Государственная граница понятие виды правовые режимы способы установления

Государственные границы: понятие, виды, способы установления, режим, Государственная граница РФ

Государственная граница – линия и по проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющая государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распорастраняются

a. Орографические – проводятся с учетом рельефа местности

b. Геометрические – устанавливаются по прямой линии, проведенной между 2 точками

c. Астрономические –устанавливаются по меридианам и паралеллям

a. Речные – устанавливаются по соглашению прибрежных государства и проводятся по линии наибольшей глубины, либо по середине реки

b. Озерные – по прямой, соединяющей выходы сухопутных границы государства к берегам водоема

c. Границы водоемов – аналогично b

d. Морские – внешние пределы его территории морей смежных и противолежащих государств

a. Боковые – вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суши или морю

b. Высотные – горизонтальная плоскость на высоте 96 км

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и ≪исторически сложившиеся границы≫, признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые

2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы

3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы

Государственная граница устанавливается путем:

1. демаркации — уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов

2. Редемаркация — проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков

3. делимитации — установления границы между государствами впервые

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством устанавливаются следующие режимы:

Охрана Государственной границы означает введение в действие соответствующих правовых режимов:

1. Режим Государственной границы– совокупность общих правил, устанавливающих порядок ее содержания, пересечения гражданами и ТС, перемещения через границу товаров и животных, ведения на ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности, разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением режима границы

2. Пограничный режим– служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы

Пограничная зона –часть территории РФ, непосредственно прилегающая к государственной границе на всем протяжении. Ширина зоны устанавливается до 5 км. В соответствии с требованиями режима государственной границы ее пересечении осуществляется через пункты пропуска – территория в пределах ж\д, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный и другие виды контроля и пропуск через государственную границы лиц, ТС, товаров и животных

3. Режим в пунктах пропуска через государственную границу– совокупность правил въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, ТФ, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Этот режим необходим для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и иных видов контроля

Одним из существенных элементов суверенитета является наличие государственной границы З «О Государственной границе РФ»

Государственная граница – линию и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ

51. Особенности международно-правового режима Арктики и Антарктики

Арктический регион исторически разделен на секторы владения приарктических государств, хотя и существуют предложения интернационализации Арктики, пока не нашедшие поддержки. В 1921 Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 СССР было принято аналогичное решения, но архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 года он принадлежит Норвегии

Читайте также:  Способы распределения доходов по направлениям деятельности

К режиму полярных секторов прибегли. К режиму полярных секторов прибегли Норвегия, Дания. Все территории (в т.ч. неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Но водная поверхность в пределах Арктики является открытым морем. Государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Т.о. существуют как территориальные, так и открытые моря в Арктики

Особенности Российского сектора. В 1920 Нота МИД РСФСР Норвегия закрепляла права ССС на Белое море, Декретом СНК РСФСР 1921 – на Баренцево, Карское, Лаптевых и Восточно-сибирское – это моря заливного типа и внутренние национальные морские пути Росссии. Это основано на ряде причин:

1. Большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север

2. Русское государство в течение 3 веков владело Карским морем (царские указы)

3. Они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана многочисленными островами и архипелагами

В целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 закрепило право государств принимать меры по предотвращения загрязнения морских вод Арктики

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее соглашение о сохранении белых медведей, советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике, советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях. Финляндия, Швеция, Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона

Антарктика – южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60 параллели южной широты

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. В системе Договоры об Антарктике – стороны отказали от любой основы для претензий на территориальный суверенитет. Правовую основу составляет международное право, на территориях судов или полярных баз действует право их флага

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике 1959. Согласно Договору, Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Антарктика объявлена безъядерной зоной.

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Но подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств. Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили, Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией

В настоящий момент эти претензии заморожены, т.е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике

В рамках договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государством. В 1991 году Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет. Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике — Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года. Оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике

Читайте также:  Лабораторные способы определения грунта

Источник

Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, охраны. Законодательство России о государственной границе

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Государственная граница РФ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (Закон РФ «О Государственной границе РФ»).

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

1) орографическая граница (линия, проведенная с учетом рельефа местности (речное русло, горный водораздел));

2) геометрическая граница (прямая линия, устанавливаемая от одной до другой точки без учета рельефа местности);

3) комбинированные границы (на некоторых участках проведены с учетом рельефа местности, а на других – без его учета) (на практике встречаются чаще);

4) астрономическая граница (геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом).

Пути установления границы государства:

1) Делимитация (определение в договоре общего направления и положения границы) (договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту).

2) Демаркация (проведение линии границы на местности) (договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии, в которые входят их представители, обозначающие в соответствии с договором прохождение границы на местности, для чего сооружают специальные пограничные знаки и составляют документы о демаркации).

Документы о демаркации (протоколы (указывают места постановки пограничных знаков, описывают линию границы) и крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы).

Редемаркация (проверка существующей и демаркированной линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков).

Изменение государственных границ (не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой; не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними).

Способы изменения государственных границ:

1) Сделка о продаже территории (продажа Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г.).

2) Компенсация за передаваемую территорию (соглашение между Францией и Италией 1967 г. об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах – Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г., за это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя).

3) Обмен территориями (в 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии).

4) Восстановление исторических прав на территорию (после Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904 – 1905 гг.).

5) В порядке наказания государства за агрессию (после второй мировой войны в соответствии с Потсдамским соглашением территория Восточной Пруссии была разделена между СССР и Польшей, а Япония по решению союзных держав лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова).

Российское законодательство о государственной границе (основано на КРФ и ее международных договорах; включает Закон «О государственной границе РФ» и принимаемые в соответствии с ним другие ФЗ, законы и иные НПА субъектов РФ (пример: Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом РФ)).

Принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

1) обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;

2) взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;

3) взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

Читайте также:  Способы исследования сходимости рядов

4) мирное разрешение пограничных вопросов.

Прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

1) на суше (по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам);

2) на море (по внешней границе территориального моря РФ);

3) на реках, ручьях, озерах и иных водоемах (на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема);

4) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах (в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления);

5) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы (по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде).

Режим государственной границы включает правила:

1) содержания государственной границы;

2) пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;

3) перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;

4) пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

5) ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

6) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители) назначаются руководителем ФСБ по согласованию с МИД РФ в соответствии с международными договорами РФ на определенные участки государственной границы для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов.

Представители Минобороны РФ решают вопросы урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями российских или иностранных военных воздушных судов и военных кораблей, других военных объектов или военнослужащих осуществляется (при необходимости с участием пограничных представителей РФ).

По дипломатическим каналам разрешаются вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями РФ или представителями Минобороны РФ.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах (на въездах в нее устанавливаются предупреждающие знаки).

Въезд (проход) в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам, выдаваемым пограничными органами и войсками на основании заявлений граждан, ходатайств предприятий, организаций, (устанавливаются места въезда (прохода); могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне).

Оружие и боевая техника применяются при защите государственной границы:

1) для отражения вооруженного вторжения на территорию РФ;

2) для предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров;

3) против лиц, транспортных средств, пересекающих границу в нарушение установленных правил;

4) в ответ на применение нарушителями границы силы или в случаях, когда их задержание не может быть осуществлено другими средствами;

5) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников;

6) для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности;

7) для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов и Пограничный войск, Вооруженных Сил РФ.

Источник

Оцените статью
Разные способы