Гимнастическая терминология способ образования правила применения

Гимнастическая терминология способ образования правила применения

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 559
  • КНИГИ 658 211
  • СЕРИИ 25 238
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 470

Справочник по гимнастической терминологии строевых и общеразвивающих упражнений: Учебно-методическое пособие

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Л.П. Морозова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта МПГУ, вице-президент Всероссийской федерации эстетической гимнастики, член президиума Международной федерации эстетической групповой гимнастики (IFAGG)

Н.В. Масягина, кандидат педагогических наук, доцент, директор ГБОУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Департамента физической культуры и спорта города Москвы

Данное справочное методическое пособие призвано осуществить помощь в систематизации знаний студентов профиля «Физическая культура» в гимнастической терминологии и оказании помощи в подготовке к практической деятельности преподавателей физической культуры по организации различных частей уроков и составлению комплексов упражнений в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

Справочник гимнастической терминологии строевых и общеразвивающих упражнений представлен в виде краткого изложения сведений в систематизированной форме.

Студенты, изучающие практические дисциплины, должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками профессионально-педагогической подготовки:

• освоить знания по курсу строевых упражнений, научиться владеть голосом для подачи команд и распоряжений;

• освоить знания по курсу общеразвивающих упражнений без предметов, овладеть гимнастической терминологией для объяснения упражнений и навыками их проведения различными методами;

• научиться составлять комплексы упражнений для различных частей урока;

• научиться применять эти знания в решении конкретных педагогических задач на практических дисциплинах.

I. Гимнастическая терминология

Гимнастическая терминология – это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений, а также правила образования и применения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений.

Термином в гимнастике принято называть краткое, по возможности однословное, условное обозначение какого-либо двигательного действия, упражнения.

Система специальных, но понятных и доступных терминов облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание упражнений.

1.1. Значение гимнастической терминологии

Знание терминологии имеет большое практическое значение как в период обучения студента, так и в его будущей профессиональной деятельности. Начинать изучение темы рекомендуется с уяснения понятий «терминология». Студент должен уяснить, что гимнастическая терминология – это система терминов, предназначенных для краткого и точного обозначения применяемых упражнений и общих понятий, должен знать правила образования терминов и их применение.

Использование правильной терминологии помогает и облегчает общение и взаимопонимание между студентами и преподавателями, учениками и учителями, тренерами и гимнастами, спортсменами и судьями.

Важно на конкретных примерах убедиться в преимуществе терминологического обозначения упражнений по сравнению с описанием общепринятым языком. Например, положения и движения тела принято кратко называть: присед, упор присев, вис, упор, подъем, оборот, поворот, соскок и т. и. Эти и другие термины (условно сокращенные обозначения) в гимнастике приобретают большое практическое значение. Термины во много раз сокращают описание, выражают определяемое одним метким словом-термином.

Читайте также:  Лучший способ для увеличения груди

Термины образуются из существующих слов путем придания им особого терминологического значения:

• путем словосложения (разновысокие брусья; прыжок вперед-вверх)

• путем образования производных слов и словосочетаний (подъем разгибом, соскок углом, перелет согнувшись, разный упор)

• путем иноязычных заимствований (сальто, пируэт, цукахара).

Или в соответствии с правилами:

• в качестве терминов используются корни отдельных слов общепринятого языка (вис, упор, спад, соскок)

• большинство статических положений определяется в зависимости от того, какой частью тела выполняется опора (упор, упор на руках, предплечьях; стойка на плечах, на руках, на правой, левой руке и т. д.). Многие прыжки определяются в зависимости от выполнения (согнувшись, летом, переворотом, прогнувшись и т. д.)

• существенным признаком в образовании терминов является структура двигательного действия: подъемы (махом вперед, назад, разгибом, переворотом, дугой), спады, перелеты, обороты, повороты.

1.2. Основные требования к гимнастической терминологии

Применение терминологии способствует улучшению процесса обучения гимнастическим упражнениям, так как слова-термины помогают лучше понять сущность того или иного движения и создать правильное представление о нем. В учебном процессе краткие слова (термины) оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Термины делают учебный процесс более компактным и целенаправленным. При этом каждый термин должен одинаково пониматься каждым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.

Термин должен быть:

1.3. Правила гимнастической терминологии

Для достижения предельной краткости описываемых движений можно не произносить и не записывать некоторые часто встречаемые слова и термины:

• Слова, определяющие положение тела или отдельных его частей, если предполагается обычное выполнение упражнения, и нет особых указаний (с прямыми руками, рукой; ногами, ногой с оттянутыми носками).

• Слова «ноги вместе» не указывать, следует говорить И.П.– руки на пояс, а не И. П.– о. с. руки на пояс.

• Слова «ладонями книзу» в положении руки в стороны и ладонями вовнутрь в положениях: руки вперед, вверх и вниз.

• Слова дугами вперед и направление движений, если они совершаются кратчайшим путем (руки в стороны, а не дугами наружу, руки в стороны). Если предполагается иное направление, то обязательно указывается направление движения (дугами вперед, руки в стороны).

• Слово туловище при выполнении наклонов, однако, при поворотах слово туловище остается (наклон вперед, поворот туловища направо).

• Слово нога при выполнении махов (перемахов), в отдельных случаях слово нога может быть сохранено.

• Слово согнувшись при выполнении наклонов, если предполагается наклон прогнувшись, оно остается в описании.

• Слово поднять, выставить, опустить при выполнении движений руками или ногами.

• Слово спереди, при положении занимающегося передней стороной тела к опоре (упор лежа, вис стоя), слово вперед и в одноименную сторону при выпадах, махах (выпад правой, выпад влево, мах левой, мах вправо).

