Графический метод решения задач
Методы решения арифметических задач. Графический метод решения задач.
Решение арифметических задач.
Решение арифметических задач.
Л.П. Стойлова рассматривают процесс решения задачи как процесс поиска системы моделей.
М. А. Бантова считает, что решить задачу — значит раскрыть связи между данными и искомыми, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.
В этом определении рассматривается термин «решение задачи» в широком смысле. В узком смысле, когда говорят о выполнении действий, Н. Б. Истомина определяет решение задачи с двух сторон:
1. Как результат, то есть ответ на вопрос, поставленный в задаче.
2. Как процесс нахождения этого результата.
С точки зрения методики, как считает Истомина, на первое место выходит процесс нахождения результата, который тоже можно рассматривать с разных точек зрения:
1. Как способ нахождения результатов.
2. Как последовательность тех действий, которые входят в тот или иной способ.
Л. П. Стойлова определяет решение задачи так: «Решить задачу — это значит через логическую последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явными или косвенными числами, величинами, отношениями, выполнить требования задами (ответить на ее вопрос)».
Л. II. Стойлова рассматривает решение задачи арифметическими, алгебраическими, графическими и практическими способами.
В методике решения текстовых задач выделяют аналитический метод решения задач, который разделяется на арифметический и алгебраический методы.
С другой стороны, существует еще геометрический метод.
Н.Б. Истомина выделяет графический способ, не выделяя его в отдельный метод.
Бантова М.А. относит чертеж (наряду с краткой записью, таблицей) в иллюстрацию задачи. Сюда же относит иллюстрацию с помощью предметов и наглядности.
А.А. Столяр и В.Л. Дрозд говорят об использовании чертежей на основе отрезков, о том, что отрезки можно «складывать, вычитать». То есть решать с их помощью задачи, но ничего не говорят о графическом решении задач.
Конкретную и четкую структуру графического метода решения задач предлагает Лидия Семеновна Лунина. Она пишет: «Мы под геометрическим методом решения алгебраических задач будем понимать метод решения, заключающийся в использовании геометрических представлений (изображений), законов геометрии и элементов аналитических методов (уравнений, арифметических выражений и др.). Геометрическое представление условия текстовой задачи будем называть геометрической моделью задачи»
Лидия Семеновна Лунина занимается методикой алгебры в 6-8 классах. Однако некоторые методисты считают вполне уместным использование ее идей и в начальной школе. Среди них А.П. Тонких и Т.Н. Демидова. Они отмечают, что «Геометрический метод решения текстовых задач базируется на основных понятиях планиметрии (точка, отрезок, длина, площадь, треугольник, прямоугольник и др.), а также на свойствах плоских фигур и графиков элементарных функций. Математическая модель задачи в этом случае представляет собой либо диаграмму, либо график. Решить задачу геометрическим методом — это значит найти ответ на требование задачи, используя геометрические построения или свойства геометрических фигур.
Различают два приема решения задач с использованием данного метода: конструктивный (чисто графический) и вычислительный (графико-вычислительный).
Л. С. Лунина выделяет и графический метод, относя его лишь к решению задач при помощи графиков. Выделяется графический метод, который требует точного построения графиков, и ответ задачи в этом случае читается по чертежу. Графико-геометрический метод предполагает схематическое построение графиков и аналитические решение задачи, которое основывается на геометрических соотношениях.
Мы предлагаем этимологию слова «графический» метод вести не от слова «график», а от слова «графика». В начальной школе нам кажется это более логичным.
Мы будем понимать термин «графический метод решения задач» в широком смысле, включая в пего решение задач при помощи линейных диаграмм, двумерных диаграмм, различных схем, графов и графиков: графический метод решения задач — метод, основанный на использовании разнообразных графических средств представления данных условия задачи и отношений между ними, которые помогают ответить на вопрос задачи, либо найти верный путь (пути) решения задачи.
