- Тест по технологии для учащихся 7 класса по теме «Элементы материаловедения. Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк»
- Просмотр содержимого документа «Тест по технологии для учащихся 7 класса по теме «Элементы материаловедения. Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк»»
- Тест по технологии для учащихся 8 класса по теме «Конструирование и моделирование плечевого изделия с втачным рукавом»
- Просмотр содержимого документа «Тест по технологии для учащихся 8 класса по теме «Конструирование и моделирование плечевого изделия с втачным рукавом»»
- «Дизайн. Мода. Стиль.» учебное пособие
Тест по технологии для учащихся 7 класса по теме «Элементы материаловедения. Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк»
Данный тест разработан для проверки знаний у учащихся 7 класса по теме » Элементы материаловедения. Конструирование и моделирование плечевого изделия и брюк»
Просмотр содержимого документа
«Тест по технологии для учащихся 7 класса по теме «Элементы материаловедения. Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк»»
Тест по технологии для учащихся 7 класса
по теме «Элементы материаловедения. Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк.»
1.Назовите основные направления создания одежды?
2. Как называется готовая одежда высокого качества, изготовленная промышленным способом?
3. Как называется возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета?
а) зрительное восприятие
б) зрительный обман
в) зрительные иллюзии
4. Как называется явление, при котором светлые предметы на темном фоне, кажутся больше, а темные на светлом фоне – меньше ?
5. Какие мерки записываются в полном размере?
6. Какие мерки записываются в половинном размере ?
7. Какое условное обозначение длины спины до талии ?
8. Сколько основных деталей в конструкции платья?
9. Основа конструкции изделия это…
а) чертеж основных деталей изделия
б) чертеж дополнительных деталей изделия
в) чертеж вспомогательных деталей изделия
10.Что определяет базисная сетка?
а) детали изделия
б) размер изделия
11.Чертеж изделия строится на …
а) половину ширины изделия
б) половину длины изделия
в) полную ширину изделия
12. Контур чертежа переда и спинки составляют следующие конструктивные линии?
а) линия лопаток
г) линия горловины
13. Какой меркой определяется размер одежды?
14. Как называется процесс создания новых моделей одежды?
15.Кто занимается созданием новых моделей?
16. Как называется верхняя отрезная часть одежды?
17. Назовите основные виды воротников?
Ответы: 1аб, 2а, 3в, 4а, 5вг, 6ад, 7б, 8в, 9а, 10б, 11а, 12вг, 13в, 14а, 15б, 16в, 17аб
Источник
Тест по технологии для учащихся 8 класса по теме «Конструирование и моделирование плечевого изделия с втачным рукавом»
Данные тестовые задания разработаны для проверки знаний у учащихся 8 класса по теме»Конструирование и моделирование плечевого изделия»
Просмотр содержимого документа
«Тест по технологии для учащихся 8 класса по теме «Конструирование и моделирование плечевого изделия с втачным рукавом»»
Тест по технологии для учащихся 8 класса
по теме «Конструирование и моделирование плечевого изделия с втачным рукавом»
1.Назовите основные направления создания одежды?
2. Как называется готовая одежда высокого качества, изготовленная промышленным способом?
3. Как называется возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета?
а) зрительное восприятие
б) зрительный обман
в) зрительные иллюзии
4. Как называется явление, при котором светлые предметы на темном фоне, кажутся больше, а темные на светлом фоне – меньше ?
5. Как называется внешнее очертание любого предмета или костюма?
6. Назовите виды силуэтов плечевого изделия?
7. Какие мерки записываются в полном размере?
8. Какие мерки записываются в половинном размере ?
9. Какую мерку необходимо снять для определения раствора нагрудной вытачки?
10. Какую мерку необходимо снять для определения положения нагрудной вытачки?
11. По какой мерке определяется ширина рукава?
12. Какие конструктивные линии составляют сетку чертежа?
13. Какие припуски создают силуэт изделия?
а) припуски на свободу облегания
б) декоративно-конструктивные припуски
в) силуэтные припуски
От чего зависит величина прибавок к полученным меркам?
15. Что представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных линий, расположенных в местах наибольшего изменения профиля фигуры?
б) базисная сетка
16.Чертеж изделия строится на …
а) половину ширины изделия
б) половину длины изделия
в) полную ширину изделия
17. Какой меркой определяется размер одежды?
