Государственные праздники как способ гражданско патриотического воспитания молодежи

Введение

Чувство гражданской ответственности и патриотизма важнейшие факторы всех сфер развития общества и государства. В современной России одной из главных задач, является воспитание гражданственности и патриотизма. Это многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты. Поэтому решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у молодого поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим, приоритетным направлением и составной частью воспитательного процесса должно стать патриотическое воспитание молодежи. Всё это обуславливает актуальность гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в современной жизни человека и всего общества.

В РФ представители государственной власти, научной общественности, а также педагоги-практики проделывают огромную работу для развития патриотического сознания у современной молодежи, используя для этого различные научно-теоретические, практические подходы и методы.

Важную роль в этом играют государственные праздники. Являясь частью общей культуры социума, государственные праздники содержат в себе определённый воспитательный потенциал, способствуя «трансформации мышления и воображения, росту компетентности личности»[]. Россия, как и любое другое государство, располагает системой государственных праздников. Но в сложном историческом переходе нашей страны на рыночные отношения система претерпела изменения, что привело ко многим проблемам в воспитании молодежи посредством государственных праздников. Отсутствие у нашего общества общенациональной идеи во многом определило слабое влияние государственного праздника на социально- культурное воспитание молодежи. Указанные проблемы, являющиеся актуальными для современной России, для органов государственной власти, а также для учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию, обусловили актуальность темы данного исследования: Государственные праздники как способ гражданско-патриотического воспитания молодежи (на примере Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска).

Читайте также:  Способы блокировки межосевого дифференциала

Патриотизм, гражданственность российских граждан является одной из важнейших ценностей духовно-нравственного единства общества, фактором обеспечения стабильного и устойчивого социального развития. Но какой смысл несут эти определения?

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству[].

«Гражданственность» — интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой [6].

Государственный праздник – это праздник, установленный в ознаменование события, имеющего особое историческое либо общественно-политическое значение, оказавшего существенное влияние на развитие государства и общества. В современной России перечень государственных праздников закреплен в ст. 112 Трудового Кодекса РФ (Новый год и Новогодние каникулы, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России и День народного единства) [9].

Объект исследования – способы гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Предмет исследования – государственные праздники как способ гражданско-патриотического воспитания.

Цель дипломной работы: изучить государственные праздники как способ гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Задачи дипломной работы:

  1. определить цели и задачи гражданско-патриотического воспитания молодежи;
  2. изучить способы гражданско-патриотического воспитания молодежи
  3. выявить роль государственных праздников в формировании гражданственности и патриотизма.
  4. проанализировать деятельности Управления по делам молодежи г. Ижевска в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи;
  5. провести социологическое исследование представлений современной молодежи о роли государственных праздников в воспитании гражданственности и патриотизма.
  6. разработать проект по продвижению государственных праздников.

Для достижения данной цели использовались методы анализа, синтеза, обобщения, опроса, интервью. Данные методы позволяют рассматривать различные направления патриотического воспитания последовательно. При рассмотрении проблем гражданственности и патриотизма молодежи рассмотрены результаты социологического исследования, проведенных социальными научными центрами (ВЦИОМ, Левада-центр), результаты социологического исследования проведенного в УДГу, а также результаты опроса, проведенного на базе Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска.

В последние годы появилось огромное количество работ, в которых затрагивались вопросы патриотического воспитания молодежи в современной России в различных аспектах и направлениях.

В работе С.Ю. Наумова и Н.Я. Чернышкиной большое внимание уделено основным направлениям гражданского и патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Огромную роль в патриотическом воспитании, по их мнению, играет культивирование высших идей, связанных с защитой Родины и общественными ценностями.

Работы А. Н. Малинкина, Н. О. Ильичева, В. Зорькина, Т.В.Беспалова, Г.В.Здерева, посвящены понятию патриотизма, его сущности, функциям. Авторами исследуются теоретико-методологические основы, факторы, влияющие на формирование патриотизма в различных социально-экономических и социально-политических условиях.

В работах исследователей С.Ю. Ивановой и В.И. Лутовинова, патриотизм рассматривается как эмоциональное состояние человека, раскрываются научные, исторические основы российского патриотизма, а также его развитие на современном этапе.

С.Е. Вершинин, Н.Г. Петрова, акцентируют субъект — объектную трактовку феномена патриотизма, и характеризуют его как взаимоотношение различных социальных субъектов и государства, выделяя «малую» и «большую Родину»; «государственный патриотизм», «российский патриотизм» и «местный (региональный) патриотизм».

Многие исследования и научные труды высвечивают отдельные аспекты гражданского и патриотического воспитания (мировоззренческие, нравственные, гуманистические): А.Х. Аргынов, Р.А. Жумаканова, К.К. Пралиев.

