- Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности
- Государственное регулирование экономики
- Государственное регулирование экономики – определение термина
- Роль государства в экономике
- Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
- Понятие государственного регулирования хозяйственной деятельности. Формы и методы регулирования.
- Понятие и источники правового регулирования предпринимательства.
Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности
В науке административного права регулирование рассматривается как один из элементов государственного управления, присущий в той или иной мере всем органам государственного управления, в качестве которых, как известно, выступают, прежде всего, органы исполнительной власти. Конкретные действия этих и других органов реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми являются:
― защита экономического правопорядка;
― распределение и перераспределение доходов между регионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;
― контроль за соблюдением законодательства в процессе осуществления хозяйственной деятельности;
― стимулирование развития какой—либо отрасли в заданном направлении.
Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.
Важнейшими формамигосударственного регулирования предпринимательской деятельности являются:
1) прогнозирование — представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития;
2) планирование— это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных. Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах;
3) денежная политика — использует такие инструменты как цены, налоги, валютное регулирование;
4) антимонопольное регулирование — направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.
Способыгосударственного регулирования предпринимательской деятельности условно можно разделить на:
1) административные — представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:
― установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т. е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти;
― предписание об обязательном совершении определенных действий;
― утверждение конкретных (адресных) заданий;
― разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);
― регистрация определенных действий;
― установление стандартов, квот и т. п.;
― ограничение определенных действий др.
2) экономические — представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т. д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.
Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. одновременно могут иметь властно—распорядительный характер и экономическое содержание.
В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о квалификации этих способов. Более того, иногда они именуются не способами, а методами. Одни авторы указывают на существование универсальных методов применительно к любой деятельности—убеждения и принуждения, другие считают, что административные и экономические методы — это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы. Тем не менее, представляется, что метод — это более общая категория, объединяющая конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.
3. Планирование как элемент государственного регулирования хозяйственной деятельности. Формы планирования. разработка планов и прогнозов экономического развития
Планированиепредставляет собой определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных).
Прогноз социально—экономического развития — система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально—экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.
Система государственных прогнозов социально—экономического развития Республики Беларусь включает:
― на долгосрочную перспективу — национальную стратегию устойчивого социально—экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально—экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
― на среднесрочную перспективу — программу социально—экономического развития Республики Беларусь на пять лет;
― на краткосрочный период — годовой прогноз социально—экономического развития Республики Беларусь.
Разработка государственных прогнозов социально—экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.
Прогнозы социально—экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально—экономической, демографической и экологической ситуации, научно—технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.
Прогнозы социально—экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно—территориальным единицам.
Прогнозы социально—экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Прогнозы социально—экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно—технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.
Программа социально—экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок.
В программе социально—экономического развития на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
― оценка итогов социально—экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;
― концепция программы социально—экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;
― макроэкономическая политика, включая бюджетно—налоговую, денежно—кредитную и валютную политику;
― инвестиционная и структурная политика;
― развитие реального сектора экономики;
― проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Программа социально—экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.
Данные программы социально—экономического развития на среднесрочную перспективу используются при разработке прогноза социально—экономического развития на краткосрочную перспективу.
Источник
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
—>
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Источник
Понятие государственного регулирования хозяйственной деятельности. Формы и методы регулирования.
государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране .
Важнейшими формами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются:1) прогнозирование;2) планирование;3) денежная политика;4) антимонопольное регулирование.
Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности:административные- представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. ;экономические— представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.
Государственная регистрация, а в определенных случаях и лицензирование предпринимательской деятельности, необходимы для осуществления контроля за ней со стороны общества в случаях, прямо указанных в законодательстве.Хозяйственная деятельность заключается в производстве и реализации продукции (работ, услуг).Отрасль права выделяется по предмету правового регулирования, т. е. по характеру тех общественных отношений, которые подпадают под нормы права данной области.
Понятие и источники правового регулирования предпринимательства.
предпринимательство – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, в частности правовому государству. Задача происходящих преобразований в экономической и политических системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство являлось органом, который будет выражать, и защищать интересы хозяйствующего субъекта.
Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь являются:
— Конституция Республики Беларусь,
— кодексы Республики Беларусь,
— законы Республики Беларусь,
— Указы, декреты, распоряжения Президента Республики Беларусь,
— постановления Правительства Республики Беларусь,
— акты Конституционного суда Республики Беларусь, Верховного суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь,
— акты министерств и иных республиканских органов государственного управления,. Наиболее важными источниками являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс, Банковский кодекс .
Источник