- Способы глагольного действия: таблица, правила написания
- Содержание:
- Глаголы действия и состояния в русском языке: сколько всего существует способов глагольного действия — таблица глаголов действия с примерами
- Характеристики действия, не выраженные грамматически
- Способы глагольного действия
- Способы глагольного действия
Способы глагольного действия: таблица, правила написания
Содержание:
Глагол в русском языке отличается многообразием выражаемых значений. Категория способов глагольного действия (СГД) характеризует значения, связанные с процессом действия, например: начало, продолжительность, законченность, интенсивность и т. д. Эти значения выражаются с помощью присоединения к основному глаголу словообразовательных морфем, приставок и суффиксов.
Глаголы действия и состояния в русском языке: сколько всего существует способов глагольного действия — таблица глаголов действия с примерами
Глаголы действия в русском языке связаны с проявлением категории вида, совершенного и несовершенного. Проиллюстрирует способы глагольного действия таблица:
Начинательный | Сов. вида с приставками вз/вс -,воз/вос-, за-. Взыграть, возгореться, записать |
Ограничительный (во времени) | Сов. вида с приставкой по-. Помечтать, поразмыслить, побороться |
Результативный | Сов. вида с приставками про-, от-, у-, из/ис-. Пробежать, отварить, узнать, избежать, исправить |
Распределительный | Сов. вида с приставками пере-, по-. Перемыть, пооткрывать |
Интенсивности начала | Сов. вида с суффиксом -ну. Толкнуть, рвануть, прыгнуть |
Прерывистый | Несов. вида с приставкой по- и суффиксом—ыва/ива Побаливать, подрыгивать, почитывать |
Сопроводительный | Несов. вида с приставкой под-, при- и суффиксами ыва/ива Подмигивать, подслушивать, приговаривать |
Смягчительный | Несов. вида с приставкой по-, при-, под-. Поизноситься, прилечь, подзабывать |
Повторительный | Несов. вида с суффиксом — ива/ыва. Хаживать, сиживать. Могут иметь приставки: Захаживать, почитывать. поговаривать |
Характеристики действия, не выраженные грамматически
Глаголы, обозначающие начало действия и другие способы его совершения, имеют определенные словообразовательные модели, как видно из таблицы. Однако это не единственный способ выражения подобных значений.
В русском языке существуют глаголы, способ действия в которых не выражен грамматически. Деление на группы в этом случае происходит исходя только из семантики. В лингвистике такие способы называют нехарактеризованными и выделяют несколько групп:
- Статальные. Это глаголы, обозначающие перманентное состояние: думать, грустить
- Реляционные. Глаголы отношения, не связанные с протяженностью во времени и развитием: относиться, знать, принадлежать
- Эволютивные. Имеют значение развития процесса, не имеющего определенного результата, но предполагающего изменения в состоянии субъекта или объекта: жить, воевать, дружить
Глаголы действия и состояния в русском языке имеют различия не только семантические. Статальные глаголы можно заменить словосочетанием «быть в состоянии + однокоренное существительное», например: спать — быть в состоянии сна, болеть — быть в состоянии болезни. Кроме того, эти глаголы не могут сочетаться с наречиями, обозначающими развитие действия: быстро, медленно, постепенно.
Источник
Способы глагольного действия
Категория вида глагола
Вид (аспект) – постоянная и обязательная грамматическая категория глагола. В системе русского глагола нет ни одной грамматической формы, которая не выражала бы значения вида. Вид является обязательной глагольной категорией во всех языках мира.
Вид – это «точка зрения» на ситуацию, способ увидеть её, охарактеризовать способ протекания действия.
Несовершенный вид (НСВ) – это действие, не достигшее своего предела или результата, длящееся, повторяющееся, актуальное; это «середина действия»: читать, петь, думать, прыгать.
Совершенный вид (СВ) – это действие, достигшее предела или результата, осуществившееся; это «конец действия» или «ситуация-точка»: прочитать, спеть, придумать, прыгнуть.
Категория вида в славянских языках сформировалась сравнительно поздно, поэтому в функционировании этой категории до сих пор отмечается определённая непоследовательность и своеобразие.
