Государственный орган по способу принятия решений
Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий.
Это обусловлено тем, что Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 1, 32 Конституции Российской Федерации).
Право на участие в публичных мероприятиях предоставлено гражданам Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, причём мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Вместе с тем, организация и участие в проведении массовых митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – это крайняя мера. Существуют и иные возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.
Прежде всего, граждане имеют иные политические права. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на свободной и добровольной основе. Право избирать (активное избирательное право) у граждан России Федерации возникает с 18 лет. Право быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. С 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года — депутатом законодательного органа государственной власти, главой муниципального образования, с 30 лет — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4, 8 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), с 35 лет — Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).
Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.
Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.
Так, на основании ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гражданам предоставлено право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей. Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации и участие в них регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях».
Статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.
Согласно ст. 26 названного закона, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28 названного федерального закона по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Общественные (публичные) слушания, обсуждения, мониторинг, проверки и экспертизы также осуществляются гражданами в рамках общественного контроля, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.
Подводя итог вышесказанному следует также отметить предусмотренную ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную гарантию судебной защиты прав и свобод человека и граждан, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Источник
Классификация государственных органов
Классификацию органов государства можно проводить по разным основаниям.
I. По характеру функций органы делятся на следующие виды:
● Законодательные — органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят представительный характер — то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления. В современных государствах это достигается путем всеобщих выборов членов законодательного органа при достаточно большом количестве этих членов. Примеры законодательных представительных органов: Государственная Дума России (450 депутатов), Московская областная Дума (50 депутатов), Бундестаг ФРГ (496 депутатов), Палата представителей Конгресса США (435 представителей). Обобщающим названием для такого типа органов является термин «парламент» (французское слово, буквально означающее «говорильня»).
● Исполнительные — органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Администрация Московской области, Министерство финансов России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.
● Судебные — органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества. Например, Верховный Суд России, Московский областной суд, Верховный суд США.
Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля — например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.
Надо учитывать, что конкретный орган государства может выполнять несколько видов функций. Например, Государственная Дума России не только принимает законы, но и осуществляет определенные контрольные полномочия (в частности, может пригласить на заседание Государственной Думы члена Правительства России для ответов на вопросы депутатов), а также решает определенные исполнительно-распорядительные вопросы (в частности, кадровые — например, дает согласие на назначение Председателя Правительства России). Аналогично, Правительство России не только выполняет исполнительно-распорядительные функции, но также осуществляет нормотворческую деятельность (в частности, утверждает всевозможные правила; определяет конкретные ставки некоторых налогов и сборов). Тем не менее, основные органы государства достаточно четко вписываются в традиционную схему «законодательные — исполнительные — судебные», которая имеет большое значение для доктрины «разделения властей»
II. В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на:
1. Центральные — органы, территорией деятельности которых является вся страна. Обычно руководство и основной аппарат этих органов помещается в столице страны. В федеративных государствах такие органы часто называются «федеральными». Примеры: Федеральное Собрание России, Министерство внутренних дел России, Федеральный канцлер ФРГ.
2. Региональные — органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно — формально определенная административно-территориальная единица (провинция, область). В федеративных государствах, состоящих из государственных образований — субъектов федерации, региональные органы государства могут являться как органами собственно субъекта федерации (Московская областная Дума, Сенат штата Мэрилэнд, Правительство земли Бавария), так и федеральными по своей природе органами, действующими на территории определенного субъекта федерации (Представитель Президента России по Московской области, Прокуратура города Москвы) или на территории нескольких субъектов федерации (Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Управление ФСБ России по Москве и Московской области).
3. Местные — органы, территорией деятельности которых является небольшая, часто самая «элементарная» административно-территориальная единица страны (графство, район, коммуна) или даже отдельное поселение (город, поселок). Аналогично ситуации с региональными органами, можно выделить на местном уровне собственно местные органы власти (Городской Совет города Долгопрудный, Мэр города Нью-Йорка) и региональные или даже центральные по своей природе органы, действующие на местном уровне (Народный суд города Долгопрудный, Прокуратура Мытищинского района).
