- Способы связи предложений в тексте
- Средства связи предложений в тексте
- ПРАКТИКУМ «Средства связи предложений в тексте» методическая разработка по русскому языку (11 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация по русскому языку на тему «Средства связи предложений в тексте» (6 класс)
- Описание презентации по отдельным слайдам:
Способы связи предложений в тексте
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три вида:
- тексты с последовательной (цепной, линейной) связью;
- тексты с параллельной связью;
- тексты с присоединительной связью.
При последовательной (цепной, линейной) связи второе предложение связано с первым, третье со вторым и т. п. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т. п.
Например. Однажды мы пошли на экскурсию на автозавод. Там нам показали конвейер. На конвейере собирают новые автомобили. Время сборки каждого автомобиля примерно шесть часов.
При параллельной связи первое предложение содержит тему, даёт общий план картины, а все последующие (сходные по структуре) связаны с первым предложением: объясняют, раскрывают содержание первого предложения.
Например. Наступила осень. Дни стали короче. На улице с каждым днем становится прохладнее. Листья на берёзах пожелтели и стали осыпаться.
Присоединительная связь предложений в тексте — это такой принцип построения высказывания, когда к основному сообщению прикрепляется еще одна часть в виде дополнительной информации.
Например: Он был человеком очень мнительным. И неспроста.
Для связи предложений в «данном» используются следующие средства: лексический повтор, местоимения, синонимы (в том числе контекстные), слова со значением «целое и его части».
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Средства связи предложений в тексте
Средствами связи в предложении служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.
Теория к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку.
1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано «Найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ», то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.
2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.
3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.
4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.
Примеры задания 25
1. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами.
(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:
– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?
5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6) Её, представьте себе, не было!
Ответ: 36 или 63
2. Среди предложений 4-7 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью противительного союза и указательного местоимения. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).
(4) Лев Николаевич писал, что человеку нужно лишь две сажени земли для счастья. (5) На что Антон Павлович ответил, что две сажени это для мертвеца, как раз на могилу хватит, а живому человеку нужен весь земной шар. (6) Я склонен согласиться с Чеховым. (7) Однако это не решает вопроса рекламы.
3. Среди предложений 1-4 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью лексических повторов, антонима и противительного союза. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).
(1)B одном романе Милан Кундера называет вопрос мостом понимания, перекинутым от человека к человеку. (2)Это сравнение работает в обе стороны. (3)Вопрос похож на мост, а мост похож на вопрос, обращённый человеком ко времени и пространству – что на другой стороне? (4)Но бывают мосты, больше похожие на ответы.
Ответ: 4 (повторы – мост, мосты; антонимы – вопрос, ответы; противительный союз – но).
Источник
ПРАКТИКУМ «Средства связи предложений в тексте»
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
ПРАКТИКУМ «Средства связи предложений в тексте». Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКУМ «Средства связи предложений в тексте»
Упражнение. Определи способ связи предложений в тексте.
1. На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.
2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили
над нашими неудачами. (А.Пушкин)
3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.
4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:
— Как этот человек мог выразить мои переживания?!
Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги.
5. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
6. Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.
7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.
8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.
10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
11. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
12. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
13. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
14. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами .
15. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был
до конца предан своей Родине.
16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.
17. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.
18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.
Упражнение. Определи способ связи предложений в тексте.
- На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. Неполные предложения и эллипсис,
отсылающие к предшествующим элементам текста
2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили
над нашими неудачами. (А.Пушкин) Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)
3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу. Числительные( количественные, порядковые, собирательные)
4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает: — Как этот человек мог выразить мои переживания?! Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги. Однотематическая лексика
5. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) Описательные обороты.
6. Туристы вышли на поляну . Здесь решили они остановиться на ночлег. Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться. Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Лексический повтор, однокоренные слова
11. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский) Лексический повтор, однокоренные слова
12. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево. Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
13. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. Антонимы( в том числе и контекстуальные)
14. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами . Антонимы( в том числе и контекстуальные)
15. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был
до конца предан своей Родине. Союзы (преимущественно сочинительные)
16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина. Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)
17. Занимайтесь спортом! Во-первых , он даст вам здоровья. Во-вторых , укрепит ваш дух и, наконец , принесёт массу удовольствия. Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними
18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. ( Указательное местоимение, синоним и частица)
Источник
Презентация по русскому языку на тему «Средства связи предложений в тексте» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Средства связи предложений в тексте
Описание слайда:
Запишем в тетрадь:
Признаки текста:
1. Наличие главной мысли.
2. Наличие темы.
3. Законченность.
4. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте.
5. Логическая связь частей.
Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
Описание слайда:
Что такое данное и новое?
Данное – соединяет предложения в тексте.
Новое – движет мысль.
Описание слайда:
Способы связи предложений в тексте
Параллельный
Последовательный
Описание слайда:
Последовательный способ связи предложений в тексте:
«Данным» каждого нового предложения является «новое» предыдущего предложения.
Описание слайда:
Пример последовательного (цепного) способа.
Д1-Н1
Д2-Н2
Д3- Н3.
Вокруг раскинулись могучие леса. В лесах попадались глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время шумели.
Описание слайда:
Пример параллельного способа связи:
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга.
Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных.
Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как.
Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе.
Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином.
Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря.
Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.
Описание слайда:
Прочитайте текст, укажите «данное» и «новое»
Усадьба Кусково окружена чудесным парком. Парк украшают изумительные мраморные скульптуры. Их хрупкость и изящество как бы подчеркиваются огромными деревьями. Эти великаны «сторожат» покой усадьбы, делают ее ландшафт неповторимым и запоминающимся.
Описание слайда:
Исправьте текст:
Под березой в тени деревьев отдыхают девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девочкой лежит Шарик.
Описание слайда:
Средства связи предложений в тексте:
Слова одной тематической группы. (Зима в этих краях бывает суровой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня.)
Лексический повтор. (Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В той книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными).
Синонимы. (Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось…)
Описание слайда:
Средства связи предложений в тексте:
Антонимы. (Недруг поддакивает. Друг спорит)
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и другие. (Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи)
Родовидовые слова, т.е. слова, связанные отношением род — вид: род — как более широкое понятие, вид — как более узкое. (В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез)
Описание слайда:
Средства связи предложений в тексте:
Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением, использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений. (Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.)
Использование союзов, частиц, вводных слов, выступающих средствами связи в начале предложений или внутри предложений. (За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.)
Описание слайда:
Работаем с учебником.
Стр. 110-111
Упражнение 273.
Упражнение 274.
Описание слайда:
Найдите предложение, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза и личного местоимения.
(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
Описание слайда:
Найди предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения.
(1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека?
Описание слайда:
Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима.
(1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
Описание слайда:
Какие средства связи предложений в тексте здесь используют?
Противник наставляет. Союзник поддерживает
Лось шел по лесу спокойно. Сохатый не чуял охотников.
Описание слайда:
Домашнее задание:
Посмотреть видеолекции:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1171/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1186/
Упражнение 278 письменно
Упражнение 287 (подготовиться к изложению по данному тексту, подготовить план, ключевые слова)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник