Глазурование это способ придания декоративности

Методы глазурования керамики

Глазурование – самый популярный прием, используемый для декорирования керамических изделий. Под глазурью в данном случае подразумевается стекловидный тонкий слой, толщина которого составляет от 0.1 до 0.3 мм. Глазури для керамики – это порошкообразные смеси с оксидами и пигментами. Порошок перед применением разводят водой согласно техническим нормам.


Покрытие глазурями осуществляется после первого (то есть утильного) обжига. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Оно подходит для расписанных подглазурными красками и для не расписанных изделий.
Глазурь наносится на поверхности керамики кистью, окунанием, поливм и распылением.

Особенности глазурования

Глазурью покрывают поверхность керамического изделия полностью либо отдельные его части. Стандартный восстановительный процесс занимает около 6 часов. Керамические изделия из печи для обжига всегда вынимаются после полного остывания – в противном случае металлизация будет приостановлена.

Для изготовления глазурованных поливных смесей используются те же виды сырья, что для керамических масс – кремнезем, кварцевый песок, кварц, каолин, глина, шпат полевой. Для повышения показателей эластичности, вязкости, снижения рисков появления мелких трещинок в глазурь добавляется глинозем. Чтобы повысить термостойкость, придать поливной смеси блеск, в нее водятся борная кислота и бура. Прозрачность глазурей уменьшается за счет использования диоксидов циркония и титана.

Типы составов

С учетом степени растворимости основных компонентов, способа приготовления глазури смеси делятся на полуфриттованные, фриттованные и сырые.

Сырые – это сложные составы, которые в воде не растворяются, используются в основном для обработки изделий из фарфора. Они просты в приготовлении.

Фриттованные глазури получают из веществ, которые растворяются в воде частично либо полностью. Их предварительно плавят в печах, потом охлаждают водой, сушат и измельчают. Те фриттованные глазури, которые были соединены с мелом, шпатом полевым, глиной, каолином, называются полуфриттованными.

Способы нанесения

Перед нанесением глазури изделия нужно тщательно обжечь на утиль и очистить от пыли. Максимальная толщина глазури составляет 2-3 мм. Те составы, которые используются для декорирования, должны подходить по температуре и ТКР к основной керамической массе . Оптимальная плотность состава для набрызга, пульверизации и определяется исходя из вязкости.

Рассмотрим особенности каждого способа глазурования:

  • Пульверизация – обожженное изделие устанавливается в камеру, оснащенной вытяжкой на турнетку. В пульфон набирается глазурный шликер, затем с помощью сжатого воздуха, который поступает от компрессора, вращается турнетка, и наносится ровный слой глазури. Действия следует выполнять сверху вниз по кругу. Операция повторяется от 3 до 5 раз, пока покрытие не станет идеально ровным. Каждый слой глазури подсушивается. Можно применять ручные и губные пульфоны.
  • Набрызг – на изделие, которое было предварительно обожжено в печи, кистью или щеточкой с иголкой наносится 3-5 слоев покрытия требуемого оттенка. Щеточка с глазурью вращается пальцами вокруг оси, щетинки ударяются об иглу, и глазурь распределяется по поверхности изделия. Первый слой делайте белым эмалевым, последующие обрабатывайте набрызгом.
  • Покрытие внутренних поверхностей производится в тех случаях, когда соответствующие работы необходимы для использования в быту либо для достижения декоративного эффекта. Изделие заполняется глазурью примерно на треть, затем наклоняется в сторону и быстро вращается в руках над специальной емкостью (в нее будут стекать излишки рабочей смеси). Нужно стараться как можно более равномерно захватить глазурью всю внутреннюю поверхность изделия, поскольку исправления в будущем вносить будет проблематично. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность, просто аккуратно зачистите ее.
  • Окунание – обожженное изделие частично или полностью окунают в глазурь и держат до 15 секунд, после чего вынимают. В глазурный шликер погружение выполняется с помощью железных щипцов.
  • Полив – утильные изделия удерживают щипцами и ставят на подставки требуемого диаметра, высоты, которые устанавливаются в чистые пустые емкости. Сверху керамика поливается глазуровочным составом из ковша.
  • Тампонирование – первый слой наносится белой эмалью путем окунания, последующие — губками разных текстур и конфигураций. Губки окунают в густой шликер, после чего используют для обработки изделий. Сверху поверхность керамики слегка припыляется бесцветным глазурным составом с помощью пульфона. Это позволяет получать максимально ровные поверхности.
  • С помощью кисти – используются глазурный шликер, кисти с натуральным ворсом, в редких случаях нейлоновые. Флейцы и щетина применяются для создания эффектарных покрытий – полос, набрызгов, разводов. Сначала на кисть набирается шликер, затем он наносится на изделие в 1-5 слоев. Перед каждым последующим нанесением глазури предыдущий слой должен быть тщательно просушен. Слои наносятся по отношению друг к другу перпендикулярно, иначе покрытия получатся неровными.
Читайте также:  Вакуумные банки способы применения

