- Меры государственного принуждения: понятие, виды, примеры
- Понятие
- Виды принуждения по характеру
- Принципы
- У государства имеется монополия на применение данных мер
- Все люди равны перед законом и судом
- Наличие у каждого человека презумпции невиновности
- Использование гуманизма в процессе применения мер принуждения
- Однократность и соразмерность наказания
- Виды принуждения по закрепленности в законодательстве
- Меры безопасности
- Меры пресечения
- Меры ответственности
- Меры восстановления
- Заключение
- Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
Меры государственного принуждения: понятие, виды, примеры
Государство может насильно воздействовать на своих граждан, чтобы принудить их выполнить те или иные действия. Разные меры государственного принуждения используются исключительно при наличии веских причин и оснований. Они заключаются в том, что сотрудники правоохранительных органов страны применяют определенные действия по отношению к какому-либо лицу. Такие действия могут быть не только физическими, но и моральными. Именно за счет них обеспечивается оптимальное для государства поведение со стороны населения или отдельных лиц.
Понятие
Меры государственно-правового принуждения заключаются в насильственном воздействии на человека. Они представлены не только физическим задержанием или арестом, но и воздействием на волю или сознание граждан. При таких условиях граждане не могут свободно изъявлять свою волю.
Существует несколько видов принуждения, причем главная цель каждой заключается в защите правопорядка и устранении из общества опасных элементов.
Виды принуждения по характеру
По характеру меры государственного принуждения могут быть:
- психологическими, заключающимися в запугивании, моральном давлении или работе с психологом;
- имущественными, предполагающими, что человек после совершения каких-либо неправомерных действий может лишиться своего имущества;
- физическими, применяющимися только к преступникам, которые не желают добровольно нести ответственность за свои незаконные действия;
- организационными, заключающимися в отказе от проведения незаконных митингов или собраний.
Все вышеуказанные действия должны быть законными, для чего учитываются права и свободы, имеющиеся у каждого российского гражданина. Дополнительно данные меры должны быть оправданными, обоснованными, подтвержденными официальными документами и целесообразными. Государственные служащие при наличии возможностей должны отказываться от каких-либо жестких мер воздействия.
Принципы
Применение мер государственного принуждения должно осуществляться с учетом некоторых значимых принципов. К ним относится то, что применять такие мероприятия могут только представители государства.
Не допускается применение в отношении лиц какой-либо дискриминации, а также должна использоваться презумпция невиновности.
У государства имеется монополия на применение данных мер
Не разрешается использование этих мероприятий другими гражданами, так как это расценивается как самосуд или месть. Люди не могут самостоятельно защищать права других лиц, свобод или интересов. Особенно если применяемыми способами они нарушают права иного гражданина.
В качестве исключения является ситуация, когда непосредственно Правительством РФ делегируются полномочия гражданам по защите их жизни, благ, здоровья и имущества. Это обычно осуществляется при введении военного положения в стране или при иных чрезвычайных ситуациях.
Все люди равны перед законом и судом
Не допускается во время применения мер пресечения или иных действий пользоваться какой-либо дискриминацией. Одинаковые мероприятия применяются к людям разных возрастов, гражданства, места проживания и статуса.
Не разрешается дискриминация по национальности, полу, образованию, религии или политическим убеждениям.
Наличие у каждого человека презумпции невиновности
Гражданин не может признаваться преступником до того момента, пока его вина не будет официально доказана. Люди не должны самостоятельно доказывать свою невиновность или давать показания против себя и родственников.
Именно государственные органы должны заниматься сбором доказательств, подтверждающих вину конкретного человека. Если выявляются какие-либо неустранимые сомнения, то они должны использоваться исключительно в пользу обвиняемого.
Использование гуманизма в процессе применения мер принуждения
Не допускается применение должностными лицами жестокости, пыток или телесных наказаний. К тому же в России действует мораторий на смертную казнь. Поэтому работники полиции или других государственных органов должны действовать таким образом, чтобы не нанести какой-либо физический или моральный вред гражданину.
Представители правоохранительных органов должны уважать личность человека, а также не могут применять к нему огнестрельное оружие без веских оснований.
Однократность и соразмерность наказания
Применяемые меры государственного принуждения за совершенное правонарушение должны соответствовать тяжести данного преступления. За одно нарушение наказание должно применяться однократно. При этом учитывается семейное положение человека, причины для совершения проступка и другие обстоятельства.
Люди, пострадавшие от государственных мер, могут требовать возмещения причиненного вреда. Они могут рассчитывать на определенные меры поддержки, если их обвиняли незаконно.
