ГРАФФИТИ – ИСКУССТВО ИЛИ СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зашита проектной работы о граффити. | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Довольно таки часто на улицах, мы встречаем яркие и замысловатые рисунки. Они украшают гаражи, заброшенные здания, фасады домов, заборы. Такие рисунки есть в каждой точке света, в каждом городе. Вся эта уличная культура называется «граффити». Это настоящее искусство улиц. Правда, многие считают это способом самовыражения. Так что же такое граффити, искусство или способ самовыражения?
Цель данной работы : изучение темы граффити в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :
1. Изучить и проанализировать информацию по данной теме.
2. Рассказать о граффити.
3. Выяснить, что же такое граффити, искусство или способ самовыражения?
4. Рассказать о граффити, как о вандализме.
5. Выяснить, что люди думают по поводу граффити.
6. Расширить свои знания по данной теме.
Гипотеза : Хотя в России «граффити» является сравнительно молодым видом уличного искусства, оно приобрело массовый характер и является способом самовыражения.
Объектом исследования является место граффити в России.
Методы исследования : поиск информации; сравнение и обработка полученной информации, анкетирование, обобщение.
Гра́ффи́ти изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.
Самые древние свидетельства о граффити датируются 30 тысячелетием до нашей эры, тогда оно было представлено в виде наскальных рисунков, изображающих охоту или животных. Часто эти рисунки были изображены в пещерах. Даже древние римляне наносили их на стены и статуи, также примеры «истоков» граффити, сохранились в Египте.
В самом широком смысле, граффити — это любое изображение или надпись, нанесенные на поверхность при помощи краски или, к примеру, выцарапывания. В более же узком представлении такого рода археологическим находкам относятся только нацарапанные изображения и буквы, что объясняется этимологическим происхождением термина. Все остальное же именуется не иначе как дипинти что обозначает надписи краской. Наскальные рисунки – это «граффити» наших далеких предков. Причина появления надписей на стенах — потребность передачи различной информации.
На сегодняшний день, граффити приобрело вид уличного искусства и в отличии от «истоков», в большинстве случаев несет в себе минимум смысла. Для тех, кто считает, что граффити — это исключительно вандализм, следует отметить еще раз тот факт древности подобного явления на пути мирового развития. Постепенно примитивные пиктограммы совершенствовались, приобретали определенное значение и нашли отражение в эпоху Античности. Искусство граффити можно встретить в древнегреческом городе Эфесе, который находится на территории современной Турции, а древним римлянам и вовсе было свойственно украшать надписями не только стены, но и статуи.
Как бы странно это ни звучало, но данный способ фиксации и передачи информации был вполне обыденным для Древней Руси. В Новгороде, Киеве и других городах сохранились сотни настенных изображений и надписей, считающихся теперь полноценными историческими памятниками. В современном мире не только улицы и подземные переходы стали наполняться граффити, но и станции метро. Политические лозунги постепенно стали разбавляться другими словами, начиная от цитат литературных произведений, заканчивая бранными выражениями. Пожалуй, именно в этот период перед нами стоит вопрос: граффити-это вид искусства или вандализм?
Практически в каждом городе земного шара можно найти какое-нибудь кафе или магазин, оформленные в этом стиле. Граффити, размещаемые на стенах зданий и заборах, приобретают большую эстетичность. Неудачно нанесенная надпись может испортить порой даже самое великое здание, но порой всего несколько цветных штрихов способны превратить в настоящий объект искусства самые обыкновенные развалины. Как относиться к подобным видам изображения — личное дело каждого.
Общественность до сих пор не может определиться с тем, что такое граффити — вид искусства или способ самовыражения. Тем не менее, оно до сих пор не теряет своей популярности, и фасады домов с заборами продолжают заполняться всевозможными рисунками и надписями.
