Голубое небо способ связи

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Типы связи слов в словосочетаниях» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык Виды связи слов в словосочетании

Согласование – это такой вид связи, при котором главное слово определяет форму зависимого (при изменении главного изменяется и зависимое): солнечный день, солнечного дня; дождливая осень, дождливой осенью Виды связи слов в словосочетании

Управление – это такой вид связи, при котором главное слово определяет форму зависимого (при изменении главного слова зависимое остается в форме одного падежа): строить дом, входить в комнату, входишь в комнату, строишь дом. Виды связи слов в словосочетании

Виды связи слов в словосочетании Примыкание – это такой вид связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу: желание победить пишу по-английски упал навзничь бежал без оглядки

Укажите тип связи слов в словосочетаниях над синим морем посеять пшеницу готов к путешествию в реке Волге желание работать к начальнику участка говорил улыбаясь освоение космоса говорил быстро

Укажите тип связи слов в словосочетаниях (проверка) над синим морем (согласование) посеять пшеницу (управление) готов к путешествию (управление) в реке Волге (согласование) желание работать (примыкание) у начальника участка (управление) говорил улыбаясь (примыкание) освоение космоса (управление) бежал быстро (примыкание)

Читайте также:  Способы питания моллюсков таблица фильтраторы

Виды связи слов в словосочетании Согласование Управление Примыкание Главное слово Существ. Глагол существит. прилагательное Глагол существит. прилагательное наречие Зависимое слово Прилагательное причастие местоимение порядковое числительное существит. Существит. местоимение Наречие деепричастие инфинитив прилаг. в простой сравнит. степени местоим.: его, ее, их.

Классификация словосочетаний по главному слову Глагольные Именные Наречные Глагол или глагольная форма выйтина улицу громкосмеяться долгоучиться ни от когоне зависящий существительные прилагательные числительные местоимения абсолютнонеизвестный интереснаякнигаоченьхрабрый второйсортдвамальчика наречие оченьдорого совершенносекретно

Найдите в тексте словосочетания, определите виды словосочетаний и связи Гроза проходила очень далеко, так что грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Они не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на мгновенье. С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии. Они вздрагивали все реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим светом возникавшего дня.

Виды словосочетаний именные глагольные согласование примыкание управление длинные молнии прилаг. + сущ.; именное разветвленные молнии прич. +сущ.; именное непрерывно вспыхивали глаг. + наречие; глагольное вздрагивали реже глаг. + наречие; глагольное вспыхивали в небе глаг. + сущ. с предлогом; глагольное не прекращались ни на мгновение глаг. + сущ. с предлогом;глагольное

Задание 1. Определите тип связи в данных словосочетаниях, составьте из них предложения, укажите основу, охарактеризуйте предложения. 1. Красивая птица, розовая птица, медленно шла, шла по болоту. 2. Симпатичная старушка, старушка с чайником, с медным чайником, сидела на крылечке, на крылечке дома, своего дома. 3. Мысль о вечности, страшная мысль, возникла в сознании, возникла однажды, в моем сознании. 4. Увидели на берегу, на дальнем берегу, увидели стадо, стадо коров, стадо овец.

Красивая птица (согласование) розовая птица (согласование) медленно шла (примыкание) шла по болоту (управление). Красивая розовая птица шла по болоту. Симпатичная старушка (согласование) старушка с чайником (управление) с медным чайником (согласование) сидела на крылечке (управление) на крылечке дома (управление) своего дома. (согласование) Симпатичная старушка с медным чайником сидела на крылечке своего дома.

Мысль о вечности (управление) страшная мысль (согласование) возникла в сознании (управление) возникла однажды (примыкание) в моем сознании. (согласование) Страшная мысль о вечности возникла однажды в моём сознании. Увидели на берегу (управление) на дальнем берегу (согласование) увидели стадо (управление) стадо коров (управление) стадо овец. (управление) На дальнем берегу мы увидели стадо коров и овец.

Задание 2. Выделите словосочетания в данных предложениях и определите тип связи. 1. Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. 2. Щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. 3. Собака тотчас подбежала к хозяину.

1. Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. запах яблок (управление) антоновских яблок (согласование) исчезает из усадеб (управление) из помещичьих усадеб (согласование) 2. Щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. ударил лапой ударил волчонка (управление) ударил по голове (управление) одного волчонка (согласование) по большой голове (согласование) 3. Собака тотчас подбежала к хозяину. тотчас подбежала (примыкание) подбежала к хозяину (управление)

Задание 3. Укажите строку, в которой все словосочетания со связью управление. 1) смешной рассказ, написать повесть, встречаться редко; 2) пойти в театр, встретив друга, подбежать к автобусу; 3) интересный роман, замечания преподавателя, работать врачом; 4) ехать медленно, любовь к детям, попросить послушать.

Задание 4. Укажите строку, в которой все словосочетания со связью примыкание. 1) встать рано, читать по-немецки, его обещания; 2) достойный уважения, забота о близких, распустившийся цветок; 3) проверка знаний, важный вопрос, читать журнал,; 4) предложить войти, говорить шёпотом, интересоваться искусством.