18. Как называется процесс создания новых моделей одежды?
19.Кто занимается созданием новых моделей?
20. Как можно переместить нагрудную вытачку?
б) в линию середины переда
в) в линию середины рукава
г) в линию проймы
Ответы: 1аб, 2а, 3в, 4а, 5б, 6авг, 7вг, 8ад, 9а, 10в, 11б, 12ав, 13б, 14абв, 15б, 16а, 17в, 18а, 19б, 20бг
Источник
«Дизайн. Мода. Стиль.» учебное пособие
Федеральное казённое профессиональное
образовательное учреждение № 262
Федеральной службы исполнения наказаний
«Дизайн. Мода. Стиль.» учебное пособие для обучающихся в ФКП образовательном учреждении № 262 по профессии «Швея». – Юрга, 2018. – 28 с
Составитель: Крючкова Ирина Николаевна – преподаватель ФКП образовательного учреждения № 262
652050, г. Юрга, ул. Окрайная, д.1
Учебное пособие к теоретическому курсу образовательной программы по предмету «Основы дизайна». Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение № 262 г. Юрга, 2018 .
Учебное пособие «Дизайн. Мода. Стиль.» разработано к образовательной программе, по которой с 2009 года в образовательном учреждении обучаются по профессии «Швея».
Использование пособия не только в качестве лекционного материала, но и для самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе по теоретическому курсу позволяет педагогу осуществлять дифференцированный подход в обучении.
1. Дизайн. Основные понятия. Условия возникновения
2. Специализация дизайна
3. Дизайн одежды
5. Мода как видоизменение форм одежды
Список использованной литературы
Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды. «Чтобы не происходило в обществе — новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью — всё находит отражение в дизайне, который в свою очередь, способствует дальнейшему развитию новых тенденций».
Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.
Понятие «Дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и как правило, на полшага впереди современности.
1. Дизайн. Основные понятия. Условия возникновения
Слово «дизайн» происходит от итальянского disengo, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты, рисунки и идеи, лежащие в основе работы. В русский язык слово «дизайн» пришло из английского языка, в котором слово design с XVI века означало замысел, чертеж или узор, а также процесс проектирования и конструирования.
Дизайн, как особая творческая деятельность, возник в сфере промышленного производства в XIX -XX веках. В дизайне преодолевается разрыв между красотой и пользой, возникший в результате промышленной революции и развития массового производства, стирается грань между искусством и техникой. «Дизайн» — термин обобщающий различные виды проектировочной деятельности имеющей целью формирование эстетических качеств предметной среды и удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества.
Потребность — осознанная или неосознанная необходимость в тех или иных условиях или предметах для нормального функционирования социальной системы или жизни человека.
Предметная среда – совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Дизайн – творческая деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
Дизайн является проектной деятельностью и связан с культурой нового типа – проектной культурой. Проектная культура ориентирована на непрерывное изменение образа жизни и охватывает во взаимосвязи все аспекты деятельности по созданию нового изделия – технические, экономические, социальные, эстетические.
Эпоха проектной культуры началась в период Возрождения, сменив тысячелетнее господство канонической культуры древних цивилизаций, Средневековья, а также культуру стран Востока – Индии, Китая, Японии. Каноническая культура была ориентирована на устойчивый уклад жизни. Ритуал, традиции ее формы.
Теоретики дизайна конца 19 – начала 20 веков (начиная с Д.Рескина и У.Морриса) культу машин противопоставили идею возвращения утраченной целостности культуры. Эта идея получила развитие и в современных концепциях дизайна.
В системе художественных ценностей человеческой цивилизации искусство занимает ведущую роль. Искусство – понятие, объединяющее в себе музыку, театр, цирк, кино и пластические виды искусства – это те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве и воспринимаются нами посредством зрения. Их можно разделить на две большие группы: изобразительные и архитектонические (неизобразительные). В 1 группу входят- живопись, скульптура, графика (книжная и прикладная). Во 2-ю – архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.
Дизайн в свою очередь делится на промышленный – занимающийся проектированием изделий, машин, бытовой техники, мебели; интерьерный – внутренний вид общественных и жилых помещений; графический – рекламная продукция и т.д.; костюмный – определяющий облик моды и проектирующий современную одежду.