В России культура граффити пришла примерно в 96-м году, когда в Америке и Европе она давно уже стала модным течением. Художники рисовали на стенах баллонами (которые, кстати, тогда в России достать было очень сложно). В то время они были очень плохого качества, малоцветные (в наличии было всего 3-4 цвета). Поэтому рисование граффити на начальной стадии не отличалось заметным качеством.
Сегодня, невероятный подъем граффити в России. О граффити в России, можно сказать, что « Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными райтерами считаются Крыс из Латвии и Баскет из Москвы ».
На данный момент у Крыса есть работы не совсем связаные с «уличным» творчеством, а с красивейшими «картинами» в разнообразном стиле – будь то элементы интерьера, декора, расписные панно или стилизованные фотографии.
Уличное искусство не самое дешевое увлечение, особенно если говорить о качественном граффити, которое и вправду можно назвать украшением города. У уличных художников, которые, есть также и правила, по которым они никогда не будут портить свежий рисунок или писать что-то неприемлемое. Они чаще всего выбирают тоннели, заброшенные здания, требующие реставрации или уже поврежденные стены, которым не будет нанесен вред.
Олег Баскет – один из первых граффити-художников в России, является самым авторитетным райтером. Баскет стоял у истоков отечественного граффити. Участник граффити команды Rus Сrew, а так же участник культовой группы Bad Balance.
Только к концу 90 годов в России, граффити становится массовым. Как мы видим, Российское движение является еще молодым, но уже популярным.
Распространению граффити в нашей стране, также послужила молодежная мода на одежду, вот несколько излюбленных бомберами брендов. Хэмилтон Кархарт занимался производством одежды для рабочих. Сегодня кархарт стал фирменным знаком граффити, особой популярностью пользовались шапки. Сode red -изначально журнал про граффити, сейчас является модным в кругах брендом одежды. Особой популярностью пользуются штаны, из-за своей надежности и удобства. Nike Air Max — В 1978 году компания Nike шокировала мир кроссовок, создав Air — первые в мире кроссовки с воздушной подушкой в виде амортизатора. Это самая популярная обувь среди райтеров. В России граффити тесно связано с футболом, поэтому неизбежно появилось много заимствований в моде, так, что все модные тренды футбольных фанатов, также популярны и в граффити. В целом райтеры не отдают предпочтение какому-то определенному бренду, все на что они полагаются это чтобы одежда была удобной, и стильной.
Несмотря на то что этот вид искусства практически превратился в граффити на бумаге и не находил никакого отражения на городских стенах, всегда оставались истинные поклонники подобных современных «наскальных надписей». (Это надписи, сделанные нашим одноклассником). Предприимчивые владельцы магазинов, кафе, способные оценить выгоду от подобных явлений, быстро взяли себе на заметку подобный способ привлечения покупательского внимания, и в скором времени граффити на бумаге превратились в полноценные картины.
Самым популярным видом граффити является спрей-арт, появился он с появлением аэрозольной краски. Иногда граффити сравнивают с вандализмом. Стрит-художники с этим категорически не согласны: да, надпись на стене – это атака, посягательство на визуальный комфорт, но если одних граффити обижают, то других, наоборот, вдохновляют. Уличные художники не ломают заборов, не разбивают окна. По их мнению, вред уличного искусства сознательно преувеличивают, а запреты только привлекают внимание к граффити, которые в результате становятся более агрессивными.
Во многих европейских странах несанкционированная настенная живопись действительно стала подсудным делом. В Германии и Англии, например, за граффити в неположенном месте полиция имеет право задержать и оштрафовать. Если же уличный художник попадёт в руки полиции ещё раз, то он может провести в тюрьме несколько месяцев.