Категория вида тесно связана с категорией времени:
НСВ имеет настоящее, прошедшее и будущее сложное время;
СВ имеет прошедшее и будущее простое время.
СВ не имеет настоящего времени!
Вот как объясняет это Илья Борисович Шатуновский:
«Совершенный видне имеет настоящего времени, и это вполне закономерно: форма настоящего времени обозначает ситуацию, одновременную с «текущим», бегущим моментом речи. Совершенный вид же обозначает как минимум 2 последовательные ситуации (например: Дождь кончился = дождь есть / дождя нет), а две разновременные ситуации не могут быть одновременно одновременны с моментом речи! А предшествовать моменту речи (прошедшее время) или следовать за моментом речи (будущее время) – могут» (Шатуновский И.Б. Семантика русского вида. В кн.: Шатуновский И.Б. Семантика предложения и нереферентные слова (значение, коммуникативная перспектива, прагматика). – М.: Языки русской культуры, 1996. – С. 333–334).
Существует 2 способа образования видов: перфективация и имперфективация.
Перфективация – это образование глагола СВ от глагола НСВ при помощи приставок или суффикса -ну- со значением однократности:
косить → на-косить, играть → до-играть, топать → топ-ну-ть и др.
Имперфективация – это образование глагола НСВ от глагола СВ при помощи различных суффиксов:
сбросить → сбрас-ыва-ть, принести → принос-и-ть, отдать → отда-ва-ть и др.
Подробнее о способах образования видов см. материалы практического занятия.
Видовая пара глагола
Видовая пара –это два глагола, различающиеся видом и совпадающие по лексическому значению: решать – решить, переписывать – переписать, удалять – удалить и др.
Видовая пара образуется в большинстве случаев в результатеимперфективации.Вопрос об образовании видовой пары в результате перфективации является спорным, так как в русском языке почти нет чисто видовых приставок (кроме случаев типа делать – сделать, мастерить – смастерить; иначе для решения вопроса о наличии видовой пары с приставкой обязательно нужен контекст). Всякая приставка обычно меняет значение глагола, ср.: резать – обрезать, порезать, дорезать, прорезать, прирезать, зарезать, срезать, врезать, вырезать, нарезать, надрезать, перерезать, подрезать, изрезать…
По способности образовывать видовую пару все глаголы могут быть разделены на 3 группы.
1. Соотносительные по виду глаголы (= видовая пара)
Решать – решить, сочинять – сочинить, раздавать – раздать, утешать – утешить; прыгать – прыгнуть, делать – сделать.
У таких глаголов единственное различие – чисто видовое. Форма НСВ называет ‘действие в процессе осуществления’, форма СВ – ‘результат, предел действия’или ‘точечное, мгновенное действие’.
2. Не соотносительные по виду глаголы (одновидовые)
Такие глаголы существуют в языке либо только в НСВ, либо только в СВ. Основная причина отсутствия у них пары – семантическая: какие-то действия мыслятся только как процесс (они в принципе не направлены на достижение результата), а какие-то – только как результат (мгновенные, неожиданные действия). Например: благоговеть, недоумевать, знать, уметь, мочь, лежать; рехнуться, очутиться, сбрендить, рухнуть и др.
3. Двувидовые глаголы – глаголы, у которых в одной лексеме потенциально заключается значение обоих видов, и реализация видового значения зависит от контекста: женить, казнить, крестить, атаковать, исследовать, использовать, обещать, ранить, велеть и др. Ср.: Я уже исследую (НСВ) эту проблему – В курсовой работе я исследую (СВ)эту проблему и решу её.
С практической точки зрения вопрос установления того, есть ли у глагола видовая пара, является очень сложным: не любые два глагола, образованные путём имперфективации или перфективации, представляют собой видовую пару.
Например, не образуют видовую пару глаголы с разным лексическим значением (заблудиться – заблуждаться), глаголы, различающиеся по способу глагольного действия (петь – запеть), глаголы однонаправленного и разнонаправленного движения (брести – бродить (!)).
Всегда следует учитывать контекст. Например:
Собака грызла (НСВ) кость → сгрызла (СВ).
Собака грызла (НСВ) верёвку → перегрызла (СВ).
Волк загрыз (СВ) овцу → .
