Глагол рассказать способ образования

Суффиксальный способ образования слов. Примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.

  • кни­га → книж к а;
  • кни­га → книж н ый;
  • кни­га → книж ник .

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного);
  • бежать — бежа л (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола);
  • вре­мя — врем ен а (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла существительного).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

  • кра­сив ый → кра­сив ость ;
  • бежа ть → бег ;
  • врем я → врем енн ой.

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
  • синий (прил.) → син е ть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весел о (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → ау ка ть (гла­гол).
От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок животных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­сист к а;
  • сту­дент → сту­дент к а;
  • вла­де­лец → вла­дел иц а;
  • учи­тель → учи­тель ниц а;
  • тигр → тигр иц а;
  • лев → льв иц а.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом деятельности:

  • лес → лес ник ;
  • лыжа → лыж ник ;
  • дача → дач ник ;
  • пере­пле­тать → пере­плёт чик ;
  • раз­ве­дать → раз­вед чик ;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ров щик ;
  • бара­бан → бара­бан щик ;
  • кор­мить → кор­мил ец .

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соус ник ;
  • багаж → багаж ник ;
  • вопрос → вопрос ник ;
  • тво­рог → тво­рож ниц а;
  • цвет → цвет ник ;
  • яго­да → ягод ник ;
  • оси­на → осин ник ;
  • чер­ни­ка → чер­нич ник .

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков предметов:

  • доб­рый → добр от а;
  • нищий → нищ ет а;
  • жёл­тый → желт изн а;
  • седой → сед ин а;
  • сме­лый → смел ость ;
  • све­жий → свеж есть .
  • похо­жий → похож есть .

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­та ться → попыт к а;
  • про­по­ло ть → про­пол к а;
  • пере­го­ро­ди ть → пере­го­род к а;
  • покра­си ть → покрас к а;
  • задви­га ть → задвиж к а.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

  • дви­гать → за дви­гать → задвиж к а;
  • кра­сить → по кра­сить → покрас к а.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­ва ни е;
  • полос­кать → полос­ка ни е;
  • зажи­вить → заживл ени е;
  • уди­вить → удивл ени е;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новл ени е.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

  • река → реч н ой;
  • окно → окон н ый;
  • салат → салат н ый;
  • осень → осен н ий.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

  • бере­ста → берест ян ой;
  • рожь → рж ан ой;
  • лебедь → лебед ин ый;
  • тор­же­ство → тор­жеств енн ый;
  • соло­ма → солом енн ый;
  • село → сель ск ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • гор­ло → горл аст ый;
  • нос → нос ат ый;
  • игра → игр ив ый;
  • плюш → плюш ев ый;
  • уда­ча → удач лив ый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рва н ый;
  • драть → дра н ый:
  • жарить → жар ен ый;
  • ква­сить → кваш ен ый;
  • ода­рить → одар ённ ый;
  • уди­вить → удивл енн ый.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

  • гнить → гни л ой;
  • спеть → спе л ый;
  • зреть → зре л ый;
  • уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны глаголы:

  • голу­бой → голуб е ть;
  • белый → бел е ть, бел и ть;
  • бога­тый → богат е ть;
  • ста­рый → стар е ть;
  • ржа­вый → ржав е ть;
  • зав­трак → зав­трак а ть;
  • свер­ло → сверл и ть;
  • козырь → козыр я ть.

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от существительных:

  • тос­ка → тоск ова ть;
  • танец → танц ева ть.

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • решить → реш а ть;
  • пле­нить → плен я ть;
  • бро­сить → брос а ть.

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • раз­га­дать → раз­гад ыва ть;
  • рас­ска­зать → рас­сказ ыва ть;
  • ута­ить → ута ива ть;
  • насто­ять → наста ива ть.

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

  • о → о ка ть;
  • ох → ох а ть;
  • хи-хи → хихи ка ть;
  • мяу → мяу ка ть;
  • гав → гав ка ть;
  • тик-тик → ти́к а ть;

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и местоимений.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от прилагательных:

  • гром­кий → громк о ;
  • близ­кий → близк о ;
  • певу­чий → певуч е .

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

  • дру­же­ский → дру­жеск и ;
  • чело­ве­че­ский → чело­ве­ческ и ;
  • рыцар­ский → рыцарск и .

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных числительных:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды ;
  • три → три жды ;
  • четы­ре → четы­ре жды .

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Источник

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Словообразование глаголов»

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Словообразование глаголов»

Тип урока : Изучение нового материала.

Цель : Изучить способы образования глаголов, создавая условия, способствующие восприятию темы. Поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.

-Открыли тетради, записали: Двадцать шестое февраля.

-Оставьте одну строчку, на ней мы позже запишем тему урока.

-У вас на столах лежит два цветных круга. Возьмите сейчас красный круг. Перед вами небольшое стихотворение. Давайте прочитаем его вслух. СЛАЙД (1)

Учащийся: Что за диво,

Зима лес посеребрила.

Серебристый клён стоит,

Серебряный ковёр лежит.

Под ногами серебро.

Всё вокруг украшено!

-Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?

(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)

-Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.

-Что у нас получилось?

(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)

-Давайте вместе попробуем объяснить лексическое значение каждого слова.

(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.

2) Серебряный – сделанный из серебра.

3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.

4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)

-Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас разберём по составу слово серебро.

(Окончание –о, основа — серебр-, корень — -серебр-.)

-Можете назвать способ образования данного существительного?

-Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?

(Прилагательные образованы суффиксальным способом)

-Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.

-А какое слово ещё у нас записано? Какой частью речи оно является?

-Докажите что это глагол.

