Гипсомодельное ремесло: просто о сложном
Данная статья является первой частью описания одного из самых сложных и трудоемких этапов керамического ремесла — гипсомодельного процесса, обычно вызывающего трудности не только у начинающих, но даже у опытных мастеров.
Из-за сложности и трудоемкости процесса, а также отсутствия специальных знаний и практики многие мастера работающие с керамикой так и не осваивают технику литья и работу с тонкими керамическими материалами — фарфором и фаянсом.
Изложенная ниже информация будет полезна для керамистов-любителей, мастеров-кукольников, работающих с фарфором, а также всех желающих освоить технологию тонкой керамики, важнейшей частью которой есть гипсомодельное ремесло.
Перед тем, как начать работу над данной статьей, мне было интересно ознакомиться с наличием подобной информации в сети. Чего и следовало ожидать, такой информации удалось найти крайне мало, а большинство того, что предлагается к прочтению или просмотру, граничит с абсурдом и никак не может претендовать на грамотный, профессиональный обучающий материал.
Имея возможность поработать на нескольких фарфоровых заводах с большой историей, мне удалось перенять уникальный опыт старых мастеров-профессионалов гипсомодельного ремесла, который невозможно встретить где-либо вне керамических производств.
Материалы для гипсомодельного процесса:
1. Гипс модельный Г-10, гипс строительный штукатурный Г-5 — собственно, то, из чего будем делать модель и форму. Гипс марки Г-10 обладает высокой плотностью и прочностью. Идеально подходит для создания моделей, точения на гипсомодельном станке, вырезания.
Для изготовления черновой формы стоит использовать низкопрочный гипс Г-5, он достаточно ломкий, и будет хорошо отделяться кусками от модели, не повреждая ее. Саму же модель рекомендуется отливать из крепкого гипса Г-10.
Для производства форм с целью литья из шликерных масс желательно смешивать гипс Г-5 и Г-10 в равных частях. Тогда форма получается достаточно прочной и в меру пористой для хорошего поглощения воды. Точные пропорции зависят от качества используемого гипса в каждом отдельном случае.
2. Глина в большом количестве понадобится для изготовления опалубки для формовки, герметизации щелей, в которые может протечь гипсовый раствор, фиксации частей опалубки и других целей. В некоторых публикациях в интернете на тему формовки я встречал использование пластилина. Крайне не рекомендую использовать пластилин ввиду дороговизны материала и неудобства работы с большими массами пластилина. Глину всегда можно держать в необходимом состоянии пластичности, не нужно перед работой разминать, и легко накладывать большими объемами. При этом особых требований к качеству глины нет. Можно взять любую глину предварительно размочив или подсушив ее до удобного пластического состояния.
3. Мыльная смазка — это разделительный материал. Служит для предотвращения прилипания гипсовой формы к модели. Изготовить можно быстро и легко из мыла, постного масла или соляры и воды. 1 часть мыла измельчить, добавить 1 часть воды и подогреть помешивая до растворения мыла. Добавить 1 часть масла и еще 1 часть воды. Размешать до однородной эмульсии и после этого вспенить миксером или кистью.
Жировую смазку использовать нельзя. Жир забивает поры в гипсе в результате чего форма станет непригодной для литья из шликера.
4. Нитролак или шеллак. Лак используется для покрытия черновой формы перед отливкой гипсовой модели, а также лакируем гипсовую модель перед изготовлением рабочей формы.
Модель следует несколько раз покрыть жидко разбавленным лаком. Лак придаст поверхности гипсовой модели дополнительную стойкость к повреждениям, а также способствует более легкому отделению формы, предохраняя модель от прилипания к свежему гипсу.
Лучше использовать шеллак, так как он растворяется на спирту и меньше воняет. Нитролак тоже вполне пригоден, но от него много вони.
5. Стекло. Отрезки оконного стекла удобно использовать для построения многоугольной опалубки. Стекло легко резать на части нужного размера и всегда можно бесплатно набрать в пунктах нарезки стекла. Узкие длинные полосы, небольшие прямоугольные отрезки вам отдадут даром, в крайнем случае за символическую плату.
6. Линолеум. Полосы линолеума удобны для сооружения опалубки круглой формы. Просто скручиваем цилиндр нужного диаметра.