Читайте также:  Морилка для дерева способы нанесения

Источник

ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

I. Способы и правила образования терминов. Наиболее рас­пространенный способ образования терминов — придание нового терминологического значения существующим словам (переосмыс­ливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход и др. Нередко термины образуются путем словосложения (например, брусья разновысокие; прыжки далеко-высокие или высоко-далекие и др.), а также с помощью производных слов и словосочетаний.

Наряду с указанными в гимнастике применяются специальные способы образования терминов:

1. В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед и др.

2. Статические положения определяются в зависимости от ус­ловий опоры. Например, упор (рис. 1,а), упор на предплечьях (рис. 1,6), упор на руках (рис. 1,в), упор на коленях (рис. 1,г),

.упор на локте (рис. 1,(3); стойка на лопатках (рис. 1,е), стойка .на голове (рис. 1,ж), стойка на* руках (рис. 1,9) и др.

В некоторых случаях при образовании терминов учитывается положение тела (взаимное расположение его звеньев). Например, вис, вис углом (рис. 2,а), вис согнувшись (рис. 2,6), вис прогнув­шись (рис. 2,в), то же ноги врозь, вис сзади (рис. 2,г), горизон­тальный вис (рис. 2, д) и др.

3. Термины маховых упражнений образуются с учетом особен­ностей того или иного двигательного действия. Например, подъем

махом вперед из упора на предплечьях (рис. 3,а), подъем разги­бом (рис. 3,6), подъем двумя или одной (рис. 3, в) и др.

4. Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от формы движения в фазе полета. Например, в спортивной гим­настике: согнув ноги, ноги врозь, лёт, переворот и др.; в художе» ственной гимнастике: закрытый, открытый, шагом, скачок, пере­кидной (рис. 4,а), выпадом (рис. 4,6), подбивной, полукольцом правой (рис. 4, в) или кольцом (рис. 4, г) и др.

При этом следует всегда учитывать основные требования, предъявляемые к термину, — смысловое содержание термина обус­ловлено тем понятием, которое данный термин должен выражать.

Его значение должно определяться терминологией данной дис­циплины (гимнастики) в целом, а не изолированно. В этом случае он (термин) станет точным, кратким и будет выражать собою . определенное содержание (действие). Иначе термины не будут со­гласованы с правилами гимнастической терминологии и явятся случайными наименованиями, засоряющими терминологию.

II. Правила применения терминов.Гимнастическую терминоло­
гию следует применять с учетом квалификации занимающихся.
Так, занимающиеся гимнастикой в режиме трудовой деятельности,
утренней гигиенической и другими формами оздоровительной гим­
настики применяют лишь отдельные термины общеразвивающих
упражнений. Начинающие заниматься спортивными видами гим­
настики должны овладевать терминологией одновременно с изуче­
нием упражнений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным, специальным языком.

Все термины целесообразно разделить на две группы:

1. Термины, имеющие собирательный смысл.К ним относятся одноименные, разноименные, последовательные движения руками илиногами; обычные и обратные скрещения, одноименные и раз­ноименные перемахи, повороты, равновесия, шпагаты, упоры наколене, мосты и др. Этими терминами пользуются для обозначе­ния целой группы сходных упражнений.

Читайте также:  Власть как способ управления совместной деятельности

2. Конкретные термины,позволяющие точно определять осо­бенности упражнения. Эти термины, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. Первые отражают главный признак упражнения (подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, прыжок и др.), вторые (являясь вспомогательными) уточняют спо­соб выполнения того или иного упражнения (разгибом, дугой, переворотом и т. п.), направление (направо, назад и др.), условия опоры (упор на правом локте, колене, на предплечьях и др.).

Название упражнений должно состоять из основного тер­мина, выражающего его суть, и дополнительного, уточняю­щего движение, его последовательность. В случае необходимости применяют и поясняющие слова, подчеркивающие характерные стороны определяемого. Например, движение рукой выполнять резко, расслабленно, мягко и т. п.

III. Правила условных сокращений(опускание отдельных обо­
значений).

В гимнастике для краткости принято не указывать ряд обще­принятых положений, движений или их деталей. Например, опу­скаются слова:

«спереди» — положение гимнаста передней стороной тела копоре;

«вперед» — указание онаправлении движения, выполняемого

2* 35

кратчайшим путем, дугами (дугой) вперед, так как это единствен­но возможное или обычное направление движения;

указание положения рук, ног, носков, коленей, если они соот­ветствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в поло­жении вниз, вперед и вверх, а также вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оття­нуты;

«туловище» — при наклонах;

«нога» — при перемахах, кругах одной ногой;

слова «выставить», «поднять», «опустить», когда речь идет о движении руками или ногами;

«продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду. На перекладине, кольцах, брусьях разной высоты, коне опускается термин «продольно»; на параллельных брусьях — термин «поперек»;

«хват сверху» — как наиболее распространенный, обычный;

«перемах внутрь» или «положение внутри», но всегда указыва­ется противоположный термин — «вне». Например, «перемах пра­вой вне».

«соскок или прыжок», если это очевидно. Например, на брусьях: стойка на руках — переворот вправо — это, естественно, соскок; или через коня в длину «лёт» — прыжок, и указывать это нет смысла;

«прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это „ положение. Например, на кольцах, брусьях, перекладине махом назад соскок.

указание о направлении, если сказано, каким движением вы­полняется элемент. Например, на кольцах: махом назад выкрут (слово «вперед» может быть опущено) или махом назад выкрут и соскок ноги врозь (также слово «вперед» должно быть опущено);

«исходное положение» (сокращенно и. п.) указывается только в начале упражнения. Путь конечностей и тела указывается лишь в случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обыч­ным путем.

Источник

Оцените статью
Разные способы