«Не ограничивая задачи начального обучения математике выработкой вычислительных и измерительных навыков, современный начальный курс математики предполагает вооружение учащихся знанием некоторых элементов теории, формирование у них умения самостоятельно учиться, выполнять посильные обобщения, овладевать не только конкретным, но и абстрактным материалом», пишет Л.Ш. Левенберг.
Решите задачи графическим методом.
Задача 1. Отец получает в месяц больше сына на 600 рублей. Сколько получает в месяц каждый из них, если заработная плата отца втрое больше заработной платы сына?
Задача 2. Мальчик имеет некоторую сумму денег на покупку тетрадей. Если бы каждая тетрадь стоила 3р, то у него осталось бы 2р., а если бы тетрадь стоила 4р, то у него не хватило бы 3р. Сколько было денег у мальчика?
Задача 3. Видеокассета дороже аудиокассеты на 40 р., 6 видеокассет стоят столько же, сколько 14 аудиокассет. Сколько стоит каждая кассета?
Задача 4. Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а с женой – за 10 дней. За сколько дней жена выпивает квас?
Какие же требования предъявляются к графическому изображению условия задачи? Прежде всего это — правильность и полнота, наглядность и выразительность, простота и оперативность выполнения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Исследовательская работа Графический метод решения текстовых задач
«Графический метод решения текстовых задач»
Киреева Людмила Александровна
учитель математики первой категории МБОУ
«Лицей №6 г. Горно-Алтайска»
Известно, что некоторые задачи алгебры очень трудно решить аналитическим путем. Поэтому любое представление условия задачи в виде рисунка или чертежа облегчает их решение.
В данной работе представлен графический метод решения задач, который основан на наглядно-геометрических интерпретациях, связанных с построением графического образа задачи на координатной плоскости. Таким образом, выбранная тема актуальна и перспективна. Из-за сложности, нестандартности графический метод решения задач в школьном курсе математики не изучается.
Проблема: Появились совершенно новые типы задач, не входящие в действующие школьные учебники, при решении которых необходимо практическое применение свойств, которые раньше заучивались лишь теоретически.
Гипотеза: решение задач графическим методом является наглядным представлением условий в виде рисунка или чертежа, что помогает глубже понять условие задачи, делает его более наглядным, значительно упрощает решение.
Предмет исследования: графический метод решения задач
Цель: изучить графический метод решения задач, а также области его применения.
Изучить историю применения графического метода для решения задач различных видов.
Рассмотреть различные типы задач, методом решения которых может являться график.
Выявить плюсы и минусы этого метода, в сравнении с другими способами решения задач.
Выяснить области применения графического метода решения задач.
Глава 1. История применения графического метода для решения задач
Древние греки в 6–4 вв. до н.э. решали уравнения с неизвестными посредством геометрических построений. Были разработаны специальные построения для выполнения сложения, вычитания, умножения и деления отрезков, извлечения квадратных корней из длин отрезков; ныне этот метод называется геометрической алгеброй.
Они решали задачи на построение и смотрели, при каких значениях задача имеет решение, изучали, сколько решений может иметь эта задача, и т.д. Величайшим математическим физиком древности был Архимед. Для доказательства теорем механики он использовал геометрические соображения.
Приведение задач к геометрическому виду имело ряд важных последствий. В частности, числа стали рассматриваться отдельно от геометрии, поскольку работать с несоизмеримыми отношениями можно было только с помощью геометрических методов. Геометрия стала основой почти всей строгой математики по крайней мере до 17 века. И даже в 18 веке, когда уже были достаточно развиты алгебра и математический анализ, строгая математика трактовалась как геометрия, и слово «геометр» было равнозначно слову «математик».
Глава 2. Основные приемы решения задач с помощью графического метода.
Очень многие текстовые задачи на составление уравнений (или систем уравнений) можно решать графически. Графическое изображение функций, описывающих условие задачи – зачастую удобный технический прием.