Неизобразительные виды искусства тесно связаны с развитием научно-технического прогресса. Технические новинки и научные открытия дают мощный толчок для художественного творчества, а также идеи художников вдохновляют ученых на поиски новых материалов и технологий. Все предметы быта становятся произведениями искусства при условии их художественного решения.
Дизайн относится к области художественного творчества, создает предметы, обладающие образной выразительностью. Красота вещей обусловлена практическими требованиями. Мир бытовых вещей, созданных человеком, должен быть максимально удобным и одновременно обладать приятным для глаза внешним видом.
Цель дизайнера – создать комфортную предметную среду. Этот принцип в большой степени можно отнести к созданию одежды, которая обеспечивает своему носителю удобство и естественность поведения, воспринимается нами как красивая.
Дизайн или художественное проектирование (костюма) относится к области архитектонического искусства и имеет две функции – эстетическую и практическую. Мы стремимся иметь в своем гардеробе одежду практичную, теплую, удобную, одновременно предъявляя к ней требования эстетического порядка: она должна быть модной, красивой.
Уже в первобытном обществе одежда не ограничивалась лишь защитной функцией. Первые представления о красоте человек черпал из окружающего мира, украшая свои искусственные покровы простейшими узорами. С возникновением религии одежда приобретает еще одно важное значение – мистическое. Появилась новая функция одежды – обрядово-символическая. С возникновением имущественного и общественного неравенства людей одежда приобретает знаки социального различия. XX век положил начало демократизации одежды. В ходе общественного развития одежда постепенно усложнялась, совершенствовалась, расширяла спектр своего назначения.
Дизайн делает форму одежды не только эмоционально выразительной, обладающей эстетической ценностью, но и целесообразной, конструктивно осмысленной. Как бы свободна ни была фантазия художника-дизайнера при поиске новой формы проектируемой вещи, она всегда должна подчиняться требованиям целесообразности, продиктованным функциональным назначением предмета.
2. Специализация дизайна
Специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды, называется дизайнером.
В структуру дизайна входят следующие элементы:
· субъект дизайн деятельности – дизайнер и потребитель;
· объект дизайн деятельности – дизайн-проект и дизайн-продукт;
· среда – различные системы деятельности.
Объектами дизайна могут быть:
· элементы городской, производственной и жилой среды;
С самого начала осмысления дизайна как профессиональной деятельности он претендовал на охват всей среды обитания (от софы до среды города).
В зависимости от объекта проектирования дизайн подразделяется на:
· группа «А» — орудия труда и механизмы, средства транспорта, вооружение;
· группа «В» — предметы массового потребления: посуда, бытовые приборы, мебель.
· Дизайн архитектурной среды – дизайн интерьера и дизайн внешней архитектурной среды.
· Дизайн графический – промышленная графика, упаковка, фирменные знаки, рекламная продукция.
Дизайн является и одной из форм массовой коммуникации в современном обществе, осуществляя связь производства и потребления через торговлю, регулируя взаимодействие спроса и предложения.
Рассмотренный культуроведчески, дизайн – искусство. «Рассмотренный социологически, дизайн есть система управления, взаимодействия промышленности и рынка в массовом потребительском обществе путем придания внешним формам изделия символов престижа, благополучия, лояльности» (Кантор К. Правда о дизайне. — М.: Анир, 1996. — С. 168).
3. Дизайн одежды
Одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна (частью предметной среды), как мебель, посуда, инструменты, автомобили и самолеты. Костюм является неотъемлемой частью предметной среды, наиболее тесно связанной с человеком и отражающей изменения его образа жизни.
Одежда — это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: холода и зноя, дождя и ветра, от укусов насекомых, зубов и когтей диких животных, от ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою, от пули и отравляющих веществ. В древнем и традиционном костюме одежда защищала человека не только от физических воздействий, неблагоприятных климатических условий, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту. Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскраску, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье.
Современное понятие одежды включает в себя платье, обувь, головные уборы, дополнения и аксессуары (перчатки, шарфы, пояса, сумки и т.п.).
Основные функции одежды — защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая ему приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды — это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию — она украшает человека, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы.
