Государство совокупность существенных способов организации

Форма государства

Формы правления государства

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:

  • форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;
  • форму государственного устройства — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;
  • политический режим (государственный режим) — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. Форма правления — это один из элементов формы государства.

Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика.

Юридические свойства монархии:

  1. бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью;
  2. занятие трона по наследству или по праву родства;
  3. представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;
  4. безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Таким образом, основными признаками монархической формы правления являются следующие:

  1. во главе государства — единоличный монарх (фараон, король, царь, шах и т.д.);
  2. монархический престол передается по наследству.

Виды монархий

Неограниченные (абсолютные) — вся верховная власть принадлежит неограниченно монарху. Монарх является единственным высшим органом государства.

Ограниченные (конституционные) — монарх не является единственным высшим органом государства и верховная власть распределяется между главой государства и другим органом (Земский собор, парламент и т.д.), В современном мире такая монархическая форма правления присуща Великобритании, Японии, Дании, Швеции, Норвегии и др.

  • парламентские: (Великобритания. Дания, Япония) премьер-министр – лидер победившей на выборах в парламент партии является фактическим главой государства;
  • дуалистические: (Иордания, Марокко, Кувейт) монарху принадлежит исполнительная власть.

Республика

Большинство стран мира имеет иную форму правления — республику, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.

Юридическими свойствами республиканской формы правления

  1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
  2. выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
  3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом;
  4. представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
  5. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  6. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республик

Парламентарные – республики, в которых решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству (Италия, Израиль, Индия, Германия, Финляндия, Турция).

Президентские — республики, в которых взаимоотношение высших органов иное — не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним (США, Мексика).

Смешанные — республики, в которых президент и парламент имеют примерно одинаковую силу, правительство формируется и парламентом, и президентом, а также несет перед ними двойную ответственность (РФ, Франция).

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

Виды форм государственного устройства

1. Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство, а также территория таких государств компактна (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

Читайте также:  Что такое пост способы охраны объектов

2. Федеративное государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 года) либо принятия конституции (как это было в 1787 году в США). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

3. Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).

Политический режим

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры.

Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом.

Виды государственных режимов

1. Демократический — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.

2. Антидемократический — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

Тоталитарный режим как разновидность антидемократического режима осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитаризацией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.

Авторитарный политический режим также характеризуется недемократическими методами управления, однако с относительной свободой экономической деятельности, с «урезанным» набором прав и свобод.

Источник

§ 3. Понятие формы государства и ее элементы

Форма государства – совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма государства – понятие сложное, включающее в себя три элемента: форму правления, форму территориального устройства и политический режим.

Форма правления – совокупность способов организации государственной власти.

Форма государственного устройства – внутреннее деление государства на составные части: административно-государственные единицы, административные образования или суверенные государства.

Политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти и управления.

Формы государственного правления

В рамках современной теории государства и права различаются две формы правления: монархия и республика.

Монархия — это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит монарху.

— власть передается по наследству в бессрочное и пожизненное владение независимо (в большинстве случаев) от воли народа;

— монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как его глава;

— монарх осуществляет единоличное правление. Его власть верховна и суверенна (независима);

— в большинстве случаев монарх считается свободным от ответственности.

Абсолютная (неограниченная) монархия характеризуется:

-является неограниченная и ни перед кем неподотчетная власть монарха,

-отсутствием каких-либо представительных учреждений,

-сосредоточением всей государственной власти в руках монарха,

— монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие,

— полным бесправие народа,

Примеры: Россия XVII—XVIII вв., Франция при Людовике XIV, со­временный Бруней.

Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную власть (Сау­довская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия характеризуется:

— власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — и особым правовым актом — кон­ституцией,

— монарх осуществляет представительские функции,

— правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом,

— в ряде случаев монарх сохраняет право назначать и смешать мини­стров.

Примеры: Великобритания, Швеция, Дания и др.).

Дуалистическая монархия характеризуется:

— возникает на стыке историче­ских эпох, когда феодалы не в со­стоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти,

— государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента. Ниж­няя палата, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии.

Пример: Германия в конце XIX — начале XX вв.

Республика — это форма правления, при которой верхов­ная власть принадлежит избранным на определенный срок орга­нам власти.

— это коллективное правление;

— высшие органы государственной власти имеют сложную структуру, несут ответственность за осуществление полномочий согласно закону;

— решения, принимаемые высшими органами власти подлежат коллегиальному обсуждаются по соответствующей процедуре;

Читайте также:  Способы определения стоимости компании

— республиканское правление основано (в большинстве случаев) на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

— все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением;

— органы власти избираются на определенный срок;

— все должностные лица в республике несут ответственность.

Президентская республика характеризуется:

— определенным соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства;

— государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей.

— правительство ответственно перед президентом;

— как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание);

— отсутствием ответственности правительства перед парламентом;

— президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти.

Примеры: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Парламентская республика характеризуется:

— провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность;

— наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент;

— правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте;

— участие президента в формировании правительства номинально. Его политические функции могут быть реализованы только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом.

Примеры: ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.

Парламентско-президентская республика характеризуется сочетанием президентской и парламентской властей.

Пример: Франция. Форма государственного устройства

Формы государст­венного устройства показывает:

— из каких частей состоит внутренняя структура государства;

— каково положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

— как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Теория государства выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства. Таковые делятся на две основные группы: традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся унитарные и федеративные государства. К нетрадиционным относятся конфедерации, союзы, сообщества, содружества, унии, фузии, инкорпорации и т.д.

