Графический способ предоставления информации

Графические способы представления информации
статья (5 класс)

Графические способы представления информации

Скачать:

Вложение Размер
graficheskie_sposoby_predstavleniya_informatsii.docx 17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Графические способы представления информации

Цитата Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный М. Монтень

Рассмотрим сегодня следующие способы графического представления информации:

  • Схема «Фишбоун»
  • Кластеры
  • Ментальные карты
  • Денотатные графы
  • Концептуальные схемы (таблицы)

Схема Фишбоун «рыбий скелет»

В случае планирования учебного проекта в голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.

Процедура составления схемы:

  • на широком листе бумаги провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;
  • от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 45, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;
  • идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.

Применение и процедура составления кластеров

Термин «кластер» происходит от английского «cluster» — рой, гроздь, груда, скопление.

В центральное овале располагается ключевое слово, понятие, фраза.

В дополнительных овалах — слова, раскрывающие смысл ключевого.

С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).

Назначение ментальных карт

Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы

  • «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
  • оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».

Как составить ментальную карту

  • Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3
  • При создании карты целесообразно использовать цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета)
  • Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты (в программе Обучение для будущего – это основополагающий вопрос). Можно использовать пояснительный рисунок
  • От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.
  • Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими.
  • Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.
  • Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.

Денотатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Способ создания денотатного графа:

  • Выделение ключевого слова или словосочетания.
  • Чередование глагола в графе (глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
  • Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».
  • Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.
  • Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления).

Способ создания концептуальных таблиц

В заголовке таблицы – Основополагающий вопрос

Для анализа проблемы составляется концептуальная таблица. Она помогает определить группы учащихся в проектной работе и наметить направления их исследований. Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.

Преимущества графических способов представления информации

  • с использованием графических схем можно представить весь материал целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;
  • графика помогает наглядно и понятно для учеников представить новый материал;
  • когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи (а это полезно и для преподавателя, и для учащихся);
  • повышается мотивация, окружающим легче воспринимать новый материал: человеческому мозгу всегда нужны графические образы;
  • с использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным;
  • на графической схеме хорошо виден путь от общего к частному (от модуля 1 к модулям 3-6), и обратный путь снизу вверх (от частного к общему от модулей 3-6 к систематизирующему модулю 8).

Источник

Графический способ предоставления информации

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

Рис. 4. Виды информации по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.

По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

Источник

Способы представления графической информации

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Способы представления графической информации
Растровая и векторная графика

Описание слайда:

Растровая графика
Для того, чтобы работать с изображением на компьютере, его нужно перевести в цифровой вид, т.е. оцифровать
Растровое изображение состоит из множества маленьких точек, у каждой из которых может быть свой цвет, яркость и координаты
Точки выстроены, как в таблице: по строкам и столбцам. Из них, как из мозаики, получается изображение

Описание слайда:

Пиксель
Пиксель (picture element) – это минимальный элемент, из которого состоит растровое изображение

Описание слайда:

Растр
Растр – совокупность точек, выстроенных в четко заданном порядке. Обычно используется прямоугольный растр, т.е. точки выстраиваются в виде таблицы

Описание слайда:

Режимы растровых изображений
Понятие «режим растрового изображения» тесно связано с понятием «цветового разрешения».
Цветовое разрешение — это количество бит, отведенных на описание цвета одного пикселя.
Компьютер всю информацию хранит в двоичной системе счисления.
Переведем наши обычные цифры на компьютерный язык:
0 = 00000000
1 = 00000001
2 = 00000010
3 = 00000011
4 = 00000100
5 = 00000101
.
255 = 11111111
В один бит можно сохранить всего две комбинации: 0 или 1. В два бита можно сохранить четыре комбинации: 00, 01, 10 и 11. В восемь бит можно сохранить 256 комбинаций: 00000000, 00000001, 00000010 . 11111111. Если каждую комбинацию нулей и единиц рассматривать как цвет, то легко сообразить, что изображение с разрешением 1 бит/пиксель — двехцветное, а с разрешением 8 бит/пиксел содержит 256 цветов.

Описание слайда:

Цветовая модель «RGB»
Цветовая модель «RGB» обладает цветовым разрешением 24 бит/пиксель. В результате комбинации трех основных цветов и их интенсивности удается получить палитру из 16,7 млн. цветов.
Эта модель является основной цветовой моделью Photoshop и обычно используются ею по умолчанию.
Photoshop представляет 24 битовое RGB изображение с помощью трех цветовых каналов: красного, зеленого и синего. Каждый канал имеет 8 битовое разрешение.

Описание слайда:

Режим растрового изображения «Индексированные цвета».
В этом режиме информация о компонентах цвета (красном, зеленом и синем) каждого пикселя записывается в цветовую таблицу в виде фиксированных значений.
Индексированные цветные изображения обычно характеризуются набором битовых разрешений в виде 1, 4 или 8 бит/пиксель.
Этот режим используется в интернете, текстовых редакторах и других приложениях, где нельзя использовать истинное RGB изображение.

Описание слайда:

Режим «Градации серого»
Режим «Градации серого», имеет цветовое разрешение 8 бит/пиксел. Использует палитру из 256 оттенков серого. Этот режим широко используются для хранения черно-белых фотографий

Описание слайда:

«Полутоновый» режим
«Полутоновый» режим имеет цветовое разрешение 1 бит/пиксель
Полутоновое изображение реализовано с помощью точек разного размера.
В таком изображении оттенки серого имитируются точками разного диаметра. Такой способ реализации изображения базируется на специфике восприятия человеческого глаза, для которого увеличение размеров точки ассоциируется с более темными тонами и, наоборот, точки меньшего размера воспринимаються в виде более светлых тонов.
Этот режим используется при подготовке изображений для газет и журналов.

Описание слайда:

Режим «Монохромная графика»
Режим «Монохромная графика», имеет цветовое разрешение 1 бит/пиксель.
Для отображения графического документа используются лишь два цвета: черный и белый. В результате получается очень контрастное изображение.
Этот самый экономный тип изображений прекрасно подходит для штриховых иллюстраций, чертежей, гравюр, простых логотипов и т. д.

Описание слайда:

Глубина цвета
Глубина цвета – количество битов, выделенных для записи цвета одного пикселя

Описание слайда:

Соответствие между глубиной цвета и количеством цветов

Описание слайда:

Векторная графика
Основными элементами векторной графики являются простые геометрические фигуры, которые хранятся в памяти компьютера в виде математических формул и числовых пара-метров

Описание слайда:

Примитивы
Простейшие элементы, из которых состоит векторное изображение, называют примити-вами

Описание слайда:

Примитивы
Отрезки (прямые и кривые)
Точки
Окружности
Прямоугольники
X1,Y1
X2,Y2
X1,Y1
X2,Y2
X,Y
R

Описание слайда:

Векторизация
Векторизация (трассировка) – процесс перевода растровой графики в векторную
Смысл делать векторизацию есть в том случае, если растровые изображения имеют четкие детали (логотипы, чертежи) либо необходима стилизация изображения, т.к. при преобразовании фотографии в векторную графику оно либо теряет детальность и множество цветов, либо занимает гораздо больше места, чем в растровом виде

Описание слайда:

Растеризация
Растеризация – процесс перевода векторной графики в растровую
Растеризация необходима для того, чтобы увидеть векторное изображение на экране монитора

Описание слайда:

Сравнение растровой и векторной графики

Описание слайда:

Сравнение растровой и векторной графики

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Какие бывают измерения по способу получения результатов определяемому видом уравнения измерений
Оцените статью
Разные способы