Государственный долг и пути его сокращения
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитом за минусом бюджетных избытков.
Государственный долг это показатель запаса, а дефицит бюджета это показатель потока. Связь между ними устанавливается по формуле (9).
Государственный долг бывает двух видов: внутренний и внешний.
Внутренний долг – это задолженность государства гражданам, предприятия и организациям своей страны.
Внешний долг – это задолженность государства гражданам предприятиям других стран, а также другим государствам и международным организациям.
Опасность большого государственного долга связанна не с тем, что правительство может обанкротиться, потому что обычно правительство в случае большого государственного долга не погашает его, а рефинансирует, то есть строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы с целью погашения старых долгов. Кроме того, государство для финансирования своих расходов по выплате долгов может повышать налоги или осуществлять дополнительную эмиссию денег.
По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель (d), который показывает отношение величины государственного долга к ВНП:
, где (195)
Dg –величина государственного долга;
У – валовой национальный продукт.
Если темпы роста долга меньше, чем темпы увеличения ВНП, то есть , то этот долг не вызывает серьезную опасность.
Если же темпы экономического роста являются очень низкими, то государственный долг может стать серьезной проблемой для экономики.
Можно выделить следующие серьезные проблемы государственного долга и его негативные последствия для экономики:
— снижается эффективность экономики, так как из реальной экономики отвлекаются средства на обслуживание долга, то есть на выплату процентов и на погашение самой суммы долга;
— происходит перераспределение дохода от частного сектора к государственному;
— усиливается неравенство доходов в стране;
— рефинансирование долга ведет к увеличению ставки процента, что вызывает сокращение инвестиций и ведет к уменьшению производственного потенциала экономики;
— необходимость выплаты процентов по долгу может привести к увеличению налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
— создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;
— возлагается бремя уплаты государственного долга за счет рефинансирования на будущие поколения, что значительно ухудшит их благосостояние;
— выплата процентов и основной суммы долга иностранцам приводит к утечкам части ВНП за рубеж;
— может появиться угроза долгового и валютного кризисов.
Существует два способа уменьшения государственного долга.
Первый путь – это сокращение расходов государственного бюджета. Однако этот путь не всегда подходит, так как сокращение социальных программ усиливает напряженность в стране. Уменьшение дотаций, субсидий и субвенций ведет к уменьшению совокупного спроса в стране и снижает стимулы к производству.
Второй путь – увеличение налогового бремени. Этот вариант так же не всегда приемлем, поскольку приводит к уменьшению инвестиций и потребления и, следовательно, сокращает возможности экономического роста ВНП в стране.
Поскольку бремя государственного долга зависит от соотношения темпов его возрастания с темпами увеличения ВНП, то наилучшим способом сокращения государственного долга является его погашение за счет увеличения темпов экономического роста и возрастания доходов в стране.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Какие есть способы сокращения госдолга в мире
Текст написан в соавторстве с Алексеем Воробьевым, заместителем руководителя управления аналитических исследований «ВТБ капитал управление активами»
За последние четыре года номинальный ВВП стран с развитой экономикой увеличился на $4,2 трлн, в то время как совокупный государственный долг вырос на $16,5 трлн. Стремительный рост долга в государственном секторе был связан с необходимостью масштабной поддержки частного сектора в период последнего финансового кризиса. За счет экстраординарных мер поддержки – фискальных стимулов, увеличения госрасходов, сверхмягкой денежно-кредитной политики и т. д. – взвешенная долговая нагрузка на бюджеты стран с развитой экономикой возросла с 73% ВВП в 2007 г. до 104% ВВП в 2011 г. Чрезмерная долговая нагрузка на центральные правительства развитых стран определенно является препятствием на пути к устойчивому восстановлению национальных экономик и тормозит рост мировой экономики в целом.