Дефекты обжига

После обжига на глазурованных керамических поверхностях могут появляться дефекты. Например, глазурь после обжига становится полупрозрачной, или на поверхности образуется большое количества впадин или выпуклостей. Происходит это из-за низких температур обжига, если, конечно, подобные декоративные дефекты художники не создают специально.

Другой частый дефект – пузыри, которые образуются по причине того, что образовавшиеся в материале газы не успели выделиться, пока глазурь не расплавилась.
Толстый помол сырья для глазури приводит к появлению волнистости без блеска, тонкий становится причиной образования неровностей, похожих на морщинки.
Используйте только чистые глазури без примесей, следите за тем, чтобы на поверхность изделия посторонние вещества во время обжига не попадали.

Источник

Основные методы глазурования керамики

При декорировании изделий из керамики используется такой прием, как глазурование. Поверхность керамического изделия покрывается тонким слоем стекловидного вещества. Толщина слоя зависит от свойств глазури и конечной цели керамиста. Обычно она составляет от 0,1 до 0,3 мм, хотя нередко встречаются изделия с толстым слоем глазури.

В исходном состоянии глазурь может представлять собой порошкообразное вещество, в состав которого входят пигментные оксиды. Существует определенная технология приготовления глазурей, но сегодня ее можно приобрести уже в готовом виде. Стекловидное вещество принимает свои свойства после термической обработки, а для нанесения глазури на поверхность порошок разводят водой.

Глазурь наносится на поверхность после первого обжига черепков. Его еще называют утильным обжигом. За счет глазурования удается достичь оригинальных визуальных эффектов. Заготовке можно придать фактуру и рельеф. Но существуют и практические предпосылки нанесения глазури.

Глазурованная керамика обладает высоким показателем водонепроницаемости, становится более прочной и устойчивой к различным загрязнениям.

Необходимо отметить, что глазурь наносится на расписанные подглазурными красками изделия, а также на не расписанную керамику. Разные способы нанесения глазури на поверхность и определяют основу методик глазурования.

Основные особенности глазурования

Стекловидным веществом может покрываться, как вся керамическая поверхность, так и определенная ее часть. Тривиальный процесс глазурования, не осложненный многоэтапными работами, может длиться не более 6-7 часов. Независимо от способа нанесения глазури, все заканчивается процедурой обжига, причем готовое изделие не извлекается из печи до тех пор, пока полностью не остынет.

В составе поливных смесей присутствуют практически те же химические элементы, что и в керамических массах, это кварцевый песок, кремнезем, каолин, кварц, полевой шпат. Глинозем добавляется в глазурь, как модификатор. Он позволяет повысить показатель вязкости и эластичности, а также препятствует возникновению трещинок на прозрачной поверхности. Бура и борная кислота влияют на блеск поливы. Показатель прозрачности регулируется добавлением диоксида циркония и диоксида титана.

Глазури имеют сложный состав. Их компоненты обладают различной растворимостью, влияют на способ приготовления поливы, определяют ее физические свойства. Все глазури можно разделить на три вида.

  1. Сырые глазури отличаются своим сложным составом. Они не растворяются в воде и применяются для глазурования фарфоровых изделий.
  2. Фроттованные и полуфриттованные глазури в своем составе имеют растворимые в воде элементы.
  3. Фритты сначала плавят в печи, а затем охлаждают и измельчают в порошок. При добавлении модификаторов можно получить полуфриттованные глазури. В качестве модификаторов используют полевой шпат, каолин, глину или мел.