Как и любая вещь, одежда является предметом потребления. Ношение одежды — это процесс потребления данного продукта. Одежда может быть изготовлена по индивидуальному заказу для конкретного человека или быть продуктом массового промышленного производства, когда один образец тиражируется в сотнях, тысячах, а то и миллионах экземпляров и находит своего «хозяина» уже в процессе распределения. В любом случае она удовлетворяет определенные потребности конкретного человека.
Дизайн одежды — одно из направлений дизайн-деятельности, целью которого является проектирование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека.
В зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и кроя одежда подразделяется на следующие виды:
· драпированная (некроеная, несшитая) — это одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело;
· накладная — это одежда, которую надевают через голову. Она может быть несшитой — в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы (древние плащи, пончо), может быть кроеной и сшитой (туникообразный покрой, если основой такой одежды является согнутое пополам полотнище ткани без плечевых швов — тип туники или рубахи);
· распашная — это кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху донизу (тип халата или кафтана);
· кроеная и сшитая европейского типа — это одежда, повторяющая формы тела человека за счет кроя, который представляет собой развертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).
В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на группы: по половозрастному признаку, способу изготовления, сезону, назначению (на бытовую, спортивную, производственную, форменную, зрелищную и т.д.).
С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм».
Костюм (от итал. costume — обычай, нравы) — это определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа, или этноса, а также с социальным положением, поведением и образом конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую.
Однако важнейшая функция костюма — знаковая, так как костюм является особым видом коммуникации, т.е. сообщает окружающим информацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрастиях, религиозной принадлежности, эстетическом вкусе, культуре. Кроме того, костюм выполняет следующие функции:
· сообщает о возрасте. Так, современный европейский костюм может определять или маскировать возраст человека; национальный костюм четко определял возраст, например цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском национальном костюме;
· сообщает о социально-половой принадлежности. Например, практически в любом национальном костюме обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т. п. В традиционном обществе попытки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму (стиль унисекс);
· обозначает сословную (групповую) принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека;
· обозначает профессиональную принадлежность человека, указывает на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средневековом костюме, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов носили особую одежду, которая различалась по покрою и цвету. В современном костюме эта функция проявляется в производственной и в гораздо меньшей степени в бытовой одежде для работы. Однако без труда по костюму можно отличить делового человека от представителя «свободных профессий»;
· указывает на климатические особенности региона, образ жизни и национальные традиции проживающих в нем народов. Так, костюм бедуинов Аравийского полуострова в той же степени учитывает особенности климата, что и костюм коренных народов Крайнего Севера. По костюму можно судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современном костюме европейского типа сложился так называемый интернациональный стиль, стирающий все национальные особенности;
· указывает на религиозную принадлежность человека. Например, в Индии первоначально только мусульмане носили кроеную и сшитую одежду, кожаную обувь, а индусы — драпированную одежду; во Франции в XVI в. можно было по костюму отличить католика от гугенота (протестанта), в Англии в XVII в. — сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пуританина). И в современном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, например, трудно спутать с кришнаитом, хотя и можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не столь существенное значение, как это было раньше.
В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функция — многозначной. В этом смысле костюм выражает как индивидуальный эстетический вкус человека, так и общие для данного времени представления о красоте. Индивидуальный выбор костюма (не только стиль, сочетания цветов или отдельных предметов одежды, но и соответствие фигуре и внешности человека, а также конкретной ситуации) свидетельствует об образовании и общей культуре человека, о его социальном происхождении. В современной моде отсутствуют прежние эталоны «хорошего вкуса», но сохраняет свое значение понятие «культура одежды», которое предполагает прежде всего соответствие костюма ситуации, в которой находится человек. Кроме того, в костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа.
Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образное решение костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход», когда проектируют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с этой точки зрения проектировать нужно не мост, а переправу, не светильник, а освещение, не нарядное платье, а хорошее настроение и уверенность в себе, не губную помаду, а возможность стать красивее и т.п.).
Функциональный подход при проектировании вещи предполагает предварительное изучение процесса ее функционирования, разработку модели идеального функционирования системы в целом и в результате — создание объекта с принципиально новыми функциями, позволяющего удовлетворить разнообразные и меняющиеся потребности человека.
В зависимости от того, что является объектом проектирования, дизайн одежды подразделяется на дизайн костюма, трикотажных изделий, обуви, головных уборов, аксессуаров, украшений и т. п.
