Горячо спорить способ связи

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Горячо спорить способ связи

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

Читайте также:  Эстель жидкий шелк блеск эффект способ применения

Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели

Как отличить словосочетание от предложения.

Из каких слов могут состоять словосочетания.

1) глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купить хлеба, обратиться к нему;
2) глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;
3) глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды.
4) согласуемое слово + существительное: ясный день, мой мир;
5) существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;
6) существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой;
7) существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить.
8) прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный;
9) прилагательное + существительное (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему;
10) прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый сопротивляться.
11) числительное + существительное: двое друзей, два товарища
12) местоимение + существительное: некто в белом, что-нибудь особенное.
13) наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;
14) наречие + существительное: больно руку, высоко в горы, задолго до праздника.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово в словосочетании, определяется тип словосочетания: глагольное, именное, наречное, с главным словом числительным и с главным словом местоимением.

Источник

Помощь с дз по русскому

СОГЛАСОВАНИЕ:
майское утро
стелющийся туман
первый заработок
мой костюм

Управление:
запах ландышей
ремонтировать квартиру
выйти на перрон
вестибюль школы
поехать на рыбалку

Примыкание
поступить по-своему
встать спозаранку
горячо спорить
продолжать тренироваться
читать лёжа
чтение вслух
начать работать
ПРИМЫКАНИЕ—такая связь, при которой ЗАВИСИМОЕ слово выражено неизменяемыми частями речи: 1)наречием,
2) деепричастием, 3) неопределённой формой глагола.
Здесь их—7!.

1 согласование
2 управление
3 примыкание
4 примыкание
5 управление
6 примыкание
7 примыкание
8 примыкание
9 примыкание
10 согласование
11 примыкание
12 согласование
13 примыкание
14 примыкание
15 примыкание
16 согласование

но не во всем уверена)

майское утро -согласование
запах ландышей — управление
ремонтировать квартиру — управление
выйти на перрон — управление
вестибюль школы — управление
поступить (по) своему- примыкание
встать спозаранку -примыкание
горячо спорить — примыкание
поехать на рыбалку — управление
стелющийся туман — согласование
продолжать тренироваться
мой костюм — согласование
читать лёжа — примыкание
чтение вслух — примыкание
первый заработок — согласование

начать работать и продолжать тренироваться это по моему вообще не словосочетания

Источник

Типы и виды словосочетаний.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка с использованием ИКТ

Скачать:

Вложение Размер
urok_tipy_i_vidy_slovosochetaniy.pptx 243.69 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Березуевой О.А.

Что называется словосочетанием? Какие сочетания слов не являются словосочетанием ? — Какими способами связываются слова в подчинительном словосочетании? Ответьте на вопросы

Все ли сочетания слов можно назвать словосочетанием ? Подъезжая к месту Перед домом Я увидел Его книга Когда рассвело В начатом письме Гораздо позже

Выпишите из предложения словосочетания, укажите, чем выражено главное слово Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, жёлтым, золотым, и, проблистав над сенью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым.(В.Брюсов)

Проверь себя волны шитые — главное слово — волны шитые шелками — главное слово — шитые шелками лиловым — главное слово — шелками шелками красным — главное слово — шелками шелками желтым — главное слово — шелками шелками золотым — главное слово — шелками проблистав над синью — главное слово — проблистав проблистав янтарями — главное слово — проблистав свой дым — главное слово — дым жемчужный дым — главное слово — дым сгущало дым — главное слово — сгущало

Ответьте на вопросы Словосочетания какого вида вы писали? На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над тенью , проблистав янтарями относятся к глагольным словосочетаниям ? -Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.

Определите тип словосочетаний а) глагольное; б) именное; в) наречное. 1) сформулировать тезис; 2) желанный гость; 3) ослепительное солнце; 4) охотно поддерживать; 5) куда-нибудь подальше; 6) участвовать в соревнованиях; 7) девять ночей; 8) искусство игры; 9) упорно стремиться ; 10) слева от тебя; 11) игра в волейбол; 12) очень плохо .

1- а 2-б; З-б ; 4-а ; 5-в ; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а ; 10-в ; 11-б; 12-в . Проверь себя

В каком ряду все слова связаны между собой при помощи примыкания?

распредели словосочетания в три колонки : согласование управление примыкание Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночевка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь, их книги.

Проверь себя Громкий шорох, холщовый мешок, золоченое кольцо, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, раскорчеванные пни, серый пиджачок. Сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночевка в лесу, три шофера, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом . Горячо спорить, говоришь шепотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь, их книги. согласование управление примыкание

Укажите вид связи в словосочетаниях а ) согласование; б) управление; в ) примыкание). 1) ясным утром; 2) препятствовать движению; 3) написать выступление; 4) очень забавный; 5) говорить волнуясь 6) независимый эксперт; 7) на третьем этаже; 8) говорить вполголоса; 9) нарушение правил; 10) гуляли в парке; 11) забочусь о тебе; 12) надо подумать .

1-а ; 2-Б; 3-Б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-а; 8-в; 9-Б; 10-Б; 11-Б; 12-в . Проверь себя

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Нельзя не отметить о высокой активности аудитории 2) Я тебе за это и говорю. 3) Нужно уплатить за проезд. 4) Я соскучился за семьёй

Помни об ошибках в конструкциях с управлением Употребление предложного падежа вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии ( правильно:установить причины аварии Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания : характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность Неправильный выбор предлога : партнер в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф)

Это важно знать В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует(чему? Д.П.) или затягивает(что? В.П.) уборку. Правильно : Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы и виды словосочетаний.

Цели урока: Обобщение знаний по теме «Словосочетание»;Отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях;закрепление навыков правописания. Ход урока Организационный м.

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал.

Урок русского языка в 10 классе по теме «Типы и виды словосочетаний»

Цели урока: žнаучить определять способы связи слов в словосочетании;žконструировать их;žзакрепить понятия о строении и значении словосочетаний.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания»

Данный урок разработан к УМК С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме «Словосочетание». Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания»

Конспект урока по теме «Словосочетание» предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня.

Презентация «Словосочетание. Типы связей в словосочетании»

Презентация может использоваться на уроках русского языка. Содержит материалы для изучения нового и закрепления.

Источник

Читайте также:  Код способа выставления счетов фактур
Оцените статью
Разные способы