Можно посмотреть, как делает глазурование керамических изделий Наталья Ковалева, на примере скульптуры «Кактус» и «Эльф» с поясняющими комментариями:

Что дает глазурование

Каждый мастер-керамист даст несколько ответов на вопрос о необходимости покрытия керамических изделий глазурью. Все эти ответы, наверняка, не лишены основания, так как стекловидная полива, действительно, выполняет несколько функций.

Читайте также:  Способы формирования муниципальной собственности кратко

Из всех качеств глазурованной керамики, прежде всего, следует выделить практичность. Глазурь дает влагонепроницаемую и прочную поверхность. Особенно это ценится при изготовлении кухонной посуды. Она получается красивой, термостойкой и прочной. Покрытие не портится даже при контакте со столовыми приборами.

Глянцевый слой придает посуде своеобразный шарм. Даже если керамические изделия покрыты прозрачной бесцветной глазурью, они имеют более эстетичный вид. Различные способы колеровки покрытия дают широкие возможности художнику-керамисту, чтобы воплотить в жизнь все свои дизайнерские фантазии. Черепки могут покрываться глянцевыми или матовыми глазурями, подкрашиваться, передавая всю гамму оттенков. При работе с керамикой считается, что этап глазурования является одним из основных этапов при создании шедевров.

Этапы глазурования керамики

Перед тем, как приступать к глазурованию, необходимо составить алгоритм действий, так как работа с материалом требует четкого выполнения инструкций. Опытные мастера могут экспериментировать, чтобы получать те или иные визуальные эффекты, а также для изменения характеристик изделия. Новичкам же рекомендуется придерживаться определенных правил.

Целесообразно рассмотреть сам процесс, разделив его на четыре этапа:

  1. Подготовка глазури.
  2. Определение метода глазурования.
  3. Подготовка необходимых инструментов.
  4. Нанесение глазури.

Перечисленные этапы необходимо реализовывать последовательно. Только после завершения одного из них рекомендуется приступать к следующему.

Подготовка глазури

Часто можно столкнуться с тем, что мастера называют глазурь шликером, хотя шликер в основном используется для соединения деталей. Глазурь должна быть по составу похожа на основной материал. В нее добавляется глина, полевой шпат, кварцевый песок. Помимо основы полива может содержать в себе различные модификаторы, подчеркивающие или ослабляющие некоторые характеристики.

К примеру, оксид алюминия делает глазурь вязкой и эластичной. В условиях вибрационных нагрузок повышенная эластичность покрытия увеличивает срок использования поделки.

При добавлении борной кислоты можно повысить прозрачность глазури. Покрытие с данным модификатором будет обладать повышенной термостойкостью. Но сегодня лучшие традиции приготовления поливы уходят в прошлое. В любом интернет-магазине, где продаются аксессуары для гончарного искусства, можно встретить готовые глазури и модификаторы к ним. Они могут продаваться в порошках, поэтому керамисту придется лишь разбавить порошок водой. Но встречаются и жидкие глазури, готовые для нанесения на керамическую поверхность.

К методам глазирования мы перейдем, так как выбор подходящего метода является одним из этапов работы. Но, забегая вперед, отметим, что еще на стадии подготовки материала следует задуматься о способе нанесения глазури на поверхность, так как от этого зависит плотность поливы. Наиболее жидкий шликер должен получиться при разбрызгивании и окунании. Его в равных пропорциях разводят с водой. Тампонирование или работа кистью требуют более густого раствора. Более точная пропорция высчитывается, исходя из поставленных задач.

Методы глазурования

Глазурь всегда наносится на чистую и предварительно обожженную поверхность. Толщина слоя поливы не превышает 2-3 мм. Важно подобрать такие материалы, чтобы они были совместимы по температурному коэффициенту расширения и по температуре обжига. Существует несколько способов нанесения глазури на керамическую поверхность, и в каждом способе предусмотрена своя технология.

