Гипотеза в социологическом исследовании. Классификация гипотез. Требования к гипотезе.
Важнейшей частью работы надо программой социологического исследования является выдвижение рабочих гипотез исследования. Гипотеза — главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотеза — это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем. Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.
Как создаются гипотезы? Первоначально социолог на основе анализа литературы, бесед с экспертами, знакомства с другими исследованиями, своего знания жизни или пилотажного исследования мысленно выдвигает возможные причинно-следственные связи. Гипотезы — это научные предположения, истинность которых и надо проверить в ходе исследования. Гипотеза должна быть научной, непротиворечивой и проверяемой в ходе исследования. Отрицательный результат в науке — тоже результат.
Гипотеза в социологическом исследовании — научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.
Классификация гипотез
Гипотезы бывают рабочими, каузальными (причинно-следственными) и описательными, абстрактными и конкретными, количественными и качественными, статистическими, нулевыми и т.д.
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.
Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то на основе имеющейся статистической информации (в органах МВД) можно установить, какая часть обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости не имеет. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах.
Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании объяснительных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.
Одной из наиболее распространенных классификаций гипотез является их деление на общие (абстрактные) и конкретные. Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее использовать более конкретные термины. К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остается их проверить. Не подтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет.
Требования к формулировке гипотез
1. Гипотезы должны быть концептуально ясными. При формулировании своей гипотезы не следует пользоваться двусмысленными, туманными и противоречивыми понятиями. Каждое используемое понятие необходимо снабдить операциональным определением. Это можно сделать с помощью: а) справочной литературы, б) исследований, в которых, возможно, оно операционально уже определено, в) обсуждения со специалистами, в исследовательской группе.
2. Гипотезы должны иметь эмпирические референты. Эмпирическими референтами называются живые люди или материальные объекты, которые охватываются данным термином или понятием. Социолог выдвигает гипотезу о том, что пенсионеры меньше инвестируют деньги в развитие экономики, чем молодежь. Но кто именно относится к пенсионерам? Если к пенсионерам относить женщин старшее 55 и мужчин старше 60 лет, то следует ли опрашивать, тех, кто, в силу специфики характера труда, вышел на пенсию в более раннем возрасте? Известно, что военные, балерины, шахтеры и др. выходят на пенсию раньше. Кого относить к молодежи? Тех, кому уже исполнилось 25 лет, или тех, кто, достигнув 33, все еще числится ? Таким образом, точное установление эмпирических референтов означает практически обнаружение адреса вашего исследования, тех, кого надо опрашивать, учитывать, за чем или за кем надо наблюдать. Эмпирическим референтом могут быть реальные чувства, явления, процессы. К примеру, подавленное настроение может выступать референтом или признаком фрустрации, повышение курса доллара — референтом или признаком инфляции, забастовка — референтом или признаком протестного движения. В одних случаях термины и выступают синонимами, а в других (об этом особый разговор) их надо различать.
3. Гипотезы не должны содержать моральных оценок или суждений. Утверждения типа , или не являются научными. Для того чтобы избавиться от моральных оценок, надо рассортировать используемые понятия на оценочные и фактологические. Вторые можно оставить как есть, а первые перевести в разряд фактологических. Следует избегать долженствующих слов и оценочных утверждений. Вместо оценочного можно сказать: родители, обладающие капризным и своенравным характером, подавляющие индивидуаль-ность ребенка, не умеющие заботиться о нем.
4. Если общую гипотезу можно разбить на подгипотезы, следует это сделать. Недостаточно сделать обобщенный прогноз войны: мы должны определить время, место и участников (категории населения, численность войск и т.д.). Предположение о всеобщем закате цивилизации не является гипотезой, которую можно проверить. Мы можем предположить, что урбанизация негативно влияет на здоровье населения. Но будет лучше, если мы разобьем общую гипотезу на несколько частных и выскажемся насчет сокращения детности, роста числа разводов, увеличения видов заболевания и количества заболевших, если поставим в зависимость размер города и уровень смертности, дифференцированный по видам и причинам, и т.д.