Инструменты:
1. Карандаш простой, карандаш химический. Для отметок на сыром гипсе служит химический карандаш, по сухому гипсу лучше пишет мягкий графитовый карандаш.
2. Нож-косяк — необходим для резки застывшего гипса.
3. Шпатель — для разных работ.
4. Стамески – для обработки застывшего гипса. Нужны плоские различной ширины и полукруглая стамеска.
5. Лист толстого стекла или большая облицовочная плита. Рабочей поверхностью для формовки хорошо служит стекло, также можно использовать большую гладкую глазурованную кафельную плитку размером 50х50 см или больше. Стеклянная или глазурованная керамическая поверхность легко очищается от гипса, не боится воды и стойкая к механическим повреждениям.
6. Стеклорез — для нарезки стекла необходимого размера.
7. Ножовочное полотно — для обработки гипсовой поверхности.
8. Кисть — для нанесения мыльной смазки.
9. Линейка, угольник, циркуль ученический — измерительные разметочные инструменты. Циркуль удобно использовать ученический, в который можно вставлять химический карандаш, но можно взять и чертежный вставив в него химический грифель.
10. Плита облицовочная с рифленой поверхностью. Плита большого размера 40х40 или больше с рифленой обратной стороной. Необходима для выравнивания частей формы. Практически у всей облицовочной плитки обратная сторона имеет некий рельеф, он нам и нужен. В строительных магазинах можно по дешевке купить большую уцененную плитку, например с отбитым уголком.
11. Стек скульптурный — для моделирования прилегающей к модели поверхности опалубки.
12. Гипсовка — емкость из пластичного материала — капрона или резины, предназначена для разведения (затворения) гипсового раствора. Хорошо для этих целей подходят различные капроновые банки от бытовой химии. Срезаем верхнюю часть с горлышком и получаем удобную емкость для приготовления гипса. Остатки гипса, затвердевшие в гипсовке легко удалить, просто помяв банку.
13. Сито. Качественная модель должна выглядеть идеально, без единого изъяна. Различный мусор, комки и камушки в гипсе создадут вам массу неприятностей при обработке. Избавляемся от них при помощи сита.
14. Таз для мытья рук. При работе с гипсом необходимо постоянно мыть руки, и инструмент. В обычном бытовом умывальнике это делать запрещено. Моментально наглухо забьете канализацию! Только смыв остатки гипса в таз можно вымыть руки под краном.
Это был краткий перечень самых необходимый инструментов для изготовления гипсовых форм для литья из разнообразных шликерных масс. Запасаемся материалами, готовим инструменты, точим ножи. А в следующих статьях я опишу и проиллюстрирую процесс изготовления черновой формы, гипсовой модели и рабочей формы на примере кукольной головы. На самом деле все не так сложно, главное не бояться!
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Verena №2 2018 Россия. Издательство: ИД Бурда Журнал для тех, кто предпочитает смел.
Verena №2 2018 Россия. Издательство: ИД Бурда Журнал для тех, кто предпочитает смел.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВЯЗАНИЯ. САМАЯ ЛУЧШАЯ КНИГА ПО ВЯЗАНИЮ. Все о вязании от А до Я от издат.
«Как хорошо проснуться утром дома. » Как хорошо проснуться утром дома, Где все, казалось .