В Российской Федерации в соответствии с уголовным кодексом граффити можно квалифицировать по ч. 1 ст. 214 УК РФ «Вандализм». Максимальная ответственность, при совершении группой лиц, или по экстремистским мотивам — до трёх лет лишения свободы. Без отягчающих обстоятельств — штраф, либо обязательные работы, либо арест. А так же по ст. 213 УК РФ (Хулиганство) — до пяти лет лишения свободы. Группой лиц — до семи лет лишения свободы. А вот за рисование граффити на транспорте – поездах и в метро – жёстко наказывают во всех странах, поскольку устранять их сложнее и дороже. Вандализмом признается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. Наказывается штрафом Как видите, закон предусматривает альтернативные наказания, а уж какое конкретно и в каком размере его назначит, это будет решать суд. Поэтому чтобы избежать ответственности, необходимо доказать, что в результате создания граффити никакого осквернения не произошло, а наоборот, улучшился эстетический вид объекта.
Но даже запреты не способны полностью вытеснить граффити с городских улиц. «Представить современный город без граффити невозможно, а бороться с ними — всё равно что с ветряными мельницами, считают уличные художники. К тому же в городах всё-таки есть пространства, где граффити можно создавать вполне легально. Как правило, это заброшенные стройки, набережные, дорожные развязки и мосты, заборы, огораживающие стройки.
Местом рождения современного граффити принято считать период с 1969 по 1974 год в городе Филадельфия, а родоначальниками современного движения считаются “Cornbread” и “Taki183” , В Нью-Йорке зародился трейнрайтинг . Трейнрайтинг- написание своего псевдонима на поездах. Граффити стали использовать крупные компании в целях рекламы. Среди крупнейших это: “Nike” “Sprite”, многие компании используют граффити в рекламе, по сей день.
Движение приобрело соревновательный характер, райтеры стремились оставить как можно большее количество своих тегов. Существует большое количество видов граффити, с которыми вы можете познакомиться. (раздача листов в зал) Популярным сейчас стал такой подвид, как 3D-граффити — большие рисунки на полу, которые выглядят объемными с определенной точки обзора. Это мы встретили в музейно выставочном центре. Не каждое граффити можно загнать в рамки конкретного стиля; существует множество уличных работ, которые иногда поражают своей красотой и выглядят как настоящие картины, со своим оригинальным смысловым наполнением.
Граффити присутствуют и в Когалыме. Изучая тему граффити в Когалыме, мы встретили написанные слова, картинки с изображением природы здешних мест на заборах, стенах гаражей. Судя по встреченным граффити у нас в городе тоже есть талантливые ребята, которые занимаются граффити. Среди них – наш одноклассник-Раззагов Вугар. Вы можете увидеть написанные им слова в стиле «Blockbuster». Вугар часто делает свои рисунки на бумаге в стиле граффити. Рисунок на стене здания, принадлежащего нашей школе, выполнен выпускником МАОУ СОШ №1 Тамадаевым Зауром в 2008 году в рамках экологической акции. У Заура великолепные способности к рисованию и он поступил учиться на дизайнера. Также мы считаем, что рисунок на асфальте около нашей школы это своего рода проявление граффити.
Изучая тему граффити, проведя анкетирование среди учащихся 7-х классов (52 учащихся), мы пришли к мнению, что граффити – это прежде всего способ самовыражения. Т.к. 100% (52 чел.) знают точное определение граффити, 85% (44 чел.) знают что такое граффити, а остальные 15% (8чел.) не знают, На вопрос, нравится ли вам граффити 75% (39 чел.) ответили да, 15% (8 чел.) не знают, 10% (5) не нравится. 65% (34 чел.) считают граффити способом самовыражения, 22% (11 чел.) считают граффити видом искусства, а 13% (7 чел.) называют граффити хулиганством, 88% (46 чел.) разрешили бы граффити, а 12% (6 чел.) запретили бы.
Изучив и проанализировав данную тему, мы узнали, что граффити есть везде, в каждой точке земли. И это неудивительно, что граффити «накрыло волной» весь мир. Это было популярно, и остается популярным по сей день. Райтеры творили, творят и будут творить свои рисунки.
