- Пример. Диалектика и общая схема получения новых знаний
- Методы приобретения новых знаний
- Пост о том, как мы получаем новые знания
- Как человек получает профессиональную информацию
- Практика
- Чтение
- Прослушивание аудиоматериалов
- Просматривание видео
- Обучение в аудитории
- Путешествия
- Нетворкинг
- Получение знаний «из первых рук»
- Несколько отзывов о моем прошедшем спецкурсе
- Тройной подход Игоря Манна
Пример. Диалектика и общая схема получения новых знаний
Диалектика и общая схема получения новых знаний.
Исследование — это управляемый процесс получения новых знаний (рис. 1)
Рис. 1. Схема получения новых знаний
Знания— это достоверное, истинное представление о реальном мире, явлении, системе. Знание отличается от вероятностных представлений, мнений. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивным (непосредственным знанием), либо опосредованным умозаключением и логическими доказательствами. И. Кант также противопоставляет эмпиризм и рационализм в объяснении источника знаний. В системе образования и управления существует две формы знаний:
Декларативные (как устроен мир) — фундаментальные знания
Процедурные (знать, чтобы уметь, то есть, как преобразовать мир) — прагматические знания.
Схема прикладного исследования имеет цель (рис. 2) и методы.
Рис. 2. Прикладное исследование
Цель: Установить недостатки действующей системы управления.
Факты: из анкет, интервью с работниками организации, анализа документов. Обработка анкет, интервью статистическими методами. Диагностика.
Новые знания: недостатки взаимоотношений людей, недостатки в выполнении функций, недостатки структуры, выявление организационных патологий. Воздействие на недостатки набором обоснованных методов и средств.
Процедурные знания реализуются на трех уровнях (рис. 3). Вырабатывается общее видение проблемы и путей ее решения.
Формируется общая (концептуальная) схема решения. Определяются методы и средства решения проблемы, формируется общая логика решения. Применяются выбранные методы и средства в соответствии с логической схемой. Результат — решение проблемы.
Рис.3 Схема решения проблемы.
Существуют два основных алгоритма принятия решения: основанный на информации и основанный на знаниях. В настоящее время основным является первый подход. Второй подход — это подход будущего (рис. 4), связанный с создание и применением интеллектуальных систем, выявляющих, усваивающих и применяющих базы данных.
Рис. 4. Схемы подходов к управлению
Таким образом, знания — это подтвержденные практикой сведения, позволяющие решать определенные наборы проблем управления.
Знания имеют различные формы представления, показанные в табл. 1.
Особую роль сейчас играют организационные знания, которые накапливаются в организации на основе опыта решения задач управления. Это знания работников организации, их навыки принятия и реализации решений.
Таблица 1. Формы представления и уровни знаний
Формы представления знаний | Уровень знаний |
Вербальное представление | Начальные знания |
Графики, схемы, диаграммы | Графические (качественные) знания |
Логические диаграммы | Логические знания |
Причинно-следственная диаграмма (Пример – диаграмма Исикавы) | Каузальные знания (В настоящее время это основной уровень знаний) |
Формализация отношений | Структурированные знания |
Действия и цели · целесообразные; · целенаправленные; · целеустремленные. | Телеологические знания |
Описание закономерностей (модели) | Модельные знания |
Эксперименты с моделью | Новые знания |
Схематически преобразование данных в знания можно представить последовательностью (рис. 5).
Рис. 5. Отличие данных от знаний
Решение проблем сейчас основывается на двух подходах: декартовом, где базой является связь причин и следствий, и телеологическом, где в основе лежат процессы достижения целей, целенаправленность поведения системы управления.
Телеология — это раздел науки, связанный с функционированием целеориентированных систем. Анализ и построение телеологических систем значительно сложнее, чем работа с каузальными, основанными на изучении причинно-следственных связей (рис. 7). Зависимость достоверности от уровня знаний может быть представлена в виде графика (рис. 6).