-Ребята, мы сейчас разобрали по составу существительное, выяснили, каким способом оно и прилагательные образованы. Но ничего не сказали о последнем слове.

-Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

( Мы будем изучать способы образования глаголов)

-Какую цель мы поставим перед собой?

(Узнать способы образования глаголов)

А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать)

-Давайте сейчас запишем тему урока.

-Прежде чем говорить о том, каким способом образован глагол посеребрила , давайтепознакомимся с основными способами образования глаголов.

-Вспомните приставки с помощью, которых мы образуем новые слова. Мы не случайно вспомнили эти приставки, так сейчас вам предстоит поработать в группе.

Задание 1. Работа в группах (всего три группы). У каждой группы на столе карточка с заданием. Работать прямо в ней.

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.

Задание 1. У вас на столах лежат карточки со словами. У каждой группы будет своя задача:

1 группа — выписывает глаголы обозначающие начало действия;

2 группа – окончание действия;

3 группа — неполное действие.

запеть, побежать, полететь;

допеть, отцвести, отшуметь, дочитать;

приоткрыть, привстать, приболеть.

-Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)

Итак: с помощью приставок глаголы образуются от других глаголов. СЛАЙД (2).

-Упр.616. Работа у доски и в тетрадях.

Похожее задание вам предстоит выполнять в парах. Выполнив задание 2, вы узнаете, каким ещё способом и от каких частей речи образуются глаголы.

Задание 2. Работа в паре.

Задание : рядом с каждым словом вы должны будете написать слово, от которого образовано данное на ваших листочках слово и выделить морфему, с помощью которой оно образовано.

Утюжить – суффиксальный способ образования, -и-;

Обедать – суффикс -а-;

Краснеть — суффикс -е- ;

Белеть – суффикс –е-;

-Так от каких частей речи образуются глаголы? (От сущ., прил.)

-А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?

Итак, с помощью суффикса глаголы образуются от прилагательных и существительных. СЛАЙД (3)

Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.

Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).

-Вернёмся к слову посеребрила .

-Посмотрите на СЛАЙД (4)

-Перед вами двое пятиклассников и они никак не могут решить, а каким же способом тогда образовано наше с вами слово посеребрила.

Витя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочным способом от глагола серебрить, а Валя утверждает , что глагол посеребрила образован приставочно-суффиксальным способом от существительного серебро .

-Кто из них прав? Как вы считаете?

Вывод : О приставочном способе мы уже говорили. А вот с помощью приставок и суффиксов глаголы образуются от разных частей речи — от существительных, от прилагательных, от местоимений и числительных СЛАЙД (5)

-Обратите сейчас внимание на СЛАЙД (6). Перед вами существительные, приставки и суффиксы.

Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше». Кто больше образует слов приставочно-суффиксальным способом.

сущ. приставка суффикс глагол

тень на- -и- затенить, притенить

земля за- -е- приземлить, заземлить

дым при- надымить, задымить, подымить

золото по- позолотить, зазолотить (начать золотить, окрасить в золотистый цвет)

плотный у- -и- уплотнить

прямой вы- выпрямить

Итак, ребята, сколько же и о каких способах словообразования глаголов мы сегодня говорили? СЛАЙД (7).

Задание у доски и в тетради: разобрать по составу глаголы. И устно назвать способ образования. (Глаголы записаны на доске. Ребята выходят поочереди и выделяют все морфемы)

Перелететь, разорвать, выпросить, поужинать (прист.), желтеть (суф.), пустовать (суф.) – пустой, выпрямить (прист.-суф) – прямой, краснеть (суф.) – красный, толпиться (суф.)- толпа, затенить (прист.суф) – тень.

Возьмите в руки фиолетовый круг (у каждого)

-Сейчас я предлагаю каждому из вас проявить свою смекалку. Поиграем в игру «Составь слово». СЛАЙД (8)

Каждому из вас сейчас предстоит образовать новое слово. Но чтобы это сделать необходимо внимательно читать задание. Работаем в тетрадях молча. Сразу всё выполнять не нужно. Кто первый образует первое слово и запишет его в тетрадь, поднимет руку и даёт готовый ответ.

а) Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать ,
Суффикс в слове кричать,
Окончание в слове пить. (Расписать)

б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать ,
Суффикс в слове сказать,
Окончание в слове петь . (Завязать)

в) Его корень в слове красивый,
Приставка в слове уехал,
Суффикс в слове стелить,
Суффикс в слове мыл. (Украсил)

г) Его корень в слове садовник,

Приставка в слове наездник,

Суффикс в слове печалить,

Суффикс в слове подал,

Окончание в слове мыши. (Насадили)

Тест по теме «Словообразование глаголов»

1. В каком слове нет суффикса -К-?

А) шубка Б) юбка В) вырубка Г) улыбка

2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

А) шкафчик Б) мячик В) пончик Г) огурчик.

3. В каком слове нет приставки?

А) примерить Б) прищепить В) принцесса Г) пристроить

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать Б) придумать В) походить Г) веселить.

5. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный Б) ночевать В) усложнять Г) размешать.

6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) постукивать Б) новизна В) охотник Г) отнести

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синеть Б) управлять В) распланировать Г) белеть.

Проверка с экрана: СЛАЙД (9)

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какими способами образуются глаголы в русском языке?

— В чем особенность каждого из способов?

— Что получилось? Что показалось трудным?

Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился определять способ образования глаголов, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился определять способ образования глаголов, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить суффиксальные, приставочные или приставочно-суффиксальные глаголы. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился определять способ образования глаголов и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Источник

Читайте также:  Фотосинтез это способ чего
Оцените статью
Разные способы