К этой классификации можно сделать два замечания. Во-первых, разумеется, не обязательно в конкретном государстве имеется ровно три уровня органов — центральные, региональные, местные. В небольших государствах бывает два уровня (Мальта) или даже один уровень (Сан-Марино, Андорра). В очень больших государствах число уровней может быть более трех — например, система Советов в СССР в некоторых местах включала пять уровней: Верховный Совет СССР — Верховный Совет РСФСР — Московский областной Совет — Долгопрудненский городской Совет — Поселковый Совет поселка Шереметьевский. Во-вторых, следует различать понятие «орган государства» (в том числе — центральный, региональный, местный) в теории государства и права и определение «орган государственной власти» в законодательстве конкретной страны или в политико-правовых доктринах. Например, в России органы, избираемые непосредственно населением городов и районов (районный Совет депутатов, Мэр города) определены в Конституции не как органы государственной власти, а как «органы местного самоуправления». В СССР, напротив, подобные органы рассматривались как «местные органы государственной власти». С точки зрения теории государства и права, так сказать, «в первом приближении» (когда под «государством» понимается вся организация политической власти в обществе), все эти органы безусловно являются органами государства; в следующих приближениях можно, если угодно, часть организации политической власти назвать собственно «государством», а часть — «местным самоуправлением». Важно только всегда ясно понимать, о чем идет речь.
III. По характеру (объему) полномочий государственные органы можно подразделить на следующие виды:
1. Органы общей компетенции — то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере. Например, Государственная Дума или Правительство России могут принимать решения по широкому кругу вопросов экономики, политики, социальной сферы.
2. Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере. Например, Министерство финансов занимается бюджетом и другими финансовыми вопросами, Министерство государственного имущества — приватизацией и другими вопросами, связанными с управлением и распоряжением государственной собственностью.
IV. По порядку принятия решений выделяются:
1. Коллегиальные — органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов. Например, Государственная Дума России принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов. Правительство России по определенному кругу вопросов также принимает решения исключительно на своих заседаниях — хотя, естественно, практически никогда не происходит реального «раскола голосов» между членами Правительства. Дело в том, что в Правительстве есть начальник (Председатель Правительства), а остальные члены Правительства — его подчиненные; поэтому Председатель Правительства в большинстве случаев может провести свою линию.
2. Единоличные — органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно. Например, Президент России, Генеральный прокурор России, судья (в тех случаях, когда рассматривает дело единолично). Разумеется, при подготовке решений единоличного органа может участвовать много людей (например, подготовкой указов Президента России занимается Администрация Президента; судья выслушивает мнение сторон, свидетелей, экспертов), но окончательное решение принимает один человек.
V. По субъекту формирования:
1. Представительные (формируются путем выборов, например, Государственная Дума РФ);
2. Формируются иным государственными органами (например, правительство).
VI. По способу возникновения государственные органы подразделяются на:
2. Первичные органы – эти органы не создаются никакими другими органами. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).
3. Производные органы – эти органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.
23 вопрос. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Государственный аппарат –категория, характеризующая систему органов государства, отражающая статический аспект существования государства и модель органов государственной власти.
Государственный аппарат – структурная часть механизма государства, включающая только государственные организации. Кроме того, в государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица (физические лица, на которых возложено осуществление властных функций от имени государства).
Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества. Если в государственный аппарат входят только государственные органы, то политическая организация общества состоит из государственных и общественных организаций, а также органов местного самоуправления.
Принципы организации государственного аппарата —
это исходные теоретические начала, лежащие в основе построения системы государственного аппарата, разработанные наукой, но находящие отражение в действующем законодательстве
Принципы организации государственного аппарата делятся на:
I. конституционные (базовые)
ü ст. 3 Конституции РФ
ü проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления
ü носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ — народ
ü ст. 3 Конституции РФ
ü в государстве учитывается мнение большинства и существует политический плюрализм
3) социальное ориентирование
4) разделение властей
ü ст. 10 Конституции РФ
ü согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную
ü предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти
ü обеспечивает механизм сдержек и противовесов в отношении органов
ü предотвращает чрезмерное усиление власти какой-либо одной ветви власти, захват власти и присвоение властных полномочий, установление диктатуры
5) отделение церкви от государства
6) разграничение компетенций органов федерации и органов субъектов федерации
ü ч.3 ст. 11 Конституции РФ
7) отделение органов местного самоуправления от органов государства
ü ст. 12 Конституции РФ
8) верховенство права и законности
9) приоритет прав и свобод личности и гражданина
10) обеспечение контроля и надзора за деятельностью органов государства
11) независимость и верховенство правосудия
II. научные (доктринальные)
1) единство властной вертикали
2) сочетание единоначалия и коллегиальности при принятии решений
ü обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата
ü предполагает коллективное обсуждение вопросов, но индивидуальное принятие решений и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию
3) гласность деятельности органов государственной власти
ü ч. 4 ст.29 Конституции
ü обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов
ü гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников
4) экономичность деяте
5) профессионализм государственных служащих
ü создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата
ü гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны
6) соблюдение этики в деятельности органов государства льности государственного аппарата
7) недискриминация в сочетании с цензовой системой при формировании государственного аппарата
8) научная организация работы органов государства
Источник