- Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица
- Видеоурок «Чередующиеся безударные гласные в корне»
- Виды чередований: фонетические, морфологические, грамматические чередования
- Грамматические способы языков: аффиксация, чередования и внутренняя флексия (виды чередований), ударение как грамматический способ, редупликация, супплетивизм
Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица
Чередующиеся гласные в корне — это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Таблица с примерами и исключениями поможет усвоить правило написания чередующихся гласных.
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
-Г А Р- -Г О Р- | Под ударением пишется А , без ударения — О | Уг а́ рный, заг а́ р заг о ре́лый, пог о ре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь |
-КЛ А Н- -КЛ О Н- | Без ударения пишется буква О , под ударением то, что слышится | кл а́ няться скл о не́ние, укл о́ н, накл о ни́ться |
-ТВ А Р- -ТВ О Р- | Без ударения пишется буква О , под ударением в соответствии с произношением | тв а рь, сотв о ри́ть, затв о́ р, притв о́ р Исключение: у́тварь |
-З А Р- -З О Р- | Без ударения пишется А , под ударением то, что слышится | з а рни́ца, з а́ рево з о́ ри, з о́ ренька |
-ПЛ А В- -ПЛ О В- | Всегда пишется буква А , кроме двух слов | спл а вля́ть, попл а во́к, пл а ву́честь пл о ве́ц, пл о вчи́ха |
-К А С- -К О С- | Буква А пишется, если за корнем следует -а- , О – в остальных случаях | к а с а ние, к а с а тельная к о снись, прик о сновение |
-М А К- -М О К- | Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость» | м а кать вым о кнуть, нам о кнуть |
-Р А ВН- -Р О ВН- | А пишется в корне, имеющем значение «одинаковый, равный, сходный», О — при значении «ровный, прямой, гладкий» | р а вноправие, ср а внять (счет) подр о внять Исключение: равнина, уровень, поравняться, поровну |
-Р А СТ- -Р А Щ- -Р О С- | Буква А пишется перед ст, щ, О — перед остальными буквами | отр а сти, нар а щенный, пор о сль Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав |
-СК А К- -СК О Ч- | Буква А пишется перед к, О — перед ч | ск а калка, выск о чка Исключение: скачок, личные формы глагола скакать – скачу и пр. |
-Л А Г- -Л О Ж- | Буква А пишется перед г, О — перед ж | пол а гать, обл а гать отл о жить, обл о жение |
-Б Е Р-/-Б И Р- -Д Е Р-/-Д И Р- -М Е Р-/-М И Р- -П Е Р-/-П И Р- -Т Е Р-/-Т И Р- -Ж Е Г-/-Ж И Г- -БЛ Е СТ-/-БЛ И СТ- -СТ Е Л-/-СТ И Л- -Ч Е Т-/-Ч И Т- | Буква И пишется, если за корнем следует -а- , Е — в остальных случаях | наб и р а ть — наб е ру отд и р а ть — отд е решь отм и р а ть — отм е реть отп и р а ть — отп е реть ст и р а ть — ст е реть приж и г а ть — приж ё г бл и ст а ть — бл е стящий заст и л а ть — заст е лить выч и т а ть — выч е ты |
— ИМ -/- А ( Я ) — ИН -/- А ( Я )- | Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- | переж им а ть — переж а ть зан им а ть — зан я ть нач ин а ть — нач а ть |
Чередующиеся гласные «о» или «а», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:
- места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
- наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
- конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ ращ-, рос-);
- смысловых различий (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением, изменив грамматическую форму слова или подобрав родственное слово. В таких словах в ударном положении пишется та гласная, которая слышится.
Написание безударных чередующихся гласных в корне выбираем в соответствии с орфографическим правилом русского языка. Наглядно представим в таблице правило, примеры написания чередующихся гласных в корне слов и исключения.