Рис. 6. Достоверность знаний
Повышение качества решений возможно на основе выработки более достоверных и обоснованных суждений. Для этого нужны более глубокие значения предметной области, умения преобразовать знания в результаты.
Принятие управленческих решений основывается либо на каузальных, либо на функциональных знаниях. Функциональные знания имеют более высокий порядок, ибо основываются на понимании законов функционирования системы (рис. 7).
Источник
Методы приобретения новых знаний
Методы приобретения новых знаний.
Существует несколько методов приобретения новых знаний, которые можно использовать на занятиях, это:
- репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
- поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых).
В настоящее время отмечается усиленное внимание к проблемам совершенствования организации и содержания развивающего обучения.
Основной путь развивающего обучения — это включение учащегося в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.
Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Можно. Многие авторы едины в том, что цель и назначение проблемного обучения — преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода из состояния затруднения, которые испытывает ребёнок в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.
Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемные задания, проблемный вопрос).
Каждая учебная проблема подразумевает противоречия. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения и уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если педагог вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.
При этом необходимо учитывать следующее:
- При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.
- Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.
- Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью.
На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.
Источник
Пост о том, как мы получаем новые знания
Всем привет! Прошло очередное лето, детвора и молодежь заспешила в свои учебные заведения. Ведь сегодня 1 сентября! Это дата, которая для многих из нас, взрослых людей — не только история, не только очередной важный день. Для многих — это еще и символ получения новых знаний. А этим делом практичные и дальновидные люди занимаются всегда, каждый день. И не важно, что на данный момент изучает человек. Важно то, как он получает новую информацию! Об этом сегодня и поговорим в сегодняшнем посте.
Каждый из нас имеет свои профессии. Для их получения мы учились — искали длиннющий вагон данных, штудировали море различной литературы, обрабатывали тонну чужих знаний. В итоге каждый из нас является спецом в разных областях человеческой деятельности.
Параллельно многие из нас стали блоггерами и вебмастерами, завели свои личные интернет-сайты и блоги. Этому нас никто не учил на школьных и университетских скамьях — все делали мы сами. Набивали свои шишки, самостоятельно копаясь в кодах, плакали горькими ночами от досадного улета трафика, натирали мозоли на наборе контента.
Но все мы учились! Иначе по-другому получить информацию просто невозможно! Ведь пока еще не появились синие пилюльки, позволяющие на завтрак получить сведения о Великой Отечественной войне, а на обед трактат о военном искусстве сунь-цзы. 🙂
[wfbox type=»attention»]О том, что такое информация и о ее важности в современном мире в общем, и в контент-маркетинге, в частности рекомендую следующую статью![/wfbox]
Но все мы получаем информацию по-разному. Кто-то читает книжки, кто-то слушает аудиокурсы, а кто-то проходит личный треннинг. Ведь способов обучения существует множество.
Как человек получает профессиональную информацию
Чтобы всегда быть на плаву, мы должны постоянно заниматься получением новых знаний, внедрением их в практику. Об этом лучше всего написал известный российский маркетолог Игорь Манн. Ниже я собрал вместе его мысли, взятые из его книги «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь.»
Среди всех основных вариантов получения профессиональной и личной информации стоит выделить такие способы:
Практика
Самый эффективный и быстрый вариант. Особенно хорошо, если она подкреплена базовыми знаниями, чтобы не делать кучу ошибок. Иначе можно потратить уйму времени.
Чтение
Есть очень много источников (бумажные и электронные издания, материалы Интернета), которые делятся необходимой нам информацией.
Кстати, автор книги считает, что книги намного эффективнее материалов Интернета. Вот его аргументы:
- В книге может быть много воды, но Интернет — это просто огромная помойка. Вечером заглянул… утром вышел.
- Книгу хоть можно в сторону отложить, а интернет в сторону не откладывается. Это настоящее болото.
