Государственное управление как способ реализации государственной власти.
Практически в системе государственного управления власть осуществляется во многих конкретных видах, таких как политическая, административная, экономическая, организационная, информационная, идеологическая, наконец, военная. Эти понятия используются при характеристике структуры органов власти управления ряда стран. К примеру, функция правительства Германии — управление — включает «исполнение законов» и «организационную власть», исполнительная власть правительства подразделяется на «правящую» и «административную» власть. В научной литературе встречается понятие «административная власть» как производное от юридического — «административное право». Административная власть подчинена закону и подотчетна представительным органам, связана, как и вся система «административно-государственного управления», с «тремя сферами» власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все сказанное означает, что проблема роли государственной власти в управлении и блокирования тенденции «демонии» власти (чрезмерного расширения сферы ее действия и бесконтрольности) не исчерпывается регулированием взаимодействия трех ветвей государственной власти. Вопрос управляемости самой власти в системе государственного управления включает ряд других аспектов механизма функционирования властей.
Начнем с уточнения понятий, без чего трудно разобраться в поставленном вопросе. Понятие «политическая власть» прежде всего означает государственную власть вообще. Политическая — государственная власть функционирует в виде известных трех ветвей (или сфер) власти. Другой, более узкий, смысл данного понятия — обозначение власти руководящих государственных органов и негосударственных (общественных) организаций, например партий. В таком толковании политическая власть, воплощенная организационно в отдельных конкретных институтах, означает способность последних влиять на поведение и деятельность людей с помощью политического авторитета государственного органа, регламентации поведения, определенных актов, идей, государственных символов, социально-политических норм, традиций и социальных ценностей. Когда говорят, например, об отделении административно-государственного управления, аппарата государственного администрирования от политики, то имеется в виду политическая деятельность, связанная с принятием общих руководящих решений, с разработкой принципов и стратегий управления, с борьбой за власть.
Политическая власть характеризуется четкими существенными признаками: ее источник — народ; непосредственный субъект — государство, его органы (институты); ее основная функция — выражение общей воли и защита общих интересов социальных групп, регулирование общественных отношений и социальных конфликтов. Политическая власть, будь то государственная или партийная, отличается от других видов власти названными признаками. Она первенствует среди всех других, потому что воплощает в себе волю и интересы общества в целом или больших социальных групп и слоев. В этом ее сила и одновременно опасность. Расчленение единой государственной политической власти, ее функций на три составляющие (законодательную, исполнительную и судебную) означало решение двух взаимосвязанных исторических задач: защиты общества от самовластия правителей и всемогущества государственной машины, а также разделения труда в сфере государственной власти как деятельности.
Административная власть — понятие, обозначающее один из видов исполнительной власти, отождествляющейся с властью управляющего субъекта. Ее функция двойственна: принуждение к исполнению правовых норм и реализация государственных полномочий для обеспечения функций управления. Субъект административной власти — административный институт как агент государства и его аппарат (орган госслужбы), действующий по поручению, от имени государственной исполнительной власти, но не от политических представительных органов. В качестве субъекта выступают и отдельные должностные лица, которые нередко превращают индивидуальную властную волю в государственную. Объект действия административной власти: конкретные индивиды, малые социальные группы, трудовые коллективы, межличностные и групповые отношения, разнообразные процессы трудовой и иной общественной деятельности и поведения. Типичная модель властеотношения (администрирования): «команда (приказ) — исполнение», основное средство воздействия на подвластного — различные формы принуждения (открытого или реально возможного), выступающего в виде санкций, фиксирующих ответственность человека перед властью. Административная власть, в отличие от политической, является орудием защиты и реализации интересов не целого (общественной системы), а части, отдельных групп, организаций. В этом смысле администрирование и как властеотношение (тип командования) и как управленческая деятельность — конкретно ориентированная, аппаратная деятельность государственных служащих. Администрирование — процесс управляющей деятельности — отнюдь не сводится только к принуждению исполнять закон или какую-либо руководящую директиву политического органа. Принуждение, санкции — лишь необходимая, но не самодостаточная часть механизма осуществления власти.
Если роль административной власти абсолютизируется, самостоятельность по отношению к другим властям преувеличивается, то возникает синдром «демонизации» администрирования. Многообразие средств и методов воздействия управляющего субъекта на управляемых сводится к командованию и применению репрессивных санкций. Это происходит в ситуации, стимулирующей, с одной стороны, потребность усиления действия административной власти, а с другой, — ее бесконтрольности. В частности, в условиях социального или экономического кризиса государственные органы вынуждены прибегать к различного рода чрезвычайным мерам обеспечения нормального функционирования политической и экономической систем, широко использовать принудительные санкции, скажем, для погашения конфликтов, при распределении ресурсов и пр. Господство командно-административной власти в управлении — приоритет авторитарных режимов. Низкий уровень профессионализма и политической культуры государственной службы — также один из факторов, обусловливающих подмену подлинной технологии управления как творческой деятельности — «употреблением» власти.
