Гончарный способ лепки осваивается детьми дошкольного возраста

Технология обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста лепке из глины

Татьяна Новикова
Технология обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста лепке из глины

«Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает изучающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве. » (с)Масару Ибука.

Приобщаю детей к лепке из глины с 1.5-2 лет. Лепка из глины полезна для детей, потому что развивает моторику рук, фантазию, пространственное мышление. Работа с глиной помогает выразить свои чувства, снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, страх. Глина помогает приемлемым способом избавится от гнева. Даже самым маленьким детям необходимо выражать свои эмоции. Лепка из глины успокаивает.

Двухлетний малыш усваивает простые приемы лепки из глины:

— сминание-надавливание ручками и пальчиками на кусочек глины;

— отщипывание-отделение от большого куска глины небольших кусочков при помощи большого и указательного пальчиков руки;

— разрывание-отделение больших кусков от общего куска всеми пальчиками.

С помощью этих действий малыши создают элементы (детали, из которых конструируют плоскостные или объемные композиции.

Основные приемы лепки:

— сплющивание (вдавливание)-сжимание куска глины с целью придания ей плоской формы при помощи пальчиков, ладошки на плоской поверхности и между ладонями;

— скатывание-изготовление предмета круглой или овальной формы, формы жгутика одной ладошкой на столе или между ладошкам;

— прищипывание-вытягивание мелких деталей при помощи большого и указательного пальчиков руки;

— оттягивание-вытягивание края кусочка глины до определенной длины и толщины.

В гончарном искусстве существует понятие «форма». Дети способны изучать формы, объемы через глину: шар, жгут,пласт,конус,цилиндр,колокол. Через сказкотерапию знакомлю детей с формами:

«Испекла бабка. колобок (договаривают дети)-форма «шар». Катится колобок,прыгает в ладошках, не падает.

Упал на доску и покатился дальше (ком глины можно раскатывать в ладонях и на доске).

А сейчас бабушка сплющила колобок и получилась. лепешка (блин,оладья — договариваю дети)— форма «пласт,диск».

Если загнуть края лепешки, получится. миска (тарелочка, шляпка гриба) — форма «колокол».

Сейчас раскатаем палочку (форма «жгут»).

Если присоединим палочку к миске, то получится. корзиночка (договаривают дети).

Куда пойдем в корзиночкой? (в лес, на полянку, в сад, на огород). Что положим в корзиночку? (ягоды,грибы,цветы,яблоки)

Знакомя детей с формами «конус», «цилиндр», «пласт», «жгут», можно придумать сказку «Кто что ест» и практически закрепить с детьми нужные формы.

Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельной и разнообразной становится его деятельность по лепке из глины. В раннем и младшем дошкольном возрасте использую совместную лепку. Малыши, начиная лепку, не задумывают тему своей работы. Е. А. Флёрина и Н. П. Сакулина отмечают, что дети 2-3 лет на основе приобретенных знаний, опыта все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось. И в работах детей этого возраста можно увидеть сходство с реальными предметами.

Список используемых источников:

1. Григорьева Г. Г. и др. «Кроха:пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет«.- М. :Просвещение, 2004.

2. Доман Г. «Гармоничное развитие ребенка».- М. :Аквариум, 1996.

Читайте также:  Какие бывают передачи по способу передачи движения

3. Казакова Т. «Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании»// Дошкольное воспитание. -№8, 2005.

4. Янушко Е. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года)«.- М. :Мозаика-Синтез, 2007.

Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Месяц Длинный выдох Сентябрь.

Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.

Занятие по лепке для детей младшего возраста «Угощение для Деда Мороза» Конспект занятия по лепке для детей младшей группы Тема: «Угощения для Деда Мороза» Задачи: Познакомить с новой техникой лепки — пристукивание.

Консультация для родителей групп раннего возраста «Общение детей младшего дошкольного возраста со сверстниками» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Консультация для родителей групп раннего возраста Общение детей младшего дошкольного возраста.

Методика и технология обучения детей рассматриванию картин в старшей группе. Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется.

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста». В работе дошкольных.