5. Гипотезы должны быть привязаны к методам и инструментам. Ранее уже говорилось о том, что у каждой гипотезы или совокупности гипотез должны быть инструменты и средства проверки. Социолог, который не знает, какие методы подходят для проверки его гипотез, навряд ли преуспеет в постановке ценных исследовательских вопросов. Для некоторых гипотез, особенно крупномасштабных, трудно или невозможно найти подходящий метод проверки, устраивающий или убеждающий всех.
Источник
Логический путь проверки гипотезы-основания социологического исследования
Вопросы для подготовки к экзамену по ММСИ
Способы проверки гипотезы-основания социологического исследования и их особенности.
Гипотеза социологического исследования — это такого рода предположение о форме отношений между поддающимися наблюдению явлениями, которое представляет собой научно обоснованное умозаключение о связи переменных, характеризующих состояние данных явлений.
Для установления истинности гипотезы, она нуждается в проверке. Проверка гипотезы осуществляется двумя путями – логическим путем и путем внешних объяснений.
Логический путь проверки гипотезы – это такой способ проверки гипотезы, который осуществляется посредством ее вывода из системы последовательно связанных друг с другом теоретических утверждений.
Проверка гипотезы социологического исследования путем «внешних» наблюдений – это такой способ проверки гипотезы, который осуществляется посредством выведения из нее гипотез-следствий и сведения связи между независимой и зависимой переменными к связи между их частными проявлениями.
Логический путь проверки гипотезы-основания социологического исследования.
Логический путь проверки гипотезы–это такой способ проверки гипотезы, который осуществляется посредством ее вывода из системы последовательно связанных друг с другом теоретических утверждений.
Для такого рода проверки на основе теоретических положений формулируется система взаимосвязанных утверждений. Она представляет собой цепочку утверждений, в которой последующее утверждение является продолжением предыдущего.
В качестве основы для формулировки данной цепочки утверждений служит объяснительная модель социологического исследования. В основе этой модели лежат теоретические представления об исследуемых явлениях и механизмах их связи (в случае описательно-объяснительной гипотезы).
В рамках используемых теорий последовательно формулируются взаимосвязанные утверждения по поводу состояния явлений, обозначаемых независимой, объяснительной и зависимой переменными.
Из утверждения по поводу независимой переменной выводится утверждение по поводу объяснительной переменной, из которого в свою очередь выводится утверждение по поводу зависимой переменной. Затем, используя постулаты логики, из цепочки теоретических утверждений делается вывод об истинности проверяемой гипотезы.
Схема проверки гипотезы логическим путем:
Утверждение о состоянии независимой переменной => Утверждение о состоянии объяснительной переменной => Утверждение о состоянии зависимой переменной
3. Проверка гипотезы-основания социологического исследования путем «внешних» наблюдений.
Проверка гипотезы социологического исследования путем «внешних» наблюдений – это такой способ проверки гипотезы, который осуществляется посредством выведения из нее гипотез-следствий и сведения связи между независимой и зависимой переменными к связи между их частными проявлениями.
Почему применяется этот метод проверки: проверка гипотезы логическим путем требует подтверждения практикой. Если исследование опирается на неопозитивистский подход, то такая проверка является необходимой. То, что подлежит объяснению, согласно этому подходу, должно удовлетворять критерию эмпирической проверяемости.
Способ проверки гипотезы путем «внешних» наблюдений обусловлен тем, что она является предположением о характере соотношения свойств исследуемого явления или причинно-следственной связи между явлениями. Содержание гипотезы составляют переменные, которые по своей природе представляют собой общие понятия, которые поддаются наблюдению, но непосредственно наблюдаться не могут.
В то же время принцип «внешнего» наблюдения требует сопоставления гипотезы с опытом. В связи с этим формирование гипотезы имеет несколько стадий.
Первая стадия формирования гипотезы — формулировка гипотезы о причинно-следственных связях между переменными, обозначающими непосредственно не наблюдаемые, но поддающиеся наблюдению явления. Выдвигаемая на этой стадии гипотеза называется гипотезой-основанием.