—Рубрики
- английский..язык (29)
- песенки и стихи на английском (13)
- сказки и мультфильмы на англ. (2)
- счет на англ. (2)
- Батик для начинающих. (25)
- Бижутерия своими руками (138)
- Биссероплетение. (34)
- Валяние (9)
- Валяние ,технологии покраски пряжи (4)
- Все для детей, копилочка (37)
- Все для грудничков и их мам. (1)
- одежда для девочек (14)
- одежда для мальчиков (2)
- прически для девочек. (1)
- Все для детей-развивалки (10)
- Все из меха (9)
- все о детях (3)
- Все о куклах и игрушках. (127)
- Арома-игрушки (1)
- куклы примитивы (6)
- парики,обувь, одежда для куклы (5)
- текстильные куклы, Тильда (38)
- шарнирная кукла (14)
- Все о Средней Азии (9)
- Сувениры из Узбекистана (6)
- вышивка,схемы,узосы (68)
- вышивка лентми (1)
- Журналы по вышивке (4)
- Вяжем детям (16)
- вязание крючком (229)
- Амигурами (6)
- журналы..вязание..крючком (22)
- Носки, тапочки, обувь крючком (4)
- сумочки крючком (25)
- Узоры,схемы крючком (53)
- Уроки вязания крючком (25)
- Фриформ крючком (6)
- Шапки, шляпы, береты. (16)
- вязание пинеток сапожек сандалий детям спицами и к (39)
- вязание.спицами (72)
- Вязание для детей (3)
- вязанные носки, тапочки, обувь (5)
- вязанные сумки (7)
- журналы:вязание.спицами. (11)
- шапки,шляпы. (14)
- Шарфы, шали,покрывала. (5)
- вязанная.бижутерия (62)
- декупаж (38)
- Дизайн дома (54)
- мозаика (2)
- домашние растения (21)
- домашняя.косметика (22)
- Домоводство (64)
- здоровье (175)
- лечение травами (35)
- массаж (22)
- Народные рецепты (37)
- Оздоровительная физкультура, фитнес, йога и т.д. (38)
- Очищение организма (39)
- Рецепты для похудения (24)
- Из бумаги и картона (38)
- Из пластиковых бутылок (30)
- изготовление.свечей (12)
- Искусство (10)
- Стихи (8)
- Как завести свой блог и зарабатывать на нем (подро (1)
- Как заработать в интернете новичку. (35)
- Заработок в своем дневнике (10)
- Заработок на партнерках (1)
- Инфобизнес. Основы. (4)
- Как заработать деньги в интернете на продаже фото (2)
- кулинария (297)
- Видео-рецепты (15)
- вторые.блюда (40)
- Выпечка (60)
- Готовим в микроволновке. (9)
- Готовим в силиконовых формах, рецепты (1)
- домашние конфеты (25)
- журналы:Кулинария (13)
- Заготовки на зиму. (26)
- Закуски, быстрый завтрак (12)
- Напитки (1)
- первые блюда (4)
- полезные продукты (18)
- Салаты (6)
- Соусы (4)
- Специи в кулинарии (9)
- торты и пирожное (70)
- Хлеб, булочки (17)
- Лепка, холодный фарфор,полимерная глина и др. (120)
- Бижутерия из пластики и др. (4)
- Видео-уроки. (5)
- Как изготовить молды. (8)
- Объемные композиции, фигурки. (19)
- Различные техники. (14)
- Рецепты изготовления холодного фарфора,мастик,плас (12)
- Цветы из холодного фарфора.полимерной линыи др. (8)
- Магия камней и металлов (92)
- Камни и гороскопы (14)
- музыка, песни (20)
- мыловарение (10)
- Мысли вслух (6)
- аудиокниги (3)
- Открытки к праздникам. (19)
- 8марта, женщине. (2)
- Новогодние поздравления и открытки (11)
- плейкасты. (3)
- Открытки ручной работы (78)
- Изонить (45)
- Квиллинг (4)
- скрапбукинг (20)
- Переделки (10)
- плетение из шнуров и др. (6)
- Ткачество (2)
- Подготовка к праздникам, идеи (75)
- День Св. Валентина (10)
- Новый год, Рождество (18)
- Свадьба (40)
- Хэллоуин (3)
- поделки,разное (64)
- Букеты из конфет (1)
- Подарки новорожденным (1)
- экология (1)
- Прически и стрижки (16)
- психология (275)
- Гадания (30)
- ДЭИР (10)
- космология (16)
- НЛП-нейролингвистическое програмирование. (9)
- парапсихология (40)
- Популярные сонники (2)
- психологические тесты (5)
- экстросенсорика (123)
- Ясновидение (45)
- Психология, психотерапия, НЛП, экстросенсорика,гад (245)
- Заговоры (12)
- маятник (1)
- нумерология (17)
- психокоррекционные притчи и сказки (4)
- психотхники (6)
- Рейки (2)
- Симорон. (7)
- Техники привлечения денег и работы. (4)
- целительные программы (27)
- Энионика (4)
- Пэчворк (47)
- Аппликация на ткани (17)
- Ремонт в квартире своими руками (20)
- Рисование и роспись. (23)
- Свадебный декор. (0)
