7 шагов к повышению эффективности производства: опыт Компании «ГРАЙН»
Вопросом, как повысить производительность труда своих сотрудников, задается любой руководитель. От чего зависит производственная эффективность? Какие шаги стоит предпринять в первую очередь? В решении этой непростой задачи легко ошибиться, пойти по неверному пути, не заметить главные источники потерь. Собственными рекомендациями по повышению эффективности, основанными на практическом опыте предприятия, делится Олег Владимирович Родионов, директор Компании «ГРАЙН», ставшей по итогам «Премии по производительности – 2017» лидером в подотрасли «Оконное производство» с показателем производительности труда в 7,17 млн руб. на человека в год.
Автор: Олег Родионов, директор Компании «ГРАЙН»
Справка о компании
Компания «Grain» – российский производитель поливинилхлоридных профилей для светопрозрачных ограждающих конструкций. Проект завода, расположенного в Уфе, был разработан мировым лидером в технологии экструзии пластмасс – компанией «Greiner». Системы профилей были разработаны при тесном взаимодействии технических специалистов компаний «Grain» и «Greiner». Рецептура продукции компании «Grain» разработана в сотрудничестве с мировыми лидерами химической индустрии. Все поступающие на завод материалы проходят жесткий контроль качества; вся продукция компании «Grain» сертифицирована. Ассортимент выпускаемой продукции и технические характеристики профиля дают возможность использовать его в оконных и дверных конструкциях различного размера во всех климатических зонах. Все ведущие специалисты компании «Grain» проходят обучение и стажировку в Австрии.
Компания «ГРАЙН» работает на рынке профилей ПВХ почти десять лет, пройдя этапы от строительства завода, увеличения производственных мощностей, расширения своей доли на конкурентном рынке РФ и СНГ до достижения масштабов крупнейшего производителя оконного профиля в Уральском и Приволжском регионах. Приходится работать в жестких условиях конкурентной борьбы с крупными транснациональными компаниями, которые также имеют собственные производства в России и используют передовые промышленные и управленческие технологии, поэтому вопрос постоянного повышения эффективности производства является для компании «Грайн» необходимым условием выживания с первых дней ее существования.
Решение вопроса повышения производительности труда предполагает системный подход, который включает в себя вопросы эффективной организации материальных и нематериальных ресурсов компании. Укрупненно ключевые задачи, которые стоят перед компанией, а также реализованные на данный момент решения можно представить в виде семи шагов повышения эффективности.
В первую очередь, для высокой производительности труда необходим высокий уровень автоматизации производственных процессов. Переход от ручного труда к машинному позволяет увеличить темпы производства и скорость обработки информации, снизить вероятность ошибки, повысить прозрачность процессов. На заводе «Грайн» на сегодняшний день полностью автоматизирован процесс производства: начиная с момента загрузки сырья в приемные бункеры и до выхода готового профиля с экструзионных линий.
Из первого шага следует второй: высокий уровень автоматизации предполагает высокую квалификацию обслуживающего персонала. А это большая проблема, ведь на рынке труда не было и нет готовых специалистов требуемого профиля. Для решения этой задачи необходимо инвестировать время и средства в обучение и развитие сотрудников. В нашей компании на первоначальном этапе все руководители среднего звена и инженерно-технический состав прошли обучение на производстве Greiner в Австрии. Затем была создана система обучения сотрудников на рабочих местах. Все основные руководители, работающие сегодня на производстве, прошли ступени карьерного роста, начиная с упаковщиков, операторов, механиков. Благодаря системе наставничества и производственного обучения на местах организация может решить кадровые вопросы, а сотрудники получают возможность карьерного роста и дополнительную мотивацию.
Третий шаг: автоматизированное производство требует качественного обслуживания и быстрого ремонта. Перед инженерно-технической службой завода стоит наиважнейшая задача – обеспечить круглосуточную безостановочную работу всех агрегатов, механизмов, электронных систем, всей инфраструктуры. Как известно, гораздо эффективнее поломку предотвратить, чем в авральном режиме устранять последствия аварии. На заводе «Грайн» этот вопрос решает эффективная система круглосуточного контроля, обслуживания и диагностики оборудования для службы механиков и электриков. Например, для всех основных единиц промышленного оборудования заведены технические паспорта, в которых отражаются все регламентные и ремонтные работы. Для сокращения времени реакции на любые технические проблемы, механики и электрики переведены под управление начальников смен. Для всех сотрудников завода существует система мотивации, привязанная к общему результату, который отражает ключевые показатели эффективности производства.