В международной практике существует несколько способов сокращения долга в государственном секторе, по-разному учитывающих интересы кредиторов. Поддержание темпов экономического роста, опережающих темпы роста государственного долга – самый дружественный по отношению к кредиторам и учитывающий интересы всех групп влияния. Однако этот способ очень долгосрочный, требующий не только поддержания низкой стоимости капитала, но и предельного уровня занятости, полной загрузки мощностей, повышения производительности труда, разработки принципиально новых технологий и т. д. Определенно, страны, испытывающие критические долговые проблемы, не могут позволить себе пойти по этому сценарию.
Повышение фискальной нагрузки и/или сокращение расходов государственного бюджета – следующий наиболее очевидный способ сокращения долга, учитывающий интересы кредиторов, но ограничивающий интересы бюджетополучателей. Этот способ уже используется многими странами с высокой долговой нагрузкой, но пока недостаточно интенсивно, чтобы решить накопленные долговые и бюджетные дисбалансы. Его оборотная сторона – дестимулирование экономического роста и возможное ухудшение глобального экономического цикла. В общем-то, этим объясняется осторожный подход центральных правительств в применении данного способа.
Третий способ лежит в сфере денежно-кредитной политики и заключается в поддержании отрицательных реальных процентных ставок в долгосрочном периоде или иначе – инфляционировании долга. Этот способ с переменным успехом используется во многих странах с развитой экономикой последние несколько лет и, в принципе, выглядит условно приемлемым для кредиторов, а также весьма комфортен для государства. Однако оборотной стороной является риск надувания мыльных пузырей на рынках финансовых активов в условиях чрезмерно мягкой денежно-кредитной политики.
Наконец, самый быстрый способ снижения долга в государственном секторе – дефолт и реструктуризация. Это самый неблагоприятный для кредиторов способ, но позволяющий единовременно решить проблемы с долгом и реанимировать экономическую активность в долгосрочном периоде.
На наш взгляд, в настоящее время центральные правительства и рынки капитала определенно стоят перед выбором мгновенного перераспределения благосостояния от кредиторов к должникам (дефолт/реструктуризация) либо долгосрочного инфляционирования госдолга (поддержание отрицательных реальных процентных ставок) с применением умеренного фискального ужесточения и/или сокращения госрасходов. Проблема заключается в том, что существует группа стран с развитой экономикой, которые не могут себе позволить пойти по второму варианту. С тем, чтобы определить группу риска, мы построили агрегированный индекс бюджетной стабильности, который показывает общую способность государства справиться со своим долгом с учетом его относительной величины и общего состояния бюджета. Проанализировав общий уровень долговой нагрузки на бюджеты, величину процентных платежей по госдолгу и относительный уровень доходов центральных правительств, мы выделили три группы стран.
Потенциальные дефолтеры – это первая группа стран, которые с высокой степенью вероятности могут объявить о дефолте либо реструктуризации. Все потенциальные дефолтеры из группы стран с развитой экономикой сконцентрированы в еврозоне. Отсутствие единой фискальной политики при едином валютном пространстве усугубляет проблему и делает дефолт как инструмент избавления от долговой нагрузки наиболее вероятным способом решения проблем. Греция и Ирландия, на наш взгляд, прошли точку невозврата, их основной путь лежит через реструктуризацию долга и/или постоянную поддержку со стороны стран – доноров Евросоюза, что не может продолжаться бесконечно. Португалия, Испания, Италия – следующие болевые точки стран зоны евро, которые продолжают испытывать бюджетные проблемы на фоне высокой долговой нагрузки. Повторение «синдрома Греции» возможно в любой момент у любой из стран этой группы, но не исключено, что проблемы еще можно избежать с помощью комбинации ряда вышеперечисленных мер: повышения фискальной нагрузки, сокращения расходов бюджета, продажи государственных активов и т. п.