- Стиль, мода (62)
- Бохо-любимый стиль (24)
- Текстильная бижутерия (191)
- Все из замочков» молний» (7)
- Узоры, трафареты, мандалы,орнаменты. (100)
- флэш-журналы (3)
- фото и фотоколлажи (16)
- фотообои (23)
- Цветоделание (84)
- Шарфы, шали,покрывала. (0)
- Шитье (741)
- Burda special №2 2014 Мода для полных (E067) + вык (2)
- все из джинсовой ткани+переделки (6)
- Все о пошиве штор. (41)
- Журналы «Бурда» (8)
- журналы: Шитье (29)
- Как изменить текстуру ткани (8)
- Как сшить брюки, Выкройка брюк (2)
- Как сшить чехол для планшетника или сотового телеф (4)
- Как сшить юбку (23)
- Обучающие диски по шитью. (2)
- одежда для полных (22)
- Переделки, ремонт одежды (18)
- Подушки (2)
- Программа для построения выкроек одежды (1)
- Технологии шитья (31)
- Шитье детской одежды. (27)
- Шитье для дома (17)
- Шитье и крой— журнал (1)
- шитье одежды (278)
- шитье сумочек (195)
- Шьем аксесуары (56)
- Школа. разное (69)
- 6класс шитье (6)
- 7кл. Шитье (8)
- Виды швов (4)
- для создания презинтаций (2)
- картинки о школе. (2)
- Материаловедение (1)
- Машиноведение (2)
- Рамочки для текста (3)
- Рамочки кулинарные (8)
- Технология шитья. (25)
- фартук-5кл. (6)
- школьные учебники разные (1)
- ЭОР учителю технологии» (3)
- электронные.библиотеки,различные программы. (239)
- компьютерный ликбез (164)
- Обработка фотографий, программы. (5)
- Работа в программе » Corel Draw » (1)
- Работа в Фотошопе. (3)
- Работа и обработка фото в «Paint» (1)
—Приложения
- Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
- Дедушкин Реальный городЖивое общение. это то что в первую очередь предлагает эта игра. карта, как и многие другие, открыта для игры и общения, то есть для Вас! Играйте, стройте города, развивайте их, осваивайте месторожде
- Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Включи свою музыку84 канала потокового радио с тематической музыкой. Выбери свою музыку и слушай
—Новости
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Художественная обработка гипса, технология
Художественная обработка гипса, технология
Очень хотелось бы коснуться такой замечательной темы, как обработка гипса. Одним из самых интересных методов работы с гипсом является отливка. На этот предмет в Интернете можно раздобыть огромное множество разнообразнейших мастер – классов, большая часть из которых ничему не учит, а ещё и вводит читателя в глобальное недоумение. Я сама, просматривая сии величайшие шедевры современной образовательной науки, лишь под конец поняла, о чём вообще идёт речь.
Скорбно взирая на рынок сувениров, представленный в большинстве магазинов, понимаешь, что таким геморройным делом, как работа с гипсом, почти никто не занимается. Это, конечно, легко объяснимо, так как работа сия требует наличия недюжинного терпения, умения и огромной седалищной мозоли, ибо процесс этот длительный и происходит обычно сидя.
Теперь, как всегда, о технологии. Сотворение гипсового шедевра общемирового масштаба начинается с создания глиняной матрицы. Перевожу на человеческий язык: сначала, как и в любой работе, разрабатывается эскиз (т.е. придумывается идея и воплощается на бумаге с помощью простого карандаша и стирательной резинки). Затем начинается наиболее интересный этап – лепка матрицы. Делается это следующим образом. На ровную поверхность стелим полиэтиленовую пленку, на которой выполняем всю работу. Теперь представьте, что вы раскатываете корж для пирога — именно это вы и должны сделать из глины. Глиняный «корж» будет иметь толщину в 1,5-2,0 сми диаметр создаваемой работы. Получившийся продукт называется основой . Теперь на основе лепим полуобъемное изображение эскиза.Высота рельефа может быть довольно разной – от нескольких мм до 1-2 см. Самое главное – очень тщательно прилепить все детали к основе, и не допустить никаких трещин и отверстий между поверхностью основы и тем, что прилеплено. После завершения работы сушим получившееся изделие в течение 2-3 дней, прикрыв, во избежание деформации, полиэтиленовым пакетом.