Общие закономерности становления государственных праздников, а также особенности современной российской идентичности рассматриваются в коллективной монографии И.С. Семененко, Л.А. Фадеевой, В.И. Пантина, О.Ю. Малиновой и др. Отдельные аспекты формирования национальной идентичности в символическом пространстве раскрыты в статьях В.В. Титова.

Эмпирическую базу исследования составили:

— конституция Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, в том числе указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
— материалы парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания и Государственной Думе Федерального Собрания РФ о ходе выполнения государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», а также нормативно-правовые акты Федерального и регионального уровней;

— интернет-ресурсы, официальные сайты Правительства РФ и Правительства Москвы, отражающие состояние патриотического воспитания в России; материалы социологических исследований и материалы периодической печати.

Таким образом, большое число научных исследований по патриотическому воспитанию современной молодежи не исчерпала себя и требует дальнейшего научного осмысления. Такие вопросы как, особенности отношения к патриотизму и степень его актуализации у различных социальных групп (особенно у молодежи) исследованы еще недостаточно.

Практическая значимость исследования состоит в разработке проекта для осуществления гражданско-патриотического воспитания через государственные праздники на базе Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска. А также результаты могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблем патриотизма и молодежной политики как одного из направлений государственной политики в современной России, а также в практике реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования, дается обзор использованной литературы и определение основных категорий, а также раскрывается структура дипломной работы.

В первой главе раскрывается роль гражданско-патриотического воспитания в системе государственной молодежной политики.

Во второй главе рассматривается структура Управления по делам молодежи Администрации г. Ижевска, представлен анализ исследования – преставления современной молодежи о роли государственных праздников в воспитании гражданственности и патриотизма.

В заключении подводятся итоги исследования, и формулируется ряд практических рекомендаций. В приложении представлены результаты проведенного социологического исследования, а также проект по продвижению государственных праздников.

Заключение

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотическое воспитание — это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Ничто так не сплочает людей как праздники, поэтому система государственных праздников очень хорошо действует на воспитание гражданско-патриотических чувств.

результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что значительная часть современной студенческой молодёжи неравнодушна к государственным праздникам и воспринимает их как неотъемлемую составную часть жизни общества и государства, способствующую связи и преемственности поколений, сохранению культурных традиций и духовных ценностей, консолидации и единству общества. Вместе с тем, немалая часть современного студенчества, к сожалению, не имеет представления о смысле государственных праздников, не задумывается об их значении в жизни общества, государства и личности, демонстрирует к ним откровенно бытовое и потребительское отношение. Это свидетельствует о необходимости развития, углубления и совершенствования деятельности государственных и общественных институтов и организаций в направлении продвижения и популяризации государственных праздников как важного средства формирования гражданского самосознания молодого поколения.

Источник

Тема: «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».
методическая разработка по теме

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.

В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.

Скачать:

Вложение Размер
tema3.docx 20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Государственные праздники:

воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.

Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками должна носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.

Государственные праздники и символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми и их родителями грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий. При ознакомление с государственными праздниками можно использовать различные формы, методы и приёмы работы.

23 февраля в нашей стране очень важный государственный праздник. Это День защитника Отечества. Поэтому перед нами стоит задача как можно доступней, более развёрнуто познакомить детей с этим праздником. Форма работы может быть различной. На занятиях окружающего мира знакомим с праздником: это беседы о родах войск (у каждого рода войск есть своя форма, своя техника, условия службы и т.п.) , дидактические игры и игровые упражнения: «Военные профессии», беседы о различной боевой технике на тему «Спецмашины», «Наши защитники в мирные дни» По этой тематике можно разучить песни, например «Самолёт», «Наша Родина сильна», «С добрым утром», стихотворения, рассказы: А. Барто «На заставе», Н. Некрасова «Наша армия родная», В. Косовицкий «Будущий мужчина» т. д. Сделать на занятие аппликации — подарки для пап и дедушек, нарисовать рисунки.

Организовать сюжетно – ролевые игры, например «Пограничник», «Лётчики на аэродроме».

Провести праздничный досуг, на который пригласить пап и дедушек.

9 мая – День победы

9 мая – День победы – самый главный праздник в нашей стране. В этот день весь российский народ чтит память павших героев. Все считают своим долгом принести цветы к могилам неизвестных солдат и мемориалам. Формы работы с деть могут быть различными:

Беседа «Город в блокаде», «Города – герои», «Балаково в Великую Отечественную войну».

Организовать конкурс стихов «Салют победы» между подготовительными к школе группами.

Провести конкурс рисунков, поделок сделанных совместно с родителями. Этим самым мы проделываем работу по взаимодействию с родителями. Провести сюжетно–ролевую игру «Смена караула», «Пограничники». Организовать торжественный утренник посвящённый Великой Отечественной войне.