Практический семинар «Детский игровой фольклор» для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста Здравствуйте, сегодня я вам расскажу и покажу, как использовать русский народный фольклор в повседневной жизни малыша. Малый фольклорный.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Технология адаптации детей раннего возраста к пребыванию в ДОУ Технология адаптации детей раннего возраста к пребыванию в ДОУ на основе модульного построения воспитательно — образовательного процесса.

Источник

Лепка из глины как один из способов развития художественных способностей у детей дошкольного возраста

Светлана Сидорова
Лепка из глины как один из способов развития художественных способностей у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Лепка из глины как один из способов развития художественных способностей у детей дошкольного возраста»

Лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций. Глину можно найти повсюду: на берегу реки, в овраге, при дороге, стоит лишь копнуть поглубже. Или купить в магазине для творчества, Там ее продают уже в подготовленном виде (порошка или упакованных брикетах).

Грубый кусок глины не привлекает взгляд, но под ловкими руками из этого материала рождаются нарядные глиняные игрушки. Лепка из глины всегда вызывает у детей повышенный интерес.

Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.

Прежде чем слепить свой первый шедевр, нужно подобрать материал. Глинавстречается следующих цветов: желтого, красного, белого, голубого (готовая в брикетах и порошковая)

Читайте также:  Способы перевода реалий диплом

Виды лепки:

По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная.По характеру: реалистичная, стилизованная, абстрактная.По форме: круглая, рельефная.

Особенности пластического творчества.

Пластическое творчество – не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон.

Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике

Объемная лепка.

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) – наиболее простой способ, когда пластический образ составляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.

Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) – из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Создание образа начинается с первоначального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольникмоделирует форму разнообразными движениями: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.

Комбинированный способ объединяет конструктивный и пластический способы, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали – конструктивным. Это, с одной стороны, облегчает задачу, с другой – позволяет ребенку достичь выразительности образа.

Кольцевой способ заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Как правило, этим способом выполняется различной формы посуда.

Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру, так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы.В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:

барельеф – изображение выступает менее чем на половину своего объема;

горельеф – изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;

контррельеф – изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее.

Приемы лепки:

сминание (обучение с раннего возраста);

отщипывание (обучение с раннего возраста);

прижимание (обучение с раннего возраста);

раскатывание (обучение с раннего возраста);

соединение (обучение с раннего возраста);

скатывание (обучение с раннего возраста);

вытягивание (обучение с младшей группы);

расплющивание (обучение с раннего возраста);

сглаживание (обучение со средней группы);

примазывание (обучение со средней группы).

Инструкция для приготовления глины.

Готовый сухой порошок глины следует залить холодной водой (если залить кипятком тогда из глины вымываются жировые вещества и теряет вяжущие свойства, а после высыхания будет рассыпаться, вода должна закрывать глину на 2 см. через 3-4 часа лишнею воду можно слить. Далее глину оставить на 8-12 часов. После чего следует хорошо ее помешать ее руками или деревянной толкушкой. Если глина получилась жидкой можно добавить немного сухой глины (порошка) постоянно размешивая, до получения нужной консистенции. Готовая глина напоминает тесто которое не должно липнуть к рукам. В процессе лепки если глина начинает подсыхать и трескаться можно намочить пальчик и загладить трещинки. Если после лепки у Вас осталась глина и вы хотите ее сохранить до следующего занятия, нужно скатать ее в шарообразные комочки примерно 5-8 см. завернуть в мокрую плотную тряпку и убрать полиэтиленовый пакет. Хранить в темном месте.

Читайте также:  Способы вязания спицами детских носок

Готовые изделия нельзя оставлять сохнуть на фанерных дощечках: фанера расслоится, расклеится. Изделия из глины сушат на кусочках по размеру тоненькой бумаги на воздухе, не следует мокрые изделия ставить в духовку, так как высыхая слишком быстро и не равномерно, глина трескается и разваливается на куски. Степень высыхания изделия вы увидите по цвету изделие станет на два тона светлее и легче.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности — рисование. Их возникновение также тесно.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту «МААМ. RU» ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Влияние исследовательской деятельности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Источник

Оцените статью
Разные способы