Четвертый шаг – качество управления. Эффективность работы зависит от четкого распределения обязанностей и ответственности всех участников. Здесь формальными должностными инструкциями не обойдешься. Необходимо чтобы все ключевые сотрудники были вовлечены в процесс построения бизнес-модели. Для этого у нас в компании проводились стратегические сессии, на которых совместными усилиями, в процессе обсуждения и дискуссий формировался итоговый документ – оперограмма бизнес-процессов. Она представляет собой таблицу, в которой расписываются все этапы процесса производства по шагам, с указанием ответственных лиц: кто за каждый шаг в этом процессе отвечает, кто выполняет, кому передает, кто контролирует и т.д. Ценность этого документа заключается в том, что он отражает общее коллективное видение вовлеченных сотрудников. Вовлеченность в процесс обсуждения и построения бизнес-модели, позволяет закрепить ответственность «хозяина» каждого процесса за его участок работы и повысить сплоченность коллектива. Посмотреть оперограмму можно по этой ссылке .
Пятый шаг: динамическая система требует регулярного мониторинга протекающих процессов. Ни одна тщательно спланированная и внедренная бизнес-модель не будет эффективно работать без ежедневного контроля каждого ключевого процесса. Эту роль в компании «Грайн» выполняет управленческий учет. Подобно тому, как невозможно управлять несущимся вперед автомобилем, глядя в зеркало заднего вида, нельзя управлять производством, опираясь только на отчетность за прошедший месяц. Поэтому, у себя на заводе мы внедрили систему учета движения материалов в режиме реального времени, а также ежедневный мониторинг ключевых плановых показателей.
Шестой шаг – обеспечение гибкости производства. Эффективное производство должно производить только востребованную на рынке продукцию. Поэтому на «Грайне» внедрена «вытягивающая» система, которая предполагает, что производство гибко реагирует на поступающие от покупателей заказы. На практике это означает, что производство имеет горизонты планирования с ориентирами на месяц, неделю, сутки вперед. Это позволяет эффективнее использовать ресурсы и точно в срок отгружать продукцию клиентам.
Завершая краткий перечень наиболее важных, на наш взгляд, элементов системы повышения производительности труда, следует добавить седьмой: картина не будет полной без упоминания систем входного, технологического и выходного контроля, а также мероприятий по снижению брака, персональной ответственности производственного персонала, программ стимулирования рационализаторских предложений и мероприятий по формированию корпоративной культуры.
Вместо эпилога хотелось бы сказать о потенциальных возможностях для повышения производительности труда, которые еще предстоит реализовать на нашем предприятии. В первую очередь, необходимо решить глобальный вопрос повышения стабильности и качества электроэнергии, поступающей на завод. Это большая проблема для всех современных производств. По нашей статистике, из-за скачков и просадок напряжения, и, как следствие, вынужденных остановок и перезапусков, мы теряем в год порядка 7% машино-часов, снижается ресурс дорогостоящего оборудования, теряется выручка. Также предстоит решить задачи по рекуперации тепла в производственном помещении, расширить программу переработки вторичного сырья, реализовать программу снижения влияния сезонного фактора на объем загрузки мощностей.
В общем, повышение производительности труда – непрерывный процесс, который не позволяет довольствоваться достигнутыми результатами. Всегда есть к чему стремиться!
Источник
План -конспект урока по обществознанию 7 класс по теме :»Производство, затраты, выручка, прибыль» в соответствии с ФГОС
Разработка урока по обществознанию в 7 классе.
Тема: «Производство: затраты, выручка, прибыль»
Цели и задачи: обсудить проблему ограниченности ресурсов при постоянном росте потребления; исследовать рациональные мотивы производства.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий выручка, прибыль, затраты, единичное, серийное и поточное производство, разделение труда’, исследовать причины изменения масштабов производства продукции в современном обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: оценивать свои учебные достижения; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных информационных ресурсов; структурировать найденную информацию; сравнивать,, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные: формирование умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация.
Тип урока: открытия нового знания.
II . Проверка домашнего задания.
Поскольку мы с вами изучаем сферу экономики, то давайте вспомним основные понятия и ключевые аспекты данной темы.
— Объясните смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».
/Квалификация работника – это специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения и навыки. Специалист высокой квалификации – это работник, обладающий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения сложной работы/
— Из чего складывается мастерство работника?
/Знания, практические умения и навыки, опыт самостоятельного труда и способности/
— Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Почему ты так думаешь?