Организовать экскурсию к обелиску, чтобы отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа и возложить живые цветы как символ бессмертия их подвига. В этот день все поют фронтовые песни и чествуют ветеранов. В определённый час по всей стране наступает минута молчания

12 июня – День России

День России — это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. А появился этот праздник 12 июня 1990 года. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством.

12 июня – День России, день рождения Российской Федерации – свободного, самостоятельного государства. Это – главный праздник нашей страны.

При ознакомление с праздником можно использовать различные формы работы.

Это могут быть беседы, что во главе нашего государства стоит Президент.

Дать информацию энциклопедического характера о гербе. Что символизирует изображение, почему именно такой герб нашей страны.

На музыкальном занятие знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть дети выучат его уже в начальной школе. С помощью педагога и музыкального работника дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной.

Объяснить детям, что как правило, гимн звучит во время вступления в должность президента, руководителей органов государственной власти, при подъёме государственного флага и других официальных церемоний.

Когда звучит гимн, присутствующие должны стоять, а мужчинам следует снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующим нужно повернуться к нему лицом.

Также можно сделать детям самодельные пазлы герба, которые ребята будут складывать.

Провести дидактические игры: «Найди герб России», «Герб Саратовской области», «Составь свой герб».

Нарисовать рисунки, сделать поделки.

День рождения Российского флага

Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага. Российской Федерации — это особый и сравнительно молодой праздник.

При ознакомление с праздником перед нами стоят задачи:

Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага. Формировать элементарные представления о происхождении знамен. Продолжать знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

Рассказать детям что раньше, когда наша страна еще называлась СССР, у нее был красный флаг, в верхнем углу которого были изображены звезда, серп и молот. Затем появилось новое государство, появился новый Государственный флаг. Флаг Росси представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.

Расшифровка цветов гласит: белый символизирует благородство и откровенность, синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие, а красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь

В детском саду в ходе предварительной работы на группах можно создавать центры патриотического воспитания, где представлены Государственный герб, флаг, гимн, портрет Президента России, Премьера- министра.

С детьми провести обсуждение, где можно увидеть флаг России (на государственных зданиях, на военных парадах, на кораблях, самолетах и т. д.)

Также ознакомление происходит через дидактические и сюжетно-ролевые игры такие как «Флаг России», «Узнай наш флаг», «Собери флаг России», «Выложи флаг».

4 ноября – День народного единства

Как известно, 4 ноября отмечают 2 великих праздника, которые связаны с одним событием — освобождением Москвы от польского владычества. Очень важно объяснить детям, что же это за праздник такой и чем он так важен для народа.

Можно пересказать вкратце исторические события, как жилось в те времена (XVI-XVII столетия) людям на Руси, через какие испытания пришлось пройти каждому жителю земель русских. Также показать иллюстрации, более детально расскажет, как все происходило в то тяжелое время.

Беседы о разных народах и национальностях России, о национальных костюмах и традициях, о праздниках разных народов

Провести сюжетно – ролевую игру «Праздник разных народов». Дидактические игры «Назови правильно», «Укрась поднос», «Найди лишнее», «Собери матрёшку».
Дать детям понять, что россияне — это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство.

Можно также нарисовать, слепить, сделать коллективную работу по аппликации.

12 декабря – День Конституции РФ

Перед воспитателем стоят следующие задачи:

Формировать представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать.

Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей.

Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.

Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации. Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне.

Использовать рассказ воспитателя о Дне Конституции РФ. Что в Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом. И каждого из нас защищает государство. Через милицию и суд. В Конституции прописаны права ребёнка записаны: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на всестороннее развитие. В группе сделать уголок, который будет называться «Государственные праздники»

В подготовительной группе работу по ознакомлению с государственными праздниками систематизировать, включив детей и родителей в игру «Новостная лента». Лента из трех цветов это белый, синий, красный. Лента размещается на стене, на которую прикрепляются картинки, иллюстрации, фотографии, символизирующие государственный праздник. Каждый раз, перед государственным праздником дать 2 – 3 детям домашнее задание на тему предстоящего праздника. Ребята дома у родителей расспрашивают про праздник, приносят вырезки, записи, фотографии, и утром в беседе дети рассказывают и показывают то, что подготовили. Затем всё, что есть по этому празднику прикрепляется к «Новостной ленте».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств через ознакомление с родной природой

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено нескольким.

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ»

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас.

инновационный проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом».

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом».

«Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей дошкольного возраста с государственными праздниками России»

Государственные праздники и символы России утверждены – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и.

Воспитание патриотических чувств через ознакомление с окружающим миром.

Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника &ndash.

«Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»

laquo;Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны&raquo.

Консультация для педагогов и родителей «Воспитание патриотических чувств посредством изобразительной деятельности»

Консультация для педагогов и родителей Выполнила: Позднякова Л.И «Воспитание .

Источник

Оцените статью
Разные способы