А как Вы считаете — Что лучше, книга или материал в сети?
Кстати, самый лучший способ оценить книгу — полистать ее страницы. Соглашусь с автором — мне иногда этого достаточно, чтобы даже не читая содержания почувствовать, будет ли бумажное издание мне полезно или нет. И знаете, я еще ни разу не ошибся в выборе книги. 🙂
Прослушивание аудиоматериалов
Кому-то проще воспринимать информацию на слух, чем изучать материал глазами. Да и времени не всегда хватает посидеть за столом за книгой. Поэтому в таком случае можно послушать аудиокниги, подкасты.
Иногда благодаря возможностям современных телефоном можно даже совмещать приятное с полезным. Например, крутишь педали и слушаешь, как серьезный дядька в наушниках тебе раскрывает секреты мироздания. 🙂
Просматривание видео
Если кто-то не любит читать (а такие люди, оказывается, есть…), то он может посмотреть видео. Благо сейчас возможностей хватает — в сети Интернет легко можно найти уйму обучающих видеороликов, записанных конференций, вебинаров и т.д.
Но как и при чтении, получать информацию лучше с действительно полезных и качественных видеоматериалов. Поэтому, стоит присматриваться при выборе роликов к авторитетности автора, рейтингам, правдивым отзывам.
Обучение в аудитории
Автор разделяет получение знаний в аудиториях на концентрированное и размытое. К первому но относит мастер-классы, семинары, занятия executive MBA. Ко второму — участие в конференциях, форумах, обучение в Высших Учебных Заведениях, на общих занятиях MBA.
Разница между первым вариантом обучения в аудитории и вторым — в степени концентрации подачи знаний. В первой группе дают больше полезной информации за тот же промежуток времени.
Путешествия
Поездки и прогулки по своей и чужим странам раздвигают рамки мышления. Они могут здорово поднять планку в Вашей работе. Используйте так называемый «выездной бизнес-туризм».
Поэтому, путешествуя по новым местам, всегда держите свои глаза открытыми, а записную книгу и фото или видеокамеру под рукой! 🙂
Нетворкинг
Встреча с новыми людьми — это не только получение новых ощущений и эмоций. Но и зачастую, возможность открыть для себя новые знания! Здесь работает принцип сообщающихся сосудов — если в одну пробирку вливать воду, уровень второй повышается!
Нетворкинг может быть как направленным (пригласить специалиста из какой-то области на встречу), так и спонтанным (разговориться с кем-то в поезде). Каждая встреча может принести разный, но свой результат!
В общем, как говорили наши бабушки и дедушки — «Если хочешь стать лучше, ищи человека, который умнее и мудрее тебя!»
Получение знаний «из первых рук»
Самый лучший способ напиться — припасть к источнику воды.
Самый лучший способ получить знания (свежие, концентрированные, заточенные под Вас) — припасть к источнику информации. Найдите эксперта, консультанта, признанного мастера в нужном Вам вопросе и постарайтесь получить информацию у него.
Я полностью согласен с Игорем Манном! Поэтому всегда считаю личные тренинги и консультации — лучшими вариантами решения своих вопросов по получению, обработке, систематизации и внедрению знаний!
Несколько отзывов о моем прошедшем спецкурсе
Последний способ получения знаний является самым эффективным. Он позволяет получить «живую» методику через общение с профессионалом своего дела. Именно таким образом проще можно создать и свою систему. Кстати, об этом хорошо сказали еще два участника моего спецкурса — Сергей и Екатерина.
Мекеда Сергей , соавтор информационного сайта «Кошка Лу«
Полтора года изучал SEO с разной степенью интенсивности, читая блоги и книги, ставя эксперименты над сайтами, наблюдая за другими проектами. Но ощущение обрывчатости информации переросло в уверенность получить именно систему знаний. Желание систематизировать обломки информации и приобрести возможность самостоятельно добывать актуальные знания в постоянно меняющейся сфере совпали во времени с началом курса Максима Довженко. Фактически любые знания должны иметь структуру, которая дает полную картину и возможность быстро ориентироваться в ситуации.
