- Государственная гражданская должность понятие классификация способы замещения
- Разбираемся в категориях и должностях госслужбы
- Категории и группы государственных должностей на гражданской службе
- Категории и группы должностей государственной гражданской службы
- Общие положения
- Категории государственной службы
- Группы должностей государственной службы
- Порядок и условия замещения должностей государственной гражданской службы
Государственная гражданская должность понятие классификация способы замещения
Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
4. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
5. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
6. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Источник
Разбираемся в категориях и должностях госслужбы
Основным нормативным актом, устанавливающим категории и группы должностей государственной гражданской службы, являются:
- закон № 79-ФЗ «О госслужбе в РФ» от 27.07.2004;
- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».
Должности федеральной гражданской службы учреждаются Законом РФ и указом Президента РФ. А законами и подзаконными актами субъектов РФ учреждаются должности гражданской службы субъектов Российской Федерации. Цель — обеспечить бесперебойную работу органов государственной власти.
Категории и группы государственных должностей на гражданской службе
Категории должностей государственной гражданской службы включены в систему классификации и учета и подразделяются на:
- руководящие должности. К должностям гражданской службы относятся руководители госорганов и структурных подразделений и их заместители, руководители территориальных и федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и их заместители, руководители представительств госорганов, структурных подразделений, принятые на определенный срок или без ограничения срока полномочий, и их заместители;
- должности гражданской службы помощников или советников: осуществляют содействие руководителям государственных, территориальных органов исполнительной власти и представительств госорганов в реализации их полномочий. Не будем скрывать: с этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они;
- гражданские должности специалистов, их замещают для обеспечения выполнения госорганами их задач и функций, правового обеспечения служебной деятельности без ограничения срока полномочий;
- гражданские должности обеспечивающих специалистов, контролирующих организационную, информационную, документационную, финансово-экономическую, хозяйственную и прочую деятельность госорганов, осуществляющих хозяйственное обеспечение без ограничения срока полномочий.
Система гражданских государственных органов — огромная иерархическая структура. Классификация должностей делит категории должностей от высшей до младшей. Таблица групп должностей государственной гражданской службы:
Источник
Категории и группы должностей государственной гражданской службы
Категории должностей государственной гражданской службы — это классификация российских госслужащих по группам. Разбираемся, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.
Общие положения
Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов и лиц, замещающих государственные посты.
Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:
- Должности федеральной гражданской службы — учреждаются Федеральным законом или указом президента Российской Федерации. Это профессии, относящиеся к государственной службе, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
- Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.
Классификация ГГС распределяется на 4 категории и 5 групп.
Категории государственной службы
По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:
- Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
- Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
- Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
- Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.
Группы должностей государственной службы
Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.
В реестре должностей федеральной ГГС указано, кто относится к госслужащим в России по списку профессий и организаций (указ президента № 1574 от 31.12.2005):
- Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
- Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
- Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
- Старшие: специалисты и ОС.
- Младшие: ОС.
Приведем пример федеральных государственных гражданских служащих (для категории специалисты):
- главный специалист (эксперт);
- ведущий специалист (эксперт);
- специалист (эксперт).
В группах ведется классификация по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:
Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. В этом и заключаются основные различия между категориями должностей гражданской службы — в уровне подготовки, образования и трудовых навыков. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС необходимо соответствовать квалификационным требованиям:
- достаточным уровнем образования;
- определенным служебным стажем;
- необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
- владение определенной специальностью.
Требования к минимальному уровню профессионального образования:
Собрали в таблице групп должностей государственной гражданской службы требования к минимальному стажу:
Должностные группы ГГС | Необходимый стаж |
---|---|
Высшая | Не менее 4 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки |
Главная | Не менее 2 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки |
Ведущая, старшая и младшая | Без предъявления требований к стажу |
Ведущая, младшая и старшая группа должностей государственной гражданской службы, по общему правилу, трудоустраиваются без предъявления требований к стажу. Конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений указа президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12.10.2017.