Задачи на движение
Задачи на совместную работу
Задачи на смеси и сплавы
Задачи с параметрами
Решение, как известно, осуществляется двумя приемами: либо точными построениями при помощи инструментов (конструктивный прием), либо обоснованными вычислениями (вычислительный прием):
Конструктивный приём (чисто графический). График вычерчивается как можно более точно непосредственно по значениям величин, входящих в условие задачи. Построения делаются циркулем, линейкой на миллиметровой бумаге. Ответ получается обычно приближенный, но приемлемый для практических целей; мы находим его при помощи измерений длин отрезков или других элементов чертежа, или просто «читаем» ответ на чертеже.
Вычислительный прием (графико – вычислительный). График применяется как условное изображение связи между рассматриваемыми величинами. Решение задачи осуществляется на точных геометрических соотношениях.
Решение текстовой задачи графическим способом осуществляется в три этапа:
Построение графической модели задачи.
Решение получившейся графической задачи.
Перевод полученного ответа с графического языка на естественный.
Глава 3. Задачи на движение
Немаловажное значение в математике имеют задачи на движение. Задачи на движение подразделяются на следующие типы: по количеству движущихся объектов, по направлению движущихся объектов, по времени начала движения.
Задача 1 см. в Приложении 1
Из пункта O в пункт N вышел пешеход. Одновременно с ним из пункта N в пункт O выехал велосипедист, который встретил пешехода через 50 минут после своего выезда из N. Сколько времени понадобится пешеходу для того, чтобы пройти весь путь, если известно, что велосипедист проделал бы весть путь на 4 часа быстрее пешехода.
Построим график зависимости пройденного пешеходом и велосипедистом пути от времени (Рис.1). Пусть p(x) – зависимость пройденного пешеходом пути от времени x, w(x) — зависимость пройденного велосипедистом пути от времени x (Полное решение см. в Приложении 2).
Глава 4. Задачи на работу
В задачах на работу речь идёт, как правило, о какой-то деятельности.
Задачу 3 и ее решение смотрите в Приложении 3.
Двое рабочих, выполняя задание вместе, могли бы закончить его за 12 дней. Если сначала будет работать только один из них, а когда он выполнит половину всей работы, его сменит второй рабочий, то всё задание будет закончено за 25 дней. За сколько дней каждый рабочий в отдельности может выполнить всё задание?
Предположим, что первый рабочий работает быстрее, чем второй. Отрезок AN – график работы первого рабочего, а отрезок BD – график работы второго рабочего (Рис. 2 смотрите в Приложении 4).
AQ изображает время совместной работы; AQ=12 ч. Проведем NKǁBD, тогда AK=50, QK=38
x 1 =18 не подходит, т.к. первый рабочий работает быстрее. Тогда время первого 12 + 8 = 20 дней, а второго 38 8=30 дн.
Ответ: первый за 20 дней, а второй за 30 дней.
Глава 5. Задачи на смеси и сплавы
Задачи на смеси и сплавы считаются сложными.
Задачу 5 и ее решение смотрите в Приложении 5.
В 100г 20%-ного раствора соли добавили 300г её 10%-ного раствора. Определите процентную концентрацию раствора.
Отрезок прямой (основание графика) представляет собой общую массу смеси, а на осях ординат откладывают точки, соответствующие массовым долям растворенного вещества в исходных растворах. Соединив прямой точки на осях ординат, получают прямую, которая отображает функциональную зависимость массовой доли растворенного вещества в смеси от массы смешанных растворов в обратной пропорциональной зависимости. (Рис. 3)
Глава 6. Задачи с параметром
Изучение многих физических процессов, химических, экономических и многих других закономерностей имеют практическую направленность и часто приводят к решению задач с параметрами, которые бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. Аналитические (алгебраические) методы решения задач с параметрами довольно громоздки, требуют аккуратности выкладок, умения не «потерять решение», проверить всевозможные значения параметра.
В современной жизни решение уравнений с параметрами является неотъемлемой частью выпускных и вступительных экзаменов в различные учебные заведения, поэтому очень важно понять и разобраться с этой темой ещё в школе.
Сколько корней в зависимости от а имеет уравнение ?
Перепишем уравнение в виде . Решим его в системе координат ( Оху ). Для этого построим графики функций и . (Рис. 4)
Ответ: Если , то уравнение имеет два корня; если , то уравнение имеет один корень; если , то корней нет.