Задание 5. Вставьте пропущенные знаки препинания. Найдите предложение, в котором заключается основная мысль текста. (1) У каждого человека, считающего себя более или менее образованным, дома на книжной полке будет стоять словарь, и это не дань моде. (2) В изучении любого языка важную роль играют словари. (3) Особенно если этот язык богат лексическим составом и словоформами, как, например, русский. (4) Формирование лексического состава русского языка является длительным и сложным процессом. (5) Значение слова может меняться (и порою довольно сильно) от присоединения к нему приставки, суффикса или другого слова. (6) Наиболее четкое представление об образовании различных слов в нашем языке дают словообразовательные или морфемно-орфографические словари. (7) Словарь дает представление о производных и непроизводных словах. (8) Он помогает при изучении морфемного состава слова и обогащает словарный запас.

Читайте также:  Способы эксплуатации штанговый насос

1. Что не является словосочетанием? 1) в изучении языка; 2) важную роль; 3) играют роль; 4) играют словари. Укажите предложение, в котором есть вводное слово. Из предложений 1-3 выпишите местоимения. каждого, себя, это, любого, этот Из предложений 4-8 выпишите прилагательное в превосходной степени. наиболее чёткое

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-430510

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Голубое небо способ связи

1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) в хвойном лесу в) лететь над лесом
б) через весь лес г) лес да поле

Ответ: г. (сочинит.сочет.)

2. В каком словосочетании способ связи – согласование?
а) низко лететь в) вдали от берега
б) на белом снегу г) читать про себя

3. В каком словосочетании способ связи – управление?
а) осевший снег в) бежать не оглядываясь
б) ничего не знаю г) прибить крепко

Ответ: б.
4. В каком словосочетании способ связи – примыкание?
а) ярко-голубой фон в) легко на душе
б) пахнет грибами г) живая сказка

Читайте также:  Угроза как способ принуждения

Ответ: в.
5. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?
а) под мягким одеялом в) звонко петь
б) поддержать друга г) оплатить за проезд

Ответ: г. (оплатить что? Следует без предлога: оплатить проезд)

6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?
а) стоять на мосту в) директор школы
б) начало весны г) сидеть не шевелясь
Ответ: г. (это примыкание, все остальное- управление)

Выполните задания 7 – 10. Ответ запишите словами.
7. Замените словосочетание «бревенчатый домик», построенное на

основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: домик из бревен.

8. Замените словосочетание «гудок парохода», построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
напишите получившееся словосочетание.

Ответ: пароходный гудок

9. Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: Читал с увлечением.

10. Замените словосочетание «глядел с уважением», построенное на
основе управления, синонимичным словосочетанием со связью
примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: глядел уважительно.

Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 15. Ответ запишите словами или цифрами.

(1) Лес уже сбросил листву. (2) Дни наступили пасмурные, но тихие. (3) Настоящие осенние дни. (4) Изредка пробежит легкий ветерок по разноцветным листьям. (5) Спускаемся по лесной тропинке вниз вдоль молодых кустов орешника. (6) Вокруг тишь. (7) Не слышно пения птиц. (8) На багряных листьях повисли капельки росы.

11. Из предложений 2 – 4 выпишите словосочетание со связью

примыкание.
Ответ: изредка пробежит.
12. Из предложений 6 – 8 выпишите словосочетание со связью

Ответ : на багряных листьях.

13. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение, в котором есть
словосочетание со связью управление. Запишите номер
предложения.
Ответ: 1. (сбросил листву)
14. Сколько словосочетаний со связью примыкание есть
в предложениях 3 – 5? Ответ запишите цифрой.

Ответ : 3. (изредка пробежит, спускаемся вниз, спускаемся вдоль)

15. Сколько словосочетаний в предложении 8? Ответ запишите
цифрой.
Ответ : 4. (на багряных листьях, повисли на листьях, повисли капельки, капельки росы).

2 вариант
Выполните задания 1 – 6. Выберите один правильный ответ.
1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) восьмой класс в) выглянуло солнце
б) очень настойчивый г) поворот налево

Ответ : в. (грамматич. основа)

2. В каком словосочетании способ связи – согласование?
а) у нашего дома в) знать наизусть
б) достойный внимания г) отчет о работе
Ответ: а.
3. В каком словосочетании способ связи – управление?
а) приехать сегодня в) наши ровесники
б) думать о будущем г) третий слева

4. В каком словосочетании способ связи – примыкание?а) банка из-под краски в) раннее утро
б) подъехать к озеру г) говорить не торопясь

5. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?
а) обсуждение статьи в) сердито ворчать
б) стелющий туман г) крепкий кофе

Ответ : б. (следует: стелющийся туман)

6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?
а) по-осеннему сыро в) заслужить приз
б) чрезвычайно опасно г) хорошо плавать

Ответ : в. (это управление, все остальные — примыкание)

Выполните задания 7 – 10. Ответ запишите словами.
7. Замените словосочетание «вечерней прохладой», построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ : прохлада вечера.
8. Замените словосочетание «известия с фронта», построенное на
основе управления, синонимичным словосочетанием со связью
согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ : фронтовые известия.

9. Замените словосочетание «нежно гладит», построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание. Ответ : гладит с нежностью.

10. Замените словосочетание «отнестись с осторожностью»,
построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся
словосочетание.

Ответ : отнестись осторожно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ

Источник

Оцените статью
Разные способы