Источник
Порядок и условия замещения должностей государственной гражданской службы
Вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), статьей 16 которого установлены ограничения, связанные с гражданской службой.
Согласно пункту 7 части 1 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ гражданин Российской Федерации не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 Федерального закона № 115-ФЗ.
Согласно данным изменениям статья 14 Федерального закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которым положения пункта 1 данной статьи не распространяются на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по независящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая, что федеральными законами о видах государственной службы установлен общий запрет на прием граждан, имеющих гражданство иностранного государства, на государственную службу, положения пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона № 115-ФЗ не могут быть признаны достаточными для приема указанной категории лиц на государственную службу, так как не корреспондируются с положениями федеральных законов о видах государственной службы, в том числе с положениями Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающими запрет на прием на государственную службу граждан Российской Федерации, имеющих гражданство другого государства.
Таким образом, до внесения изменений в федеральные законы о видах государственной службы прием граждан Российской Федерации, имеющих также гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, на гражданскую службу невозможен.
В настоящее время вопрос о совершенствовании обозначенных положений законодательства прорабатывается Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными государственными органами.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) для замещения должности государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) представитель нанимателя может заключать с государственным гражданским служащим (далее – гражданский служащий) служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт.
Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен данным Федеральным законом.
На основании пункта 2 части 4 статьи 25 Федерального № 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.
Из указанных положений Федерального закона № 79-ФЗ следует, что с гражданским служащим (гражданином), замещающим должность гражданской службы на период отсутствия основного сотрудника, заключается только срочный служебный контракт, срок которого ограничен периодом отсутствия основного гражданского служащего. При этом данный срок не ограничен продолжительностью в 1 – 5 лет, а зависит от даты выхода основного гражданского служащего на службу, в связи с чем является исключением из общего правила, установленного частью 2 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ.
Таким образом, с гражданским служащим (гражданином) может быть заключен срочный служебный контракт на период отсутствия основного гражданского служащего, в том числе в случае, если выход на службу указанного гражданского служащего запланирован ранее, чем через год.
При этом в таком контракте целесообразно указывать, что он заключается на период временного отсутствия гражданского служащего с указанием его фамилии, имени и отчества, за которым в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется должность гражданской службы. В таком случае срочный контракт действует в течение всего периода сохранения за отсутствующим гражданским служащим должности гражданской службы (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком (в случае, если право на этот отпуск реализуется непосредственно после отпуска по беременности и родам без выхода на службу)).
Положениями статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.
Отдельным гражданским служащим как при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), так и в период ее прохождения может устанавливаться особый режим служебного времени.
При поступлении гражданина Российской Федерации или гражданского служащего на должность гражданской службы, при замещении которой предусматривается особый режим служебного времени, в служебном контракте гражданского служащего в обязательном порядке указывается данный режим (пункт 7 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ). В случае установления гражданскому служащему при прохождении гражданской службы режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени и, при необходимости, срок установления данного режима.
Виды и особенности режимов рабочего времени регламентированы главой 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), положения которой субсидиарно применяются к правоотношениям, связанным с гражданской службой.
В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.
При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. При этом работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других) (статья 102 ТК РФ).
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
Графики составляются исходя из установленной нормы рабочего времени за учетный период и содержат информацию о продолжительности рабочего времени в течение смены, перерывах на отдых между сменами и порядке их чередования. При этом при составлении графика необходимо учитывать положения статьи 110 ТК РФ, согласно которым продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
После составления график сменности утверждается работодателем (представителем нанимателя) и вводится в действие посредством издания соответствующего приказа. При этом работники (гражданские служащие) должны быть ознакомлены под роспись с утвержденным графиком сменности не менее чем за месяц до введения его в действие.
При применении указанных режимов служебного времени может быть не соблюдена ежедневная и (или) еженедельная продолжительность служебного времени, установленная для гражданских служащих.