Во многих случаях наблюдается явление так называемой «вторичной имперфективации». Это образование НСВ от производного глагола СВ. В результате вторичной имперфективации обычно образуется видовая пара. Ср.:
(не видовая пара)
Способы глагольного действия
Производные глаголы (чаще всего одновидовые) образуют замкнутые группы, которые объединяются по общности значения и словообразовательных признаков. Такие глаголы обозначают тот или иной способ протекания глагольного действия (СГД). СГД делятся на 3 типа: временного типа, количественного типа и количественно-временного типа (подробнее можно прочитать в кн.: Зализняк Анна А., Шмелёв А.Д. Введение в русскую аспектологию. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 104–127). См. таблицу.
Источник
Способы глагольного действия
Аспектуальность, ядром которой является категория вида, имеет и другие средства, передающие характер протекания действия. В их числе – способы глагольного действия, а также лексические и синтаксические показатели характера протекания процесса.
Основы теории способов глагольного действия были заложены в работах А.Х. Востокова, А.А. Потебни, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, основоположника Ленинградской аспектологической школы Ю.С. Маслова; изучение их было продолжено Е.В. Петрухиной, Е.Н. Ремчуковой и др. учёными.
В современной лингвистике по этому вопросу представлены две основных точки зрения: 1) в узком значении термина к акциональным (то есть относящимся к какому-либо аспекту действия) относятся только глаголы, имеющие специальные префиксы и суффиксы и характеризующие протекание действия (Н.С. Авилова, А.Н. Тихонов и др.); 2) в широком значении термина в сферу акциональной включается вся глагольная лексика (Ю.С. Маслов, А.В. Бондарко, М.А. Шелякин и др.). В качестве рабочей мы используем вторую точку зрения.
Общепринятая классификация способов глагольного действия отсутствует в науке о языке. Количество выделяемых способов достаточно велико: 40–50. Их объединяют в 2 группы: временные и количественные – или в 3 группы: временные, количественные и результативные. Последняя классификация рассмотрена в учебном пособии Е.Н. Ремчуковой «Морфология современного русского языка. Категория вида глагола». – М.: Флинта, Наука, 2004. – С. 102–134.
Перечислим основные способы глагольного действия.
- Глаголы начинательного способаобозначают начало действия: запеть, зашуметь, застучать, пойти, потащить и др.
- Глаголы длительно-ограничительногоспособа показывают, что действие происходит в течение определённого времени и ограничено этим промежутком: побегать, пробегать, погостить, поработать, проработать и т. д.
- Глаголы финитногоспособа действия имеют значение прекращения процесса, доведение его до конца или остановки в его течении: отужинать, отвоевать, отгулять и под.
- Глаголы многократногоспособа обозначают действие, повторяющееся много раз: сиживал, едал, говаривал, певал, хаживал и т. д.
- Глаголы одноактногоспособа называют действие, совершённое один раз: прыгнуть, стукнуть, боднуть, хлопнуть, махнуть и др.
- Глаголы многоактногоспособа обозначают действие, состоящее из нескольких однородных актов: махать, мелькать, вздыхать, кукарекать, хлопать и под.
- Глаголы смягчительногоспособа (неполного действия) называют действие ослабленное, умеренное, уменьшительное, ограниченное в полноте проявления: привстать, подтаять, перекусить, всплакнуть, поразвлечься и т. п.
- Глаголы распределительного (дистрибутивного)способа обозначают расчленённость действия, поочерёдное достижение результата: переловить, переломать, побросать, повыгонять и др.
- Глаголы завершительногоспособа рассматриваются в системе результативных глаголов с точки зрения достижения результата: дочитать, дописать, достирать и под.
Все способы действия тесно связаны с категорией вида. «Любую пару однокоренных глаголов, связанную отношением вида или способа действия, можно назвать аспектуальной парой, имеющей в русском языке две разновидности: “чистовидовая пара”, выражающая категориальное соотношение членов видовой оппозиции ( решить – решать и делать – сделать ), и акциональная пара, в которой осуществляется противопоставление глаголов как по виду, так и по способу действия ( петь – запеть, прыгать – прыгнуть ) или иногда – только по способу действия ( ходить – хаживать )» [Ремчукова Е.Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука. – 2004. – С. 130].
Источник