/Зарплата определяется сложностью труда, социальной значимостью труда, степенью риска при занятии данным трудом, уникальностью труда, качеством и количеством труда./
III . Установление содержательной связи урока с материалом предыдущего курса (6 класс)
Тема уроков: «Производство: затраты, выручка, прибыль».
Предположите, о чем мы будем говорить.
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)
IV . Изучение нового материала.
1.Что и как производить.
3. Все ли выгодно производить.
1. Что и как производить.
Почти все, что нам необходимо в повседневной жизни, не существует в природе в готовом виде. Для удовлетворения своих потребностей люди должны постоянно что-либо производить.
Способно ли производство удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей? Как работает производство? Об этом мы и поговорим на наших уроках.
— Может ли современное производство удовлетворить индивидуальные потребности людей? Почему?
IV. Работа по теме уроков
1. Что и как производить
Вспомните сказку о Буратино, который закопал золотые монетки на Поле Чудес и ждал, когда вырастут денежные деревья. Вопросы к классу
А как на самом деле функционирует огромное хозяйство под названием «экономика»?
Где и как человечество удовлетворяет свои многочисленные потребности?
Хозяйственная деятельность людей в первую очередь связана с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Любой товар или услуга проходит путь от стадии производства до потребления.
Задание: работая с п. 1 § 10 учебника, графически отобразите
цель экономики. <
— Какую роль в этом играет производство? (Составляется логическая схема (см. с. 113).) методички
Вывод: современная экономика пока ни в одной стране не достигла такого уровня развития:
— многообразие потребностей человека и их постоянный рост;
— ограниченность (недостаток) производственных ресурсов; /ресурсы — источники производства/
— дальнейшее развитие науки и техники, повышение квалификации работников – важные условия развития современного производства, стремящегося удовлетворить разнообразные потребности людей.
— Вспомните, что создается трудом? /материальные блага/
— Чем различаются изделие и услуга? /изделие – это вещь, а услуга – это выполнение определенной работы по заказу потребителя/
— Какие ресурсы используются в производстве? /сырье, труд людей, оборудование, капитал (материальные, финансовые, трудовые)/
— Каким образом производитель учитывает потребности людей в том или ином продукте производства? /ориентируется на запросы и потребности покупателя, учитывая что, сколько и какого качества необходимо производить./
— Что является целью экономики? /удовлетворение потребностей/
Средством достижения этой цели является производство. Обратите внимание на определение понятия «производство» на с.107 учебника.
Производство – процесс создания различных видов экономического продукта.
В процессе достижения главной цели экономики общество должно пройти несколько этапов: 1) удовлетворение массовых потребностей; 2) удовлетворение групповых потребностей; 3) удовлетворение индивидуальных потребностей.
— Может ли общество приостановить производство экономических благ и услуг?
(Проверка выполнения задания.)
массовое производство с применением конвейера;
производство небольших партий товаров;
индивидуальное производство, производство уникальных товаров и услуг
Мы выяснили, что общество не может перестать производить, потому что не может перестать потреблять. Задача экономики -расширение производства и его эффективная организация.
Творческое задание. Представьте, что вы молодые бизнесмены. Вам необходимо произвести некие экономические блага.
— Что для этого необходимо?
Выделяют три метода организации производства: 1) единичное; 2) серийное; 3) массовое.
— Где производительность труда будет выше?
Производительность труда – это количество продукции, произведенное за единицу времени.
Расширение производства было обусловлено не только развитием науки и техники, но и выявленной экономистами закономерностью: при росте объемов производства может происходить снижение его затрат. Чем больше продукции изготовит предприятие при имеющихся ресурсах, тем дешевле обойдется каждая единица товара. (Пример учебника с.84, 5-й абзац).
2. Затраты производства
В экономической деятельности, кроме доходов, неизбежно появляются и расходы. Поговорим о них.
2. Затраты производства .
— Рассмотрим, что же такое затраты производства . Комментированное чтение. Учебник с.85 п. «Затраты производства»
— Что такое «затраты производства»? /Сумма всех расходов на организацию выпуска товаров или оказание услуг/
-Назовите основные виды затрат. /Общие, постоянные и переменные/
— Какие затраты называются постоянными? /Постоянными называются затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения объема производства/
— Что такое переменные затраты? /Переменными называются затраты величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска продукции. Переменные затраты можно контролировать, а постоянные — нет/
Выполнение задания. Задание на экране. (Слайды 5 и 6 решение)
Общие затраты производства
4) Стоимость аренды помещения офиса; 1) эксплуатация служебного
10) оплата труда управляющего персонала. автомобиля управляющего;
2) стоимость новой поточной линии;
3) оплата обедов рабочих;
5) премия работникам по итогам года;
6) приобретение сырья;
7) оплата пользования Интернетом;
8) затраты на электроэнергию;
9) оплата служебных командировок.