Видеоурок «Чередующиеся безударные гласные в корне»

Источник
Виды чередований: фонетические, морфологические, грамматические чередования
Чередования звуков могут быть:
1. Фонетические, когда изменение звучания обусловлено позицией и чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, или звонких и глухих согласных звуков. Такие фонетические чередования имеют обязательный характер в данном языке. К выражению значений эти чередования не имеют отношения – они вынуждены позицией и изучаются в фонетике.
2. Нефонетические, когда изменение звучаний не зависит от позиций, а чередуются разные фонемы,благодаря чему морфему получают разный фонемный состав в своих различных вариантах. Среди нефонетических чередований следует различать:
А) Морфологические (исторические), когда данное чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не является само по себе выразителем грамматического значения, а лишь сопровождает образование тех или иных грамматических форм, являясь обязательным по традиции, но не для выразительности.К такому типу чередований относятся: чередование гласного с нулем звука, чередования согласных [к — ч], [г — ж], [х — ш] или сочетаний согласных с одной согласной [ск — щ], [ст — щ], [зг — ж], [зд — ж]. Таким образом, при морфологических чередованиях могут чередоваться две фонемы с одной, одна фонема с другой или фонема с нулем.
Морфологические чередования могут быть регулярными, когда они повторяются в разных формах и в разных частях речи (например, [г — ж]) и нерегулярными, встречающимися в считанных случаях (например, [г — ч]), причем в словоизменении присутствуют чаще регулярные чередования, а в словообразовании – нерегулярные. Эти явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка – морфонологию. Традиционными же подобные чередования называются потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.
Б) Грамматические чередования – это те же чередования, что и морфологические, т.к. ни те, ни другие не зависят от фонетических позиций. Однако существенное отличие грамматических чередований состоит в том, что они не просто сопровождают разные словоформы, образованные и различающиеся другими способами, а самостоятельно выражают грамматические значения, и такое чередование само по себе может быть достаточным для различения словоформ, а потому не может быть отменено по аналогии путем унификации фонемного состава корня. В таких случаях мы имеем дело с грамматическим способом, а значит, — с внутренней флексией.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Грамматические способы языков: аффиксация, чередования и внутренняя флексия (виды чередований), ударение как грамматический способ, редупликация, супплетивизм
Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение (то, что выражено) и внешнюю, грамматический способ (то, чем выражено).Грамматический способ – это материальное выражение грамматических значений, как реляционных, так и деривационных. В конечном счете, все грамматические различия морфем, показывающие изменения падежей, чисел, лиц, времен и т.п., выражаются фонематическими различиями. В роли грамматического способа выступают также особые служебные слова, нужные как для выражения отношений между членами предложений, так и между предложениями. Таким образом, грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами, а известными техническими комбинациями из фонетического материала.
Грамматических способов, используемых в языках, ограниченное количество, это: аффиксация, внутренняя флексия, повторы, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм. Одни языки (как русский, английский) используют все возможные грамматические способы, другие (как китайский, французский) – только некоторые.
Способ аффиксации состоит в присоединении к корням (или основам) аффиксов. Аффиксы – это морфемы с грамматическим значением. Аффиксы не существуют в языках вне слов, они сопровождают корень, служа для словообразования и словоизменения.
По положению относительно корня аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем, и постфиксы, стоящие после корня. Есть языки, которые не употребляют префиксов, а всю грамматику выражают постфиксами (киргизский); другие языки предпочитают префиксацию и не употребляют постфиксов (суахили). Индоевропейские языки употребляют и то, и другое, с явным перевесом в сторону постфиксов. Группу постфиксов можно разделить на суффиксы и флексии. Суффиксы – это постфиксы с деривационным значением, а флексии – постфиксы с реляционным значением. Применительно к индоевропейским языкам префиксы так подразделить нельзя, т.к. один и тот же префикс даже в сочетании с одним и тем же корнем может выражать, как деривационное или реляционное значение, так и оба сразу. По своей грамматической роли суффиксы – словообразовательные аффиксы, а флексии – словоизменительные; префиксы же могут играть и ту и другую роль.
Кроме префиксов и суффиксов, бывают и другие аффиксы. К ним относятся интерфиксы – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах. Трубецкой называл их «морфемами связи». Они употребляются исключительно в словообразовательной функции. Таковы, например, русские соединительные гласные или немецкая соединительная согласная -s-.
Конфиксы – комбинации из двух аффиксов: префикса и постфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, но действуют совместно (например, русское слово «подорожник» – не существует слова «дорожник»).. Бывают и такие явления, когда морфемы разрываются и допускают внедрение внутрь других морфем.
Инфиксы – это аффиксы, вставляемые в середину корня. Подобные явления встречаются в индонезийских языках, например, в тагальском. Что касается индоевропейских языков, то примеры вставных носовых согласных типа [n], [m] в латинских и греческих примерах (vinco – vici) не представляют ясную картину, т.к. для этих инфиксов нельзя определить значения.
Трансфиксы – это аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя словоформу и оформляя ее грамматически, т.е. имеют определенное грамматическое значение. Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, финикийский, арабский языки). Так, в арабском языке корень КТБ выражает идею «письма», а прерывистый аффикс образует словоформу КаТаБа – «написал».
Во многих языках большую роль играет нулевой аффикс – это отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы.
Грамматические значения могут быть выражены изменениями звуковогосостава самого корня, или внутренней флексией. Однако существуют разные виды чередований: в первую очередь они делятся на фонетические (позиционные) и нефонетические (чередование разных фонем). Последние в свою очередь подразделяются на морфологические (исторические) и грамматические (самостоятельно выражают грамматические значения). Именно грамматические чередования являются внутренней флексией.
Явление внутренней флексии было обнаружено на материале индоевропейских языков германской группы. Наиболее древний вид внутренней флексии обнаружен в так называемых сильных глаголах (типа английского drink – drank – drunk). Якоб Гримм назвал это явление аблаут – чередование гласных в системе глагола и отглагольных образований. Подобная ситуация наблюдается и во французском языке (pouvoir – je peux – je puis – ils peuvent). В русском языке такие чередования перестали играть важную роль, характерную для старославянского, благодаря возникновению редукции безударных гласных. Однако соединение внутренней флексии с аффиксацией возможно при образовании многократного подвида у глаголов несовершенного вида (ходит – хаживал).
Ударение только тогда может быть выразительным средством в грамматике, когда оно изменчиво. Поэтому тоновое ударение всегда может быть грамматическим способом, вследствие своей политоничности. Монотоничное ударение можно использовать в качестве грамматического способа лишь в случае его подвижности. Так, в русском языке ударение может различать:
1) разные слова во всех их формах;
2) разные слова в некоторых формах;
3) разные формы одного и того же слова.
В языках с фиксированным ударением такие случаи редки.
Редупликация – полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его. Очень часто повтор применяется для выражения множественного числа (например, в малайском или мертвом шумерском языках). Для многих языков в речи употребляются повторы как средство усиления данного сообщения (да-да, еле-еле, давно-давно). Широко известны звукоподражательные повторы типа кря-кря, хрю-хрю. В прилагательных повтор может быть использован для выражения превосходной степени в чистом виде или с префиксацией (добрый-добрый, большой-пребольшой). Неполные повторы корня типичны были для образования перфекта латинского, древнегреческого и древнеиндийского языков (cado – cecidi «падаю – упал»).
Супплетивизм – соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов, когда, несмотря на различие корней или основ, лексическое значение не меняется, а различие слов служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений. Так, в русском языке видовое различие глагола может быть выражено не только аффиксацией, но и различием корней (класть – положить, садиться – сесть). В индоевропейских языках типично использование супплетивизма корней для образования степеней сравнения прилагательных «хороший» и «плохой» (good-better). К супплетивизму корней относятся и такие случаи в русском языке, как образование форм числа у существительных от разного корня (человек – люди, ребенок – дети). Но иногда супплетивные пары возникают и чисто фонетическим путем (например во французском un – une). Супплетивизм свойственен далеко не всем языкам.
Источник