Как уже было сказано выше, одежда — это предмет потребления и в современной ситуации, как правило, продукт массового производства, поэтому дизайн одежды является проектированием преимущественно промышленных коллекций. Такого специалиста называют или дизайнером одежды, или стилистом. В нашей стране до недавнего времени представителя этой профессии называли модельером (специалист по изготовлению моделей одежды — образцов, служащих эталонами для серийного производства одежды, обуви, головных уборов).
В сфере производства готовой одежды существует понятие «прет-а-порте», возникшее в 1950-х гг. Прет-а-порте (букв, «готовый к носке») — это готовая одежда высокого качества, на которой стоит имя известных модельера или фирмы.
Первая ярмарка промышленной моды была проведена в 1948 г. в Дюссельдорфе, в 1951 г. состоялись первые показы женской моды во Флоренции, в 1956 г. — первый салон прет-а-порте в Париже. Города, где устраиваются крупнейшие ярмарки промышленной моды и презентации сезонных коллекций, дважды в год становятся настоящими столицами моды (в Дюссельдорфе с недавнего времени было решено проводить ярмарки четыре раза в год). В Париже два раза в год проводятся недели прет-а-порте, салоны женской и мужской моды, в Милане — показы женской готовой одежды (первый прошел в 1969 г.), во Флоренции — показы мужской (с 1972 г.) и детской моды и одежды из трикотажа, в Дюссельдорфе — показы женской моды, в Кёльне — показы мужской моды, выставка детских и юношеских товаров, в Нью-Йорке — показы мужской и женской моды. В Москве также регулярно устраиваются выставки товаров текстильной и легкой промышленности отечественных и зарубежных производителей.
Понятие «дизайн одежды» распространяется на деятельность по созданию костюма вообще, а не ассоциируется только с массовой одеждой, изготовленной промышленным способом, или даже более узко — одеждой, предназначенной для выполнения определенной функции (например, спецодеждой).
В 1960-х гг. дизайном начали считать создание промышленных коллекций одежды. Высокая мода была отнсена к сфере элитарного дизайна. К области дизайна одежды стали относить и творчество кутюрье (считавших раньше свою профессию прежде всего ремеслом) и стилистов. Кутюрье — создатель коллекций одежды высокой моды (от фр. haute couture — букв, «высокое шитье») — уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в Домах высокой моды, являющихся членами Синдиката высокой моды в Париже или подобных организаций в других странах.
Синдикат французской высокой моды, основанный в 1868 г. в Париже англичанином Ч.Ф.Бортом (1825—1895), объединил модные салоны, в которых одевались представители высших кругов общества, и должен был, с одной стороны, защищать известных портных от копирования их моделей (так как Синдикат высокой моды охраняет авторские права своих членов), с другой стороны, обеспечивать уникальность моделей для своих клиентов, стремившихся отличаться от простых буржуа. Синдикат высокой моды напоминает средневековый цех, а кутюрье могут называться только члены этой организации. Чтобы быть принятым в Синдикат, необходимо соответствовать определенным требованиям: изготовлять модели только по индивидуальному заказу и только с применением ручной работы (что и обеспечивало исключительность на фоне распространения швейных машин), иметь особую клиентуру. Впоследствии в устав Синдиката высокой моды добавились новые требования — проводить регулярные показы моделей для клиентов и прессы, а также
регулярно показывать новые сезонные коллекции. В настоящее время кутюрье может называть себя тот, кто является членом Синдиката высокой моды, имеет салон (Дом высокой моды) в Париже, в штате которого должны работать не менее 20 сотрудников и 3 постоянные манекенщицы, и соблюдает определенные правила: при изготовлении моделей использует преимущественно ручную работу (сейчас допускается до 30 % машинных строчек), применяет ткани определенной стоимости, дважды в год показывает новые коллекции (в июле — осенне-зимние, в январе — весенне-летние), которые должны включать в себя не менее 75 моделей в год.
Дизайн одежды имеет свою специфику, которая обусловила некоторую его оторванность от дизайна в целом. В этой сфере не существует традиции обсуждать профессиональные проблемы на съездах и конференциях, нет союзов и ассоциаций, объединяющих дизайнеров разных стран. В какой-то степени эту роль играют многочисленные ярмарки моды, салоны прет-а-порте и недели высокой моды, хотя их основные задачи совершенно другие — реклама и контакты между производством и торговлей. Также не существует устоявшейся традиции среди дизайнеров одежды выражать свою творческую концепцию в виде теорий и манифестов: как правило, словесное обоснование той или иной концепции модельера возникает уже после демонстрации моделей (в виде интервью или пресс-релиза). Ведущая роль при этом принадлежит не самим дизайнерам, а критикам и модным обозревателям, в чьи обязанности и входят обоснование и реклама нового модного направления.