В данном случае представителю нанимателя следует вести суммированный учет служебного времени с тем, чтобы обеспечить гражданским служащим, осуществляющим профессиональную служебную деятельность в таких режимах, отработку суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение определенного учетного периода (как правило, недели или месяца в целях обеспечения увязки такого режима службы с выплатой месячного денежного содержания в установленном размере).
Порядок введения суммированного учета служебного времени согласно статье 104 ТК РФ должен быть определен правилами внутреннего служебного распорядка.
Для учета рабочего (служебного) времени могут применяться формы № Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и № Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации.
Таким образом, для гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности) или в режиме гибкого служебного времени, начало и окончание служебного времени должно определяться локальными актами государственного органа, графиками дежурства (сменности) и служебным контрактом соответственно.
При этом с учетом обеспечения отработки такими гражданскими служащими суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение месяца исходя из установленной для гражданских служащих еженедельной продолжительности служебного времени (40 часов в неделю), денежное содержание указанным лицам выплачивается в полном размере, установленном в служебных контрактах.
В случае если служебный день при указанных режимах работы продолжается в ночное время (с 22.00 до 06.00), то согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в такое время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Прохождение гражданским служащим службы в условиях сменного режима в соответствии с графиком дежурств может предусматривать попадание рабочих дней на общие выходные дни (субботу и воскресенье). При этом такой случай не считается работой в выходные дни, так как выходными для гражданского служащего, работающего по графику, являются другие дни недели.
Что касается случая, при котором служебный день гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), совпадает с праздничным днем, то часы, отработанные в праздничные дни, оплачиваются в повышенном размере.
При определении размера оплаты труда гражданского служащего, осуществляющего профессиональную служебную деятельность по графику дежурства в праздничный день, следует руководствоваться статьей 153 ТК РФ.
В соответствии с данной статьей ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июля 2018 г. № 26-П, часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), за работу в нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.
Нормальная продолжительность служебного времени для государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) установлена частью 2 статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) и составляет 40 часов в неделю.
Вопросы, связанные с установлением гражданскому служащему сокращенной продолжительности служебного времени или неполного служебного времени, Федеральным законом № 79-ФЗ не урегулированы, в связи с чем в силу положений статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ к данным правоотношениям применяются нормы трудового права.
Статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ТК РФ и Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что работникам, являющимся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
При этом конкретная продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов не может превышать продолжительность, установленную в медицинском заключении, выданном в порядке, установленном законодательством (статья 94 ТК РФ, статья 11 Федерального закона № 181-ФЗ).
В таком медицинском заключении может быть предусмотрена и продолжительность ежедневной работы, предусматривающая рабочее время в неделю менее 35 часов (например, 20 часов).
Перечисленные выше положения законодательных актов носят императивный характер, в связи с чем гражданскому служащему, являющемуся инвалидом I или II группы, представитель нанимателя обязан установить сокращенную продолжительность служебного времени в соответствии с медицинским заключением (индивидуальной программой реабилитации) с выплатой денежного содержания в полном объеме.
При установлении гражданскому служащему режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени.
Также сообщаем, что любому работнику как при приеме на работу, так и впоследствии по соглашению сторон трудового договора может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок (статья 93 ТК РФ).
Данные положения применяются и на государственной гражданской службе.
Вместе с тем неполное рабочее время, предусмотренное статьей 93 ТК РФ, следует отличать от сокращенного рабочего времени, предусмотренного статьей 92 ТК РФ.
Отличие состоит в том, что сокращенное рабочее время устанавливается лишь для определенных категорий работников и гарантирует сохранение заработка в полном объеме. Неполное рабочее время по соглашению сторон может быть установлено любому работнику, при этом оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.
В случае необходимости временного возложения на государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) дополнительных обязанностей по другой должности гражданской службы следует руководствоваться положениями статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), которые в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) субсидиарно применяются к отношениям, связанным с гражданской службой.
