский); другие языки предпочитают префиксацию и не употребляют постфиксов (суахили). Индоевропейские языки употребляют и то, и другое, с явным перевесом в сторону постфиксов. Группу постфиксов можно разделить на суффиксы и флексии. Суффиксы – это постфиксы с деривационным значением, а флексии – постфиксы с реляционным значением. Применительно к индоевропейским языкам префиксы так подразделить нельзя, т.к. один и тот же префикс даже в сочетании с одним и тем же корнем может выражать, как деривационное или реляционное значение, так и оба сразу. По своей грамматической роли суффиксы – словообразовательные аффиксы, а флексии – словоизменительные; префиксы же могут играть и ту и другую роль.

Кроме префиксов и суффиксов, бывают и другие аффиксы. К ним относятся интерфиксы – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах. Трубецкой называл их «морфемами связи». Они употребляются исключительно в словообразовательной функции. Таковы, например, русские соединительные гласные или немецкая соединительная согласная -s-.

Конфиксы – комбинации из двух аффиксов: префикса и постфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, но действуют совместно (например, русское слово «подорожник» – не существует слова «дорожник»).. Бывают и такие явления, когда морфемы разрываются и допускают внедрение внутрь других морфем.

Инфиксы – это аффиксы, вставляемые в середину корня. Подобные явления встречаются в индонезийских языках, например, в тагальском. Что касается индоевропейских языков, то примеры вставных носовых согласных типа [n], [m] в латинских и греческих примерах (vinco – vici) не представляют ясную картину, т.к. для этих инфиксов нельзя определить значения.

Трансфиксы – это аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя словоформу и оформляя ее грамматически, т.е. имеют определенное грамматическое значение. Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, финикийский, арабский языки). Так, в арабском языке корень КТБ выражает идею «письма», а прерывистый аффикс образует словоформу КаТаБа – «написал».

Во многих языках большую роль играет нулевой аффикс – это отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы.

Грамматические значения могут быть выражены изменениями звуковогосостава самого корня, или внутренней флексией. Однако существуют разные виды чередований: в первую очередь они делятся на фонетические (позиционные) и нефонетические (чередование разных фонем). Последние в свою очередь подразделяются на морфологические (исторические) и грамматические (самостоятельно выражают грамматические значения). Именно грамматические чередования являются внутренней флексией.

Явление внутренней флексии было обнаружено на материале индоевропейских языков германской группы. Наиболее древний вид внутренней флексии обнаружен в так называемых сильных глаголах (типа английского drink – drank – drunk). Якоб Гримм назвал это явление аблаут – чередование гласных в системе глагола и отглагольных образований. Подобная ситуация наблюдается и во французском языке (pouvoir – je peux – je puis – ils peuvent). В русском языке такие чередования перестали играть важную роль, характерную для старославянского, благодаря возникновению редукции безударных гласных. Однако соединение внутренней флексии с аффиксацией возможно при образовании многократного подвида у глаголов несовершенного вида (ходит – хаживал).

Ударение только тогда может быть выразительным средством в грамматике, когда оно изменчиво. Поэтому тоновое ударение всегда может быть грамматическим способом, вследствие своей политоничности. Монотоничное ударение можно использовать в качестве грамматического способа лишь в случае его подвижности. Так, в русском языке ударение может различать:

1) разные слова во всех их формах;

2) разные слова в некоторых формах;

3) разные формы одного и того же слова.

В языках с фиксированным ударением такие случаи редки.

Редупликацияполное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его. Очень часто повтор применяется для выражения множественного числа (например, в малайском или мертвом шумерском языках). Для многих языков в речи употребляются повторы как средство усиления данного сообщения (да-да, еле-еле, давно-давно). Широко известны звукоподражательные повторы типа кря-кря, хрю-хрю. В прилагательных повтор может быть использован для выражения превосходной степени в чистом виде или с префиксацией (добрый-добрый, большой-пребольшой). Неполные повторы корня типичны были для образования перфекта латинского, древнегреческого и древнеиндийского языков (cado – cecidi «падаю – упал»).

Супплетивизм – соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов, когда, несмотря на различие корней или основ, лексическое значение не меняется, а различие слов служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений. Так, в русском языке видовое различие глагола может быть выражено не только аффиксацией, но и различием корней (класть – положить, садиться – сесть). В индоевропейских языках типично использование супплетивизма корней для образования степеней сравнения прилагательных «хороший» и «плохой» (good-better). К супплетивизму корней относятся и такие случаи в русском языке, как образование форм числа у существительных от разного корня (человек – люди, ребенок – дети). Но иногда супплетивные пары возникают и чисто фонетическим путем (например во французском un – une). Супплетивизм свойственен далеко не всем языкам.

Источник

Читайте также:  Способы самого простого маникюра
Оцените статью
Разные способы