Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, охраны. Законодательство России о государственной границе
Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.
Государственная граница РФ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (Закон РФ «О Государственной границе РФ»).
Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.
1) орографическая граница (линия, проведенная с учетом рельефа местности (речное русло, горный водораздел));
2) геометрическая граница (прямая линия, устанавливаемая от одной до другой точки без учета рельефа местности);
3) комбинированные границы (на некоторых участках проведены с учетом рельефа местности, а на других – без его учета) (на практике встречаются чаще);
4) астрономическая граница (геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом).
Пути установления границы государства:
1) Делимитация (определение в договоре общего направления и положения границы) (договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту).
2) Демаркация (проведение линии границы на местности) (договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии, в которые входят их представители, обозначающие в соответствии с договором прохождение границы на местности, для чего сооружают специальные пограничные знаки и составляют документы о демаркации).
Документы о демаркации (протоколы (указывают места постановки пограничных знаков, описывают линию границы) и крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы).
Редемаркация (проверка существующей и демаркированной линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков).
Изменение государственных границ (не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой; не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними).
Способы изменения государственных границ:
1) Сделка о продаже территории (продажа Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г.).
2) Компенсация за передаваемую территорию (соглашение между Францией и Италией 1967 г. об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах – Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г., за это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя).
3) Обмен территориями (в 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии).
4) Восстановление исторических прав на территорию (после Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904 – 1905 гг.).
5) В порядке наказания государства за агрессию (после второй мировой войны в соответствии с Потсдамским соглашением территория Восточной Пруссии была разделена между СССР и Польшей, а Япония по решению союзных держав лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова).
Российское законодательство о государственной границе (основано на КРФ и ее международных договорах; включает Закон «О государственной границе РФ» и принимаемые в соответствии с ним другие ФЗ, законы и иные НПА субъектов РФ (пример: Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом РФ)).
Принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:
1) обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
2) взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
3) взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
4) мирное разрешение пограничных вопросов.
Прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:
1) на суше (по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам);
2) на море (по внешней границе территориального моря РФ);
3) на реках, ручьях, озерах и иных водоемах (на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема);
4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах (в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления);
5) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы (по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде).
Режим государственной границы включает правила:
1) содержания государственной границы;
2) пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
3) перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;
4) пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
5) ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
6) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители) назначаются руководителем ФСБ по согласованию с МИД РФ в соответствии с международными договорами РФ на определенные участки государственной границы для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов.
Представители Минобороны РФ решают вопросы урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями российских или иностранных военных воздушных судов и военных кораблей, других военных объектов или военнослужащих осуществляется (при необходимости с участием пограничных представителей РФ).
По дипломатическим каналам разрешаются вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями РФ или представителями Минобороны РФ.
Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах (на въездах в нее устанавливаются предупреждающие знаки).
Въезд (проход) в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам, выдаваемым пограничными органами и войсками на основании заявлений граждан, ходатайств предприятий, организаций, (устанавливаются места въезда (прохода); могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне).
Оружие и боевая техника применяются при защите государственной границы:
1) для отражения вооруженного вторжения на территорию РФ;
2) для предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров;
3) против лиц, транспортных средств, пересекающих границу в нарушение установленных правил;
4) в ответ на применение нарушителями границы силы или в случаях, когда их задержание не может быть осуществлено другими средствами;
5) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников;
6) для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности;
7) для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов и Пограничный войск, Вооруженных Сил РФ.
Источник
Государственные границы: понятие, виды, способы установления, режим. Принцип нерушимости границ
Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета.
Прохождение границы устанавливается:
на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам;
на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними);
на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.
Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д.
Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила:
пересечения границы лицами и транспортными средствами;
пропуска через границу лиц и товаров;
ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;
разрешения пограничных инцидентов.
От режима государственной границы следует отличать пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.
Охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории. Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Органы ФПС РФ вправе:
вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;
задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Государственной границы;
пресекать нарушения Государственной границы.
В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы ФПС имеют право:
предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания;
остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;
снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;
осуществлять преследование «по горячим следам» — преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором.
Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.
Принцип. В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормы о нерушимости границ являются составной частью содержания принципа неприменения силы и угрозы силой. Государства обязаны «воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».
Государства Европы всегда придавали особое значение нерушимости границ, оценивая этот фактор как одно из основных условий обеспечения европейской безопасности. Положение о нерушимости границ государств Европы нашло нормативное отражение в договорах СССР, ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ 1970— 1973 гг.
В Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. было сказано, что «мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы». Стороны заявили, что «не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать такие претензии в будущем». Они будут «неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах».
В Заключительном акте СБСЕ от 1 августа 1975 г. нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами.
Государства — участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.
Принцип нерушимости границ в числе других принципов является основой взаимоотношений Российской Федерации с другими государствами, что подтверждается ее договорами с ними.
В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. подтверждаются признание и уважение неприкосновенности существующих границ.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г. включает следующее положение: «Стороны признают нерушимой существующую между ними границу и подтверждают, что не имеют друг к другу никаких территориальных претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем».
Приверженность принципу нерушимости границ выражена также в Договоре между Российской Федерацией и Украиной о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г., в Договоре между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о дружбе, сотрудничестве и безопасности от 3 июля 1997 г. и др.
Знаменательно включение этого принципа, в числе других, в Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.
49. Территории с международным правовым режимом. Открытое море. Антарктика.
Планету Земля — ее сушу, воздушное пространство, Мировой океан, а также космическое пространство, Луну и другие небесные тела — с точки зрения правового режима можно разделить на три вида: 1) государственная территория; 2) международная территория (пространства с международным режимом); 3) пространства со смешанным правовым режимом.
Государственная территория представляет собой пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав государственной территории входят суша, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Государство своим законодательством устанавливает правовой режим территории в целом и ее частей. Правовой режим государственной территории включает также правила, предусмотренные международными договорами данного государства (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориального моря, определенных участков сухопутного пространства.
Международная территория — это пространство с международным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.
Пространства со смешанным правовым режимом имеют существенные особенности: прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государствами свободы судоходства и ряда других прав в соответствии с международными нормами и правилами прибрежных государств. К этим пространствам относятся исключительная экономическая зона и континентальный шельф.
Источник