Затраты производства — сумма всех расходов на выпуск (производство) товаров или оказание услуг.
Любой предприниматель должен рассчитать свои затраты, т. е. определить, сколько денег будет потрачено на производство товара или услуги.
(Демонстрируется схема (см. с. 115).) методички
— Какие затраты поддаются контролю производителя, а какие нет?
(Переменные затраты поддаются контролю производителя, а постоянные нет.)
Общие затраты производства
Задание: работая с п. 2 § 10 учебника, заполните таблицу, используя перечень затрат:
эксплуатация служебного автомобиля управляющего;
стоимость новой поточной линии;
оплата обедов рабочих;
стоимость аренды помещения офиса;
премия работникам по итогам года;
затраты на телефонную связь;
затраты на электроэнергию;
оплата служебных командировок;
оплата места на тематической международной выставке.
Задание: работая с п. 2 § 10 учебника, графически отобразите способы эффективной организации производства. (Составляется логическая схема (см. с. 116).) методички (Проверка выполнения задания.)
Совершенствование разделения труда
Совершенствование организации труда
Внедрение технических новшеств
Способы эффективной организации производства
Повышение мастерства работников
Экономное и бережное расходование ресурсов
Внедрение новых ресурсосберегающих технологий
-Назовите основные виды затрат. /Общие, постоянные и переменные/
— Какие затраты называются постоянными? /Постоянными называются затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения объема производства/
— Что такое переменные затраты? /Переменными называются затраты величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска продукции. Переменные затраты можно контролировать, а постоянные — нет/
Эффективная организация труда – это пути увеличения объемов производства при наименьших затратах.
— Подумайте, как можно этого добиться?
1) использование достижений науки и техники;
2) разделение труда. (Изобретение в сфере разделения труда – конвейер. Автор идеи конвейера — Генри Форд получил титул «автора научной системы выжимания пота»)
V . Закрепление. Решение задач.
Безработная Н. решила открыть небольшое собственное производство. Она была хорошей хозяйкой, превосходно шила и вязала. Н. планировала вязать свитера продавать их на рынке или сдавать для реализации в магазин и зарабатывать не менее 10 000 руб. Проведи расчеты и сделай вывод, сможет ли Н. получить планируемый доход.
Информация: Для производства одного вязанного изделия необходимо не менее 0,5 кг шерсти по минимальной цене 50 р. за 100 г. Оплата электроэнергии за месяц составит не менее 50 р. На изготовление одного вязанного изделия тратится 7 рабочих дней (по 8 ч.). Стоимость аналогичного изделия, выпущенного фабрикой, — 1000 р.
500г : 100г = 5раз;
50 руб. ×5.= 250р за пряжу (1изделие)
30дней : 7дней (1 вязанное изделие) = 4 вязанных изделия за 1месяц
250 руб.×4=1000 руб. (пряжа на 4 изделия)
1000 р. × 4изд. = 4000 руб. (выручка)
4000 руб. – 50 руб.(за электроэнергию) – 1000 руб. (за пряжу) = 2950 руб. прибыли.
Вывод: планируемого дохода Н. не получит, даже если будет работать по 8 ч. в день и без выходных.
Безработная К. решила открыть небольшое собственное производство. Она превосходно шила. К. решила шить кухонные полотенца, продавать их на рынке или сдавать в магазин для реализации и зарабатывать в месяц не менее 10 000 руб. Проведи расчеты и сделай вывод, сможет ли К. получить планируемый доход.
Информация. Из 1 м полотна по цене 50 руб. выкраиваются 2 полотенца. За 1 рабочий день (8 ч.) Н. может изготовить 10 полотенец. Оплата электроэнергии за месяц составит не менее 50 руб. Стоимость аналогичного полотенца, выпущенного текстильной фабрикой, — 40 руб.
10 пол.×30 дней = 300 пол. (за месяц)
300 пол. : 2 = 150м (ткани)
50 руб.×150м=7500 руб.(за ткань)
40 руб. × 300 пол. = 12000 руб. (выручки)
12 000 руб. – 7500 руб. – 50 руб. (за электроэнергию) = 4450 руб. прибыли
Вывод: К. планируемого дохода не получит, но шить полотенца прибыльнее, чем вязать свитера.
-Какие практические советы начинающему предпринимателю можно сформулировать на основе рассмотренных примеров?
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие знания вы считаете наиболее важными для себя лично?
Источник