Крупные должники – вторая группа стран, которая имеет серьезные дисбалансы в бюджете и высокую долговую нагрузку, но которые могут с этим справиться. США, Япония, Великобритания выглядят проблемными с позиций бюджетной стабильности, однако у них остается запас прочности через повышение фискальной нагрузки, сокращение госрасходов и проведение независимой денежно-кредитной политики. США и Япония тратят на обслуживание долга весьма умеренно по отношению к доходам бюджета, несмотря на относительно высокую долговую нагрузку к ВВП. Поддержание отрицательных реальных процентных ставок ЦБ значительно помогает им в этом. Так, средневзвешенная стоимость привлечения нового публичного долга для США составляет немногим больше 2%. Это достигается за счет того, что ФРС США, с одной стороны, остается покупателем казначейских обязательств, а с другой – сохраняет долгосрочную политику нулевых процентных ставок. Немаловажен тот факт, что казначейские обязательства США по-прежнему ассоциируется как безрисковый актив, номинированный в главной резервной валюте мира. Более того, сокращение госдолга и общего дефицита бюджета США вполне может быть достигнуто за счет повышения фискальной нагрузки даже при умеренном повышении процентных ставок ФРС.
Из этой группы стран наибольшую настороженность вызывает ситуация в Великобритании, где обслуживание долга съедает значительную часть доходов бюджета, а рыночная стоимость долга относительно высока. Банк Англии смягчает ее отрицательными процентными ставками в реальном выражении, однако этого может оказаться недостаточно в краткосрочном периоде. Выходом является либо реструктуризация долга, либо, что более вероятно, повышение фискальной нагрузки и сокращение социальных расходов, что непопулярно.
Наконец, третья группа стран – это должники, которым в настоящее время ничто не мешает обслуживать текущий долг или брать новый. Скандинавские страны занимают наиболее прочные позиции с точки зрения бюджетной стабильности среди стран с развитой экономикой. К этой группе относятся, прежде всего, Норвегия, Финляндия, Швеция и Дания. Сюда же можно отнести Швейцарию и ряд других стран с развитой экономикой. Германия и Нидерланды выглядят наиболее стабильными странами из зоны евро.
В заключении необходимо отметить, что величина совокупного госдолга второй группы стран составляет около $30,5 трлн, что равно около 2/3 совокупного госдолга развитых стран вместе взятых и более половины всех стран, включая развивающиеся. Инфляционирование долга крупнейшими должниками в долгосрочной перспективе и высокая вероятность волны потенциальных дефолтов в периферийных странах еврозоны уже сейчас сформировали условия для стратегического перераспределения вложений от инструментов с фиксированной доходностью к альтернативным классам активов, включая акции, несмотря на общий рост неприятия риска.
Автор — руководитель бизнеса портфельных инвестиций \»ВТБ капитал управление активами\».
Источник
Способы сокращения государственного долга
Группа 4 «Мастер по обработке цифровой информации»
Тема: Налоги и бюджет
Тема урока: Государственный долг. Причины возникновения и способы сокращения
— Сформировать теоретические знания у обучающихся о государственном долге. Причинах его возникновения и способах сокращения; создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с конспектом;
— создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с конспектом;
— содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
ПЛАН
Понятие государственного долга и причины его возникновения
Способы сокращения государственного долга
Понятие государственного долга и причины его возникновения
Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам на определенную дату.
Основными причинами устойчивого увеличения государственного долга являются:
1. увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов.
2. циклические спады экономики
3. сокращение налогов в целях стимулирования экономики
4. усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами
5. повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.
Государственный долг подразделяется на внутреннийи внешний. Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
В странах с твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления на внешние и внутренние долги. В этих странах существует понятие национальный долг. Так, государственный долг США накапливался в течение нескольких десятилетий бюджетного дефицита, и в 1999 г. он составил 5,76 трлн дол. На его обслуживание США ежегодно расходует от 15 до 20% бюджета. Национальный долг Великобритании равен 337 млрд фунтов стерлингов, на его обслуживание расходуется 7% бюджета.
Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.
Способы сокращения государственного долга
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.
Первый. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
Второй. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.
Третий. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Четвертый. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.
Запишите конспект и ответьте на вопросы:
1) Составьте классификацию государственного долга по времени его погашения.
2) Перечислите принципы и задачи долговой политики государства (на примере Российской Федерации).
Домашнее задание отправить в виде фотоотчета на адрес электронной почты:
Выполненные работы оцениваются исходя из следующих критериев:
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Источник