Виды принуждения по закрепленности в законодательстве
Мерами государственного принуждения пользуются представители правоохранительных органов, суды или другие аналогичные учреждения. По законности такие меры бывают:
- Правовыми. Все совершаемые действия осуществляются в рамках закона, поэтому не нарушаются права и интересы граждан. Все такие мероприятия легко поддаются контролю, являются справедливыми и обоснованными. Даже они могут быть обжалованы гражданами в суде.
- Неправовыми. Они заключаются в произволе, который совершается представителями государственных органов. С помощью таких незаконных действий причиняются физические и моральные страдания людям. Такие мероприятия используются в антидемократических и тоталитарных государствах. В России за такие действия должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.
В РФ могут использоваться только правовые меры государственного принуждения, представленные несколькими видами.
Меры безопасности
Они используются для предотвращения разных преступлений, а также для их превенции. Они направлены на защиту от разных действий или событий, которые могут угрожать общественности. Такие виды мер государственного принуждения могут быть представлены в следующих вариантах:
- проведение ревизий или проверок;
- направление граждан на карантин при выявлении серьезных инфекционных заболеваний;
- инвентаризация разных предприятий;
- проверка личных документов граждан;
- административный надзор, применяемый для бывших заключенных;
- остановка автомобилей для проверки документов водителей;
- досмотр багажа людей при использовании воздушных или водных судов;
- применение пропускного режима на разных охраняемых объектах;
- проведение розыска или иных оперативных мероприятий.
При совершении таких действий не имеется какой-либо угрозы для граждан или общества в целом. Меры безопасности могут применяться даже к лицам, которые не совершили какое-либо правонарушение. При таких условиях немного ограничиваются свободы граждан, но при этом обеспечивается защита жизни и здоровья всего населения.
Меры пресечения
Они предназначаются для прекращения правонарушений или преступлений, а также другого поведения людей, которое каким-либо образом нарушает безопасность общества. К таким мерам относятся разные действия, совершаемые работниками правоохранительных органов. Задержание как мера государственного принуждения позволяет прекратить неправомерные действия со стороны какого-либо человека. Дополнительно сюда относится привлечение гражданина к ответственности.
Основанием для использования мер пресечения выступает наличие угрозы для общества или отдельных лиц. Для этого важно иметь доказательства правонарушения.
К основным видам таких мер относится:
- запрет на движение автомобилей или передвижение пешеходов по какому-либо участку дороги;
- оцепление участков земли;
- воздействие физического характера;
- использование разных инструментов для пресечения преступлений, например, палок из резины, наручников или слезоточивого газа;
- применение огнестрельного оружия при крайней необходимости;
- задержание правонарушителей;
- введение комендантского часа;
- досмотр имущества или документов;
- проведение медицинского освидетельствования;
- изъятие товаров;
- приостановление операций по счетам в банках;
- закрытие объектов;
- принудительная эвакуация;
- наложение ареста на недвижимость;
- закрытие границ;
- запрет на использование разных объектов.
Отдельные меры государственного принуждения могут применяться в совокупности при определенных ситуациях.
Меры ответственности
Они представлены в применении к гражданам каких-либо санкций, причем их основной целью выступает наказание правонарушителей или преступников. С помощью таких мер воздействия можно предотвратить будущие нарушения со стороны граждан.
Ответственность может быть административной, гражданской, уголовной или дисциплинарной. Конкретная ответственность выбирается в зависимости от того, выявляется ли проступок, преступление или правонарушение. Поэтому выделяются следующие меры:
- уголовные санкции представлены крупными штрафами, лишением свободы, обязательными исправительными работами, ограничением на занятие высоких должностей, конфискацией имущества или лишением высоких званий и наград;
- административная ответственность заключается в использовании штрафов и предупреждений, конфискации имущества, административном аресте, депортации и лишении права занимать какую-либо должность;
- гражданские санкции представлены неустойками, штрафами, пенями или процентами;
- при использовании дисциплинарных мер применяется замечание, выговор или увольнение.
Наиболее серьезные меры наказания назначаются исключительно судом, поэтому требуется проведение судебного разбирательства.
Меры восстановления
Они требуются для устранения нанесенного вреда. Обычно они представлены перечислением компенсации за причиненный вред. Они могут использоваться как отдельно, так и с другими видами наказаний.
Обычно меры восстановления заключаются в выплате компенсации морального вреда, неустойки или алиментов. Могут быть представлены выдворением лиц, незаконно занявших недвижимость, признанием какой-либо сделки недействительной или отменой правовых актов.