Унитарное государство — единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1) политическое и террито­риальное единство государства;

2) единое гражданство;

3) единые высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

4) центра­лизация государственной власти; единая структура государственного аппарата на всей территории страны;

5) контроль за деятельностью административно-территориальных единиц;

6) вместе с тем компетенция может быть распределена (по некоторым вопросам) между центром и местами, как правило, на договорной или конституционной основе;

7) все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам;

8) административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

По степени зависимости местных органов власти от центральных различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой кон­троль назначением из центра чиновников. Во втором случае за ме­стными органами осуществляется косвенный контроль и тем са­мый с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Примеры: Польша, Япония, Китай, Афганистан, Па­кистан и др.

Федеративное государство – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Согласно другой точке зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обла­дают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют не­который эквивалент суверенитета, так как располагают опреде­ленной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществ­лении федеральной власти через верхнюю палату парламента.

1) два уровня государственного аппарата федеральные органы государственной власти и управления и ор­ганы власти и управления субъектов федерации;

2) две системы законодательства — федеральная и каждого субъекта федерации;

3) две судебные системы — общефедеральная и субъектов федера­ции;

4) двухканальная система налогов— федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации;

5) разделение сфер пол­номочий федеральных органов и субъектов федерации;

6) «двойное гражданство», то есть гражданин субъекта федерации одновремен­но является гражданином федерации.

В зависимости от принципа формирования различают три вида федерации: территориальные федерации (США, Мексика), на­циональные (бывшая Югославия) и национально-территориальные (Россия).

Конфедерация – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.

— как правило, не имеет еди­ных законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства;

— порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедера­ции может производиться на основе одностороннего волеизъяв­ления;

Читайте также:  Доктор перец способ применения

— в большинстве случаев носит временный характер. Постепенно превращается в федерацию (Швейцарский союз, Германский союз, США), либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР);

— субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения;

— только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Содружество – еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

— это не государство, а своеобразное объединение независимых государств;

— цели, выдвигаемые при создании содружества, затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных;

— могут создаваться и надгосударственные органы,

— денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

— правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств, другие уполномоченные на это органы (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.);

— имеет переходный характер. Может развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, послужить этапом окончательной дезинтеграции государств.

Примеры: СНГ, Британское содружество наций.

Сообщество – переходная форма к иной государственной организации общества, в большинстве случаев усиливающая интеграционные связи государств.

— имеет над государственные органы и бюджет;

— целью сообщества является отмена таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Пример: бывшее Европейское сообщество.

Империя — насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т.п.). Иногда имеет место добровольное вхождение некоторых государств в состав империи, например, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны «третьего» государства, и в воссоединении с родственными государствами (но религии, языку) народ этого государства видит свое спасение.

Уния — добровольное объединение двух го­сударств под властью одного монарха (Норвегия и Швеция в 1815 г).

Фузия — воссоединенные государства, образованные в ре­зультате исторически закономерного слияния (ФРГ и ГДР). Политический режим

— правовое поло­жение личности в обществе и государстве, ее фактическое положение;

— воздействие государства на политическую жизнь стра­ны и другие черты;

— правовая форма применения тех или иных способов осуществления государственной власти.

Виды политических режимов.

Все режимы делятся на демократические и недемо­кратические.

Демократический режим — это способ осуществления государ­ственной власти, обеспечивающий участие народа в управлении государством.

Характерные черты демократических режимов:

— фор­мирование органов власти выборным путем;

— политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов;

— гарантированное существование по­литических прав и свобод граждан;

— равноправие всех форм собственности;

— децентрализация власти, широкое развитие всех форм самоуправления.

Антидемократический режим — это способ осуществления государ­ственной власти, предусматривающий отстранение широких масс населения от участие в управлении государством.

Разновидности антидемократических режимов: деспотия, тирания, авторитарный, тоталитарный, фашистский.

Деспотический – режим, характерный для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии (древневосточный монархии), когда неограниченная власть сосредотачивается в руках одного лица, получающего ее законно (по наследству). Данный режим отличается крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспот опирается на разветвленный бюрократический аппарат и армию. Жестоко подавляется любое инакомыслие.

Тиранический – режим, основанный на узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления (тирании часто устанавливались в античных полисах, например, тирания Агафокла в Сиракузах). Власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота; отличается произволом, террором, жестокостью.

Авторитарный – режим, при котором власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом; режим может осуществляться в разных формах. Представительные органы реально никакой роли в жизни общества не играют. Управляет правящая элита во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией, партийной группировкой). Устанавливается авторитарный режим в результате военного или государственного переворота.

Тоталитарный – режим, являющийся крайней формой авторитарного режима (социалистические государства периодов «культа личности»). Характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной политической партией, слиянием партийного аппарата с государственным и формированием партийной номенклатуры; наличием «культа личности», партийной монополией на средства массовой информации, крайним центризмом в управлении, огосударствление собственности, милитаризацией. Формально политические права и свободы закрепляются в законе, но отсутствует механизм их реализации.

Фашистский — режим, являющийся крайней формой тоталитаризма (Италия, Венгрия в 20-40 гг. XX в.). При фашистском режиме национализм становится государственной политикой. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при нарастании социальной напряженности, обнищании масс.

Источник

Оцените статью
Разные способы