Как мы уже успели понять, граффити это изображения, рисунки или надписи на стенах домов, гаражей, заброшенных зданий, заборах. Многие граффити – это «яркое пятно» любого города, они придают настроение, радуют глаз, и просто украшают город. Но есть граффити неприемлемого характера. Они содержат в себе нецензурную брань, карикатуры, а некоторые несут в себе призыв к сектам, суициду. Такие граффити и вправду можно считать актом вандализма. Райтеры – это такие же люди, которые имеют чувства, эмоции. И таким способом они выражают свой «внутренний мир».
Источник
ГРАФФИТИ КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Молодёжь является наиболее мобильной и восприимчивой социальной группой нашего общества. Изменения, происходящие в политической, экономической и социокультурной сферах нашей жизни напрямую влияют на становление личности молодого человека, побуждает его к выбору определённых моделей поведения в обществе. Издревле считалось, что самым простым и доступным для людей способом выразить свою точку зрения является искусство в разных его проявлениях. Посредством искусства люди могли донести до окружающих свое видение какого-либо явления. Так одним из современных способов проявления индивидуального и группового самовыражения определенной части молодёжи является граффити.
Граффити — это надписи и рисунки, которые имеют не легитимированный характер и служат средством выражения психосоциальной идентичности, а также способом решения индивидуальных психологических проблем [3].
Феномен граффити не является объектом искусствоведения, так как не институциональные (не принадлежат различным социальным институтам) надписи и рисунки не являются искусством, литературоведения — так как это не литература, лингвистики — так как граффити — фрагментированный язык, и т.д. С этой точки зрения анализ граффити прежде всего лежит в области изучения психологии больших социальных групп и ментальности, то есть психологии на стыке с культурологией, семиотикой, историей — в сферах социальной и культурно-исторической психологии.
Изучением психологических аспектов граффити занимался ряд зарубежных и отечественные ученых (Седнев В., Бочарова О., Щукин Я., bel E.L., Buckley В.Е., Freeman R., Lachmann R.) как правило, все они анализируют граффити с позиций общей психологии — как продукт не институциональной деятельности субъекта, обладающего определенными личностными особенностями, и не рассматривают граффити как проблему больших социальных групп.
Граффити как способ проявления группового характера молодежи — тема, которая является актуальной на протяжении уже многих лет. К примеру, 20 лет назад граффити рисунки молодежи были более сдержанными и лаконичными, имели чёткую идею и посыл. Современные же рисунки на стенах отличаются все большей абстракцией, все они обязательно чрезмерно броские и яркие по своему внешнему представлению и по смысловой нагрузке.
Обилие неприличных и некачественных рисунков на стенах наших городов объясняет негативное на сегодняшний день в России всеобщее отношение в целом к искусству граффити. К тому же такой способ наглядной агитации часто используется различными радикально и даже агрессивно настроенными молодёжными организациями. Например, все мы не раз видели, проходя по улице чёрные надписи в стиле «Россия для русских и по-русски». Это лозунги русских националистов, отличающихся отменной жестокостью — SkinHead’ов или просто
«скинов». Подобные заборные надписи, на ряду с многочисленными малоприличными и откровенно нецензурными художествами, вызывают негативное отношение к стилю граффити у обывателей, которые всех любителей уличных рисунков объединяют в общую категорию – «хулиганы». Именно так же оценивает их и закон. Но наибольшее общественное возмущение вызывает такое проявление уличного творчества как вандализм – бессмысленное и жестокое уродование национальных и культурных ценностей, осквернение зданий и других сооружений [1]. Не смотря на прямые ассоциации искусство граффистов не имеет прямого отношения к вандалам.
Существует два основных направления в граффити: тэгинг — официальное, разрешенное граффити и бомбинг — быстрое нанесение рисунков, не легальное граффити, чаще всего его рисуют ночью [5].
Под тэгингом понимают рисунки, используемые в рекламе, видеотрансляции, дизайне и т. п.