  • Окунание. Из названия понятно, каким образом глазурь попадает на изделия. Керамические черепки полностью или частично погружают в готовый раствор. Часть воды впитается в поры заготовки, поэтому после погружения черепка его нужно подержать в глазури около 15 секунд. Рекомендуется при этом использовать пинцет или щипцы.
  • Набрызг. На предварительно обожженное изделие производится набрызгивание глазури. В конечном итоге должно быть нанесено от 3 до 5 слоев нужного оттенка. Набрызг, как метод глазурования, производится при помощи кисти или щеточки. Щеточка для набрызга снабжена специальной игрой. При вращении щеточки ее щетинки ударяются об эту иглу и мелкодисперсная глазурь попадает на керамическую поверхность. Мастера рекомендуют делать подложку в виде слоя белой эмали. Первый слой накладывается окунанием, а остальные – набрызгом.
Читайте также:  Способ эксплуатации газовых скважин это

  • Полив. Один из наиболее распространенных методов нанесения глазури на керамическое изделие – полив. Обожженная заготовка размещается на специальных подставках или удерживается металлическими щипцами над емкостью, в которую будет стекать жидкая глазурь. Она выливается из ковша таким образом, чтобы покрытие равномерно распределялось по поверхности. Для полива важно, чтобы глазурь обладала достаточной степенью текучести, для чего в раствор добавляются соответствующие модификаторы.

  • Пульверизация. Пульверизация производится в специальной камере. Само изделие размещается на турнетке. Камера должна быть оснащена вытяжкой. Нанесение происходит под действием сжатого воздуха, подаваемого компрессором. В результате того, что турнетка вращается, изделие покрывается ровным слоем глазури. Пульверизация требует выполнения определенной техники. Мастер направляет пульфон (распылитель), проходя по заготовке сверху вниз. Для получения качественного покрытия операцию следует повторять 3-5 раз. После нанесения каждого слоя глазурь подсушивается.
  • Глазурование внутренних поверхностей. Керамическая посуда, выполненная в виде сосудов, кружек, кувшинов, требует глазурования изнутри. Это касается как бытовой керамики, так и декоративных изделий. Для работы потребуется емкость большой площади, куда будет сливаться лишняя или расплескавшаяся глазурь. Сосуд на одну треть наполняется раствором, а затем наклоняется в сторону и вращается над емкостью. Задача мастера заключается в том, чтобы глазурь покрыла поверхность с одинаковой плотностью. Если вращать сосуд медленно, то толщина слоя внизу, у дна сосуда окажется больше, чем вверху. Быстрое же вращение приводит к переливу глазури, для чего и служит дополнительная емкость.

  • Тампонирование. Данный метод глазурования обычно сочетается с другими методами. Первый слой рекомендуется наносить методом окунания, чтобы глазурь равномерно легла по всей площади. Обычно в качестве подложки используется эмаль, то есть, глазурь белого цвета. При тампонировании нужно запастись губками с разными текстурами. Шликер для тампонирования делают более густым. Завершается глазурование пульверизацией или разбрызгиванием прозрачного состава, который сравняет поверхность.
  • Глазурование кистью. Кистью наносится специальный глазурный шликер. Используются в работе только кисти с натуральным ворсом. От нейлоновых лучше отказаться. Художник на поверхности слоя может создавать различные рельефные эффекты (полосы, разводы, набрызги). С помощью кисти приходится наносить до 5 слоев глазури, причем каждый слой должен подсохнуть. Важно, чтобы направление нанесения слоев постоянно чередовались, то есть, были взаимно перпендикулярными.

В перечисленных выше методах глазурования нет специальных инструментов. Некоторые приспособления, такие как пульфон или турнетка, не всегда оказываются под рукой. Художники со стажем уже обзавелись нужным инструментарием. Для начинающих керамистов достать такие инструменты тоже не составит труда, так как в интернет-магазинах можно приобрести любые аксессуары. Разнообразие методов дает определенный простор для проявления фантазии. Интересные поделки получаются при комбинировании методов декорирования.

Еще раз следует заострить внимание на четком соблюдении всех технологий, так как в процессе обжига могут образовываться дефекты поверхности. При недостаточно высокой температуре наблюдается помутнение прозрачной поливы, а гладкая ранее поверхность содержит впадины или выпуклости. Если выделяющиеся при обжиге газы не выходят из толщи материала, то могут образовываться пузыри. Однако зачастую художники специально провоцируют появление перечисленных дефектов, представляя их частью декора.

Источник

Оцените статью
Разные способы