Марксистская концепция происхождения государства
Основная статья: Материалистическая теория происхождения государства
Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.
[править]Государство по Энгельсу
Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая силы.
[править]Государство по Ленину
В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.
[править]Государство по Твердохлебову Г.А.
Государство зарождается в период перерождения стада человекообразных существ в человеческое общество. Движущей силой этого процесса был естественный отбор, который отбирал те популяции гоминид, которые более успешно осознавали зарождающиеся в популяциях правоотношения. Менее способные в этом плане популяции посредством внутрипопуляционных конфликтов и межпопуляционной конкуренции элиминировали. Зарождение же правоотношений происходило на основе производства гоминидами орудий многократного использования. Производитель орудия стал требовать признания за ним права собственности на орудие собственного изготовления, что и рождало конфликты. Необходимость осознания правоотношений системы понятий «моё – не моё орудие» определила направление эволюции гоминид на увеличение объёма мозга и совершенствование его структуры, что, в конечном счёте, рождает способность матери, — через осмысление системы понятий «мой – не мой ребёнок» — осознавать своё материнство. Мать, покровительствуя своим детям, начинает регулировать конфликты между своими детьми, а затем и между всеми членами материнского рода. Рождается первая форма государственной власти – матриархат. В процессе исторического развития человеческого общества, с развитием, совершенствованием средств производства жизненных благ, с изменением, совершенствованием форм собственности на средства производства, с развитием общественного сознания изменяются правоотношения между субъектами права тех или иных государственных образований. Меняющиеся правоотношения перерастают свою диалектическую форму — государственную власть, требуя качественных изменений этой формы. Что периодически и происходит, чаще — посредством революций, реже — посредством эволюционных социально-экономических преобразований. Но какие бы изменения ни претерпевала государственная власть, начиная с самой первой — матриархатной — своей формы и кончая современными государствами, сущность этого явления остается неизменной: государственная власть остается диалектической формой развития правоотношений между образующими данное государственное образование субъектами права.
Источник: Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. — М.: Юрист, 2003, № 5. — С. 45-48; http://samlib.ru/t/twerdohlebow_gennadij_alekseewich/st004.shtml
[править]Иные концепции происхождения государства
[править]Либертарно-юридическая теория
Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни. Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.
Автор — Нерсесянц В. С.
[править]Патримониальная теория
Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.
[править]Волюнтаристские теории
Наиболее широко распространенная из современных волюнтаристских теорий — это теория, которую я бы назвал «автоматической теорией». Согласно этой теории, изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из этой профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединила некоторое число до этого независимых общин в государство. Этот аргумент чаще всего приводился британским археологом В. Г. Чайлдом.
Принципиальным противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создает автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.
[править]Ирригационная теория
Основная статья: Ирригационная теория
Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого-марксиста К. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Источник
Основные теории происхождения государства.
Теории возникновения государства условно делятся на интегративные и конфликтные. Интегративные – это теории, которые видят в государстве естественные и закономерные явления существования и развития человеческого общества. К ним относятся: теологическая, патриархальная, договорная, психологическая и т.д.
Теологическая теория (Фома Аквинский). Государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.
Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский). Суть этой теории состоит в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
Договорная теория происхождения государства (Спиноза, Руссо, Гольбах, Радищев). Эта теория была сформулирована в 17-18 веках. По мнению сторонников этой теории, государство возникает в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В целях выживания или противостояния общему врагу люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в сою очередь, обязуется обеспечить права человека. До государства люди были независимы им свободны, все обладали максимумом прав и свобод, но были не достаточно защищены.
Психологическая теория (Петражицкий, Тард). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, потребностью повелевать у одних и подчиняться у других.
Конфликтные теории возникновения государства рассматривают государство как средство разрешения социальных разногласий. К ним относятся: теория насилия и классовая теория.
Теория насилия (Гумплович). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными.
Классовая теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Государство – это результат изменения социально-экономических отношений и способа производства, продукт разделения общества на классы и обострения борьбы между ними.
Функции государства: понятие и признаки.
Функции государства — это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Признаки функций государства – это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в различных сферах жизни.
Виды: про принципу разделения властей: правотворческие, управленческие, судебные; по срокам реализации: постоянные и временные; по значимости: первичные и производные; по направленности: внешние и внутренние.
Внешние – оборона страны, дипломатическая. Внутренние – социальная, политическая, охранительная, экономическая, культурная, экологическая.
Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма государственного (территориального) устройства — способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на: унитарные и федеративные. Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований (Великобритания). Федеративное государство (федерация) — сложная форма государственного устройства, представляющая собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство (США). Конфедерация – это временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов, для достижения определенных, ограниченных целей (Чехословацкая Федеративная республика).
Источник
Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы
В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по теории государства и права. Пособие составлено на основе новейшего законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Теория государства и права». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении теории государства и права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.
Оглавление
- 1. Предмет и метод теории государства и права
- 2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками
- 3. Функции правовой культуры
- 4. Классификация правовых норм
- 5. Происхождение права
- 6. Причины и формы возникновения государства у разных народов мира
- 7. Структура правовой культуры
- 8. Основные теории происхождения государства
- 9. Гражданское общество
- 10. Политическая власть как особая разновидность социальной власти
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8. Основные теории происхождения государства
Существует множество теорий происхождения как государства, так и права. Такое многообразие объясняется тем, что человечество издавна интересовалось вопросами, касающимися государства и права. Ученые и мыслители различных исторических периодов выдвигали множество теорий относительно, в частности, происхождения государства. К ним можно отнести: Аристотеля, Ф. Аквинского, Филмера, Н.К. Михайловского, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Н.И. Радищева, Е. Дюринга, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др. Все теории выдвигались в различные периоды времени и изменялись в зависимости от развития экономики, развития общественных отношений и т. д.
Основными теориями происхождения государства являются:
1) теологическая. Основу данной теории составляла идея о божественном начале в государстве и праве. Эти институты являются результатом проявления божественной воли, воплощением власти Бога на земле. В данном случае утверждалось, что любая власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций, а народ в свою очередь должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли;
2) патриархальная. Согласно утверждениям Аристотеля государство представляло собой своеобразную разросшуюся семью. В данном случае власть монарха отождествлялась с властью отца в семье, который заботится о членах своей семьи (подданных государства) и обеспечивает их послушание. Последние в свою очередь во всем должны подчиняться главе семьи;
3) договорная. Согласно данной теории государство возникло в результате общественного договора. Он возник из-за того, что люди пребывали в состоянии «война всех против всех» и постоянно нарушались их права. Так, после осознания людьми необходимости создания такого образования, которое обеспечило бы их защиту, возник названный общественный договор, по которому люди добровольно передавали часть своих прав государству, а последнее в свою очередь обязывалось защищать участников договора;
4) теория насилия. В соответствии с данной теорией государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен;
5) психологическая. Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров;
6) марксистская. Согласно этой теории государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.
Существуют и другие теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них обладает своими недостатками, которые обусловливаются тем периодом истории, в котором они имели место быть, уровнем развития социально-экономических отношений, идеологиями и другими показателями.
Источник