Благодаря языку выражения, такие изображения политического или социального характера, призывающие к борьбе против вредных привычек в молодёжной среде быстрее доходят до сознания. Реклама, нанесённая на стену, может выражать идеи всего общества, акцентировать внимание на чём-то конкретном, либо привлекать внимание к какой-то глобальной проблеме [2]. В таком случае, искусство граффити предстаёт в качестве призыва, обращённого к молодёжи, способного изменить её в лучшую сторону.
Однако, любой вид граффити, прежде всего, является визуализацией идеи художника, его понимания воплощённой проблемы. Поэтому можно сказать, что вся огромная сила воздействия на человека этого искусства улиц всё же является продуктом людей грамотных, профессионально владеющим языком самовыражения.
Изменяя своих зрителей граффити и само эволюционирует. Находясь среди городских жителей, искусство граффити напрямую зависит от развития общества, изменения его приоритетов и потребностей.
Кроме рисунков политического и социального характера, часто на стенах можно увидеть изображения, украшающие серое окружение наших городов. Авторами таких работ чаще всего выступают ученики художественных школ, изображающих достопримечательности любимого города. Этот вид граффити также наделён смысловой нагрузкой. Начинающие художники раскрывают перед нами красоту города, донося призыв о том, что мир прекрасен.
Художественный образ, созданный райтером (художником-граффистом), конечно, будет отличаться от художественного образа классического произведения. Однако, он всегда понятен своим зрителям [6].
Художественный образ представляет собой способ и форму понимания и отражения реального мира в искусстве [6]. Художник вносит в свою работу образное содержание посредством иносказательной мысли, метафоры. Любой вид (изобразительного и неизобразительного (архитектонического) искусства теряет свою художественную ценность при отсутствии образного наполнения.
Каждому человеку присуще желание уметь рисовать. Несмотря на различные мотивы этого стремления, их объединяет одно – мечта приобщиться к миру искусства, иметь возможность визуализировать картину своего внутренней вселенной.
Несмотря на то, что граффити существует с середины 90-х годов наибольшее распространение оно получило, в основном, в городах более близких к столице нашей родины. Стены городов на периферии покрыты чаще всего изображениями, принадлежащим сфере бомбинга. Но всё же само наличие этих рисунков говорит о том, что когда-нибудь это новшество, по сути воплощающее крик души современной молодёжи, уже легально будет понято и принято нашим обществом.
Итак, из всего сказанного видно, что граффити представляет собой один из видов молодёжного самовыражения. Все мы по-разному выражаем свои мысли и чувства, одни пишут стихи, другие играют на музыкальных инструментах, кто-то поёт, а кто-то своё мироощущение рисует. И делает это Он так, что Ты с ним соглашаешься, потому что понимаешь, что это и твои мысли тоже. А если Вас уже двое, то возможно вы будете услышаны.
Список литературы
1. Вандализм // статья 214, Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996г. № 63- ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996г., действующая редакция).
2. Высоцкий, С.А. Киевские граффити XI—XVII вв. [Текст] / С.А. Высоцкий — Киев, 1985. – 25с.
3. Граффити [Электронный ресурс] // Википедия; режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/graffiti / (дата обращения 20.04.2016).
4. Есаков, Г. А. Вандализм [Текст] / Г. А. Есаков // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / пред. науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. – Т. 4: Большой Кавказ – Великий канал. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. – С. 576.
5. Кёте, Райнер Первобытный человек: научно-популярная литература [Текст] / Р. Кёте; худож.: Й. Хеннинг, Ф. Климт ; пер. с нем. Е. Ю. Жирнова. — Москва: Мир книги, 2006. — 48 с.
6. Кодекс граффитчика [Электронный ресурс] // Всё о граффити; режим доступа: http://graffiti.sitecity.ru (дата обращения 18.04.2016).
7. Крючкова, В.А. Граффити. [Текст] / В.А. Крючкова // БРЭ Т.7 с.646, — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.
Источник