Административная власть нормально функционирует, если:
1. нормативно очерчены сфера ее действия и функции в системе управления в качестве средства, а не цели;
2. при условии подконтрольности со стороны других институтов исполнительной и законодательной власти, а также гражданского общества. Проблема управляемости административной власти — это извечная проблема бюрократизма. Ее решение — суть минимизации последствий бюрократизма в государственном управлении.
Организационная, правовая, экономическая, информационная, военная власти есть не что иное, как конкретные виды осуществления государственной власти, различающиеся способами и средствами воздействия на подвластных. Эти разновидности власти, за исключением правовой и военной, служат также средством регулирования общественных отношений и социального контроля вне государства, в границах гражданского общества. В таком случае они являются модификациями социальной (общественной), а не государственной власти.
В современных обществах значительно возросла роль в деятельности государства экономической и информационной властей. Поскольку государство становится агентом экономического процесса, то использование экономических средств политического господства над людьми и в целях управления вполне закономерно. Экономические стимулы, власть денег — это своеобразная «невидимая рука» государственной воли и интересов, заменяющая административно-правовое принуждение и физическое насилие. Она «достает» и отдельных граждан, и любые социальные группы, и организации общественно-политические, не нуждаясь в какой-либо легитимности. Сила экономической власти — в вездесущем материальном интересе общественных субъектов. Влияние экономической власти на само государство, все его ветви и уровни власти и управления противоречиво: из средства осуществления государственной политической воли она превращается в господствующую над государством силу. Особенно в условиях ограниченности материальных ресурсов и концентрации львиной доли общественного богатства в руках кучки собственников.
Опасность чрезмерного влияния на общество экономической власти и ее доминирования над политической, государственной побуждала и побуждает искать пути ее ограничения и разумной регламентации. Основной путь, предложенный западной цивилизацией, — отделение государства от экономики, государственной власти — от собственности. Однако, как уже говорилось, либеральная концепция оказалась во многом несостоятельной. Не случайно теоретики неолиберализма, в частности наиболее известный из них — английский философ и политолог К. Поппер, пишут о необходимости защиты общества от всесилия экономической власти. Нельзя допустить, чтобы экономическая власть доминировала над политической, подчеркивает К. Поппер. Государство само защитит граждан от злоупотребления экономической властью. Против экономического всевластия существует одно средство — политическое средство — государство. Поэтому принцип невмешательства государства в экономику должен быть отброшен. Политическая власть и присущие ей способы контроля — это самое главное в жизни общества. Вместе с тем автор объективно оценивает негативы политической власти, видя единственный способ защиты от злоупотребления ею — в демократии. Таким образом, фактор «сдержек» и «противовесов» — необходимое условие функционирования и нормального взаимодействия в системе управления экономической и политической властей.
В индустриальном и постиндустриальном обществах мощным орудием государства стала информационная власть. Постоянно возрастающее влияние на управление средств массовой информации переросло в реальную силу с присущими ей специфическими признаками.
Современные СМИ представляют собой организованные группы профессиональных работников, особый аппарат, обладающий мощными техническими средствами воздействия на сознание и волю человека, на его общественное поведение и деятельность. Организации СМИ закрытого типа, имеющие свою систему норм поведения ее членов, а также регулирующих взаимоотношения с потребителями телеинформации, норм, обусловленных как спецификой профессиональной деятельности, так и требованиями технических средств и технологии производства и тиражирования информации. СМИ способны выражать интересы и волю общества или его части, навязывать их различным слоям населения и отдельным гражданам, принуждать к подчинению установленным государством нормам; способствовать сохранению и закреплению существующего порядка или, наоборот, стимулировать его разрушение. Власть СМИ основывается на «перевесе» в знании (Каутский), на силе общественного мнения, пропаганды и современной рекламы. Современные средства массовой информации превращают в материальную силу знания, идеи. В XVIII в. французский просветитель, правовед и философ Шарль Луи Монтескье (1689—1755) писал, что функции прессы сходны с функциями полиции: она выражает нужды граждан, передает жалобы, разоблачает злоупотребления, беззаконные действия, она принуждает к нравственности всех обладателей власти, для чего их достаточно поставить перед лицом общественности. Ныне функции, о которых писал французский теоретик, намного превосходят прошлые. Теперь СМИ — супероружие в идейно-политической борьбе как внутри страны, так и на международной арене.
Многие политики и журналисты, учитывая влияние СМИ в обществе, нередко называют их «четвертой властью» — наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти.