После сушки глиняное изделие следует протереть влажной губкой или широкой мокрой кистью для удаления неровностей и прочей ненужной дребедени, и доведения до максимально гладкого состояния. Этот процесс носит название «замывка». После повторного высушивания (1-2 часа) мы, наконец, получаем матрицу.
Далее следует этап номер два. Для его успешного воплощения нам понадобится силикон. Слово это давно не ново, но всё ещё пугает обывателя прямым отношением к голливудским сиськам. Мы, однако, пугаться не будем, а пойдём в магазин стройтоваров и купим самый недорогой силиконовый герметик для сортиров и раковин. Дома перекладываем матрицу на чистый бумажный лист и, вооружившись плоской кистью из щетины, (шириной около сантиметра) наносим герметик тонким слоем на матрицу, за исключением плоскости, которая соприкасается со столом. Здесь самое главное – это аккуратность нанесения! Герметик должен очень качественно заполнить все неровности матрицы, забиться в каждую дырочку и облепить каждый выступ.После нанесения первого слоя сразу же носится второй – более толстый. Общая толщина обоих слоёв не должна быть меньше 2-3 ммв самом тонком месте. Максимальная толщина слоя не играет роли. Так как герметик очень вонюч и едок, работать следует в хорошо проветриваемом помещении, в защитных очках, и, желательно, в респираторе (это в особенности относится к мастерам, страдающим аллергией, астмой или слабостью желудка). После нанесения герметика изделие сушат в течение двух-трёх суток. Сушить изделие, по причине его вонючести, следует на балконе или в хорошо проветриваемом месте.
После высыхания нужно аккуратно снять с глиняной матрицы силикон. Этот силиконовый «негатив» и является, собственно, рабочей формой для заливки гипсом. Для удобства под эту форму можно сделать гипсовую подставку. Об изготовлении подставки мы поговорим в следующий раз, а сейчас не будем раскидывать пальцы и гламурничать, а для простоты воспользуемся маленьким know-how. Берем миску и наполняем её какой-нибудь тяжелой крупой – рисом, пшеном или гречкой. В крупу устанавливаем силиконовую форму картинкой наверх таким образом, чтобы бортики формы выступали над крупой миллиметра на два. Крупа работает как каркас и не дает форме деформироваться под тяжестью гипса.
Далее приступаем непосредственно к замешиванию гипсового раствора. В лучших традициях «ОчУмелых ручек» разрезаем поперек пластиковую бутылку, берем ту часть, которая с попкой. Наливаем воду, сверху насыпаем гипс. Тщательно перемешиваем. Получившийся раствор должен напоминать по консистенции очень паршивый кефир. ВНИМАНИЕ! Гипс насыпаем в воду, а не наоборот; в противном случае на выходе получим белую окаменевшую какашку.
Раствор гипса заливаем в силиконовую форму, помещенную в крупу. Аккуратно встряхиваем всю конструкцию на предмет выхода воздушных пузырей из раствора гипса. Затем всё это оставляем в покое минут на десять. За это время гипс «схватывается», причем, эта реакция сопровождается выделением тепла. Так вот, гипсовую отливку следует вынимать из формы, когда она нагреется. Для особо одарённых объясняю: температурный контроль можно проводить пальцем. После снятия гипсового слепка его не лишним будет подвергнуть декоративной обработке, то есть расписать и по возможности покрыть лаком. Делается это огромным количеством способов на разных стадиях высыхания слепка. Одним из самых известных методов росписи является имитация обожженной керамики, глазурованной керамики и дикого камня. Кроме того, после грунтовки строительным грунтом или раствором ПВА, гипсовую отливку можно расписывать любыми водными красками.
Форма из герметика выдерживает несколько тысяч отливок, поэтому является незаменимым материалом для интерьерных работ, декорирования, да, и просто для занятия сувенирной проституцией.
Так что хочется пожелать всем мастерам огромных успехов в нелёгком деле работы с гипсом, освоении новых творческих вершин и, конечно, прихода великих денег от продаж своих сувениров во всех магазинах Европы, да чего уж там, — всего мира.
Источник