Так, в соответствии с указанной статьей 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Из части 2 указанной статьи ТК РФ следует, что поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Указанная статья ТК РФ фактически устанавливает три вида выполнения работником с его согласия дополнительной работы в свое основное рабочее время по поручению работодателя (совмещение должностей (профессий), увеличение объема работ (расширение зон обслуживания), а также исполнение обязанностей отсутствующего работника).
Совмещение должностей (профессий) представляет собой выполнение работником по поручению работодателя в свое основное время дополнительных обязанностей по другой должности (профессии), увеличение объема работ (расширение зон обслуживания) заключается в выполнении работником по поручению работодателя в свое основное рабочее время дополнительной работы, входящей в его трудовую функцию, но в объеме, превышающем установленный трудовым договором, а к исполнению обязанностей временно отсутствующего работника относится исполнение должностных обязанностей (их части или в полном объеме) по другой должности на период отсутствия основного работника, за которым в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется его рабочее место (на период временной нетрудоспособности, нахождения в отпусках и т.д.).
Данная процедура осуществляется путем возложения на гражданского служащего с его согласия наряду с должностными обязанностями по замещаемой должности также обязанностей по иной должности гражданской службы, о чем издается соответствующий акт.
В вышеназванном случае срок исполнения должностных обязанностей по иной должности определяется по согласию сторон.
Рассматривая выше процедура возложения на гражданского служащего дополнительных обязанностей по иной должности осуществляется в условиях, когда гражданский служащий продолжает замещать свою должность и, соответственно, назначение на иную должность не производится.
Следует отметить, что согласно статье 47 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий исполняет свои должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, в котором может предусматриваться положение об исполнении им должностных обязанностей временно отсутствующего гражданского служащего.
Это означает, что на период отсутствия основного сотрудника гражданский служащий, в должностном регламенте которого содержится требование об исполнении обязанностей указанного сотрудника, должен осуществлять эти функции и не может отказаться от них в рамках соблюдения условий служебного контракта. Т.е. в отличие от положений статьи 60.2 ТК РФ, предусматривающих обязательное получение согласия работника на выполнение дополнительной работы, в рассматриваемом случае такое согласие не требуется, так как это является частью его служебных обязанностей.
Что касается вопросов, связанных с установлением доплаты в случае совмещения профессий (должностей), увеличения объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника (гражданского служащего) без освобождения от работы, определенной трудовым договором (служебным контрактом), то необходимость ее произведения прямо предусмотрена статьей 151 ТК РФ.
Так, согласно указанной статье ТК РФ в рассматриваемых случаях работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей, а также должностных обязанностей по иной должности гражданской службы ведет к существенному увеличению служебной нагрузки на гражданского служащего.
В этой связи в целях обеспечения должного уровня защищенности гражданских служащих и их прав на справедливые условия и оплату труда в рассматриваемом случае гражданскому служащему, по нашему мнению, следует производить доплату, размер которой устанавливается по соглашению сторон служебного контракта с учетом содержания и объема дополнительной работы, а также наличия финансовых средств, содержащихся в фонде оплаты труда гражданских служащих, в том числе за счет экономии.
Трудовым кодексом Российской Федерации урегулированы вопросы, связанные с обеспечением охраны труда работников, ключевым элементом которой является проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации СОУТ проводится в отношении условий труда всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, вне зависимости от того, связана ли их деятельность напрямую с особыми условиями труда.
В отношении СОУТ государственных гражданских служащих Федеральным законом № 426-ФЗ установлена отсылочная норма (пункт 4 статьи 3) к федеральным законам и иным нормативными правовыми актами Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере прохождения государственной гражданской службы.
Исходя из содержания вышеуказанных положений Федерального закона № 426-ФЗ не имеется оснований для применения общих норм законодательства о специальной оценке условий труда в отношении указанной категории лиц.
В настоящее время на федеральном уровне Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иными специальными нормативными правовыми актами не урегулирован данный вопрос, в связи с чем правовые основания для проведения СОУТ в отношении федеральных государственных гражданских служащих отсутствуют.
Источник