На наш взгляд, следует иметь в виду, что «четвертая власть» — это выражение фигуральное — ветвей государственной власти только три вышеназванных и никак не больше. Другое дело, что в каждом государстве наряду с государственной властью могут иметь место и власть органов местного самоуправления, власть олигархических кругов, мафиозных и бандитских группировок. Хотя две последние и им подобные «власти» и играют нередко значительную роль в жизни общества, того или иного государства, однако к государственной власти не относятся, несмотря на то, что порой могут проникать в государственную власть, даже частично или полностью узурпировать ее.
Итак, государственная власть функционирует в различных ее ветвях, формах, видах и на разных уровнях. Функции каждого вида и уровня власти в системе государственного управления специфичны. Роль основного орудия управления она может выполнять, если сама управляема.
Источник
Государственное управление как способ реализации государственной власти
Понятия«государство» и «государственная управление» неотъемлемы от понятия «власть».По своей сути власть – это возможность осуществлять свою волю даже вопреки сопротивлению. Важнейшими элементами власти являются:
¨ Психологический – воля субъекта власти;
¨ Реализационный – добровольное исполнение или силовое принуждение, вплоть до психологического давления;
¨ Рецепционный – восприятие воли объектом власти,управления;
¨ Информационный – обратная связь от объекта к субъекту о мероприятиях по выполнению воли субъекта или об отказе в выполнении действий.
В повседневной жизни мы можем говорить о различной власти: в семье, на работе, в коллективе и т.п.применительно к обществу различают следующие виды власти:
a. Личная или персональная (в семье или господина над слугой);
b. Корпоративная(власть в общественной организации – корпорации, распространяющуюся только на членов организации (партия) и прекращающая свое влияние на человека при выходе из состава корпорации);
c. Социальная– власть народа в обществе.
В некоторых случаях отдельно выделяют власть военную, технократическую,экспертократическую (власть специалистов) и др.
При рассмотрении вопросов государственного и муниципального управления наибольшее значение имеет, конечно, социальная власть. Государственная власть является производной от социальной, народной власти и политической по своему характеру, но в известной мере самостоятельна. Как особое явление, государственная власть от политической власти народа отличается чертами:
O Всякая государственная власть является политической,но не всякая политическая есть государственная;
O Политическая власть это имманентная (внутренне и изначально присущая) принадлежность народа. Государственная власть – производна от власти народа, но она принадлежность государства, от имени которого осуществляется специально создаваемыми государством органами.
O Государственная власть обладает юридически верховенством в обществе и универсальна,потому что регулирует все стороны жизни общества, которые могут регулироваться и которые необходимо и целесообразно регулировать в интересах общества:
O Государственная политическая власть отличается от других видов власти своей формой и механизмом реализации: она формализована(законодательно закреплена и сфера ее влияния определена в законе) и осуществляется специализированным государственным аппаратом (парламент,правительство, суд). Политическая власть народа проявляется в различных формах непосредственной демократии (выборы, референдум).
Из сказанного можно сделать вывод, что государственная власть высшее проявление и продолжение политической воли и власти народа. Она универсальнаи суверенна, обладает верховенством, является необходимой функцией общества и осуществляемая специально создаваемым государственным аппаратом.
Существует множество классификаций государственной власти,в основании которых лежат различные признаки:
a)в зависимости от методов осуществления:
Террористическая (авторитарная, тоталитарная)
b)по социальной направленности:
¨ власть определенного класса, слоя (диктатура пролетариата)
c)по действию в пространстве:
В качестве своих важнейших инструментов государственная власть использует правовое регулирование, легальное и легитимное принуждение. Издавая нормативные акты(законы — Государственная Дума) или принимая решения (суды), органы государственной власти легализуют (от лат. lex – закон), делают законными и разрешают одни виды отношений в обществе, а другие объявляют незаконными, нелегальными, запрещая их. Однако сама государственная власть для совершения подобных действий также должна быть легальна.
Легализациягосударственной власти – это юридическое закрепление правомерности её установления, возникновения, организации и деятельности её аппарата:
= законность ее происхождения;
= законность организации власти (установлена конституцией государства, законами, при непосредственном участии народа и его представительных органов);
= законность сферы полномочий (границы вмешательства в дела общества и жизнь конкретного человека);
= законность форм и методов осуществления власти(деятельность аппарата на основе норм права.
В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется Конституцией, органов и аппарата иными правовыми актами (конституционными и федеральными законами),обоснование же властных полномочий, права управлять государственными делами коренится в юридических актах. Однако исторический опыт показывает, что закрепление положений о государственной власти еще не влечет ее демократичность и законность. Исходя из этого при определении легальности государственной власти надо в первую очередь учитывать насколько правовые акты, легализующие государственную власть, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам международного права.
Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность государственных органов и их должностных лиц:
— политическую(отставка правительства, импичмент президенту):
— уголовную (за незаконное присвоение или использование государственной власти при исполнении должностных обязанностей);
— гражданскую(возмещение ущерба, причиненного незаконным использованием государственной власти).
Другим качеством государственной власти является ее легитимность – фактическое состояние, чаще неформальное (не правовое). Легитимациягосударственной власти – это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающую правовую и моральную законность, соответствие этой власти определенным психическим установкам, представлениям и ожиданиям общества.
Следствием легитимности является авторитет государственной власти у населения страны и согласие народа подчиняться этой власти, что повышает эффективность воздействия государственной власти. Легитимация государственной власти может проявляться в поддержке её населением, о чём может свидетельствовать его участие в выборах,референдуме, демонстрации в поддержку законной власти (события с ГКЧП) и в других формах. В государствоведении различают несколько форм легитимации государственной власти:
= Традиционная – легитимация власти основана на обычае, личной,племенной, сословной зависимостью, в отдельных случаях с особой ролью религии в обществе.
=Харизматическая – (от греч. charisma – божественный дар) легитимация власти связана с выдающимися личностями, их авторитетом и особыми личными качествами, что порой связано также с культом личности.
= Рациональная – основана на разуме народа, когда государственная власть оценивается не по её лозунгам, а исходя из практической деятельности её аппарата и тех положительных моментов которые эта власть предоставляет фактически, реально, а не на бумаге каждому гражданину.
Важной чертой государственной власти является её единство. Государственная власть должна быть единой по своему существу, что проявляется в трех аспектах:
=социальное – единство социальных сил общества, как основа, фундамент власти;
=единая целенаправленность деятельности государственной власти –аппарат и органы государственной власти должны решать задачи, согласующиеся с общими целями и направлением развития всего общества;
=организационное единство — система органов и методы деятельности государственной власти должны строится прежде всего на единстве и разделении ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.
В современных условиях в системе государственного управления принято разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.Современные подходы к вопросу о власти дополнили доктрину разделения властей тремя новыми положениями:
a) о балансе властей, системе их взаимных сдержек и противовесов;
b) о взаимодействии ветвей власти и единстве по принципиальным вопросам с использованием различных методов (свойственных каждой ветви) достижения общей цели;
c) о субсидиарности ветвей власти, когда на основании закона, с согласия или по уполномочию органы одной ветви власти своими действиями могут дополнять осуществление функций другой.
Каждая ветвь власти имеет свои особые функции, методы их реализации и свой аппарат и органы. Формы деятельности по осуществлению властных государственных полномочий по управлению государственными делами у них также различны.
Некоторые государственные органы осуществляют государственное управление в форме принятия решений (парламент, президент). Их основной задачей является установление общих правил управления и контроля и в меньшей степени они непосредственно занимаются непосредственно управленческой деятельностью.
Другая ветвь власти напротив основной формой реализации государственной власти имеют непосредственную управленческую деятельность (министерства, ведомства, государственные служащие).
У определенного круга органов и должностных лиц государственного аппарата имеются только консультативные полномочия(Госсовет из глав администрации субъектов федерации).
Среди органов управления имеются такие, которые занимаются вопросами проверки соблюдения законов и контролем (Уполномоченный по правам человека) или соблюдением бюджетной дисциплины (Счетная палата). Такие органы сами не принимают каких-либо нормативных управленческих актов, скорее они участвуют в управлении, что тоже является одной из форм управленческой деятельности.
Расширение и развитие демократических основ государственного управления приводит к тому, что в некоторых случаях отдельные функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления, в связи с чем они выполняют определенные задачи государственного управления.
В последние годы активное участие в международных отношениях, что является одной из сторон государственного управления, приводит к тому, что Россия становится участником организаций и органов, имеющих надгосударственный характер (ЕЭС, ОПЕК и т.п.).Решения таких организаций и органов в ряде случаев вызывают необходимость государственных органов принимать меры по их реализации внутри страны, т.е. тем самым государство принимает на себя обязательства по допущению частичного вмешательства в свой суверенитет, в самостоятельность решения внутренних вопросов, косвенно допускает их участие во внутригосударственном управлении.
В последние годы в практике, научных трудах и конституциях зарубежных стран появляются упоминания других, кроме традиционных, ветвей власти: избирательная, контрольная, власть прессы, церковная трибутарная (власть политической оппозиции в парламенте и др.Некоторые из них имеют под собой какое-то научное обоснование, другие несут смешение разных явлений – общественной, публичной власти и государственной власти и т.п. В любом случае это имеет свой положительный оттенок, поскольку связано со стремлением и степенью участия населения в управлении государством и осуществлении его властных полномочий, т. е. с развитием демократии в обществе.
Источник