Дизайнер одежды воплощает свои идеи прежде всего в моделях одежды, а свою творческую концепцию — в форме модного показа, что связано с необходимостью регулярно демонстрировать сезонные коллекции одежды, если речь идет о промышленной или высокой моде. Но все это не означает, что в дизайне одежды не находят воплощения основные тенденции развития современной проектной культуры: в нем можно обнаружить реализацию важнейших концепций и идей, определяющих суть современного дизайна.
Деятельность создателей высокой и промышленной моды так же, как и творчество архитекторов и дизайнеров, отражает общие тенденции развития проектной культуры: например, К. Шанель придерживалась таких же принципов при создании одежды, что и функционалисты 1920-х гг. (например, советские конструктивисты).
Объект дизайна одежды — утилитарная вещь, которая имеет практическое назначение и помимо эстетической функции как у произведения искусства выполняет множество других функций. Дизайнер создает предметный мир, а не изображает его. Устремленность проектной культуры в будущее, ее динамизм, установка на проектирование нового образа мира определяют основную задачу дизайна — формирование новых культурных образцов вещей, создание новых вещей, а не «художественных» вариантов старых. Поэтому дизайн одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей людей, а не быть «украшением» традиционных форм.
Одежда является вещью или совокупностью вещей и выполняет следующие функции:
· инструментальную, связанную с назначением вещи в конкретной деятельности человека (утилитарно-практическая функция одежды);
· адаптивную, обеспечивающую комфортность предметно-пространственной среды, облегчающую процесс адаптации человека к окружающему миру (особенно важной эта функция вещи является с точки зрения экологических проблем);
· результативную, связанную с социальным функционированием вещи, ее способностью содействовать достижению цели как отдельным человеком, так и обществом в целом;
· интегративную, связанную с тем, что в вещи объединены и проявляются качества культуры в целом: смысл (смысл вещи — ее роль в социально-культурном процессе жизнедеятельности), традиции, ценности, выраженные в материале и форме.
Таким образом, вещь является отражением образа жизни в целом, а одежда — отражением образа человека и образа его жизни.
Некоторые теоретики дизайна рассматривают дизайн как новую форму существования искусства в современных условиях. На первый взгляд особенно много общего у дизайна и у прикладного искусства, произведением которого являются вещи, имеющие и практическое назначение (например, посуда, гобелены, украшения). Поэтому костюм также считают предметом прикладного искусства. Произведением прикладного искусства можно считать вещь, в которой объединены материально-практические и художественно-эстетические достоинства.
Костюм, обладающий художественной ценностью, несомненно, можно считать произведением искусства. Однако есть и различия между дизайном и искусством: дизайн ориентирован на решение новых функциональных задач, продиктованных реальными потребностями человека и общества, а не на создание художественного варианта уже существующего типа изделия, как в прикладном искусстве. Дизайнер работает вместе с конструктором или самостоятельно разрабатывает конструктивное решение новой вещи, а художник-прикладник решает свои творческие задачи после того, как инженер сконструирует функционально-техническую форму предмета.
Кроме того, дизайн — особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия. Эстетическое начало присутствует не только в самом творческом процессе создания новой вещи, но и в готовом продукте, который должен быть целостным. Достижение целостности требует от дизайнера не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и обладания даром творческого воображения, эстетического чувства, фантазии, которые характерны именно для художника, тем более что современная промышленность становится областью, где могут взаимодействовать наука и искусство.
Интегрирующий характер творческого таланта дизайнера выразил в своем определении итальянский дизайнер Э.Сотсасс, который сказал, что «дизайнер — это высшего класса художник, ремесленник, философ». Философом дизайнер должен быть потому, что, создавая проект изделий для человека в соответствии с его потребностями и вкусами, проектируя вещи и предметную среду в целом, дизайнер проектирует самого человека: его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, а опосредованно — человека и общество. Таким образом, действительная цель дизайна — проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция общества.
Источник