Заключение
Существует несколько мер государственного принуждения. Наказание, выбираемое для каждого правонарушителя или преступника, зависит от того, какие именно действия были совершены. Государственными органами должны учитываться некоторые принципы, позволяющие учитывать права и интересы каждого человека.
В России применяются только правовые меры принуждения. Поэтому если должностные лица по разным причинам превышают свои полномочия, применяют к подозреваемым физическое наказание или унижают их морально, то они сами привлекаются к уголовной ответственности.
Источник
Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Признаки государственного принуждения:
1) Государственное принуждение подчиняется общим принципам права, выражающим его демократическое содержание, подлинный гуманизм, ответственность за вину, исключение всякого произвола в деятельности правоприменительных органов, справедливость принудительных мер и др.
2) Государственное принуждение применяется на основе правовой регламентации его объема, нормативного установления оснований. Под термином «основание государственного принуждения» понимается база, на основе которой к лицу могут быть применены меры правового воздействия, т.е. на основе закона, указа, постановления правительства, также за что, в ответ на какие противоправные действия они реализуются.
3) Принудительные меры реализуются в рамках охранительных правоотношений посредством правоприменительной деятельности. Вне и помимо правоприменительной деятельности государственное принуждение как реальное правовое явление существовать не может. Это объясняется тем, что государственное принуждение в динамике своего осуществления всегда представляет собою результат примененной санкции права (диспозиции с принудительным содержанием) в целях обеспечения и решения правоохранительных задач. Вне правоприменительной деятельности государственное принуждение может выражаться лишь в статике своего существования, как правовой институт, всесторонне закрепляющий и регламентирующий основания, конкретные меры принуждения, процедуру их применения и т.д.
Государственное принуждение реализуется в рамках не любой правоприменительной деятельности, а лишь той, которая получила наименование правоохранительной, связанной с разрешением конкретных правовых ситуаций по применению санкций правовых норм и исполнению принудительных мер воздействия.
4) Формальная определенность государственного принуждения. Во-первых, нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия. Они, как правило, конкретно и точно указывают юридические факты, служащие основанием принудительного воздействия, а также круг прав и обязанностей лиц, по отношению к которым реализуются принудительные средства. Во-вторых, нормы права заранее устанавливают санкцию, т.е. меры воздействия за нарушение конкретного правила. В-третьих, процесс реализации принудительных мер предполагает строгий порядок, процедуру, устанавливаемую нормами материального и процессуального права. В них также детально регламентируются права и обязанности правоприменительных органов и должностных лиц.
5) Принуждение всегда есть внешнее воздействие на субъекты. Причины деятельности или бездеятельности субъектов, порождаемые принуждением, всегда являются внешними причинами. Они не вытекают из внутренней сущности данного субъекта, не согласуются с его волей и желаниями независимо от того, осознает он этот факт или нет.
6) Меры государственного принуждения применяются специально уполномоченными на то органами государства, должностными лицами, представителями общественности. В той или иной форме меры государственного принуждения могут применяться любыми государственными органами и их должностными лицами: например, меры дисциплинарной ответственности. И специфичным для этой деятельности является то, что она всегда осуществляется в рамках правоохранительных отношений и в сфере правового регулирования. Для таких органов как суд, прокуратура, органы внутренних дел осуществление определенных видов принуждения является основной задачей. В порядке исключения соответствующие формы принуждения вправе применять и граждане, если эго предусмотрено законом — необходимая оборона по уголовному праву и т.д. Но какими бы субъектами меры принуждения не применялись, всегда такое применение протекает в рамках правоприменительных правоотношений и является формой государственновластной правоприменительной деятельности.
7) Данная черта государственного принуждения заключается в том, что оно сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют отрицательный характер для него и нередко связаны с возложением на него дополнительных правоограничительных обязанностей. Думается, что любые меры принуждения, применяемые к обязанным субъектам, всегда сопряжены с причинением им отрицательных правоограничений и последствий. Причем отрицательные правоограничения государственного принуждения могут быть различного характера, но их наличие необходимо, так как иначе принуждение потеряло бы всякий смысл. В зависимости от свойства применяемых мер отрицательные правоограничения могут быть личного, имущественного или организационного характера.
К видам государственного принуждения относятся меры предупреждения, меры пресечения, меры защиты и юридическая ответственность. Наиболее нежелательным видом принуждения для правонарушителя является юридическая ответственность.
Виды государственного принуждения:административное принуждение;уголовное принуждение;гражданско-правовое принуждение;дисциплинарное принуждение.
Источник