Вторая стадия формирования гипотезы — стадия проверки гипотезы-основания, на которой из нее выводятся гипотезы-следствия.
Для выдвижения гипотез-следствий гипотеза-основание подвергается дедуктивной разработке.
Задача дедуктивной разработки гипотезы-основания состоит в том, чтобы из непосредственно не наблюдаемых переменных, составляющих се содержание, сконструировать гипотезы-следствия, которые допускают опытную проверку. Подход к дедуктивной разработке исходит из того, что переменные обобщают группу частных явлений и из этих переменных необходимо их дедуцировать. Сопоставление полученных из гипотезы-основания гипотез-следствий с опытом представляет собой проверку гипотезы-основания путем «внешних» наблюдений.
Таким образом, гипотеза-основание проверяется не целиком, а по частям — посредством проверки истинности совокупности гипотез-следствий.
Логическая форма описательно-объяснительной гипотезы социологического исследования, объединяющая две стадии ее формирования
Форма и содержание гипотезы-следствия и логика проверки истинности гипотезы-основания социологического исследования посредством гипотез-следствий.
Гипотеза-следствие имеет точно такую же форму, как и гипотеза-основание. Форма умозаключения, используемая в гипотезе-следствии, определяется формой заключения гипотезы-основания, для проверки которой она используется.
Для описательной гипотезы-основания гипотеза-следствие представляет собой предположение по поводу свойства, которым обладает данное явление, из всех возможных свойств, присущих ему в сравнении с другими явлениями, или по поводу свойств составных частей самого явления.
Для описательно-объяснительной и объяснительной гипотезы-основания гипотеза-следствие представляет собой предположение о характере изменения состояния одного явления при изменении состояния другого явления, формулируемое с использованием связки «чем. тем. ».
По содержанию гипотеза-следствие отличается от гипотезы-основания, так как она должна допускать опытную проверку. Содержание гипотезы-основания составляют переменные, не поддающиеся непосредственному наблюдению. В отличие от них содержание составляющих гипотезы-следствия должно поддаваться непосредственному наблюдению. Следовательно, в процессе дедуктивной разработки гипотезы-основания необходимо осуществить переход от переменных, представляющих собой по своей природе теоретические явления, к их непосредственно наблюдаемым составляющим, которые по своей природе есть эмпирические факты.
Т.е. выведение гипотез-следствий из гипотезы-основания означает осуществление процедуры перехода от теоретических явлений к эмпирическим фактам. Тем самым на данном этапе конструирования социологического исследования происходит установление связи между теоретическими обобщениями и их эмпирическим выражением.
Логика проверки истинности гипотезы-основания:
В основу проверки истинности гипотезы-основания посредством гипотезы-следствия могут быть положены логические операции.
Одна из таких логических операций называется импликацией. Парадоксы материальной импликации гласят следующее: «Из ложного высказывания следует любое высказывание, а истинное высказывание следует из любого высказывания».
Исходя из данного парадокса, первый вывод применительно к проверке истинности гипотезы-основания:«Если гипотеза-основание ложна, то выводимые из нее гипотезы-следствия могут быть любыми — и ложными и истинными».
В то же время, «необходимым условием правильности всякого умозаключения является выполнение следующего требования: если посылки умозаключения истинны, то должно быть истинно и умозаключение», т. е. из истинного высказывания ложь следовать не может.
Отсюда правомерно сделать второй вывод: «Если гипотеза-основание истинна, то из нее не могут следовать ложные гипотезы-следствия».
Из вышеприведенных двух выводов вытекают правила проверки истинности гипотезы-основания посредством определения истинности или ложности гипотез-следствий.
Первое правило: «Если гипотеза-следствие ложна, то гипотеза-основание ЛОЖНА», так как из истинной посылки (гипотезы-основания) не может следовать ложное заключение (гипотеза-следствие).
Второе правило: «Если гипотеза-следствие истинна, то гипотеза-основание может быть и ложной, и истинной», так как из ложной посылки (гипотезы-основания) может следовать любое заключение (гипотеза-следствие).
Источник