Знания на курсе подавались таким образом, что все свои выводы и открытия я делал довольно самостоятельно, а не в результате авторитетного насаживания извне, поэтому они воспринимались естественно и органично. Хотя в процессе курса было много новой для меня информации, в первую очередь для меня курс ценен приобретением системы знаний, которые позволяют постоянно держать в поле зрения все ключевые моменты работы над сайтом.
Сейчас даже удивляюсь как же я раньше мог не уделять внимание столь очевидным и важным вещам как, например, семантика, структура статьи, формирование целей сайта и оценка юзабилити.
Ну и конечно большой плюс лично Максиму за то, что проработал такой огромный массив информации и изложил это все просто и доходчиво в своем курсе. Раз уж пошла хвалебная часть — отмечу терпеливость и настойчивость Максима, что является важной характеристикой для учителя.
Успехов в дальнейшей деятельности! Буду с интересом следить за развитием курса.
Мекеда Екатерина , соавтор информационного сайта «Кошка Лу»
Уже около двух лет я активно интересуюсь SEO продвижением — по книжкам, урокам в интернете, экспериментами над своими сайтами, некоторые из которых залетели в АГС, а на остальных упорно не хотела расти посещаемость. При этом, как мне казалось, я все делала правильно — заголовки, подзаголовки, списки и т д., о чем обычно пишут в «умных» книжках. Пыталась собирать семантическое ядро, также и при помощи платных сервисов. Но даже получив его не было понимания как использовать полученные данные.
Курс Максима перевернул все мое понимание об оптимизации в буквальном смысле и помог совсем по другому взглянуть на SEO.
Я научилась писать и структурировать статьи, которые мне самой очень нравятся, и теперь мне хочется постоянно их перечитывать и пересматривать; анализировать сайты конкурентов, которые оказались совсем не такими недосягаемыми, как казались раньше. И самое главное, мне стали понятны цели сайта и способы их достижения, а это очень мотивирует в работе.
Очень понравился метод обучения Максима. Сначала идет слишком длинное вступление, сложные примеры, и все кажется очень трудным и невыполнимым. Но как только начинаешь делать домашнее задание — пазл складывается и сразу само приходит понимание и смысл слов сказанных на занятии.
Я очень благодарна Максиму за такой нужный и интересный курс. Самостоятельно такой путь я бы проходила еще долго. Мои ощущения после курса: «я все смогу, я все сумею!» Спасибо за отличный курс и апгрейд знаний!
Тройной подход Игоря Манна
Являясь гуру в маркетинге, Игорь Манн прекрасно знает, как лучше всего усвоить любой материал. Предлагаю Вам познакомиться с его тройным подходом к постижению новой информации:
- Найдите 5-10 правильных книг на нужную Вам тему. Прочитайте их, соберите самую ценную информацию на Ваш взгляд. Систематизируйте полученные данные.
- Идите на семинар или мастер-класс автора одной из прочитанных книг, который Вам понравился больше всего.
- Постарайтесь познакомиться с ним, попросите несколько советов по темам, которые вызвали затруднения.
[wfbox type=»withtitle» title=»Самый важный совет от Игоря Манна»]С помощью моего тройного подхода Вы освоите до 80% необходимых Вам знаний по нужной теме. Но теперь Ваша задача — наработать 100%. Поэтому Вы должны продолжить учиться дальше: практика, встречи, путешествия, чтение…[/wfbox]
На мой взгляд, это отличный способ получить новую информацию!
А как Вы считаете, уважаемые друзья, хорош ли этот способ? Поделитесь своими впечатлениями?
А может расскажете свой вариант получения новых знаний? Поделитесь своими наработками с другими читателями!
Источник