Задача 8 и ее решение в Приложении 6.
Одно из преимуществ графического метода перед алгебраическим, состоит в наглядности решения, что позволяет лучше понять задачу. Использование этого метода упрощает решение задач: нет громоздких вычислений. График дает возможность определить, есть ли у данной задачи решение и единственно ли оно. Есть и «минусы»: иногда получаются приближённые значения в случаях неудачного масштаба или очень трудно вообще отыскать решение.
Современная наука и техника очень широко использует графики. График – международный язык техники.
Кроме того, в ходе освоения графического метода решения текстовых задач формируются практические навыки. Графический метод решения таких задач позволяет провести параллель с физикой, где использование системы координат достаточно часто применяется при решении физических задач. Также графический метод позволяет решать некоторые задачи из химии, например, рассмотренные нами задачи на смеси и сплавы.
Целью данной работы было изучение применения графиков линейной функции в решении текстовых задач. В процессе работы над данной темой, выяснилось, что при решении текстовых задач наряду с традиционными методами, можно использовать и графический метод. Были изучены материалы учебно-методической литературы. Решены задачи из экзаменационных материалов разными способами.
Гипотеза подтвердилась частично. Графический метод упрощает решение задач. Но есть и минусы, о которых было сказано выше. Настоящее исследование значительно расширило представление о линейной функции, способствовало глубокому пониманию взаимосвязи этой функции с реальными ситуациями, возникающими в нашей жизни. Есть планы продолжить исследование в этом направлении и более детально рассмотреть графико-геометрический метод, который основан на подобии треугольников.
Быков А.А. Сборник задач по математике. – М.:Изд..дом ГУ ВШЭ,2008
Генкель Г.З. «Геометрические решения негеометрических задач», — Москва: Просвещение 2007.
Кочагин В.В. ОГЭ 2018. Математика: тематические тренировочные задания: 9 класс. – Москва: Эксмо, 2017. – 192 с.
Лысенко Ф.Ф. Учимся решать задачи с параметром. Ростов-на-Дону:
Лунина Л.С. Обучение решению алгебраических задач геометрическим методом //Математика в школе: М.: Изд. «Школа-Пресс»,1996.-№4.- с.34-39.
Окунев А.А. Графическое решение уравнений с параметрами. – М.: ШколаПресс,1996.
Пирютко О. Н. «Графический метод решения текстовых задач» — Минск.: Новое знание,2010
Рудин В.Н., Рудина Е.И. Графическое решение текстовых задач. Учебное пособие по математике для учителей и учащихся. Издание Томского института повышения квалификации работников образования, 1995 г.
Савин А. П. Занимательные математические задачи. – М.: АСТ, 1995.
Сергеев И. Н. Математика. Задачи с ответами и решениями. Учебное пособие. – М.: Бином, 2004.
Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1989.
Из пункта A вышла грузовая машина со скоростью 60 км/ч. Через 2 ч вслед за ней из А вышла легковая машина со скоростью 90 км/ч. На каком расстоянии от пункта А легковая машина догонит грузовую?
За начальный отсчет времени берется момент выхода грузовой машины, тогда момент выхода легковой машины будет через два часа. Зная скорости движения объектов, построим графики движения (Рис. 5). По чертежу видно, что точка пересечения графиков показывает встречу машин, она состоялась на расстоянии 360 км.
Полное решение задачи 2.
Обозначим BC через x . Тогда NK = OB = 5/6 ч, CD = 4 ч, KT = x , KL = x + 4.
MBC
MKN – по двум углам:
MBC =
MKN = 90°,
KMN =
BMC – как вертикальные.
Из подобия следует:
MLK
MBO – по двум углам:
KLM =
MOB – как накрест лежащие углы при параллельных прямых,
MBO =
MKL = 90°. Из подобия следует:
Из равенств (1) и (2) получаем:
Так как OD = ( x + 5/6 + 4) – время прохождения пути пешеходом, то он проделал его за 5 часов.
Источник